Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»...

  • 2. Сюжетные линии и их соотношение в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

  • 3. «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма

  • 4. Заключение

  • 5. Список используемой литературы

  • Реферат. Н. А. Некрасов Кому на Руси жить хорошо


    Скачать 43.36 Kb.
    НазваниеН. А. Некрасов Кому на Руси жить хорошо
    Дата23.04.2023
    Размер43.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #1083958

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «Литература»

    на тему: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

    Новосибирск

    2023

    Содержание




    Введение………………………………………………………………………

    3

    1.

    История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»...

    3

    2.

    Сюжетные линии и их соотношение в поэме……………………………….

    3

    3.

    «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма…………………………..

    10

    4.

    Заключение……………………………………………………………………

    11

    5.

    Список используемой литературы…………………………………………..

    13


    ВВЕДЕНИЕ

    Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. 

    Кому на Руси жить хорошо? Данный вопрос по-прежнему волнует многих людей, и этим фактом объясняется повышенное внимание к легендарной поэме Некрасова. Автор сумел поднять тему, которая стала вечной в России – тему подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения отчизны. Именно служение высокой цели делает русского человека счастливым, как доказал писатель на примере Гриши Добросклонова.

    1. История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»...

    Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в 1863 году. Упоминание о январском восстании 1863 года в первой части, в главе «Помещик». Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

    Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями. Некоторые части поэмы публиковались в журнале «Отечественные записки».

    К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё пять частей произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

    Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.

    2. Сюжетные линии и их соотношение в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Сюжет – это развитие действия, ход событий, которые могут следовать в произведении друг за другом в хронологической последовательности (сказки, рыцарские романы) или группироваться таким образом, чтобы способствовать выявлению его главной мысли, основного конфликта (концентрический сюжет). Сюжет отражает жизненные противоречия, столкновения и взаимоотношения героев, эволюцию их характеров и поведения.

    Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» во многом обусловлен жанром поэмы-эпопеи, воспроизводящей все разнообразие жизни народа в пореформенный период: его надежды и драмы, праздники и будни, эпизоды и судьбы, легенды и факты, исповеди и молву, сомнения и прозрения, поражения и одоления, иллюзии и реальность, прошлое и настоящее. И в этом многоголосье народной жизни подчас трудно различить голос автора, предложившего читателю принять условия игры и отправиться с его героями в увлекательное путешествие. Автор и сам строго следует правилам этой игры, исполняя роль добросовестного повествователя и незаметно руководя ее ходом, в общем-то практически не обнаруживая свою взрослость. Лишь иногда он позволяет себе открыть свой истинный уровень. Такая роль автора обусловлена целевым назначением поэмы – не только проследить рост крестьянского самосознания в пореформенный период, но в равной степени и способствовать этому процессу. Ведь уподобляя душу народа непаханой целине и призывая сеятеля, поэт не мог не чувствовать себя одним из них.

    Сюжетная линия поэмы – странствия семи временнообязанных мужиков по необъятным просторам Руси в поисках счастливого – призвана осуществить эту задачу.

    Завязка «Кому на Руси жить хорошо» (необходимый элемент сюжета) – спор о счастье семи мужиков из смежных деревень с символическими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка). Они отправляются на поиски счастливого, получив поддержку благодарной волшебной птички. Роль странников в развитии сюжета значительна и ответственна. Образы их лишены индивидуальной очерченности, как это принято в фольклоре. Мы знаем только их имена и пристрастия. Так, Роман считает счастливым человеком помещика, Демьян – чиновника, Лука – попа. Иван и Метродор Губины полагают, что вольготно на Руси живется «купчине толстопузому», старик Пахом – что министру, а Пров – царю.
    Великая реформа многое меняла в жизни крестьян, но они большей частью не были готовы к ней. Их понятия отягощали вековые традиции рабства, и сознание только начинало пробуждаться, о чем свидетельствовал спор мужиков в поэме.
    Некрасов очень хорошо понимал, что счастье народа в значительной степени зависит от того, насколько он сумеет осознать свое место в жизни. Любопытно, что наметившийся в споре первоначальный сюжет оказывается ложным: из предполагаемых «счастливцев» крестьяне беседуют только с попом и помещиком, отказавшись от остальных встреч. Дело в том, что на этом этапе им и в голову не приходит возможность мужицкого счастья. Да и самое это понятие связывается у них лишь с отсутствием того, что ежечасно делает их, крестьян, несчастными, - голода, изнуряющего труда, зависимости от всякого рода господ.
    Именно поэтому вначале
    У нищих, у солдатиков
    Не спрашивали странники,
    Как им – легко ли, трудно ли
    Живется на Руси?
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» помимо основного сюжета, решающего задачу роста крестьянского самосознания, есть многочисленные побочные сюжетные линии. Каждая из них вносит что-то существенное в сознание крестьян.
    Поворотным моментом в развитии событий в поэме является встреча семи счастьеискателей с деревенским попом.
    Духовенство, особенно сельское, по роду своей деятельности было ближе других господствующих сословий к простому народу. Обряды, связанные с рождением детей, свадьбами, похоронами, отправляли священники. Они владели тайнами немудреных крестьянских грехов и подлинных трагедий. Естественно, лучшие среди них не могли не сострадать простому народу, внушая ему любовь к ближнему, кротость, терпение и веру. Именно с таким попом и встретились мужики. Он помог им, во-первых, перевести их неопределенные представления о счастье в четкую формулу «покой, богатство, честь», во-вторых, раскрыл перед ними мир страданий, не связанных с надрывным трудом, мучительным голодом или унижением. Священник, в сущности, переводит для крестьян понятие счастья в нравственную категорию.
    Отповедь Луке, который назван сказителем глупым, отличается редким единодушием и гневом:
    Что взял? башка упрямая!
    Дубина деревенская!
    Туда же, лезет в спор!
    Дворяне колокольные –
    Попы живут по-княжески.
    Крестьяне впервые могли подумать том, что если сытый и свободный священник так страдает, то не исключено, что голодный и зависимый мужик может быть счастлив. И не следует ли поосновательней выяснить, что же такое счастье, прежде чем колесить по Руси в поисках счастливого? Так оказываются семеро мужиков на «сельской ярмонке» в богатом селе Кузьминском, с двумя старинными церквями, с забитом наглухо училищем и
    фельдшерской избой с устрашающей вывеской, главное же, с многочисленными питейными заведениями. Ярмарочное многоголосье исполнено светлых, ликующих интонаций. Повествователь радуется обилию изделий сельских мастеров, многообразию плодов непосильного труда, незатейливым развлечениям, опытной рукой делает зарисовки крестьянских характеров, типов, жанровых сценок, но иногда вдруг словно забывает о своей роли скромного повествователя, и перед читателями во весь рост встает могучая фигура поэта-просветителя:
    Эх! Эх! придет ли времечко,
    Когда (приди желанное!..)
    Дадут понять крестьянину,
    Что розь портрет портретику,
    Что книга книге розь?
    Когда мужик не Блюхера
    И не милорда глупого –
    Белинского и Гоголя
    С базара понесет?
    Семеро мужиков имеют возможность убедиться, как неудержимая народная энергия, сила, радость поглощаются безобразным пьянством. Так, может быть, в нем причина несчастий, и, если избавить людей от тяги к вину, жизнь изменится? Об этом они не могут не задуматься, столкнувшись с Якимом Нагим. Эпизод с пахарем имеет большое значение в становлении и развитии мужицкого самосознания. Некрасов наделяет простого хлебороба пониманием значения общественного мнения: Яким Нагой вырывает карандаш из рук интеллигента Павлуши Веретенникова, готового записать в книжечку, что умных русских крестьян губит водка. Он уверенно заявляет:
    На мерочку господскую
    Крестьянина не мерь!
    Яким Нагой легко устанавливает причинно-следственные связи. Не водка делает жизнь крестьянина невыносимой, а невыносимая жизнь заставляет их обращаться к водке как единственному утешению. Он хорошо понимает, кто присваивает плоды крестьянского труда:
    Работаешь один,
    А чуть работа кончена,
    Гляди, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
    Крестьяне, ранее бездумно поддакивающие Павлуше Веретенникову, вдруг соглашаются с Якимом:
    Работа не свалила бы,
    Беда не одолела бы,
    Нас хмель не одолит!
    Странники после этой встречи имеют возможность осознать сословную разницу понятия счастья и враждебность народу господствующих классов. Теперь они все больше задумываются о судьбах крестьян и пытаются найти
    среди них счастливых, вернее, им важно выявить народные представления о счастье, сопоставить их со своими.
    Счастье паразитирующего дьячка, убогой старухи, вырастившей хороший урожай репы, их никак не убеждает. «Любимый раб князя Переметьева» вызывает откровенное презрение. А вот выносливость, удачливость солдата или трудолюбие и физическая сила каменотеса-олончанина не противоречат народным представлениям о счастье как о редком случае, везении. Однако суровым предупреждением богатырю звучит рассказ Трофима-каменщика, надорвавшегося на работе.
    «Эй, счастие мужицкое!
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мазолями,
    Проваливай домой!» -
    вот окончательное мнение странников о «счастии мужицком».
    История Ермила Гирина – вставной эпизод с самостоятельным сюжетом. Рассказывает ее счастьеискателям крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово, не без основания решив, что этого «просто мужика» можно назвать счастливым. Все у него было: «спокойствие, и деньги, и почет». Грамотный мужик, он был сначала писарем при управляющем и на этой должности сумел завоевать уважение и признательность односельчан, помогая им в трудных для них бумажных делах безвозмездно. Затем при молодом князе избрали его бурмистром.
    Пошел Ермило царствовать
    Над всей княжою вотчиной,
    И царствовал же он!
    В семь лет мирской копеечки
    Под ноготь не зажал,
    В семь лет не тронул правого,
    Не попустил виновному,
    Душой не покривил…
    Однако «попик седенький» припомнил «грех» Ермила, когда вместо своего брата Митрия он отдал в рекруты сына вдовы Ненилы Власьевны. Ермила замучила совесть, он едва не покончил с собой, пока не исправил содеянное. После этого случая Ермил Гирин отказался от должности старосты и приобрел мельницу, причем с ним не случилось денег, когда он ее торговал, и мир помог ему посрамить купца Алтынникова:
    Хитры, сильны подьячие,
    А мир их посильней,
    Богат купец Алтынников,
    А все не устоять ему
    Против мирской казны…
    Деньги Гирин вернул и с тех пор стал «пуще прежнего всему народу люб» за правду, ум и доброту. Семерым странникам предоставил автор извлечь немало уроков из этой истории. Они могли подняться до понимания высшего счастья, состоявшего в служении братьям по классу, народу. Крестьяне могли призадуматься над тем, что только в единении они представляют несокрушимую силу. Наконец, к ним должно было прийти понимание, что для счастья человеку необходимо иметь чистую совесть. Однако, когда мужики собрались навестить Ермила, выяснилось, что «в остроге он сидит», так как, видимо, не захотел выступить на стороне начальников, обидчиков народа. Конец истории Ермила Гирина автор сознательно не договаривает, но и он поучителен. Странствующие герои могли понять, что за такую безупречную репутацию, за такое редкое счастье неведомому мужику Гирину пришлось заплатить свободой.
    На своем долгом пути странникам предстояло думать и учиться, как и читателям, впрочем.
    К встрече с помещиком они оказались куда подготовленней, чем к встрече со священником. Крестьяне ироничны и насмешливы и когда помещик хвастает своим родословным древом, и когда говорит о духовном родстве с крестьянской вотчиной. Они хорошо понимают полярность своих и помещичьих интересов. Быть может, впервые странники осознали, что отмена крепостного права – великое событие, навеки оставившее в прошлом ужасы помещичьего произвола и всевластия. И хотя реформа, ударившая «одним концом по барину, другим по мужику», лишила их окончательно «барской ласки», но и призвала к самостоятельности, ответственности за обустройство собственной жизни.
    У Некрасова тема женской судьбы проходит в творчестве как тема самостоятельная, особо значимая. Поэт хорошо понимал, что в крепостной России женщина несла двойной гнет, социальный и семейный. Он заставляет своих странников задуматься о судьбе женщины, родоначальницы жизни, опоры и хранительницы семьи – основы народного счастья.
    Матрену Тимофеевну Корчагину соседи называли счастливицей. Кое в чем ей действительно повезло: она родилась и выросла в непьющей семье, замуж вышла по любви, но в остальном прошла обычный путь крестьянки. С пяти лет начала трудиться, рано вышла замуж и вдоволь хлебнула обид, оскорблений, надрывного труда в семье мужа, потеряла сына-первенца и осталась солдаткой с детьми. Знакомы Матрене Тимофеевне господские розги и мужнины побои. Трудолюбивая, талантливая («И добрая работница, / И петь-плясать охотница / Я смолоду была»), горячо любящая детей, семью, Матрена Тимофеевна не сломилась под ударами судьбы. В бесправии и унижении она нашла в себе силы бороться с несправедливостью и победила, вернув мужа из солдатчины. Матрена Тимофеевна – воплощение нравственной силы, ума и терпения русской женщины, самоотверженности и красоты.
    В горькой безысходности крестьянской судьбы народ едва ли не по фольклорной инерции связывал счастье с удачей (Матрене Тимофеевне, например, помогла губернаторша), но странники к этому времени кое-что уже повидали и в счастливый случай не верят, поэтому просят Матрену Тимофеевну выложить всю душу. И трудно им не согласиться с ее словами:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны
    У бога самого!
    Однако беседа с Матреной Тимофеевной оказалась для семерых мужиков очень важной в определении путей- дорог к народному счастью. Большую роль в этом сыграл вставной эпизод с самостоятельным сюжетом о Савелии, богатыре святорусском.
    Савелий вырос в заглазной деревне, отделенной от города дремучими лесами и болотами. Корежские мужики отличались независимым нравом, и «не ахти великие доходы» имел от них помещик Шалашников, хотя и драл мужиков отчаянно:
    Сдавались люди слабые,
    А сильные за вотчину
    Стояли хорошо.
    Присланный Шалашниковым управляющий Фогель обманом заставил корежских мужиков сделать дорогу, а затем закабалил их окончательно:
    У немца – хватка мертвая:
    Пока не пустит по миру,
    Не отойдя, сосет.
    Мужики не потерпели насилия – казнили немца Фогеля, закопав его заживо в землю. Перед семерыми странниками поставлен нелегкий вопрос: правомерно ли насилие над угнетателями? Чтобы им легче было на него ответить, поэт вводит в сюжет еще один трагический эпизод – смерть первенца Матрены Тимофеевны Демушки, которого загрызли свиньи по недосмотру Савелия. Здесь раскаянье старика не знает предела, он молится, просит прощения у Бога, отправляется на покаяние в монастырь. Автор намеренно подчеркивает религиозность Савелия, его сострадание всему живому – каждому цветику, каждому живому существу. Есть разница в его вине за душегубство немца Фогеля и Демушки. Но Савелий в конечном счете не оправдывает себя и за убийство управляющего, вернее, считает его бессмысленным. За ним последовала каторга, поселение, осознание растраченной впустую силы. Савелий хорошо понимает тяжесть жизни крестьянина и праведность его гнева. Знает он и меру потенциальной силы «мужика- богатыря». Однако вывод его однозначен. Он говорит Матрене Тимофеевне:
    Терпи, многокручинная!
    Терпи многострадальная!
    Нам правды не найти.

    Автор и подводит семерых странников к мысли о праведности насильственной расправы с угнетателем, и предостерегает от необдуманности порыва, за которым неизбежно последует и наказание, и раскаяние, потому что ничего не изменится в жизни от такого единичного правосудия.
    Поумнели странники за месяцы странствования, и первоначальная мысль о счастливо живущем на Руси сменилось мыслью о народном счастье.
    Старосте Власу из главы «Последыш» они говорят о цели своего путешествия:
    Мы ищем, дядя Влас,
    Непоротой губернии,
    Непотрошеной волости,
    Избыткова села!..
    Странники думают о всеобщности счастья (от губернии до села) и подразумевают под ним личную неприкосновенность, правовую защищенность собственности, благосостояние.
    Уровень самосознания крестьян на этом этапе достаточно высок, и речь идет теперь о путях-доходах к народному счастью. Первой преградой к нему в пореформенные годы были пережитки крепостничества в сознании как помещиков, так и крестьян. Об этом рассказывается в главе «Последыш». Здесь странники знакомятся с вымороченным князем Утятиным, не желающим признавать царской реформы, поскольку страдает его дворянская спесь. В угоду наследникам, испугавшимся за свое наследство, крестьяне за обещанные «луга поемные» разыгрывают перед помещиком «камедь» прежних порядков. Автор не жалеет сатирических красок, показывая их жестокую нелепость и устарелость. Но не все крестьяне согласны подчиниться оскорбительным условием игры. Не хочет, например, быть «шутом гороховым» бурмистр Влас. Сюжет с Агапом Петровым свидетельствует, что и у самого темного крестьянина пробуждается чувство собственного достоинства – прямое следствие проведенной реформы, которую нельзя повернуть вспять.
    Смерть Последыша символична: она свидетельствует об окончательном торжестве новой жизни.
    В заключительной главе поэмы «Пир на весь мир» несколько сюжетных линий, которые проходят в многочисленных песнях и легендах. Одна из основных тем, поднятых в них, - тема греха. Нескончаема вина господствующих классов перед крестьянами. В песне, названной «Веселой», говорится о самоуправстве помещиков, чиновников, даже царя, лишающих крестьян их собственности, уничтожающих их семьи. «Славно жить народу / На Руси святой!» - рефрен песни, звучащий горькой насмешкой.
    Нечесаный, «верченый, крученый, сеченый, мученый» Калинушка – типичный барщинный крестьянин, жизнь которого прописана «на собственной спине». Выросшие «под рылом у помещика», барщинные крестьяне особенно страдали от их кропотливого произвола и дурацких запретов, например запрета на грубые слова:
    Намаялись! уж подлинно
    Отпраздновали волю мы,
    Как праздник: так ругалися,
    Что поп Иван обиделся
    За звоны колокольные,
    Гудевшие в тот день.
    Рассказ бывшего выездного лакея Викентия Александровича «Про холопа примерного – Якова верного» - еще одно свидетельство неискупаемого греха самовластного помещика. Господин Поливанов, с темным прошлым («он деревнишку на взятки купил») и настоящим («вольничал, бражничал, горькую пил»), отличался редкой жестокостью не только по отношению к крепостным, но даже к родным («Дочь повенчав, муженька благоверного / Высек – обоих прогнал нагишом»). И уж, конечно, не щадил «холопа примерного, Якова верного», которого «походя дул каблуком» в зубы.
    Яков тоже порождение крепостничества, превращавшего лучшие нравственные качества народа: верность долгу, преданность, самоотверженность, честность, трудолюбие – в бессмысленное холопство.
    Яков остался предан барину, даже когда тот лишился былой силы, обезножел. Помещик как будто бы наконец оценил преданность слуги, стал называть его «другом и братом»! Автор незримо стоит за рассказчиком, призванным убедить слушателей, что братские отношения господина и крепостного невозможны. Господин Поливанов запрещает любимому племяннику Якова жениться на Арише, и просьбы дяди не помогают. Видя в Грише соперника, барин отдает его в солдаты. Быть может, впервые Яков задумался о чем-то, но сказать барину о его вине он сумел только одним способом – повесился над ним в лесу.
    Тема греха бурно обсуждается пирующими. Грешников насчитывается не меньше, чем счастливцев. Здесь и помещики, и кабатчики, и разбойники, и крестьяне. И споры, как и в начале поэмы, завершаются потасовкой, пока не выступает со своим рассказом Иона Ляпушкин, часто навещающий вахлацкую сторонку.
    Специальную главку автор посвящает странникам и богомольцам, которые «не жнут, не сеют – кормятся» по всей Руси. Повествователь не скрывает, что среди них немало обманщиков, ханжей и даже преступников, но есть и истинные носители духовности, потребность в которой так велика в русском народе. Ее не истребила непосильная работа, ни долгое рабство, ни даже кабак. Автор рисует незатейливую жанровую сценку, изображающую семью за вечерней работой, в то время как привеченный ею странник досказывает «быль афонскую». На лицах стариков, женщин, детей столько доверчивого внимания, горячего сочувствия, напряженной завороженности, что поэт с умилением, любовью и верой восклицает:
    Еще народу русскому
    Пределы не поставлены:
    Пред ним широкий путь…

    3. «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.

    Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.

    Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”

    Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?

    Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия,.которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли это? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.

    Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.

    Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.

    Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного — досыта поесть хоть черного хлеба, для другого — остаться в живых после десяти сражений, для третьего — быть здоровым, для четвертого — “пропустить косушечку”, для пятого — быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,… проваливай домой”.

    Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.

    И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.

    Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям — простым людям.

    Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен — в свободном труде для каждого человека:

    “Доля народа,

    Счастье его,

    Свет и свобода

    Прежде всего!

    Мы же немного

    Просим у бога:

    Честное дело

    Делать умело

    Силы нам дай!”

    Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе — обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.

    4. Заключение

    Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

    5. Список используемой литературы

    1.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Кому_на_Руси_жить_хорошо

    2. 1 https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/analiz-poemy-nekrasova.html

    3. https://literaguru.ru/analiz-poemy-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

    4. https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/800342/

    5. https://www.chitalnya.ru/work/3452200/


    написать администратору сайта