Можно выделить следующие задачи
Скачать 65.53 Kb.
|
1 2 30. Зв сторона яз усваивается реб постепенно. К нач дошк возр реч аппарат реб сформирован (он лишь незначительно отлич от реч органов взрослых), функционирует и фонемат слух. В то же время в кажд возр периоде у детей имеются свои недостатки в зв к-ре речи, кот рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи. У детей дошк возр отмечаются неправ произн отд зв, особенно шип, перестановка или пропуск зв и слогов в слове. У некот детей набл-ся быстрая, нечеткая речь, при кот реб недостаточно открывает рот, слабо артикулирует зв. Эти особ-ти речи не явл-ся патологическими, они объясняются медленным разв моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особ-ти и у реч дых детей: оно поверхностное, с шум частыми вдохами, без пауз. Восп-ль должен знать типичные особ-ти в словопроизн дет: в мл возр - сокращение слов «весипед» перестановка и пропуск зв и слогов (чевряк, коричвенный), добавление звуков реблята, игруша). Знание этих особ поможет быстрее исправить ошибки словопроизн дет. В ст возр нужно обратить вним на правил произ-я некот гр. слов (ошибк. детей: кофий, сандали, синитарка, тролебус, «кокей» — хоккей и др.). Реб иногда затрудняет постановка слов. удар. 31. Можно выделить следующие задачи: 1. Формирование правильного произношения звуков. 2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения. 3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. 4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. 5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. 6. Воспитание выразительности речи. Говоря о воспитании выразительности речи, имеется в виду две стороны этого понятия: 1) естественная выразительность повседневной детской речи; 2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения). 7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. 8. Воспитание речевого слуха и речевого дыхания. 49. Монолог-речь одного человека.Формы монолога:монолог-повествование,монолог-рассуждение,монолог-описание.При обучении этим видам монолога роль искусства очень высока,т.к необх использ все возможные средства: чтение рассказов разных типов(повеств,рассуж,описан),разыгрывание необх ситуации,беседы,заучивание стихов,инсценировка сказок,разучивание песен,рассматривание и описание картин,прослушивание муз произвед,описание игрушек,погоды.Чтобы дети могли понимать монолог речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школы. Тем ответственней задача воспитателя д/с, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу(рассказы,сказки,повести,стихотворения,басни,муз произв,картины,игруш 32. Для четкого произн зв необх прав положение и движение органов речи (артикуляция). Задача в-ля — разв у детей подвижность языка, губ, регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения. Спец двиг упр для мышц реч аппарата необ так же, как общая гимнастика необ для норм р* организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в д/с как логопедическая. Ее след проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков. Для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления зв. В ст возр осн содержание работы по зв к-ре речи сводится к дифференциации зв, наиболее часто смешиваемых детьми: шип и свистящих, зв и гл, тв и мягких. Детей знакомят с различительными особенностями этих зв по акустическим и артикуляционным признакам. (Распределение учебного материала по месяцам дается в главе «Планирование и учет работы по развитию речи»). Ф* звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного зв; 3) закрепление зв в слогах, словах и фразовой речи. Первый этап — подготовительные артикуляционные движ — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упр на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по зв к-ре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1—5 дней. Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова: 1. Показ, объяснение артикуляции зв (или группы родственных звуков), многократное произнесение зв педагогом (в образной форме). 2. Произношение изолированного зв детьми с одновременным упр в реч дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи. 3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи. 4. Упр в произношении зв в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стих). В ст группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей. 34. Этич.нормы реч.к-ры способствуют прав общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой явл доброжелательность,уважение к людям, к их мнению, терпимость.Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п. К обязательным этич нормам для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную инфо, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того, обязательная для исполнения норма – это требование всемерно проявлять уважение к людям.Рекомендуемые этич нормы. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.Этич нормы тесно связаны с выразительностью речи. В д/с необходимо показывать детям,как надо правильно общаться. Для этого можно использовать такие приёмы как игра-драматизация, обыгрывание различных ситуаций(у врача,в магазине,на празднике),чтение произведений,разыгрывание сказок,беседа,незапланированный диалог. 36. Программа д/с предусматривает обуч диал. и монол. речи. Работа по р* диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.Диалог – сл форма соц взаимодействия. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.В группах раннего возр ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения.В мл дошк возр воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.В ср дошк возр детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.В ст гр следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Приёмы обуч диалогу:беседа,подвижные игры,дидактич игры,игры драматизации, Разговор воспитателя с детьми., Чтение литературных произведений,Словесные поручения 33. В процессе формирования звуковой стороны речи воспитатели используют разнообразные ср-ва: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют усвоению всех разделов звуковой к-ры речи. Вед место занимают игры. С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Прежде всего используют игры со звукоподражанием. Показывая образец произношения, воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гл.звук. Воспитанию звуковой культуры также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах как на занятиях, так и вне занятий. В детских садах широко используются подвижные и хороводные игры. Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков. Вот несколько примеров таких игр. Игра «Жуки,Игра Пузырь.Начиная с младшей группы используются игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности. Чистогов и скорогов, как правило, небольшие по объему и спец построены из сложных сочетаний зву, слогов и слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто,скороговорки—скоро,быстро.В качестве реч материала для восп-я зв к-ры речи исп-ся также стихи и считалки. Они имеют многоцелевое назначение: способствуют закре зв, применяются в качестве упр для выработки четкой дикции, для разв голос аппарата. Заучивая на занятиях спец подобранные стихи,одновременно дети расширяют свои предст-я об окр. Считалки упражняют в отчетливом, громком произнесении и закрепляют, уточняют некоторые знания, полученные на других занятиях, например навыки использования порядкового счета.Метод.приемы:сопряженная,отраженная,хоровая речь,показ и объяснение звука,упражнения,рассказ-драматизация. 37. Задачи и содержание обуч монол речи определяются особ развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).Для достижения связности речи необходим ряд умений: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений. В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошк возр наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них яз средства, а также типичные межфразовые связи. 35. Под св речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предл),беспечив.общение и взаимопонимание.Связная речь–это единое смысловое и структурное целое,включ связанные м/у собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Осн функция св речи– коммуникативная.Она осущ-ся в 2 осн формах – диалоге и монологе.В лингв и психол лит-ре диалог и монолог речь рассм в плане их противопоставления.Они отл-ся по своей коммуникативной направленности,лингв.и психолог.природе.Гл особенностью диалога явл чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и послед говорением дру.Важно, что в диалоге собеседники всегда знают,о чем идет речь,и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.Диалог.речь отл-ся непроизвольностью,реактивностью.Очень важно отметить,что для д типично использование шаблонов и клише,реч.стереотипов,устойчивых формул общения,привычных,часто употребляемых и как бы прикрепленных к опред.бытовым положениям и темам разговора.Реч.клише облегчают ведение диалога.Монолог.речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени.Она имеет несравненно более сложное строение,выражает мысль одного чел,кот неизвестна слушателям.Поэтому высказывание содержит более полную формулировку инфо,оно более развернуто.В монологе необ внут подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.Здесь тоже важны неречевые средства (жесты,мимика,интонация),умение говорить эмоц,живо,выразительно,но они занимают подчиненное место.Для монолога хар-ны:лит.лексика;развернут.высказывания,законченность,логич.завершенность,связностьмон.обесп-ся одним говорящим.Св речь м.б.ситуативной и контекстной.Ситуат.речь связана с конкретной нагл.ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в реч.формах.Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается.Говорящий широко исп жесты,мимику,указат.местоим.В конт речи в отличие от ситуат ее содержание понятно из самого контекста.Сложн кон речи сост в том,что здесь треб-ся построение высказывания без учета конкретной ситуации,с опорой только на яз средства.В больш случаев ситуат речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. 38. Достаточно сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам. Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.Описательные рассказы могут проводиться в виде описания игрушки,описание природы,картины.Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). 42. . Важной предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. Для обучения грамоте детей ст дошк возраста необ также явл формирование пространственных представлений. Пространственные представления включ в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтен. Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Координация движений является еще одной составляющей готовности к обучению грамоте. Это согласованная работа всех мышц тела, в результате чего движения становятся размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы (антогонистические) действуют противоположно . Одним из основных показателей успешного обучения является состояние здоровья ребенка. Таким образом, успешное обучение ребенка грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков. 39 Пересказ – осмысленноевоспроизведениелит.текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Требования к пересказам детей таковы:Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.Последовательность и связность пересказа. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой. В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др. 40. В д/с придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые хар-ся самостоят,законченностью,логической связью между своими частями. В дошк.возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме). Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так: 1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше; 2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;3) рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив); 4) рассказ по кинофильму.Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отн у них должны быть в запасе слова, грамматические формы.Следовательно,упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании. Например, содержание описанных выше бесед о шапке, о работе повара, о высадке рассады на огороде может быть и предметом рассказов детей: описаний, повествований и рассуждений.Спец задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи.Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана,предусматривающего рук-во логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих) 43. В наст время обучение грамоте в школах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом(Ушинский). В основе его лежит изучение зв живой речи; метод предполагает разделение св речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). Существует несколько разновидностей звуковых методов. В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтет метод, когда аналитическая и синтетич работа сочетаются. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы — буквослагательный и слоговой(буква,слог,слово,фраза).задачи:научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;расширить кругозор детей;активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму. При обуч чтению по методу И. Н. Шапошникова дети каждое слово делят на слоги,а слоги на зв. Каждый выделенный зв обозначается буквой (при этом во избежание графических трудностей И. Н. Шапошников предлагает пользоваться печатным шрифтом). Таким образом, ребенок не просто делит слово на зв,но тут же выражает его в буквах: он пишет, заканчивая процесс абстрагирования звуков в процессе письма. Каждое написанное слово затем дважды читается детьми. (И. Н. Шапошников против того, чтобы давать детям слова, которые они не умеют писать правильно.) 44. При ф* представлений о слове можно выделить2осн момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.С термином «слово» дети нач знакомиться в ср гр в проц.общения,при выполнении разнообразных реч.упр.по обуч.звукопроизношению, обогащению словаря. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества. Со понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек.» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Бар-то; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения. 41. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учениюПсихологами и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обуению грамоте в детском саду. В подгот к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения.,Программа д/с в настоящее время предусматривает знакомство детей с предложением, деление предложения на слова, составление предложений из двух—четырех слов, членение двусложных и трехсложных слов на слоги (для детей — части). Это соответствует в какой-то степени тому объему знаний, который предлагается первоклассникам в подготовительный период, т. е. в первые 3—10 дней занятий. При обучении чтению учитель возвращается к этому материалу на каждом уроке, постепенно усложняя его. Поэтому умения воспитанников детских садов помогут первоклассникам в овладении грамотой. Работа по подготовке детей к обучению грамоте проводится один раз в неделю 10—15 мин на занятии по родному языку в объеме программы для детских садов. В течение года воспитатель проведет около сорока таких занятий. Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок в группе имел определенное место; он должен не только слушать, но и слышать воспитателя, отвечать полно и кратко на его вопросы, пересказывать прочитанные произведения, составлять простые рассказы по картинкам для развития речи, выразительно читать стих. и т.д. 48. Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обуч грамоте прошел сложный путь р*. Значительные усовершенствования внесены в него современной жизнью. Традиционные принципы метода:а)обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упр, через реч упр, оно накладывается на систему наблюдений природы и окр жизни, опирается на жизненный опыт самих учащихся.б)выделяются добукварный, букварный и послебукварный периоды обучения грамоте;письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним .в)обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, включает в себя систему мер по развитию речи учащихся;за основу обучения грамоте берется звук; отсюда — огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, в качестве единицы чтения берется слог. В основе метода лежит изучение зв живой речи; метод предполагает разделение св речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). Существует несколько разновидностей звуковых методов. В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте аналитическая и синтетич работа сочетаются. 45. Программой д/с предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок. На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов), перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении. Т.о, спец обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений. 47. Ознакомление детей со зв стороной слова начинается еще в мл и ср группах, когда в процессе воспитания зв к-ры речи в упр и реч играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов,различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова.Для этого используют разнообразные метод.приемы, направленные на выделение зв и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках,песенка;сравн.слов-синонимов (веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное);сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое,а смысл разный).Ознакомление со зв и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице яз и явл основой для последующего обучения анализу его зв структуры. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый зв комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных зв, т.е. научить слышать в слове отдельные зв. Для демонстрации следования зв испол спецпособия, моделирующие последовательное появл(и исчезновение)зв при произнесении слова. Зв анализ проходит в своем формировании след стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ сл с опорой на картинку-схему и фишки; диффер гл и согл.фонем; установление места удар в слове; диффер согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование осн фонемат.отн-й в слове; проведение зв.анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный зв.анализ осущ-ся в уме. 46. Первоначальное обуч чт предполагает ф* умения читать слогами (а не по буквам),т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.Задачей работы в д/с явл ф* у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги.В 1ю очередь необх познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).Если со словами слово, зв, предложение дети часто встречаются в процессе повседневного общения,при выполнении разнообр реч упр в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.На нач этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).Испол-ся схемы для записи слогов. Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей и только потом слова односложные (сыр, дом),поскольку на них нельзя продемонстрировать,что такое часть слова. С односложными слов дети знакомятся в дидактической игре,в кот классифицируют картинки с названиями,сост из разного кол-ва слогов. На протяжении всего обучения используются след.приемы:количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематич изобр.слогового состава слова моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги;реч игра «Живые слоги»;произнесение слова по слогам(хоровое и индив),установление их послед-ти, соотнесение со схемой;подбор слов с заданным кол-вом слогов (на материале игрушек, окружающих предметов,картин,по схемам, по словесным заданиям);подбор слов с заданным слогом, дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица) 54. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка. Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов; • часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок; • к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»; • одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас. 50. Роль литературы и фольклора в становлении образной детской речи Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста. Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания. 52. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия. Педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). 1 2 |