Главная страница

МУЗЕЙ СЕЛА НИЖНИЙ БЫК. Музей Нижнебыковской школы. Музей Нижнебыковской школы


Скачать 104 Kb.
НазваниеМузей Нижнебыковской школы
АнкорМУЗЕЙ СЕЛА НИЖНИЙ БЫК
Дата20.04.2022
Размер104 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМузей Нижнебыковской школы.doc
ТипДокументы
#486728




Музей Нижнебыковской школы
Нижнебыковский школьный краеведческий музей фактически был основан в 1967 году .

Его открытие было посвящено 50-той годовщине Великой октябрьской революции . Но сбор материала  музея  начался задолго до этой даты . Основателем  школьного музея бала Попикова Екатерина Тимофеевна , учитель истории , русского языка и  литературы. Именно она собрала большую часть экспонатов музея , в последующие годы  материал пополнялся , школьниками и сейчас проводятся поисковые работы по дополнению экспонатов музея .

Официальный статус музей получил в 1996 году , о чём имеется свидетельство.

Музей имеет паспорт. И учётную карточку .

Как и любой краеведческий музей , наш музей выполняет основные социальные функции:

- научно – документальная и охранная ;

- исследовательско – общественная функция ;

- образовательно – воспитательная функция .

Исследовательская деятельность  музея идёт по двум взаимосвязанным направлениям :

- музееведение ;

- историческое исследование .

В основе исследования в рамках музея лежит музейный предмет . Поэтому особенность исследования в краеведческом музее заключается в следующем :

- исследование проводится на базе подлинных музейных предметов , хранящихся в фондах .

Музейные предметы , фонды , соответствуют профилю музея и непрерывно пополняются в ходе исследовательской работы школьников .

Фонды школьного краеведческого музея делятся на следующие типы :

- вещественные источники и памятники материальной культуры ;

- письменные источники .

Фонды школьного краеведческого музея делятся на три основные группы :

- основные , те которые находятся в единственном числе ;

например , гашник (пояс) деталь женского национального костюма.

Или большой кувшин под масло («олию») конопляное или подсолнечное .

- обменные  - имеются в нескольких экземплярах ;например , кувшины или рогачи

- вспомогательные фонды (макеты , карты , схемы) ; например , имеется макет русского национального костюма села Нижний Бык.

Всего в школьном краеведческом музее  более трёхсот экспонатов. Цифра эта не постоянна, т.к. экспонаты музея постоянно пополняются. Все они имеют инвентарный номер и занесены в инвентарную книгу . В соответствии с правилами инвентаризации  музейные фонды инвентаризируются тремя основными способами:

- пишется непосредственно на  экспонате ;

- где нельзя написать , инвентарный номер приклеивается

- если нельзя написать или приклеить , привязывается бирочка .

Аббревиатура НШКМ – расшифровывается так : нижнебыковский школьный краеведческий музей .

СТРУКТУРА МУЗЕЯ.

Музей имеет пять основных экспозиций :

  1. Рождение села.

  2. История создания колхозов.

  3. Народное образование.

  4. Село в годы войны.

  5. Животный и растительный мир.


Содержание каждой экспозиции очень объёмно по содержанию .

По каждой экспозиции существует экскурсионный маршрут , по каждому маршруту работают свои экскурсоводы .

Музейные фонды постоянно пополняются за счёт поисковой работы учащихся . У каждого класса существует своя тема , по которой они работают . Например , происходит поисковая работа по следующим направлениям :

- устное народное творчество села Нижний Бык ( пословицы , поговорки , потешки , прибаутки);

- песни и частушки , бытующие в селе Нижний Бык ;

- обряды и праздники ;

- особенности национального костюма села ;

- особенности жилища , внутреннее устройство дома ;

- т.д.
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ПО ЭКСПОЗИЦИЯМ.

(Приводится материал по первому разделу полностью , по остальным – частично.)
1.РОЖДЕНИЕ СЕЛА.

« Воронежский край ... Сколько чарующей красоты в раздолье его степей, зелени лесов, голубом разливе рек .., Сколько прекрасных поэтических образов рождено здесь . Но не только природной красотой запоминается воронежская земля . Неоценимое богатство - её славное прошлое, революционные, боевые и трудовые традиции, рождённые в борьбе за утверждение нового мира.»

История села берёт своё начало со времён Петра I . Основной территориально - административной единицей России со второй половины 16 века был уезд . Уездом называли город и «тянувшиеся» к нему земли . В прошлом говорили , что земли , ближе всего подходившие к данному городу , как бы «уехали» к нему . Отсюда и произошло само название «уезд» .

На губернии Российское государство было поделено в 1708 году в ходе  территориально - административной реформы Петра I. Тогда было создано восемь губерний . Территория Воронежского края вошла в состав обширной  Азовской губернии .

В 1710 году Турция объявила войну России . Прутский поход русской  армии 1711 года закончился подписанием Прутского мирного договора, согласно которому Россия возвращала Турции Азов . Губернские учреждения  из Азова были переведены в Воронеж . С 1711 года Воронеж становится центром Азовской губернии.

В 1725 году , после смерти Петра I, в ходе очередной территориально -административной реформы Азовская губерния была переименована в  Воронежскую .

Территория Воронежского края заселялась не сразу. Так , например , в середине 18 века оставались незаселёнными огромные земельные участки на восточных , южных и юго - восточных окраинах губернии .Сюда  устремились взоры русских аристократов и царских сановников : Бутурлиных,Воронцовых,Орловых - Давыдовых, Кантемировых и т.д.

Они переселяют в Воронежский край своих крепостных, основывают новые сёла, которым дают свои фамилии и имена (Бутурлиновка, Воронцовка,Кантемировка и т.д.)

На протяжении восемнадцатого столетия Воронежская губерния постепенно превратилась в земледельческий район России . Основными жителями губернии были русские крестьяне . Но в южных уездах появляются слободы , заселённые украинскими переселенцами - Россошь , Калач и др. Украинцы ,или , как их называли черкасы , начали переселяться в Воронежский край  ещё в 17 веке . Русское правительство давало им здесь земли на льготных  условиях , за что они должны были вместе с русскими нести службу по охране южных окраин .

Во второй половине 18 века большинство воронежских крестьян

находилось в трудных экономических условиях. Но не только это делало их жизнь невыносимой. Крестьяне были совершенно бесправными, не могли даже пожаловаться на своего помещика. По указанию Екатерины II помещики были наделены неограниченной властью над крестьянами. Они могли по собственному усмотрению ссылать крестьян на каторгу. Избиение крестьян стало обычным делом . Крестьян продавали, меняли на вещи , проигрывали в карты . Чтобы избавиться от мучений, многие крестьяне  убегали от своих помещиков .

В этот период времени и появилось наше село, село Нижний Бык.

Примерно в 1790 году на левом брегу реки Подгорной, там, где сейчас живут Дороховы , появились первые жители села Нижний Бык . Первые  жители переселялись из села Никольское и селились на левом берегу реки. Это фамилии Горловы , Сапроновы , Колотевы , Киселёвы.   Из слободы Калач переселенцы поселялись на правом берегу реки Это фамилии Савины , Сорокины , Куцовы , Осьмачкины .

С 1796 года калачане стали селиться в верховьях реки Подгорной,за большим холмом, который крестьяне называли «быком».Тогда село,  расположенное в долине нижнего течения,назвали Нижним Быком,а село в верховьях реки - Верхним Быком.Сохранилось среди старожилов ещё одно  название этих двух сёл : «Нижний Бредок» и «Верхний Бредок», якобы потому, что крестьяне села Никольское и слободы Калач «набрели» на свободные от помещиков земли.

И потекли дни и годы, люди заселяли и обживали земли по обоим  берегам реки .

По сложившейся традиции , на левом берегу селились «москали» , а на правом - «хохлы».

Река Подгорная являлась чертой , разделяющей село на два враждебных лагеря . Долго «хохлы» и «москали» не признавали друг - друга , сходились в  кулачных боях на мосту , соединяющего оба берега реки , затем , правда , ненадолго , наступало перемирие .Долгое время «хохол» и «москаль» было  словом ругательным , обидным . Никогда «москаль» не брал в жёны «хохлушку» и наоборот.

Так и жило село более ста лет , ругаясь и мирясь , в драках , песне , работе , пока не прозвучал роковой выстрел «Авроры» .

По данной экспозиции в нашем музее очень много памятников материальной культуры.

Мы начинаем с предметов быта. Эти экспонаты как нельзя лучше рассказывают о жизни наших сельчан в прошлом. Итак, представьте себе  наше село в середине восемнадцатого века. По берегам реки Подгорная в изобилии росли вербы. Именно они и послужили строительным материалом для крестьянских изб. Изба,обычно, состояла из двух комнат — кухни и горницы , и холодных сеней. Большую часть дома занимала русская печь.

В ней пекли душистый хлеб , готовили еду , она обогревала весь дом в холодные зимние дни, и, конечно же, имелись специальные приспособления,чтобы готовить в русской печи . Вот чугунки, они самые разные по размеру. К каждому чугунку свой рогач .

В кухне, на лавке стояли вёдра с водой, а за водой ходили с коромыслом. А вот кувшины . Они тоже очень разнообразные. Обычные, высокие  кувшины использовали для хранения молока , их широкое горлышко удобно для снятия сливок. Короткие кувшины, или ещё их называли «обитушки» или «конопатки» , использовали для квашения молока.

Есть ещё и большие широкие кувшины - для подсолнечного масла ( «олий» ).

У более зажиточных семей был самовар , который любовно начищался хозяйками до сияния .

Ели ложками , обычно , деревянными, которые также делали сами крестьяне .

Делали ложки из специальных заготовок «баклуш». Работа эта была не из трудных , отсюда и поговорка «бить баклуши».

В крестьянских семьях юга России , в том числе и в нашем селе , каждому члену семьи полагалась особая , личная ложка , чтобы «заеды не нападали».

В нашем селе ложки делали из клёна , но они быстро лопались . Зажиточные крестьяне покупали ложки на рынке . 2 ложки или 6 были обязательным атрибутом приданного невесты.

До сегодняшних дней дошёл обычай : на свадебном столе перед женихом и невестой кладут связанные вместе ложки.

Позже в избах появляются керогазы, которые заправляют керосином.

Все мы знаем, что Русь была крещена в конце десятого века, но вот язычество упорно не сдаёт своих позиций. Особенно ярко это проявляется в некоторых вещах , обрядах и праздниках . К чему всё это ? Хочу обратить  внимание на рушники, это именно та вещь, которая на Руси имела особое обрядовое значение .Обычные, повседневные рушники , не отличались красотой отделки , да оно и понятно , слишком тяжела была повседневная жизнь крестьян , украшали её лишь праздники . Поэтому и праздничные рушники украшались особенно богато. Надо сказать, всё делалось вручную : вязались тончайшие кружева , вышивался яркими нитками узор. На одном из рушников в нашем музее  видим петуха , а это символ славянских народов.

Полотенце играло в быту русских людей особую роль : на полотенце подносили «хлеб – соль» дорогим гостям , полотенцем опоясывались сваты , исполняя свои обязанности , полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям – жёны .Вышитыми полотенцами украшали образа (божницы) в домах .полотенце обязательная часть приданного . Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова «полотно» и указывает на то , что предмет этот служит в первую очередь для утирания лица , для вытирания рук висел особый рушник. Вышитые полотенца служили  для украшения жилищ.

Как свидетельство того , что наше село заселяли украинцы , сохранилось полотенце в украинском стиле .

И ещё , надо отметить дежники ( ими укрывали дежу - тесто на хлеб ) , а особенно украшались  дежники для праздничного хлеба .

Отправляемся в горницу.

Обязательно  в каждой избе , в «красном углу» ( угол, обращенный на восток , юго – восток)-  икона .

Каждое утро начиналось с молитвы и молитвой заканчивался день , любое дело начиналось с Божьим словом на устах и заканчивалось с благодарностью Богу .

Ткацкий станок, как неотъемлемая часть крестьянского быта, занимал своё место в доме . В нашем музее сохранились составные части станка : ниченки , пришва, самые разнообразные челноки , бердо .

Но прежде чем приступить к работе, необходимо было приготовить нить для станка , пряжу  В нашем селе наиболее часто использовали конопляные нити, изготовляемые из специально выращиваемой конопли . После сбора , коноплю вымачивали в проточной воде , затем отбивали , сушили , чесали , пряли . В нашем музее мы можем увидеть чёски (гребень), которыми чесали пряжу, прялку, на которой пряли нити для станка и для ручной работы.

Особое внимание следует обратить на прялку .В большинстве районов России , как Вы знаете , для прядения использовалось веретено , даже в русских народных сказках сохранилось об этом упоминание, а вот   прялки использовались лишь в некоторых районах. Вытканное конопное полотно выбеливали на весеннем солнышке . Позже стали использовать покупные нити ,и выделка конопляного полотна отошла в прошлое . Именно из покупного материала Вы видите изделия в нашем музее, это - подзоры на кровать , выбитые и вышитые наволочки , рушники . Изделия из ткани необходимо было стирать и гладить , как делали это наши прабабушки ? Для стирки белья применялась валёк  (деревянное приспособление с неровной поверхностью), им отбивали бельё до чистоты. А гладили тоже деревянным приспособлением , которое называлось - рубель . Позже появились утюги, они были двух видов : стальной, который нагревался полностью, полый внутри утюг, внутрь которого закладывались горячие угли.

Русская изба не была богатой, но всё в ней было сделано вручную , с любовью.
2.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛХОЗОВ.

Издатель славный ! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь .

Учусь постигнуть

В каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь !

С.Есенин.

Хотя наше село расположено далеко от центра, но революция 1917 года и начавшаяся вслед за ней гражданская война затронули и наше село и оставили свой след в душах и памяти сельчан .

Ещё задолго до Октябрьской революции ходили слухи по селу о новых людях -большевиках , которые , якобы борются за народ , за его счастливое будущее , и возглавляет которых В.И.Ленин . Первым начал свою пропагандистскую работу учитель Нижнебыковской начальной школы Вениамин Михайлович Шапошников . Трудно было на первых порах . Село Нижний Бык не принадлежало помещикам , крестьяне не знали ужасов помещичьей эксплуатации , какие знали , например, жители села Коренное , Берёзовка . Земли , раскинутые вокруг села , были государственные , крестьяне платили налоги и думали, что так и должно быть , и потому не всегда верили рассказам учителя . Но шли дни . сменялись годы , и всё тревожнее становилось в селе . С фронта первой мировой войны возвращались солдаты , от них шло много нового . Молодёжь жадно прислушивалась к рассказам солдат .

Среди такой части молодежи нашёл своих единомышленников и Шопошников .

Шапошников Вениамин Михайлович . Родился в селе Нижний Бык в 1897 году .Был учителем .Первым большевиком . Погиб от рук белогвардейцев . Похоронен в нашем селе . Собираясь вечерам , они говорили о многом : о Боге , царе , большевиках ,о новой светлой жизни . Шапошников входил в состав Верхнебыковской партийной организации .

Свершившаяся революция разделила людей на «белых» и «красных» . Жестоко расправлялись белогвардейцы с приверженцами новой власти . Так в селе Никольское зимним утром 1921 года банда Колесникова учинила казнь молодого комсомольца . На глазах у всего села его изрубили шашкой на куски . Страшный крик матери застыл в морозном воздухе . Бедная женщина сняла с головы тёплую шаль и собрала в неё останки сына .

О появлении банды не знал Шапошников , он в это время находился на заседании ячейки у себя дома , сюда же приехали и верхнебыковские товарищи . Они быстро оседлали лошадей и верхом поехали по лугу . Шапошников был инвалид и вынужден был выехать на санях . Около мельницы - ветряка распряглась лошадь , тут и догнала его банда . Его долго пытали , били , издевались , а затем расстреляли . За могилой Шапошникова ухаживают ученики нашей школы.

Досталось нашим сельчанам и от «красных» , особенно в годы коллективизации и становления советской власти . Страшное слово «раскулачивание» затронуло многие семьи. Бесследно исчезали в ссылках семьи «кулаков» . Большевики не разбирали , почему некоторые жили чуть лучше других . А ведь среди «кулаков» были те , кто нажил своё добро честным , упорным трудом , когда вместе с отцом жили сыновья с семьями и работали , не покладая рук от зари до зари . А среди бедняков были те , кто просто не хотел работать , но зато с удовольствием «раскулачивали» , наживаясь на чужом горе .

И тем не менее, трудно , со скрипом , со слезами и потом советская власть утвердилась в селе . Были основаны колхозы , налажен культурный досуг сельчан .
По истории революции и гражданской войны в нашем музее из вещественных источников сохранились лишь штык и бляхи с армейских ремней с двуглавыми орлами. Да ещё старый солдатский термос .По всей видимости немецкий – трофейный .

Основные источники об этом периоде – это сохранённые воспоминания старожилов , которые были записаны учениками в ходе сбора материала .

Об истории создания колхозов в нашем селе  тоже воспоминания старожилов.

Состоявшийся в 1927 году пятнадцатый съезд партии постановил коллективизировать  сельское хозяйство . Надо было объединить всю крестьянскую землю , инвентарь и скот .

В нашей стране начинают появляться коммуны – общества , где люди совместно обрабатывали землю , вместе жили и питались .

В селе Нижний Бык на территории бригады №3 была образована коммуна в 1928 году .

В неё первыми вступили коммунисты Сорокин Митрофан Сергеевич , Кобзарев Савелий Михайлович , Портяной  Игнат Васильевич и ещё несколько крестьян . Всего 12 дворов .

Вступившие в коммуну жили все вместе , вместе обрабатывали землю , вместе питались . Государство дало им 10 лошадей , 2 сажалки , 1 косилку . Но эта коммуна просуществовала один месяц . В 1929 году образовался ТОЗ  , т.е. общество по совместной обработке земли.

Но он то же просуществовал недолго и распался . В 1929 году в селе Нижний Бык на территории бригады №3 , организовался колхоз им.Карла Маркса , первым его председателем был Сорокин Иван Григорьевич . На второй стороне села Нижний Бык в 1930 году организовался колхоз «Заветы Ленина». Первым его председателем был Силин Трофим Фомич . В хуторе Луговском колхоз организовался в 1934 году , он носил имя Крупской .

Не будем приводить всю историю , скажем лишь ,что здесь описывается вся история создания колхозов : когда был основан , кем , кто первыми вступил в колхоз , сколько гектаров земли было объединено , количество инвентаря , лошадей и т.д. , с какими трудностями встретились первые колхозники в своей деятельности и пр.Данный материал был собран в ходе поисковой работы .
3.НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В данном разделе собрана вся история школы, начиная от церковно – приходской до сегодняшних дней . Здесь рассказывается  о первых директорах и учителях нашей школы .

Представлен материал работы школы за эти годы . Это и история пионерской организации в селе , и комсомольской , их деятельность , дневники пионерской организации . А так же  все атрибуты пионерской и комсомольской организации .

4. СЕЛО В ГОДЫ ВОЙНЫ .

Когда страна узнала о войне ,

В тот первый день ,

В сумятице и бреде ,

Я помню , я подумала о дне ,

Когда страна узнает о победе .

М. Алигер .

После холодной зимы 1940 - 1941 года наступила ранняя весна и большое половодье . Вскрывались реки , поднимая огромные , толстые льдины . Жизнь шла своим чередом .

И вот уже заканчивается весенний сев 1941 года . С раннего утра до позднего вечера всё взрослое население трудится в поле . Трудятся в силу своей возможности и подростки . Особо отличившимся школьникам правление колхоза вручало премии : набор конфет весом 1 кг.

21 июня 1941 года в клубе колхоза «Заветы Ленина» шло общее собрание колхозников , на котором подводились итоги весеннее - полевой компании . На воскресенье 22 июня был назначен выходной , чтобы колхозники могли управиться со своими делами . Но в этот день некоторые не успели пообедать . Известие о страшной трагедии долетело до села к обеду . Узнав о войне , люди шли в сельский совет , некоторым тут же была вручена повестка. Начались четыре мучительных года войны . В канун уборочной страды на фронт ушли почти все мужчины, отправлены лучшие повозки , скот , техника . Силами женщин , стариков и детей был собран неплохой урожай .

В 1942 году дело обстояло хуже . К началу весеннее - полевых работ в селе вообще не осталось взрослого мужского населения .

Фронт приближался к Воронежу , часть сельчан , в основном женщины в возрасте от 20 до 35 лет , были мобилизованы для рыть окопов . С большим трудом закончили весенний сев . За руль тракторов сели девушки , которым не хватало опыта и знаний    в обращении с техникой . Трактора ломались , ремонтировать их было некому.

Летом 1942 года началась эвакуация колхозного скота , тракторов , а также семей партийных работников . В селе наступило безвластие . Посеянный с большим трудом урожай убирать было некому , да и нечем . Урожай убирали вручную .

1943 год был переломным в ходе войны . Народ привык к трудностям и лишениям.

Пахали на коровах из личного хозяйства . Каждый день проходил в ожиданий известий с фронта . Не всегда эти известия приносили радость , «похоронки» получила каждая семья .

Радостная весть долетела до нашего села где - то к 12 часам дня 9 мая 1945 года .

Это была ПОБЕДА.

Говорят,что плохое быстро забывается, но в душах наших сельчан надолго сохраниться память о тех страшных годах .

Всё перенесли наши люди : шли в атаки , стояли по пояс в холодной воде Ладожского озера , указывая «дорогу жизни» машинам с продовольствием , получали ранения в боях за Воронеж , брали штурмом Берлин .

Мы знаем и помним их имена . У нашего поколения нет права забывать эту трагедию , иначе мир ввергнется в новую «бездну».

По истории Великой Отечественной войны в нашем музее собран огромный документальный материал , есть и материальные источники . Например ,медаль «За оборону Ленинграда»,красноармейская книжка ,удостоверения на награждение медалями «За освобождение Варшавы» , «За взятие Берлина», «За освобождение Сталинграда»,много благодарственных грамот .

Об участниках Великой Отечественной войны собран материал , который помещён в альбомы для лучшего использования их на уроках истории и классных часах .

О всех ветеранах имеются сведения .Собран материал и о тружениках тыла .

5.ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.

Материал данной экспозиции рассказывает о природе родного края .

Данный материал чаще всего используется на уроках биологии и географии.

В народной жизни, в ежедневных делах и хлопотах народа, в его культур­ном наследии и диалектных особеннос­тях языка часто содержатся ответы на актуальные вопросы современности. На­циональная неповторимость русских, их традиционно-бытовая культура, которая создавалась на протяжении столетий, требуют внимательного и всесторонне­го изучения, систематизации, обработ­ки и перенесения в учебный процесс на всех его этапах, в учебных заведениях самого различного профиля и степени. Вот почему такое значение ныне приоб­ретает в учебных заведениях краеведе­ние и этнография (этнология, народо­ведение) - наука, которая исследует на­роды, их культуру и быт, образ жизни, традиции и обычаи, семейные и общес­твенные отношения.

Ясно , что существование школьного краеведческого музея – это не просто «мёртвый груз» в учебном процессе , а действенный механизм , помогающий лучше изучить историю своего края .

Как уже было сказано выше , у каждого класса в нашей школе существует своё задание , по которому работают в течение года , собирают материал.

Так как в ходе поисковой работы приходится встречаться с жителями села и беседовать с ними по интересующей проблеме , то нужно чётко знать , чего мы добиваемся в ходе беседы .

Для этого используется «ПАМЯТКА ОПРАШИВАЮЩЕГО».Она включает в себя следующие вопросы .

I.  Желательно перед этнографичес­кой экспедицией (туристским походом) поставить цель, где и как будут исполь­зованы материалы исследования.

II.  Знание предмета народоведчес­кого исследования, его терминологии -необходимое условие успешного про­ведения опроса.

III. Добиться успеха поможет хотя бы поверхностное изучение истории, тра­диций населенного пункта, образа жиз­ни его обитателей.

IV. Очень важен выбор собеседника, который умеет и любит рассказывать.

V.   Беседа  будет проходить раскованнее, если привлечешь собеседника,

чем-то, скажем, заинтересовав его или вызвавшись помочь по хозяйству.

VI.  На доверие к тебе, гостеприим­ство со стороны того, кого опрашива­ешь, влияют внешний вид, манера по­ведения, скромность, вежливость, вы­держка.

VII.  Плодотворным для дела бывает постоянный контакт с информатором на протяжении  длительного  времени  (в роли таких информаторов часто высту­пают родные и их знакомые).

VIII.   Человек чувствует себя более раскованным ,  лучше  раскрывается  и охотнее отвечает на вопросы, если его рассказ сопровождается конкретной на­глядной  работой,  связанной  с  темой беседы.

IX. Удовлетворяя свою любознатель­ность, не ленись отвечать на вопросы собеседника,  учитывая  и  его  потреб­ность в той или иной информации.

X.   Опрашивающий   всегда должен иметь при себе бумагу и карандаш  -этнографическую информацию по теме, которая его интересует, он может полу­чить там, где и не ожидал, от случайно­го собеседника.

XI.  Свои наблюдения, ответы на во­просы старайся записывать аккуратно, разборчиво, как можно полнее, не над­еясь, что в дальнейшем удастся все пе­реписать.
Материалы исследовательско – поисковой работы активно используются в учебном процессе . Например :

- на уроках  ИЗО  по теме «Русский национальный костюм» берётся материал о костюме  села Нижний Бык ;

- классный час «Урок мира» , который проводится  ежегодно , рассказывает  о боевых и трудовых подвигах наших сельчан ;

- на уроке истории по теме «Коллективизация сельского хозяйства» , говорится о ходе данного процесса в нашем селе ,

- на уроках чтения в разделе устное народное творчество , обязательно в качестве примера используются потешки , поговорки , прибаутки , бытующие в нашем селе .

Примеров можно привести много , но цель одна – приобщить учеников к истории родного края , привить им любовь к своей малой Родине , к её культурному и духовному наследию , показать школьникам , что история родного края неотделима от истории всей России.




написать администратору сайта