Главная страница

Москва - третий Рим. Москва третий Рим


Скачать 18.77 Kb.
НазваниеМосква третий Рим
Дата21.10.2018
Размер18.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМосква - третий Рим.docx
ТипДокументы
#54084

Москва – третий Рим.


Слайд 1.

«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти», писал в конце 1523-начале 1524 годов старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своём послании к псковскому дьяку (чиновник второго ранга) Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину.

Повод к написанию послания был следующий. Николай Булев, известный публицист, переводчик и врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению, приблизительно в 1522 г. перевел астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о потопе в 1524 г. Перевод попал в руки Федора Карпова и М. Г. Мисюря-Мунехина, каждый из них обратился за разъяснениями к знающим лицам. Для Федора Карпова таким близким корреспондентом оказался Максим Грек, для М. Г. Мисюря-Мунехина — старец Филофей. Оба ответа совпадают в своем отрицательном отношении к астрологии и датируются концом 1523 — началом 1524 г., хотя историческая хронология, содержащаяся в тексте послания, не совпадает с этой датировкой.

«Москва - третий Рим» - это русская политическая теория XVI века, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «Москва - третий Рим», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь - «третий Рим». Начавшая складываться в середине XV века теория «Москва - третий Рим» была окончательно сформулирована в XVI веке в посланиях псковского монаха Филофея.

Слайд 2.

Среди историков существует мнение, что впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом московским Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества. По альтернативному мнению, теория «Москва - третий Рим» является результатом эсхатологических (религиозное учение о существовании загробного мира) ожиданий и носила первично не политический, но религиозный характер. Теория также обосновывается легендой конца XV - начала XVI веков о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и других предметов, присланных императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху, такой подарок должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Однако же именно старец Филофей впервые вводит понятие «третьего Рима» именно как последнего царства. Он настаивает на том, что четвертого царства уже не будет никогда, ибо именно в России «сошлись в одно» все христианские царства. Следовательно, судьбы всех потерявших независимость православных царств оказались сконцентрированными в России. В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагается величайшая историческая ответственность - она должна быть теперь единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска и с Запада, и с Востока.

Слайд 3-4.

Почти за пятнадцать веков до знаменитого высказывания, в 476 году Рим умер, поваленный варварами, гуннами и вандалами, как иссохшее дерево. Междоусобицы в борьбе за престол породили в империи кризис экономики, политики, государственного устройства и идеологии. Распространение христианства и борьба христианства с язычеством означали многочисленные конфликты среди населения Римской империи. В целом, происходило становление догматики христианства, и среди самих христиан также не было согласия. Среди духовенства именно религиозный разлад считался истинной причиной падения Рима.

Слайд 5.

На этом история «первого Рима» не заканчивалась: в 962 году в центральной Европе была образовано новое государство, Священная Римская Империя, заявлявшее себя прямым потомком идеологии единой и вечной империи. Кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме возродилась в средние века идея древнего мира. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и патриарха (точнее, собор духовных лиц). Священная римская империя германской нации (название меняется с 1512 года) прекратит существование только в 1806 году в результате наполеоновских войн.

Слайд 6-7.

«Вторым Римом» становится Восточная Римская империя (с 395 года – Византийская империя), куда были перенесены в период разлада экономические и культурные центры Римской империи, а также была официально означена новая столица, Константинополь. В 1453 году Константинополь захватывают турки-османы, вызывая крах Византийской империи. Хотя император Константин XI пытался привлечь на свою сторону всех христиан, включая католиков, и всячески защищал Флорентийскую унию (соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 года), считая её необходимой для спасения Византийской империи перед лицом турецкой угрозы, он не смог преодолеть оппозиционных настроений внутри страны, особенно среди среднего и младшего клира. Дело дошло до того, что один из самых высокопоставленных военачальников, командующий византийским флотом мегадука Лука Нотарас открыто заявлял, что, по его мнению, «лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Таким образом, уния не привела к оказанию Византии сколь-нибудь значительной помощи со стороны католиков, но зато весьма ослабила ее внутренне политическое единство, вызвав в стране глубокий раскол на сторонников и противников унии. «Второй Рим» пал.

В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской письменности встречается идея, что «новым Константинополем» является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства, однако данная концепция в широких кругах не прижилась.

Падение Константинополя было понято как Божия кара за отпадение от веры и укрепило новые взгляды на будущее православной веры. Если «второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержимое: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. Вот таким сосудом и стала Москва, чтобы посредством наполнения его превратиться в Россию. Только Москва на тот момент имела гармонию властей светской и духовной. При этом как светская власть вела своё преемство от имперской власти Рима, так и духовная власть вела своё преемство от Иисуса Христа. Так как к концу XV века только в Москве апостольская христианская церковь была слита с государством, то стало неизбежным утверждение того, что Москва – «третий Рим, а четвёртому не бывать». Именно по этой причине московский князь получил возможность именоваться титулом «царь всея Руси».

Слайд 9.

И если Москва осознала, что она третий Рим, то она им и стала в образе Российской империи. Империи, от которой современная Российская Федерация унаследовала имперский Герб, как символ единства властей светской и духовной, и орден Андрея Первозванного – небесного покровителя России, но не унаследовала имперское достоинство и идеологию. Российская империя просуществует до 1917 года, когда окончательно будет низложена власть последнего «помазанника божьего», императора Николая II.

Таким образом, «третий Рим» также пал, а современным историкам остаётся только задаваться вопросом, будет ли когда-либо предпринята попытка сформировать «четвёртый Рим».


написать администратору сайта