музыка 2. Москва! Как много в этом звуке
Скачать 32.55 Kb.
|
4 класс 4 четверть Урок 6 Тема: «Москва! Как много в этом звуке…» Цели урока: Формировать потребность в общении с музыкой. Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека. Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства. Обучение основам музыкальной грамоты. Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Кантата «Москва». № 3. Хор (слушание, пение). О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение). А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение). Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение). М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: «Москва! Как много в этом звуке…» Работа по теме урока. Беседа «Город-герой Москва». Знать: -Историю города Москва (основание, главные вехи, героические события, связанные с Бородинским сражением); -Литературные произведения А.Барто, М.Лермонтова; Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что придает торжественность характера музыкального произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? С какой целью П.Чайковский использует мелодию Марсельезы в своем сочинении?). Деревья в три обхвата, Дремучие леса. Среди лесов когда-то Город поднялся. Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но все дороги русские Сходились у Кремля. Река светилась пламенем, Пожар здесь бушевал, Но город белокаменный Из пламени вставал. Стоял велик и чуден Московский древний град. Он дорог русским людям, Он славою богат. Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но все дороги русские Сходились у Кремля. Серебряные горны Москве поют привет, Площади просторные, Звезд кремлевских свет... Славься, наша Родина, Советская земля! Здесь все пути народные Собрались у Кремля. «Великий и чудный , богатый славою» город-герой Москва ведёт свою историю начиная с XII века. Сегодня это крупнейший исторический, научный и культурный центр не только в России, но и во всем мире. За долгие века Москва пережила немало тяжких испытаний. Многие иноземные захватчики стремились завоевать великий город. В 1812 голу «Великая армия» Наполеона вторглась в пределы Российского государства. Французский император Наполеон Бонапарт, с легкостью покоривший многие страны, надеялся на быструю победу над Москвой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. А. Пушкин 7 сентября 1812 года под Москвой состоялось Бородинское сражение между войсками русской и французской армии. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… М. Лермонтов После кровопролитного сражения командование русской армии намеренно отводит свои войска, открывая врагу путь в столицу. Вступив в Москву, французы вместо торжественных приветствий увидели пустой город, объятый пламенем пожара. Охваченные ужасом, «великие армейцы» отступили назад. В память о событиях Отечественной войны 1812 года в Москве был построен храм Христа спасителя. Героические события, связанные с Бородинским сражением, отражены в ряде произведений искусства. П. Чайковский. Кантата «Москва». № 3. Хор (слушание, пение). Что придаёт торжественность характеру этого произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? В Торжественной увертюре неоднократно звучит французская революционная песня «Марсельеза». С какой целью П. Чайковский использует её? О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение). Вокально-хоровая работа. А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение). Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение). М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение). Итог урока. Москва – великий город. Город, о котором создано много произведений искусства. Домашнее задание. Нарисовать рисунок-отклик на прослушанное произведение: П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Выучить гимн. Третья четверть 1 урок Тема: «Так полюбил я древние дороги…» Цели урока: Формировать потребность в общении с музыкой. Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека. Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства. Обучение основам музыкальной грамоты. Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание). А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора П. Чайковского. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: «Так полюбил я древние дороги…» Работа по теме урока. Старая дорога Всё облака над ней, всё облака... В пыли веков мгновенны и незримы, Идут по ней, как прежде, пилигримы, и машет им прощальная рука. Навстречу им июльские деньки Идут в нетленной синенькой рубашке, По сторонам – качаются ромашки, И зной звенит во все свои звонки, И тень зовут росистые леса... Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! То полусгнивший встретится овин, То хуторок с позеленевшей крышей, Где дремлет пыль и обитают мыши Да нелюдимый филин-властелин. То по холмам, как три богатыря, Еще порой проскачут верховые, И снова - глушь, забывчивость, заря, Все пыль, все пыль да знаки верстовые... Здесь каждый славен - мертвый и живой! И оттого, в любви своей не каясь, Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой, Перекликаясь с теми, кто прошел, Перекликаясь с теми, кто проходит... Здесь русский дух в веках произошел, И ничего на ней не происходит. Но этот дух пройдет через века! И пусть травой покроется дорога, И пусть над ней, печальные немного, Плывут, плывут, как мысли, облака... Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека. Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт (большая проезжая дорога), что соединяет город Курск с местечком Слобода. Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после Пасхи по этому тракту совершаются крестные ходы. Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение»). Широко известна и роковая (имеющая тяжёлые последствия, приносящая горе) дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы. Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека. Зимняя дорогаСквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Александр Пушкин Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги? Рассмотрите картину И. Левитана «Владимирка». Подумайте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную пору. П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание). Созвучен ли характер музыки характеру стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии? Вокально-хоровая работа. А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение). Итог урока. Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека. Домашнее задание. Выучить песню. 4 класс 3 четверть 5 урок Тема: В подводном царстве Цели урока: Формировать потребность в общении с музыкой. Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека. Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства. Обучение основам музыкальной грамоты. Музыкальный материал урока: Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание). Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание). Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: В подводном царстве Работа по теме урока. Среди ярких, разнообразных сказочных сюжетов особое место занимает образ подводного мира. В опере-былине «Садко» это образ является одним из наиболее важных. Здесь он предстаёт как самый настоящий персонаж, которому Н.А. Римский-Корсаков дал название «Окиан-море синее». Подводное царство населяют удивительные обитатели: Морской царь, Царица Водяница премудрая, их дочь – прекрасная Волхова, ручейки – внучата малые, золотые рыбки, чуда морские. По окиану-морю синему плывут корабли Садко. Вдруг передний Сокол-корабль останавливается с повисшими парусами; то Морской царь разгневался на Садко за то, что тот двенадцать лет не платил ему дани… На раковине, запряжённой касатками, опускается в терем морского царя Садко. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше песню спеть. Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решает он женить его на своей дочери. Собрались на свадебный пир все чудища морские. Стали песни петь да плясать. «Оперные либретто» Послушайте«Шествие чуд морских». Из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (слушание). Каким предстаёт образ окиана-моря синего в этом фрагменте? Слова для справок: ласковым, бурливым, спокойным, грозным, таинственным. Что присуще музыке «Шествия» – выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Подумайте почему. Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание). Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина? Какое слово вы выберете при сравнении образов в произведениях Римского-Корсакова и Щедрина? Слова для справок: сходство, контраст. Вокально-хоровая работа. Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей (пение). Текст песни Приключения капитана Врунгеля - Песня о названиях кораблейсл. Е.Чеповецкого муз. Г.Фиртич В море синем, как в аптеке, Всё имеет суть и вес - Кораблю, как человеку, Имя нужно позарез. Имя вы не зря даёте, Я скажут вам наперёд: Как вы яхту назовёте, Так она и поплывёт! Как вы яхту назовёте, Так она и поплывёт! Пусть юнцы еще матросы Шхуна хлипкая на вид - Назовите "Альбатросом", И она уже летит. А "Корытом" назовете - Не уйдете от беды: Эта шхуна и в болоте Нахлебается воды. Эта шхуна и в болоте Нахлебается воды. Итог урока. Мы познакомились с музыкой, рисующей картины моря. Домашнее задание. Выучить песню. |