Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы построения музейной экспозиции

  • Типы музейных экспозиций

  • Тематико-структурный и тематико-экспозиционный план: общее и частное Тематический план экспозиции

  • Особенности организации выставочной работы

  • Стаья 2. Музейная экспозиция Основные понятия. Основное содержание научной концепции экспозиции


    Скачать 45.5 Kb.
    НазваниеМузейная экспозиция Основные понятия. Основное содержание научной концепции экспозиции
    Дата03.02.2023
    Размер45.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтаья 2.doc
    ТипДокументы
    #918479

    Музейная экспозиция


    1. Основные понятия. Основное содержание научной концепции экспозиции

    Музейная экспозиция: определение понятия. Экспозиционная деятельность как информационная система, ее трехчастное строение: проектирование, экспозиция, коммуникация (восприятие). Проектирование как исходный этап создания экспозиции, понятийный аппарат проектной деятельности. Экспозиция как сложная система. Внешнее строение экспозиции (визуально воспринимаемая система). Морфология экспозиционного пространства, оборудование, экспозиционные материалы. Понятия «экспонат» и «экспозиционный комплекс». Структура содержания экспозиции (тема, идея, последовательность тем, подтем, экспозиционных комплексов). Экспозиция как текст. Функциональная структура экспозиции.

    Экспозиция как форма музейной коммуникации. Основные положения теории социальной коммуникации и формирование понятия музейной коммуникации в контексте проблемы взаимодействия музея и общества. Понятийный аппарат музейной коммуникации. Значение работ Д. Камерона (Канада) для понимания сущности и развития современных концепций музейной коммуникации. Основные модели музейной коммуникации и тенденции в реализации коммуникативной функции музейной экспозиции. Экспозиция как знаковая система, как текст и вид искусства. Объекты и субъекты экспозиционной деятельности (музейный предмет, посетитель, экспозиционер, художник, экскурсовод) в системе музейной коммуникации.

    Экспозиционные материалы. Понятие «экспозиционные материалы» как терминологическая проблема музеологии. Экспозиционные материалы как система. Видовая характеристика основных групп экспозиционных материалов. Объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний о природе и обществе (музейные предметы, предметы музейного значения, нематериальные (неосязаемые) объекты наследия). Предметы/объекты специально изготовленные для экспозиционного использования. Воспроизведения музейных предметов: определение понятия, классификация, роль и значение в системе экспозиции. Научно-вспомогательные материалы, тексты в экспозиции, произведения экспозиционного искусства.


    1. Принципы построения музейной экспозиции

    Принцип научности сохраняет свою определяющую роль при построении большинства музейных экспозиций. Он выражается уже в предварительной научной обработке каждого музейного предмета, помещаемого в экспозицию, в научном исследовании темы, воплощенном в концепции экспозиции. Однако, приняв постулат Н.Ф.Федорова о том, что музей – не судилище, музееведы и музейные работники выдвинули на первый план принцип научной объективности. Он не исключает выражения в экспозиции авторской позиции, но требует от экспозиционера честности и непредвзятости при интерпретации происходивших и происходящих в природе и обществе процессов. Наиболее ярко этот принцип воплощается в многочисленных сегодня проблемных «экспозициях-диспутах», где вопрос ставится, но остается открытым, благодаря чему открывается простор для мысли посетителя.

    Второй из общепризнанных принципов – принцип предметности, т.е. опоры на подлинные музейные предметы. Иногда может показаться, что он утрачивает в теории и практике современного музейного дела свой всеобъемлющий и обязательный характер: существуют многочисленные экспозиции, построенные как коллажи, инсталляции, натюрморты без участия музейных предметов или с минимальным использованием последних. Уход из экспозиции музейного предмета, подлинника может привести к потере музейной специфики, размыванию самого понятия «музей». Принцип предметности продолжает оставаться одним из основополагающих принципов построения музейной экспозиции, так как непосредственно связан с ее музейной спецификой.

    Третий принцип построения экспозиции – коммуникативность. Построение экспозиции должно быть ориентировано на восприятие разными группами посетителей. Это означает не усредненность, не расчет на некоего мифического «среднего» реципиента. Многослойность экспозиции, построение ее таким образом, чтобы в ней смог найти для себя интересное и важное как ненадолго зашедший в музей «любопытствующий», так и специалист, серьезно занимающийся проблемой, – наиболее перспективный путь.


    1. Типы музейных экспозиций

    В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок:

    1. Тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет;

    2. Фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями;

    3. Отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов — так называемые выставки новых поступлений.




    1. Тематико-структурный и тематико-экспозиционный план: общее и частное

    Тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозицион­ного материала и определяет содержание и тематичес­кую структуру проектируемой экспозиции.
    На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.
    Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.
    Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средст­вам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

    Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.


    1. Особенности организации выставочной работы

    Обозначим основные виды проблем в выставочно-ярмарочной деятельности, которые остаются нерешенными в настоящее время. Во-первых, существующая ныне в России нормативная правовая база регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности далеко не в полном объеме. Законодательство о выставках требует разработки дополнительных нормативных правовых актов. В частности, как следует из Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2001; одобрена на заседании Правительства Российской Федерации, протокол № 12 от 29 марта 2001 г.) отечественное законодательство о выставочно-ярмарочной деятельности нуждается в следующих нормативно-правовых актах:[2]

    А) об упорядочении деятельности в области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации;

    Б) об общих правилах проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации;

    В) об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.

    Из следующих проблем, стоящих перед российской выставочно-ярмарочной деятельностью, следует назвать, во-вторых, отсутствие скоординированного подхода к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общей идеологии формируемых на них экспозиций (в первую очередь – национальных и региональных).

    В-третьих, нужно упомянуть о неспособности имеющихся методик экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности в полной мере определить ее влияние на экономику России в целом. В том числе, в стране не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что делает затруднительным выполнение полноценного, всестороннего анализа текущего состояния данной сферы деятельности в целях составления прогноза ее развития (как долгосрочного, так и краткосрочного).

    В-четвертых, отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации.

    Далее следует назвать наблюдаемую в ряде случаев ведомственную разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, а также недостаточное развитие материально-технической базы для выставочно-ярмарочной деятельности (включая и тот момент, что материально-техническая база выставочной деятельности не в полной мере соответствует международным требованиям).


    написать администратору сайта