Главная страница
Навигация по странице:

  • Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать Дети: Борис Житков.У.: Какие его произведения вы уже читали

  • У.: О чем обычно пишет Борис Житков

  • У.: О чем может идти речь в этом рассказе

  • У.: Что изображено на иллюстрации

  • реферат. Методы и приемы формирования сознательности чтения у младших шко. Мкоу Тхорёвская оош Выступление на педсовете Методы и приёмы формирования сознательности чтения у младших школьников


    Скачать 26.93 Kb.
    НазваниеМкоу Тхорёвская оош Выступление на педсовете Методы и приёмы формирования сознательности чтения у младших школьников
    Анкорреферат
    Дата03.04.2022
    Размер26.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетоды и приемы формирования сознательности чтения у младших шко.docx
    ТипРассказ
    #437543



    МКОУ «Тхорёвская ООШ»


    Выступление на педсовете

    «Методы и приёмы формирования сознательности чтения

    у младших школьников»


     


     


     


     


     


     


     


      Подготовила

    Свешникова Любовь Васильевна

    учитель начальных классов

    2021 год

     


     

    С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

    Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока) можно с помощью следующих приемов:

    1) компенсирующих несформированность типа правильной читательской деятельности;

    2) формирующих тип правильной читательской деятельности.

    К первой группе приемов можно отнести:

    - беседу учителя с детьми,

    - рассказ учителя,

    - словарную работу.

    Ко второй группе приемов относятся:

    - предварительное рассматривание иллюстраций,

    - работа с названием произведения,

    - вычленение из текста ориентирующих слов.

    Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей (например, предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся).

    Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем незнакома детям или мало знакома. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.

    Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя.

    Словарная работа – это вид деятельности, который обязательно присутствует на современном уроке литературного чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Компоненты словарной работы таковы:

    – лексическая работа;

    – работа по предупреждению ошибочного чтения;

    – работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.

    Для подготовительного этапа урока отбираются:

    1. трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;

    2. слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.

    Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:

    - объяснение значения слова путем подбора синонимов;

    - объяснение значения слова через антоним;

    - объяснение значения слова через развернутое описание;

    - объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;

    - объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;

    - выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю

    На подготовительном этапе урока для включения детей в тему чтения целесообразно применять дополнительные средства (приемы):

    1) чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме;

    2) показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото;

    3) прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.

    Привлечение этих средств для подготовки к восприятию художественного произведения создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

    В перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, так как он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик же вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль в большей степени пассивна.

    Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.

    Например, работа с названием произведения.


    Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?

    Дети: Борис Житков.


    У.: Какие его произведения вы уже читали?

    Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».


    У.: О чем обычно пишет Борис Житков?

    Д.: О необыкновенных событиях.

    У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.

    Д.: «На льдине».


    У.: О чем может идти речь в этом рассказе?

    Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине

    Среди приемов, формирующих тип правильной читательской деятельности на подготовительном этапе урока, большое значение имеет предварительное рассматривание иллюстраций, которое может помочь уточнить тему предстоящего чтения.


    У.: Что изображено на иллюстрации?

    Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине – люди, в небе – самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.

    Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:

    - разделен ли он на части,

    - снабжен ли подзаголовками,

    - есть ли к нему вопросы.

    Следует приучать младших школьников прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой его части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят детей на диалог с текстом.

    Такой вид работы задает маленькому читателю определенный тип деятельности с художественным текстом. Постепенно освоив его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без помощи учителя и сам настроиться на восприятие произведения. При такой работе формируется тип правильного читателя .

    На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.

    Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

    Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:

    - словесное рисование,

    - постановка вопросов к тексту самими учащимися,

    - перечитывание,

    - составление портретной характеристики героя,

    - драматизация.

    Словесное рисование проводится по следующим этапам:

    1. что будет нарисовано? (содержание):

    2. как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);

    3. какие краски используем для картины? (цветовое решение).

    Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

    Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

    При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

    При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:

    – внешний вид;

    – поступки;

    – прямая речь героя;

    – высказывание других персонажей о герое;

    – его собственные мысли

    Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:

    – чтение по ролям;

    – пантомима;

    – постановка живых картин;

    – собственно драматизация.

    Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.

    Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя

    На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:

    - чтение по ролям,

    - пересказ,

    - выразительное чтение.

    Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

    Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:

    1) выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;

    2) затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям;

    3) найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.

    Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой

    Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, соблюдая следующие этапы:

    1. подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

    2. определить, на сколько частей можно разделить текст;

    3. сказать, о чем будет говориться в каждой части;

    4. предложить озаглавить каждую часть;

    5. обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

    После завершения работы над планом полезно обратить внимание детей на то:

    – зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);

    – чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).

    В методике принято различать несколько типов пересказа:

    – подробный;

    – близкий к тексту;

    – выборочный;

    – краткий;

    – творческий

    Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.


     



    написать администратору сайта