Главная страница
Навигация по странице:

  • Свою биографию описал поэтически

  • Гали Сокорой. Статья. ГАЛИ СОКОРОЙ Мухамадиева Алсу зппоспс11-12. Мухаметгали Габделсалихович Кииков


    Скачать 27 Kb.
    НазваниеМухаметгали Габделсалихович Кииков
    АнкорГали Сокорой. Статья
    Дата11.10.2022
    Размер27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГАЛИ СОКОРОЙ Мухамадиева Алсу зппоспс11-12.docx
    ТипДокументы
    #728532

    ГАЛИ СОКОРОЙ (ЧОКРЫЙ)
    (1826-1889 гг.)


    Настоящее имя -  Мухаметгали Габделсалихович Кииков; 8 января  1826 года д. Старочукурово Татышлинской волости Бирского уезда Оренбургской губернии — 10 декабря 1889 года, там же) — башкирский и татарский поэт-суфий, просветитель. Свой литературный псевдоним — Чокрый — он взял от названия родного села — Иске Чокыр (Старочукурово). Автор десятков произведений в стихотворной форме и прозе, религиозно-нравственного, просветительского характера, исторических сочинений, произведений в жанре путешествие. Своим творчеством Гали Чокрый внес существенный вклад в развитие татарской и башкирской литературы и татарско-башкирской культуры в целом. Продолжая традиции поэтов средневекового Востока, он сумел наполнить их новым содержанием, тем самым заняв достойное место в истории татарской и тюркской литературы.

    Родился в семье муллы в деревне Старочукурово Татышлинской волости Бирского уезда Оренбургской губернии (ныне Татышлинский район Башкортостана). Происходил из башкирского дворянского рода Кииковых. По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет. Его наставником был известный поэт Шамсетдин Заки. Этот человек огромной воли и выдающихся способностей был слепым от рождения, однако благодаря упорству сумел получить образование и стать учителем. Во многих своих стихотворениях Гали Сокрой продолжает традиции суфистских поэтов, придавая особое значение подбору слов, строению строки. В своем творчестве он испытывал сильное воздействие среднеазиатских поэтов-мистиков Ясави и Аллаяра-суфи. Писал он и акростихи.

    Важно, что Гали Сокрой стал одним из первых национальных поэтов, который официально признал себя башкиром. «Мы из лесных башкир», писал он в одном из своих произведений.

    Первые произведения Гали — ода учителю медресе и элегия на смерть матери. Заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи[8], Фирдоуси, Саади, Хафизa.

    Автор многих книг. При жизни было опубликовано 5 сборников (всего — 13 произведений из более 100). Многие произведения поэта не опубликованы до сих пор. Рукописи его хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, С.-Петербурга и Уфы. Из его рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в Башкирской республиканской библиотеке.[8]

    В ряде источников приводится перевод на русский язык стихотворения «Ода Родине»[ булгаристского содержания, якобы написанного поэтом.

    В предисловии к своей книге «Сборник стихов Гали», описывая своё происхождение и деятельность, поэт отмечал:

    «Мы являемся лесными башкирами. Сын хлебороба — хлебороб, сын крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие — корчевать лес и делать на его месте сенокосные угодья и хлебные поля. Я все время и силы посвятил этим занятиям. С трудом получив указ (о назначении муллой), я построил дом, купил необходимую домашнюю утварь и, словно сын бедных родителей, оказался в долгах. Потратив много сил и старания, без чьей-либо помощи основал медресе, дома обучал взрослых, а в медресе учил детей. В то же время отправлял духовную службу, посещал то мечеть, то медресе и стал среди башкир рода Иракте самым уважаемым человеком, отдающим все свои силы этим трудам».

    Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии[7]. В 1833—1847 годах учился в медресе Бирского и Мензелинского уездов Оренбургской губернии. В 1849—1852 учился в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова. C 1852 года мулла в родной деревне[8].

    Четыре раза совершил хадж в Мекку. Первое своё паломничество в 1872 году описал в книге «Дастан Хаҗнамә» («Заметки о поездке в Хадж»).

    Занимался просветительством и краеведением, составил несколько вариантов шежере башкирского рода иректы (кара-табын). Писал на тюрки, арабском и персидском языках. В творческом становлении поэта определенную роль сыграл Ш. Заки. Творчество Сокроя представлено многочисленными поэтическими и прозаическими текстами. Сохранилось около ста его произведений. Из них издано около десяти книг (пять — при жизни поэта). Это произведения на религиозные и светские темы. Цикл стихов “Фосули әрбаға” (“Четыре времени года”) считается одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии XIX в. Четыре раза совершил хадж в Мекку, первое паломничество (1872 г.) описал в книге «Дастан Хаҗнаме» («Заметки о поездке в Хадж»). Занимался просветительством и краеведением, составил шежере башкирского рода кара-табын. Опубликовал пять сборников («Жемчужины Гали», «Луч светильника», «Хвала Казани» и др.).  В труде «История Булгарии» воссоздана многовековая картина жизни Урало-Поволжья. Много произведений осталось в рукописях, которые хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга и Уфы.

    Из рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в республиканской библиотеке. На родине Сокроя в селе Старочукурово в 2001 году, к 175-летию со дня рождения поэта Дом-музей поэта, где представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с бытом, укладок народа, а также стенды с рукописями, фотографиями родственников, шежэре. Его именем названа улица в селе Верхние Татышлы.  В родной деревне открыт музей Г. Сокороя. Источники утверждают, что Гали Чокрый совершил паломничество в святые места ислама четыре раза. По дороге в хадж он вел записи — отмечал свои впечатления, переживания, описывал увиденные им новые места и народы. Эти записки путешественника он дополнял стихотворными строками. Иногда он сообщает, как посещал могилы суфийских шейхов, святых. «Хаджнаме» Гали Чокрый, будучи литературным произведением, в то же время является ценным источником для изучения повседневной жизни и быта мусульман, порядка совершения хаджа. Гали Чокрый, пожалуй, самой плодотворный поэт и писатель своего времени.

    Свою биографию описал поэтически:

    «Мы из лесных башкир. У хлебороба сын хлебороб,
    у крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие —
    рубить лес, очищая место для пастбища и пашни.
    Я все свободное время и силу свою отдал этой работе.
    С трудом, получив указ „О назначении имамом“,
    построил дом, приобрел необходимые для хозяйства
    вещи и, подобно сыну бедняка, погряз в долгах.
    В то же самое время открыл медресе, сам отремонтировал его
    здание и после многих мытарств, обучая детей из деревни
    в своем доме, а из рода в медресе, выполняя одновременно
    и духовные обязанности, сделался самым многострадальным
    человеком среди ирактинских башкир».

    Творчество Гали Чокрый можно рассмотреть в нескольких частях. Первая — это свидетельствующие о его религиозной деятельности произведения религиозного и суфийского характера. В основном им присущи религиозно-нравственные, суфийские мотивы. Поэт продолжает традиции, идущие от средневековых восточных поэтов-просветителей Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Джалалетдина Руми, Суфи Аллахияра, и наполняет их новым содержанием. Для лирического героя его произведений главный идеал — это Пророк Мухаммед. Он всегда стремится соответствовать уровню нравственных качеств пророка.

    Довольно много произведений, написанных в просветительском духе и содежащих исторические мотивы. В книге «Тәварихы Болгария йәки тәкърибе Гари» («История Булгар или приблизительные пояснения Гари») он описывает свое представление истории от времен булгар до своего времени. Это стало одним из источников в татарской истории, написанных в жанре «таварих», то есть исторического сочинения.

    Книга «Шамгъ эз-зыя» посвящена видным представителям интеллигенции, мусульманскому духовенству своего времени, рассказывает об их деятельности, праведности. В основном все восхваляемые им личности — представители татарского духовенства, имамы и муллы. Среди них — имена Шигабутдина Марджани, Шамсутдина Заки. В общей сложности Гали Чокрый коснулся личностей более двухсот мусульманских деятелей. Этих людей он ставит в пример своим современникам, таким образом создает образ сословия духовенства, интеллигенции татарского мира.

    Гали Сокорой умер в 1889 году в родной деревне. В 2021 году — 195-летие со дня рождения этого выдающегося поэта и просветителя. Стало известно, что недавно была установлена памятная доска на его доме в Башкортостане. В Старочукурово торжественно открыли мемориальную доску на мечети. Здесь же расположен музей. Среди экспонатов – оригиналы рукописей ученого на старотюркском и арабском. Есть даже фамильный Коран башкирского дворянского рода Кииковых, к которому принадлежал Гали Сокорой и который он получил от отца.  Сам просветитель, говоря о своей национальности, называл себя «из лесных башкир». Язык же, на котором творил просветитель, башкирский, хоть и отличается от литературного и того, на котором говорят его потомки. Им гордятся земляки-татышлинцы. Изучением творчества поэта в Татышлинском районе занимается литературно-краеведческий музей Центра детского творчества, созданы экспозиции, посвященные Гали Сокрою и его сыну Гарифулле Киикову.

    ИСТОЧНИКИ

    - Гали Чокрый — Википедия (wikipedia.org)

    - https://sntat.ru/news/ilgam-gumerov-u-gali-chokryy-ni-odnogo-predlozheniya-napisannogo-na-bashkirskom-5801003

    - СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) | Посреди России (posredi.ru)

    - В Башкирии отмечают 195-летие со дня рождения поэта Гали Сокороя - Дом дружбы народов РБ (addnrb.ru)

    - Он был одним из первых башкирских поэтов (К 185-летию со дня рождения Гали Сокроя) (bashinform.ru)


    написать администратору сайта