Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы

  • Презумпция согласия

  • БЭ. Моральные проблемы пересадки органов от трупов


    Скачать 168.24 Kb.
    НазваниеМоральные проблемы пересадки органов от трупов
    Дата01.11.2022
    Размер168.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБЭ.docx
    ТипДокументы
    #766628

    Моральные проблемы пересадки органов от трупов

    Моральные проблемы пересадки органов от трупа

    Использование трупа человека в качестве источника орга­нов для пересадки вызывает целый спектр непростых мораль­ных проблем.

    Все мировые религии запрещают нанесение по­вреждений телу умершего человека, предписывают бережное и почтительное отношение к нему.

    Со светской, секулярной точ­ки зрения смерть человека не обрывает действенности его воли в отношении того, что ему принадлежит. Завещание представ­ляет собой особую форму волеизъявления, которая как бы про­длевается за черту, отделяющую жизнь человека от смерти. Также признается, что любой акт надругательства над телом покойного является предосудительным поступком, оскорбля­ющим его память. Иными словами, как для религиозного, так и для светского сознания мертвое тело обладает особым мо­ральным статусом и предполагает определенные нормы, регу­лирующие обращение с ним.

    Целесообразно выделить не­сколько групп проблем, возникающих при пересадке органов от трупа:

    1. моральные проблемы процедуры забора органов (принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора);

    2. проблема справедливости в распределении между потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей) трансплантологии:

    3. этические проблемы, связанные с торговлей человеческими органами и тканями в трансплантологической практике



    Концепция смерти мозга была разработана в неврологии независимо от целей и потребностей трансплантологии. Однако именно для трансплантологов концепция мозго­вой смерти открыла широчайшие возможности, недоступные при использовании традиционных легочно-сердечных критерпев смерти. Не случайно поэтому, что именно в с вязи с разви­тием трансплантологии эта проблема подверглась всесторонне­му обсуждению с этической и правовой позиции.

    Неинформированность населения о мерах, осуществляе­мых органами здравоохранения по обеспечению надежности применения процедур постановки диагноза смерти мозга, со­здает благоприятную почву ил я необоснованных обвинений, распространения слухов и, в целом, подрывает общественное доверие в отношении деятельности медиков в области транс­плантологии.

    Важнейшим принципом, который охраняет процедуры диагностики смерти мозга от влияния корыстных интересов "заготовителей" органов и тем самым обеспечивает их надеж­ность, является организационная и финансовая независимость медицинских учреждеий, осуществляющих диагностику и за­бор органов, от трансплантологов. Последнее возможно только при наличии федеральной или региональных систем по забору и распределению органов и тканей для трансплантации по ана­логии с системами, существующими за рубежом. Такая служба действует в настоя шее время в Москве.

    Подобные системы должны финансироваться из бюджета независимо от программ по трансплантациям. Без этого всегда сохраняется опасность умышленной или неумышленной ипе-редиагностики" при постановке диагноза смерти мозга вслед­ствие наличия серьезного материального интереса.

    Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы

    Существует три типа забора органов от трупа, которые имеют различное моральное содержание, - рутинный забор; за­бор, основанный на презумпции согласия; забор, осуществля­ющийся через механизмы информированного согласия.

    Рутинный забор осуществлялся в СССР, фактически не осуществляется и в современной России. Его основани­ем является сложившаяся практика, согласно которой власти могут по своему усмотрению распоряжаться телом умершего человека. В частности, они дают службам здравоохранения полномочия производить вскрытие, забирать органы для науч­ных и прочих манипуляций, использовать физиологические жидкости и ткани трупа для самых разных целей. Тело умерше­го человека в данном случае трактуется как государственная собственность, которую медики могут использовать в общест­венных интересах.

    Здесь в полной мере реализуется исходная установка ути­литаристской этики, согласно которой действие мо­рально оправдано, если оно производит наибольшее количест­во блага для наибольшего числа людей. Некоторое ограничение права на автономию индивида, который лишается права кон­тролировать судьбу уже бесполезных для него останков, пере­вешивается очевидным благом для общества в липе потенци­альных реципиентов, жизнь которых может быть спасена в ре­зультате пересадки.

    Подобная практика и подобное отношение, однако, мо­рально ущербны, поскольку лишают человека права быть хозя­ином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредст­венно - через механизм завещания или опосредованно - через волеизъявление своих родственников. Моральная заповедь "не укради!" предостерегает не только против нарушения уголовно­го закона, который может и отсутствовать, но и против любого присвоения человеком того, что ему не принадлежит. Отноше­ние к чужой собственности характеризует развитость морально­го самосознания граждан. Как справедливо утверждает амери­канский философ Р. Витч, "в обществе, которое ценит досто­инство и свободу личности, мы должны иметь возможность контролировать то, что происходите нашими телами не только при жизни, но и, в разумных пределах, после ее окончания".

    Механизм презумпции согласия (или предполагаемого согла­сия), «Презумпция согласия» означает, что по действующим законам РФ посмертное донорство возможно, если сам человек при жизни или его родственники после его смерти не выразили несогласие на посмертное изъятие его органов и тканей для пересадки реципиенту.

    Действующий закон по трансплантологии предоставляет право на отказ как самому человеку - заранее, так и его родст­венникам - после его смерти. Важно, однако, чтобы это право могло быть реализовано на практике. Население должно быть информировано о своем праве па отказ, понимать содержание этого нрава и знать, как оно может быть реализовано.

    Запреты и предубеждения про­тив использования органов умерших людей для транспланта­ции основываются обычно не на рациональной аргументации, а на архаичном символизме

    Некоторые рассматривают мертвое тело в качестве священного неприкосновенного объ­екта-символа, страшась его осквернения. При этом они упус­кают из виду, что в теле умершего есть жизнеспособные органы и ткани, и что спасение жизни других членов сообщества зави­сит от доступности этих органов и тканей. Мертвое тело чело­века становится мостом, связывающим его с жизнью других людей - новой формой социального символизма, не разрушаю­щей старую. Оно по-прежнему может рассматриваться в каче­стве священного объекта и охраняться особыми моральными нормами. В этом отношении уважение к умершему полностью сохраняется".

    Информированное согласие потенциального донора в форме прижизненного распоряжения или согласия членов семьи по­сле его смерти используется в Соединенных Штатах, Голлан­дии, Португалии и ряде других стран. Такой подход ( его иногда называют "презумпция несогласия ", поскольку в данном случае предполагается, что отсутствие явно выраженного согласия рав­носильно отказу) выражает в каком-то смысле более индивиду­алистические культурные традиции, чем подход, основанный на презумпции согласия.

    В основе подхода, опирающегося на информированное согласие, лежит право индивидуума на само­детерминацию, автономию. Человек должен иметь возмож­ность сам распоряжаться своей жизнью и своим телом, в том числе - в разумных пределах - и после смерти. В то же время информированное согласие не противоречит и общественному интересу в получении органов и тканей для пересадок.


    написать администратору сайта