Главная страница

Эссе по философии. эссе. Мораль и личность


Скачать 21.65 Kb.
НазваниеМораль и личность
АнкорЭссе по философии
Дата28.10.2021
Размер21.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипДокументы
#258400

Мораль и личность.

Атеизм основывается на принципе гуманизма, т.е. на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.

Здесь важно то, что первична именно человеческая, а не божественная сущность. Важны права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из сомнительных религиозных установлений и заповедей.

Атеизм - мировоззрение, а не философия или прикладная идеология. Именно поэтому, он не может обойтись без серьёзной этической базы. Философия гуманизма и человеколюбия не только уже хорошо разработана, но и как нельзя лучше подходит, чтобы противопоставить её сомнительной религиозной морали.

Здесь, кстати, кроется ещё одно преимущество морали атеиста перед моралью верующего.

Мораль верующего имеет свою основу в заповедях и указаниях бога - внешнем, по отношению к человеку, источнике. Именно поэтому, такая мораль должна постоянно подкрепляться страхом божественного наказания и унижающем человеческую сущность понятии греха.

Гуманизм же, наоборот, не нуждается в опоре на бога и другие внешние силы; основой гуманистической морали является внутренне совершенство и совершенствование человека.

Это хорошо понимают многие атеисты. Приведу лишь самые удачные, на мой взгляд, мнения, высказанные моими коллегами в процессе споров по гуманизму. Я заранее извиняюсь, что вырвал эти мнения из контекста, но их суть от этого не изменилась:

Так, В. Томсинский пишет:

Кроме того, гуманизм имеет большое значение для отрицание религии вообще, для обоснования отрицательной роли религии вообще и всегда, в чем я глубоко убежден.

И еще один важный пункт. Нам необходима этика с двух позиций. Во-первых, атеизм и атеистов всегда критиковали и критикуют за безнравственность. Это серьезный изъян в восприятии атеизма. Во-вторых, это важный ход для человека с этическим складом ума. Т.е., те логические выкладки, которые мы делаем для многими не воспринимаются без обличения их нравственно-этические рамки.

А вот что пишет С. Моисеенко:

Почему это (духовные принципы атеизма) так важны и выносятся в Манифесте в самое начало? Потому, что самое главное, в чём обвиняют атеизм его противники - это в аморальности, безнравственности, в том что атеизм не может воспитать, вырастить достойного человека, в противовес церкви и её 10 заповедям.

Мои коллеги абсолютно правы, хотя и касаются в основном внешней стороны вопроса. Действительно, атеизму необходимо нравственное позиционирование. И даже не затем, чтобы снять лживые религиозные нападки и упрёки в аморальности, а затем, чтобы атеизм могли воспринять люди, для которых важна не сухая и научная констатация фактов, а стремление к самосовершенствованию.

Гуманизм уже является частью атеизма. Возьмём хотя бы те же "гуманистические общества". Если смотреть русско- и англо- язычные ресурсы по этой теме, то становится видно, что все так называемы "гуманистические общества" - лишь разновидность "мягкого атеизма". Например американское гуманистическое общество, возглавляемое Куртом Воннегутом (а раньше - Азейком Азимовым) или наше РГО - Русское гуманистическое общество (Сергей Капица, Виталий Гинзбург и другие).

Я просто приведу несколько пунктов из декларации этого движения (РГО):

1. Гуманизм - это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей.

2. Гуманисты отстаивают равноправие человека как уникального материального, психоэмоционального и разумного существа по отношению к природе, обществу и всем другим известным или еще не известным ему реальностям и существам.

3. В гуманизме личность рассматривается в качестве исходной и базовой реальности для нее самой и ее отношения к миру.

5. Гуманизм, таким образом, - это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, утверждающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицам всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности

Что это, как не атеизм - то есть мировоззрение, где нет места богу и любому другому "высшему существу"? Есть ли здесь что-нибудь, конфликтующее с идеей атеизма, что-то, что атеист должен отбросить? Нет. Наоборот. Такой подход лишь создаёт прочную основу для неверия, для скептицизма и атеизма.

Про это пишет и проф. Е.К. Дулуман в статье "Международное атеистическое движение", ориентируя читателя следующим образом:

Наряду с движением "Американские атеисты" в США в настоящее время активно проводят свою работу ряд других атеистических массовых организаций, название и число которых мы в настоящее время может только перечислить:

American Humanist Association (AHA - Американская Ассоциация Гуманистов. Объединяет философов, деятелей культуры, виднейших ученых США и Мира. Издают свой журнал "Humanist" , книги; имеет филиалы во всех штатах.);

Council for Secular Humanism (CFH - Совет Секулярного Гуманизма)

Конечно, профессор перечисляет не только "гуманистические" организации, но гуманистические организации он с полным правом включает в "атеистическое движение".

Добавлю ещё пару словарных определений, предоставленных С. Моисеенко:

Словарь иностранных слов,Москва,Русский яз.,1989г.

стр.148.1) Гуманизм-мировоззрение,основанное на принципах равенства, справедливости.человечности отношений между людьми,проникнутое любовью к людям.

стр.148.2) Гуманизм-эпохи Возрождения-общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в её борьбе против феодализма и его идеологии(католицизма, схоластики),против феодального закрепощения личности;.........

Энциклопедический словарь 1989г."Советская энциклопедия" стр.353.

Гуманизм-признание ценности человека ,как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей,.....

В более узком смысле Гуманизм это светское вольномыслие, эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви.....

Я думаю, этого всего достаточно, чтобы понять в какой генетической связи находится современный атеизм и гуманизм. Позволю себе немного расширить другую тему. А именно тему взаимного отношения следующих мировоззрений:

Коммунизм, гуманизм, сатанизм и христианство.

Коммунизм.

Россия была фактически единственной страной, где атеистами рождались. Во всяком случае, детей не волокли креститься или обрезаться сразу после рождения.

(Строго говоря, каждый человек рождается атеистом. Однако потом с самого грудного и бессознательного возраста, над ним производят различные религиозные процедуры, в зависимости от доминирующей религии, часто сопровождающиеся членовредительством.)

Но даже в России, сознание людей постоянно испытало некоторое религиозное влияние. А насколько массовое сознание подвержено пропаганде, показывает религиозный бум начала 90-х, когда многие люди, считавшиеся атеистами, вдруг приняли то или иное вероисповедание, обратились к вере в бога. Возникает вопрос - верили ли эти "обращённые" в бога? Нет. Они не верили в бога. Но только и всего. Просто не было бога, в которого они могли бы поверить. Как только этот (или другой) бог вылез на телеэкраны и другое "масс-медиа", эти люди тут же декларировали свои верования. Были ли эти атеистами? Нет, хотя они и не верили в бога. Это были латентные верующие, всегда хотевшие верить:

Кстати, среди этих самых россиян, очень было много коммунистов, а коммунизм, (хотя по этому вопросу и нет единого мнения), представляет собой одну из разновидностей религии. Во всяком случае Ленинизм и Сталинизм, представляли из себя идеологии с явно выраженным религиозным, культовым характером. Помните, даже выражение такое было - культ личности. Не удивительно, что при крушении одних кумиров эти "псевдо-атеисты" метнулись к другим. Все бывшие секретари обкомов и горкомов (ныне мэры и губернаторы), партийные деятели включая Гену Зюганова теперь в свободное от партсобраний время стоят со свечкой в церкви. Так были ли они когда-нибудь атеистами? Нет.

С другой стороны, это вовсе не значит, что коммунист не может быть атеистом. Может, ещё как может. Многие основатели так называемого "научного атеизма" были, без всякого сомнения, коммунистами и внесли значительный вклад в дело атеизма. Только для этого, они должны послать своего партийного босса куда подальше. А именно - в церковь. Стоять со свечкой.

Гуманизм.

Во многих странах, таких как Польша или США, религиозное воздействие преследует человека постоянно, начиная с самого малого возраста. Как в таком обществе у человека могут сформироваться атеистические идеи? Ведь не могут же они возникнуть внезапно и "сами по себе"! Поэтому, единственный реально осуществимый путь к атеистическому сознанию лежит через самосовершенствование, через духовный рост, через обогащение знаниями - то, что называется "личностный рост". Это и есть путь гуманизма. Проходя по этому пути, люди не только становятся лучше, но они приобретают ту необходимую основу, которая позволит им в дальнейшем стойко стоять на своих принципах, что бы не случилось.

Именно так, ведущие умы Эпохи Возрождения постепенно приходили к пониманию того, что бога не существует. Именно так, люди выросшие в фанатичной среде средневекового христианства, смогли осознать лживость церкви и примитивность библейских сказаний.

Но о гуманизме и так уже сказано достаточно много. Здесь важно то, что для многих людей гуманизм - это единственный способ стать атеистом. Ведь есть и другие пути, по которым может пойти человек. Например:

И последнее. Я понимаю, атеизм в России опять становится модным, извините за пошлое словцо. Это значит, что скоро появятся люди, которые, не являясь атеистами, не разделяя атеистических убеждений, попытаются с выгодой для себя "примазаться" к атеизму. Я не имею в виду кого-то конкретно. Я пока ещё таких людей не знаю. Но как встретите - гоните их "в шею". А вот людей, которые тянутся к атеизму, пусть даже ещё не атеистов - просто гуманистически настроенных людей, всегда приветствуйте. Даже если они ещё фактически верят в бога или какую другую сомнительную сущность, терпеливо объясняйте им их ошибки, учите жить без бога. Учите их думать, размышлять, сомневаться, совершенствоваться. Учите на собственном примере. А как же иначе?


написать администратору сайта