Главная страница

эссе. Можно выделить несколько этапов становления психологии, как науки


Скачать 25.92 Kb.
НазваниеМожно выделить несколько этапов становления психологии, как науки
Дата06.01.2023
Размер25.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипДокументы
#874635

Для меня психология – самая удивительная наука, и ее путь от момента возникновения до настощего дня долог и интересен. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Можно выделить несколько этапов становления психологии, как науки:

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное). Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса.

XIX век – Вильгельм Вундт. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психология , как и другие науки, развивалась не так гладко , и на ее долю выпало несколько кризисов. Например, так называемый « открытый кризис» В 1910-1930 годы в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовывали потенциально возможные варианты предмета и метода психологии.

В качестве примера следует сопоставить бихевиоризм, суть которого состоит либо в отрицании существования психологических структур и процессов, либо в признании их недоступности для исследования, и глубинную психологию, постулирующую существование таких структур и процессов и утверждающую их доступность для изучения. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной науке не происходило столкновения такого множества противоположных парадигм.

Данный исторический этап можно назвать кризисом психологии, попытки выйти из которого реализуя новые программы исследований лишь приводили к увеличению числа конкурирующих парадигм.

При этом различные парадигмы, школы и направления, разрабатывали различные стороны потенциального предмета и соответствующего ему метода психологии.

Это подтверждается возможностью гибридизации даже самых полярных парадигм - когнитивный бихевиоризм, совместивший представления о роли стимулов и отрицаемую концепцию внутренней психологической структуры.

Состояние психологии в 1910-1930-е годы представляло лишь стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм.

Только все множество конкурирующих парадигм в целом соответствует наиболее полному представлению о предмете и методе психологии, продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании одной парадигмы, не в слиянии несовместимых парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения о предмете и методе психологии..

Весьма интересны основополагающие открытия в истории психологии, изменившие течение психологической мысли. Вот некоторые из них:

  1. Первый набросок психологической теории, ориентированной на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту. Он изобрел теоретическую модель организма как автомата - системы, которая работает механически. Тем самым, живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства.

  2. Открытие рефлекса. Это достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде, работы всего организма. Именно поэтому через три столетия И.П. Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории. Мы вновь сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии). Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.

  3. Страсти души. Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось «Страсти души». Этот оборот следует пояснить, так как и слово «страсть», и слово «душа» наделены у Декарта особыми смыслами. Под «страстями» подразумевались не сильные и длительные чувства, а «страдательные состояния души», - все, что она испытывает, когда мозг сотрясают «животные духи» (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным «трубкам». Иначе говоря, не только такие мышечные реакции как рефлексы, но и различные психические состояния возникают автоматически, производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект «машины тела», к функциям которой относятся: «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... Я желаю, чтобы вы рассуждали так, что эти функции происходят в этой машине в силу расположения ее органов: они совершаются не более и не менее как движения часов или другого автомата».

  4. От души к сознанию. Веками до Декарта вся деятельность по восприятию и обработке психического «материала» считалась производимой особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира (душой). Теперь же доказывалось, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Не становилась ли душа в таком случае «безработной»? Декарт не только, не лишает ее прежней царственной роли во вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), стало быть, равноправной великой субстанции природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть, знание субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого другого. Душа определялась по единственному признаку - непосредственной осознаваемости своих явлений, которые в отличие от явлений природы лишены протяженности. Тем самым, произошел поворот в понятии о «душе», ставшем опорным для следующей главы в истории построения предмета психологии, Отныне этим предметом становится сознание.

  5. Психофизическое взаимодействие. Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и хотениями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке? Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятии, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, где бы эти две несовместимые субстанции все же могли общаться. Он предложил считать таким органом одну из желез внутренней секреции - «шишковидную» (эпифиз). Это эмпирическое «открытие» никто всерьез не принял.

  6. Механодетерминизм. Понимание предмета психологии зависит, как говорилось, от направляющих исследовательский ум объяснительных принципов, таких как причинность (детерминизм), системность, развитие. Все они, сравнительно с античностью, претерпели коренные изменения. В этом решающую роль сыграло внедрение в психологическое мышление образа конструкции, созданной руками человека, - машины.

  7. «Этика» Спинозы. Одним из первых оппонентов Декарта выступил Спиноза. Он учил, что имеется единая, вечная субстанция - Бог или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разумению открыты только два атрибута - протяженность и мышление. Из этого явствовало, что бессмысленно представлять человека по-декартовски как место встречи двух субстанций. Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел его главный труд - «Этика». В нем он поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с такой же точностью и строгостью, как линии и поверхности в геометрии. Три главные побудительные силы это: а) влечение, которое относясь и к душе, и к телу, есть «ничто иное как самая сущность человека», а также б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. Причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

  8. Лейбниц: открытие бессознательной психики. Это мнение об единстве телесного и психического. Основанием единства этот мыслитель считал духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» - единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Было перечеркнуто декартово равенство психики и сознания. Согласно Лейбницу, «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений». В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций». Этим термином Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия. Осознание восприятии становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт - апперцепция, включающий внимание и память.

Для нас , людей живущих именно в наше время , интересны парадигмы, господствующие в современной психологии и психотерапии. В. А. Янчук в монографии «Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход» (Минск, 2000) выделяет следующие парадигмы: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная, деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая. Можно предположить, что психологи, которые относят себя к различным психологическим школам, придерживаются и разных парадигм: психоаналитики — психодинамической, роджерианцы — гуманистической и т. д. Разумеется, это упрощенный взгляд на проблему. Так, например, психологов, работающих в когнитивно-поведенческом подходе уже даже по названию можно отнести к специалистам, работающим сразу в двух парадигмах — когнитивной и поведенческой; гештальтисты, на мой взгляд, пользуются и экзистенциальной, и гуманистической, и системной парадигмами.

Основные парадигмы в современной психологииПонятие научной парадигмы подробнейшим образом разобрано в классической работе Томаса Куна «Структура научных революций», которую он написал в 1962 году. В этой работе он обозначает парадигму как систему идей и представлений, объединяющей членов научных сообществ, признанные членами этих сообществ научные достижения как систему.

Однако нас интересует, в первую очередь, не парадигма как таковая, не кризисы науки и смены парадигм в философском и социологическом смысле, как это описано у Куна, а парадигмы, господствующие в современной психологии и психотерапии.

Понимая парадигму как правила и стандарты, принятые в современном психологическом научном сообществе, можно выделить несколько таких парадигм, которыми руководствуются психологи. В. А. Янчук в монографии «Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход» (Минск, 2000) выделяет следующие парадигмы: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная, деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая.

Можно предположить, что психологи, которые относят себя к различным психологическим школам, придерживаются и разных парадигм: психоаналитики — психодинамической, роджерианцы — гуманистической и т. д. Разумеется, это упрощенный взгляд на проблему. Так, например, психологов, работающих в когнитивно-поведенческом подходе уже даже по названию можно отнести к специалистам, работающим сразу в двух парадигмах — когнитивной и поведенческой; гештальтисты, на мой взгляд, пользуются и экзистенциальной, и гуманистической, и системной парадигмами По большому счету, любой практикующий специалист в области психологии, не может удержаться в рамках одной парадигмы, а в том или ином виде использует большую их часть. Обычно все многообразие психологических подходов и школ делят на три большие группы: психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический, иногда добавляя трансперсональный подход.. В этой связи можно было бы говорить о трех или четырех основных парадигмах в психологии (в зависимости от того, признаем мы или нет трансперсональный подход как имеющий отношение к научному).

Как пример, основными положениями психодинамической парадигмы можно было бы назвать:

- Предметом исследования является психика человека.

- Основное направление исследования — область бессознательного (существование которого принимается априорно).

- Принцип историчности — симптом, проблема развивается в течение какого-то времени, имеет причину в прошлом человека и т. д.

Гуманистическая парадигма:

- Предмет исследования — личность, система отношений личности.

- Фокус внимания — на субъективной сфере, прежде всего - чувствах и т. д.

Я думаю, что психология — молодая и интенсивно развивающаяся наука. Она представляет собой разветвлённую сеть психологических направлений, подходов, школ, учений, составляющих единое поле психологического знания. Структуралистский подход отличает сфокусированность на проблеме структуры психических переживаний индивида; в контексте функционалистского видения акцент делается не на структуре, а на активности сознания, на его направленности на объекты внешнего и внутреннего мира. Среди современных психологических направлений выделяются бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология. И все эти направления активно развиваются. В современном мире любой человек для решения своей какой-либо психологической проблемы может выбрать для работы специалиста любого направления по своей потребности. Поэтому я смело могу считать , что современное состояние психологии, как науки , весьма хорошее. Конечно, имеется огромное поле для развития . Наблюдая за различными публикациями учёных, я замечаю ,что психология развивается большими темпами . Я уверена что , в будущем появятся новые психологические направления ,приносящие пользу людям , ведь за психологией будущее.

.


написать администратору сайта