Главная страница
Навигация по странице:

  • Преподаватель

  • Процент

  • Понятие межкультурной коммуникации

  • Межкультурная коммуникация в отношениях Руси и Золотой Орды

  • Список источников

  • Эссе. Монголотатары и русь взаимовлияние двух культур, двух цивилизаций


    Скачать 34.14 Kb.
    НазваниеМонголотатары и русь взаимовлияние двух культур, двух цивилизаций
    Дата13.10.2022
    Размер34.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе.docx
    ТипДокументы
    #732121

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

    Кафедра «История»

    ЭССЕ

    ТЕМА: МОНГОЛО-ТАТАРЫ И РУСЬ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ДВУХ КУЛЬТУР, ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    Автор:

    Халилов Хосилбек Улугбек, группа ЮПБ-261

    Дисциплина:

    Россия в глобальной истории

    Преподаватель:

    д.и.н., проф. Руднева Светлана Евгеньевна

    Процент оригинальности:



    Оценка:



    Дата проверки:



    Подпись преподавателя:



    Москва 2022 г.

    Содержание


    Введение 3

    Понятие межкультурной коммуникации 4

    Межкультурная коммуникация в отношениях Руси и Золотой Орды 6

    Вывод 10

    Список источников 11



    Введение


    Нашествие монголо-татарского в течение двух с половиной веков, безусловно, оказало огромное влияние на культуру и будущее развитие нашей страны. В то время многие русские земли были опустошены, экономика страны ослабла, храмы и деревни были разрушены, преобладала абсолютная зависимость от Золотой Орды и влияния её культуры. Поэтому этот период истории считается одним из самых трагических, но в то же время важных, а из-за своих особенностей поднимает интерес историков и по сей день.

    Понятие межкультурной коммуникации


    Во-первых, определим такое понятие, как межкультурная коммуникация, потому что в нашей стране наиболее уместно ее понимать, потому что на территории нашей страны всегда было много различных культур и народов. «Межкультурная коммуникация – это совокупность различных форм коммуникации между отдельными лицами и группами, принадлежащими к разным культурам» [11, стр. 54]. Такой обмен информацией осуществляется посредством обмена информацией между коммуникаторами. «Communicator - (англ. -» коммуникация «) - тема для передачи информации» [1]. Что касается отношений между Старой Русью и Золотой Ордой, то здесь можно назвать коммуникаторов, чтобы один монгол вступил в коммуникационный процесс, и отделить русского князя, дворянина или крестьянина, начинающего общение с врагом. Однако, учитывая, что монголы вторглись в Русь с целью похищения и уничтожения, древнерусское межкультурное общение с ордынцами довольно позднее. И это общение было позитивным и для Руси, и для Золотой Орды.

    «Ассимиляция – это процесс, в котором не только представители определенной этнической группы принимают культуру другой нации, но и изменение этнической самобытности, самопознания людей». [11. 57 р.] Из этого определения можно сделать вывод, что такие межкультурные отношения между Русью и Ордой тоже имели место. Ассимиляция XIII - XIV веков основывалась на политических союзах и межкультурных браках между князьями Руси и принцессами монгольскими, что вызвало определённое изменение этнической идентичности.

    «Интеграция – это появление нового этнокультурного сообщества в результате взаимодействия двух или более этнических групп при сохранении их этнокультурного качества». [11, 57 стр.]. Как известно, власть Орды не привела к созданию в России отдельных народов или этносов. Это означает, что интеграционный процесс был не очень хорошо представлен в отношении России и Орды.

    Поэтому можно сделать вывод о том, что межкультурная коммуникация представляет собой сложный процесс культурного общения, который неизбежно ведет к изменениям в различных элементах культуры на различных уровнях. Аккультурность, ассимиляция, интеграция – это виды межкультурной коммуникации, которые связаны как с отдельными людьми, так и с этническими группами в целом. Наиболее распространенным видом межкультурного взаимодействия является акультурация, поскольку она происходит на разных уровнях коммуникации.

    Если говорить о межкультурной коммуникации Древней Руси и Золотой Орды, то можно говорить о полных межкультурных отношениях между этими странами. Процесс взаимодействия двух культур может осуществляться как отдельным носителем культуры, так и всем народом.

    Межкультурная коммуникация в отношениях Руси и Золотой Орды


    Русская культура этого времени характеризовалась замедлением темпов развития. Этому способствовали медленно улучшение производственных сил, господство хозяйства и консервативные уровни социального порядка. Традиционность была характерной чертой развития ремесла и культуры. Русская культура отражала влияние многих племенных народов, соседних стран и, конечно, влиятельной Византии.

    Несмотря на то, что Русь уже не подчинялась одному князю, политическая раздробленность при этом не означала разрыва связей между русскими княжествами. Об этом свидетельствовали одна религия и церковная организация, один язык, единые правила «Русской правды».

    Что же касается монгольского ига, то оно образовалось в Центральной Азии на территории от Байкала до южных районов пустыни Гоби в начале XIII века.

    Основным занятием монголов было обширное животноводство и охота в северных районах.

    У монголов была хорошо организованная армия. Как и другие народы, монголы отличались силой и монолитностью. Это приводит к заинтересованности в расширении пастбищ и к грабительским походам.

    Таким образом, можно сделать вывод, что культура древней Руси до появления монголо-татар достигла совершенства. Вторжение монгольских сил не только остановило развитие древнерусской культуры, но и отбросило её на несколько ступеней развития, потому что многие ремесленные приёмы были потеряны навсегда. Но нельзя говорить только о негативных сторонах монгольского завоевания, ведь именно благодаря военной поддержке монголов древняя Русь смогла дать отпор Ливонскому ордену.

    Примером аккультурации являются отношения между Ордой и Москвой XIII - XIV веков - таковы были связи вассальной зависимости. Ордынские воеводы (баскаки) собирали дань с русской земли. К тому времени относится усиление и возвышение Московского княжества, а в ордынских землях - Крымского ханства. Между этими феодальными странами также возникают дипломатические отношения.

    Таким образом, процесс обмена культурой стал ежедневным - на территории русского князя жил баскак, вел перепись, следил за порядком на доверенной ему земле. В основном говорили с помощью толмача (переводчика), нередки были браки баскаков и русских девушек. В свою очередь, русские князья восприняли привычки и традиции наместников Золотой Орды. Многие русские князья в итоге признали себя «улусниками» (посланниками) ордынскими ханами. Известны случаи, когда князья были с татарами против своего народа

    Тенденция примирения во многом определялась позицией православной церкви по этому вопросу. Монголы проявили уважение к духовенству и предоставили церкви огромную привилегию - освобождение от дани, налогов и пошлин.

    Ситуация борьбы с католицизмом также подтолкнула Русскую церковь к сотрудничеству с монголами - немецкое и литовское нападение на Западе грозило православным большой опасностью. Золотая Орда считала русских князей своей славой и поддерживала Русь в её борьбе против Литвы и Ордена.

    После ухода баскаков созданная ими административная и налоговая система была унаследована русскими князьями. Великий князь Владимирский теперь отвечал за сбор и доставку ордынского «выхода».

    Время «великой тишины» стало рождением нового российского государства, нового общества и новой культуры. Это был процесс социального синтеза, с задействованными различными компонентами: традициями местного населения и кочевыми традициями татар. Влияние кочевых традиций наиболее ярко проявилось в военной сфере: вскоре после вторжения русские князья начали вооружать свои команды по татарскому образцу.

    Русские князья и бояре долго жили в Орде, постепенно начав подражать ханам и бекам: носили парчовые халаты, атласные зайцы, сафьяновые сапоги, украшали парчовыми седлами своих лошадей, охотились с соколами. Происходит ограничение прав женщин, характеризующихся патриархальным обществом на Востоке.

    Зависимость от монголо-татар, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой привели русских князей к бракам с татарскими «царевнами» и наоборот, и зачастую монгольские баскаки принимали христианство.

    В 1252 году из Константинополя в Крым в штаб Батыя проезжал посол короля Людовик IX Вильгельм Рубрик, который писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами... усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни…»

    Также нашествие монгольских татар принесло на Русь ряд известных фамилий. Например, русский род Апраксин имеет татарское происхождение.

    Так что можно сделать вывод, что нашествие Орды привело к некоторой путанице между двумя этническими группами. Браки между русскими и монголами не были редкостью. Чаще всего заключались они в силу политических союзов.

    Что касается продуктов, появившихся в рационе российского населения, то главным примером будет огурец. Первые семена огурца были найдены в Поволжье в поселениях XI века, там была Орда в то самое время. Огурцы быстро завоевали популярность и через сто лет числятся в монастырской пище и свежей, и соленой, и моченым уксусом. И в торжественных случаях огурцы подавали с медом.

    Одновременно с огурцами сначала в Поволжье, а затем и в других местах появились дыни, тоже из Средней Азии. Появились и первые упоминания о грушах, причем они назывались иначе - «дули». Но самым главным растением, появившимся на полях в то время, была рожь. До этого дикая рожь была наподобие сорняков, на неё почти не обращали внимания и только в XII веке начали выращивать ее как культуру.

    Так, после завоевания Руси монголами началось формирование нового общества и нового государства. Новая страна переняла традиции великих цивилизаций Востока - надо помнить, что в те времена цивилизация была связана с Востоком и слово «Запад» было синонимом варварства. В конце концов Россия стала восточной страной с мощной царской властью и обширной административной системой. Именно этой власти и организации Россия обязана своей великой державой, тем, что ее владения распространились на Евразию. Характерно, что после этого Русь еще век жила под «игом» второго века - хотя все страны, завоеванные монголами, уже были освобождены от него.

    Вывод


    В заключение можно сделать вывод, что отношения между двумя странами приняли форму межкультурного взаимодействия - аккультурации, ассимиляции и интеграции. Примеры аккультурации включают разные заимствованные слова и выражения, военные новшества, характерные для кочевых народов, еду и напитки, которые также принесли в Россию монголо-татары.

    Примеры ассимиляции включают многочисленные браки между русскими и татарами. Чаще всего эти союзы были вынуждены завязывать политические связи с иноземными завоевателями. Так, заручившись военной поддержкой татарских ханов, русские князья выясняли между собой отношения или с западным противником.

    Когда мы говорим о последствиях завоевания монголо-татарского ига, нельзя расценивать это как всего одну негативную сторону. Конечно, после почти 250 лет в России многие сферы жизни завершили свое развитие. Но нельзя забывать, что именно монголы сделали первую перепись русского населения. Это был также государственный аппарат монгольского образца, который установил точную систему правления древнерусского государства. И если не военная поддержка татарских кочевников, то западный противник не оставил бы русскую церковь в покое.

    Список источников


    1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Москва, 1969-1978 - . - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

    2. Анатолий Фоменко, Глеб Носовский, Русь и Рим. Великое завоевание мира/ Москва, 2021

    3. Золотая Орда. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_Орда

    4. З.М. Габуниа, Э.Ю. Улимбашева. Межкультурная коммуникация как миросозидающий факт языка. Нальчик: Изд-во К-БГУ, 2005.


    написать администратору сайта