Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство театра и кино

  • Изобразительное искусство

  • Казахская литература

  • Мунайтпасулы Кажымукан (1871–1948 гг.)

  • дополнительный материал. Музыка и оперное искусство


    Скачать 27.52 Kb.
    НазваниеМузыка и оперное искусство
    Дата08.03.2023
    Размер27.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладополнительный материал.docx
    ТипДокументы
    #974828





    Музыка и оперное искусство

    Даже в годы Гражданской войны музыка была наполнена новыми темами. Родилась первая революционная казахская песня. Например, особенно широко распространена песня Сейфуллина в революционном духе «Марсельеза казахской молодежи».

    В 1923 году в Москве были приглашены на концерт казахские певцы и музыканты И. Байзакова, Р. Умурзакова, В. В. Айтпаева, К. Байжанова, Д. Джандарбеков.

    В 1936 году А. В. Затаевич подготовил к изданию сборник «400 казахских песен и кюев», который, к сожалению, не был завершен, так как он неожиданно скончался. Александр Викторович Затаевич является одним из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки, автором сборников «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано» (1925—1928), «Песни казахстанских татар» (1932), «Песни Казахстана» (1932), «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (1934), «Песни разных народов» (издана в 1971), «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (издана в 1971). Велико влияние творчества Затаевича на формирование таланта многих мастеров казахского искусства и культуры, среди которых: И. Байзаков, Е. Умурзаков, К. Жандарбеков, К. Куанышпаев, К. БайжановТ. Айтпаев, Майра. Именно по его рекомендации в 1925 году в Париж на этнографический концерт народов мира был послан талантливый казахский исполнитель АмреКашаубаев, исполнивший народные песни «Ағашаяқ» («Деревянная нога»), «Канапия», «Жалғызарша» («Одинокий можжевельник»), «Үшдос» («Три друга») и другие. Он прославил искусство Казахстана и был удостоен второго приза и серебряной медали. В 1935 году была образована Казахская государственная филармония имени Жамбыла Жабаева. Филармония стала организатором музыкально-концертной работы в республике. Летом 1935 года оркестр народных инструментов вышел на первые гастроли по Казахстану. В репертуаре оркестра звучали кюи Курмангазы «Сарыарка», «Серпер», «Балбырауын», Даулеткерея «Косалка».

    Организован в 1933 году как музыкальная студия в Алма-Ате. С 1934 году работает как музыкальный театр. 13 января 1934 года состоялось первое представление. Была поставлена музыкальная комедия «Айман Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В нём прозвучали народные песни и кюи, обработанные Иваном Коцыком. Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Следующие спектакли были: «Кыз Жибек»(1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936)

    В 1938 году балет П. Чайковского «Лебединое озеро» положил начало созданию балетной труппы, тогда же был поставлен первый казахский балет «Калкаман и Мамыр» В. Великанова. В 1941 году театр получил статус академического и в 1941 году было закончено строительство нового здания театра, которое тогда явилось самым красивым и крупным сооружением Алма-Аты.


    Искусство театра и кино

    В 19201930-е годы, несмотря на непрекращающиеся репрессии, продолжают развиваться и традиционные жанры. До середины 1920-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэ-зов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К. Жандарбеков, Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты. В 1930-е годы в республике появляется ряд новых театров. В 1937 году в Кзыл-Орде был открыт Корейский музыкальнодраматический театр, В 1937 году Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получил звания народных и заслуженных артистов республики. Продолжали развиваться областные театры, театры художественной самодеятельности. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.

    Первые шаги кино в Казахстане состоялись в 1925 году, когда была проведена хроникальная съёмка V съезда Советов республики, проходившего в городе Кзыл-Орде. В том же году появился первый документальный фильм о Казахстане — «Годовщина существования КАЗССР».

    В 1929 году в городе Алма-Ата была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста «Востокфильм». Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная и цех по съемке надписей. Были выпущены короткометражные документальные фильмы: «Кооперация в аулах», «Новая столица» (об Алма-Ате), «Кзыл Аскер», «На джайляу» и два киноочерка о ходе строительства Турксиба.

    В 1934 была организована Алма-Атинская студия кинохроники. Был начат регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов. В Москве было начато дублирование лучших советских фильмов на казахский язык. В 1939 году на «Ленфильме» был снят первый казахский художественный фильм «Амангельды» (сценаристы: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов; режиссёр М. Левин; исполнитель главной роли Е. Умурзаков). Этот фильм положил начало казахстанскому кинематографу. Его выход на экраны стал огромным событием культурной жизни Казахской ССР. Как рассказывают очевидцы, публика, едва выйдя из зрительного зала, вновь становилась в очередь за билетами на следующий сеанс. Восторженно отозвалась о фильме и пресса, а его создатели были награждены Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

    Изобразительное искусство


    В 1928 году Халком просвещения Казахской АССР организовал передвижную выставку казахстанских, сибирских и уральских художников. В соответствии с постановлением «о реорганизации литературно-художественных организаций», изданным в 1932 году, в республике в 1933 году был создан Союз художников

    В этот период творил замечательный казахский художник Абылхан Кастеев — первый профессиональный художник Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Казахстан им. Ш. Уалиханова, народный художник Казахстана. С его именем связано становление и развитие казахского изобразительного искусства, самобытного пути изобразительной школы Казахстана. Его творчество начинается в конце 1920-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». Работы художника обнаруживают человеческую проникновенность, бережное отношение к истории, традиции, ко всему, что определяет национальное своеобразие. Произведения Кастеева - более тысячи картин, акварелей, рисунков - по праву называют художественной летописью республики. Прекрасна земля Казахстана в работах Кастеева, проникновенно написанная с чисто «кастеевской» лиричностью.

     В предвоенный период получили известность отечественные художники А. Исмаилов, X. и К. Xоджиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства.

    В полной мере казахстанская школа изобразительного искусства сформировалась к 40 годам ХХ века, а на 50-е годы пришелся ее расцвет. Получившие образование в рамках единой советской системы подготовки художников местные живописцы, графики, скульпторы начали активно творить, часто используя в своем творчестве национальные мотивы. Имена таких живописцев, как О. Тансыкбаев, Ж. Шарденов, К. Тельжанов, М. Кенбаев, А. Галымбаева, Г. Исмаилова, С. Романов, И. Бондаренко, С. Айтбаев, графиков Е. Сидоркина, А. Гурьева, М. Кисаметдинова, А. Дузелханова, скульпторов Х. Наурызбаева, Е. Сергебаева, Р. Ахметова, Т. Досмагамбетова, Е. Мергенова сегодня составляют гордость казахстанского искусства.

    http://www.botschaft-kaz.de/

    Казахская литература

    Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфулин, Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров, писатели Мухтар Ауезов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин.

    В 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В 1934 году был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия — появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).

    Одной из главных тенденций развития казахской литературы за последние полвека было наступательное движение прозы. Не без могучего влияния корифея Казахской литературы Мухтара Ауэзова казахская проза, дав целый ряд полноценных, глубоких, высокохудожественных произведений, заняла в родной литературе ведущее место. Это бесспорное свидетельство зрелости казахской литературы.Рождение крупнейших художественных полотен, таких, как эпопея М. Ауэзова «Путь Абая»,. удостоенная Государственной и Ленинской премий (случай редчайший, когда одно произведение отмечается двумя главными премиями страны), романы «Ботагоз», «Сырдарья», «Школа жизни», «Промелькнувший метеор» С. Муканова, «Солдат из Казахстана» и «Пробужденный край» Г. Мусрепова, «Чиганак», «Миллионер», «Караганда», «После бури», «Очевидец» Г. Мустафшщ, «Грозные дни», «Буран», «Пусть горит огонек» Т. Ахтанова, «Яик — светлая река», «Много лет спустя» X. Есенжанова, роман «Курляндия», трилогия «Кровь и пот» А. Нурпеисова, «Опасная переправа», «Схватка», «Хан Кене», «Заговоренный меч» И. Есенберлина и перевод этих произведений на русский язык, затем на многие языки народов братских республик Советского Союза, а также на языки народов зарубежных стран дали основание считать казахскую литературу большой профессиональной и благодаря этому мирового значения литературой.

    Стремление казахских писателей лучше и глубже овладеть творческим методом социалистического реализма, раскрыть его новые стороны, грани и возможности, упорная непрерывная работа, направленная на совершенствование и шлифовку своего мастерства, определили характерные черты - литературного процесса последних лет литература.

    Мунайтпасулы Кажымукан (1871–1948 гг.)

    Известный казахский борец, превосходный мастер классической борьбы, неоднократный чемпион мира. Выступал в чемпионате борцов-профессионалов в Омске, Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Берлине. «Батыр казахского народа» — это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову — первому казаху, ставшему чемпионом мира по борьбе.

    В 1909 году в Риге был организован большой международный турнир. Кажымукан провел десять победных схваток и вышел в полуфинал. В этом же году на чемпионате мира по французской борьбе в Гетеборге (Швеция) Кажымукан становится обладателем золотой медали. В 1911 году он завоевывает Золотую медаль мировом чемпионате в Варшаве. В 1913 году в городе Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран. Под именем Кара Иван Мунайтпасов защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Победив на официальный чемпионате мира в Кельне, Кажымукан впервые в жизни стал чемпионом мира. Он был награжден большой золотой медалью.

    В активе великого Кажымукана появились победы над чемпионами мира: Алексом Абергом, Иваном Шемякиным, «железным» датчанином Иессом Педерсеном, Георгом Лурихом (в борьбе джиу-джитсу). Добивался почетных ничейных результатов в поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыгыневичем, Иваном Заикиным. Был Кажымукан чемпионом мира и по вольной борьбе, и чемпионом Европы по джиу-джитсу. Школа казахша-курес помогла. Был дважды обладателем одного из самых почетных в мире призов — «Пояса короля Сигизмунда».

    В советском Казахстане К. Мунайтпасов отдает свои силы на организацию передвижного цирка. Участвует в выступлениях в Петрозаводске, Фрунзе, Ташкенте, Одессе, Пензе, Семипалатинске. Показательные выступления атлета производили на зрителей незабываемое впечатление. Среди номеров были: разбивание тяжестей на груди, завязывание железного лома в узел на голой шее, поднятие нескольких человек на вытянутых руках и т. д.

    В 1929 — 1931 годах Кажымукан выступает в Петропавловске, Омске, Новосибирске, на Алтае. Известен факт, что он своим авторитетом способствовал освобождению своих родственников, которые были «раскулачены» и оказались на выселении в Омской области как «байские элементы». Трагедия 30-х годов глубоко печалила Кажымукана, который прилагал все силы, чтобы выручить из беды страдальцев.

    Любовь народа богатырь заслужил и своим гражданским поступком в военную пору. В годы Великой Отечественной войны Кажымукан выступал с цирковыми представлениями среди населения, а вырученные средства перечислял в Фонд обороны. На эти средства был построен самолет-истребитель. Борца наградили орденом «Знак Почета».В последние годы жизни знаменитого атлета оказались безрадостными: оставшись без внимания со стороны властей, он вынужден был продавать за бесценок медали, чтобы содержать семью. Власти полагали, что, будучи за рубежами Советского Союза, атлет поддался антисоветской пропаганде и представляет потенциальную опасность для системы. НКВД преследовал его за якобы служение царизму и прочие «преступления». В 1937–1938 годах он был вынужден укрываться от НКВД в Южном Казахстане.

    Умер Кажымукан Мунайтпасулы 12 августа 1948 года в колхозе «Ленинское знамя» Темирлановского сельсовета Арысского района, не оставив после себя учеников.

    Ресурсы;

    http://www.tarih-begalinka.kz/ru/history/modern/figures/munaytpasuly/

    https://massaget.kz/layfstayl/sport/tulalar/50


    написать администратору сайта