Главная страница
Навигация по странице:

  • 4) Вопрос

  • 9) Вопрос

  • Семинар русь. Наиболее ранние письменные памятникирусского права это тексты


    Скачать 27.43 Kb.
    НазваниеНаиболее ранние письменные памятникирусского права это тексты
    Дата10.04.2023
    Размер27.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар русь.docx
    ТипЗакон
    #1049599

    1)-Вопрос Наиболее ранние письменные памятникирусского права — это тексты договоровРуси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся кмеждународному, торговому, процессуальному и уголовному праву.В них имеются ссылки на ≪закон русский≫, являвшийся, по-видимому,сводом устных норм обычного права.

    В договорах упоминалась смертная казнь (о чем не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламентировались право найма наслужбу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров(≪наволок≫). При этом в договорах предусматривалась реализация правакровной мести и других норм обычного права.

    ≪Право договоров≫ значительно раньше обычного начинает фиксироваться в письменном виде. Его нормы содержались в договорах Руси сВизантией (X в.), междукняжеских договорах, договорах с вольнымНовгородом (XIII в.).

    Первые договоры Руси с Византией некоторые исследователи(М. Владимирский-Буданов) оценивают как опыт заимствования {рецепции) иноземного права и форму перехода от обычного права к законодательству.Договоры содержали нормы международного частного, торгового,уголовного и гражданского права. В них определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины,положения о взаимном выкупе рабов и пленников (ст. 9, 11 договора911 г.), о выдаче преступников (ст. 14 договора 911 г.), о праве руссовпоступать на службу к византийскому императору (ст. 10 договора 911 г.).

    Нормы уголовного права (о смертной казни по греческому праву, окровной мести по закону русов) содержатся в договорах 911 и 945 г. О наказаниях за причинение телесных повреждений говорят ст. 5 договора911 г. и ст. 14 договора 945 г., об имущественных преступлениях (краже,грабеже и разбое) — ст. 6, 7 договора 911 г. и 5, 6 договора 945 г.К области гражданского права относились нормы о наследовании позавещанию, по закону (для нисходящих и боковых родственников)(ст. 13 договора 911 г.), о рабовладении и взаимном обязательстве воз-вращать беглых рабов (ст. 12 договора 911 г., ст. 3, 4 договора 945 г.).

    2) Вопрос Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII-XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника:

    1) Краткую 2) Пространную 3) Сокращенную_Правду.


    Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа.

    Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н.Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды.

    Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. 

    По своему тексту списки Пространной Правды могут быть разделены на три вида:

    Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «номос» (закон) и «канон» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава. В текст славянской Кормчей Русская Правда была внесена не позднее третьей четверти XIII века. Древнейший список Кормчей с текстом Русской Правды написан около 1282 г. в Новгороде «повелением Новгородского князя Дмитрия Александровича и стяжанием новгородского архиепископа Климента».  Первый вид Пространной правды известен под названием Синодальной или Новгородской. Синодальный список Русской Правды отличается от всех других списков Пространной Правды расположением статей во второй его части. Можно думать, что эта особенность расположения статей зависит от того, что в одном из предшествующих списков, которые послужили источником для Синодального, листы были перепутаны. Текст Синодального списка имеет близкое сходство с другим древним списком – Троицким. Синодальный и Троицкий списки восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XIII в. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора. Некоторые новгородские особенности заметны и в тексте Троицкого списка. Поэтому можно думать, что их общий протограф возник в Новгороде.


    Ко второму виду Пространной Правды принадлежат списки, входящих в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежал А.И. Мусину-Пушкину), написан на 60 листах (или 120 страницах) пергамена. Весь сборник носит заголовок: «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и о уроцех». В состав сборника входят статьи:

    • 1) Увещание к судьям;

    • 2) Русская Правда;

    • 3) Закон судный людем;

    • 4) Избрание из законов Моисеевых;

    • 5) Договор Смоленска с Ригою в 1229 году;

    • 6) Устав Ярослава о мостех.

    Увещание к судьям представляет собой выдержку из Слова о судьях и клеветах, встречающегося в более полном виде в различных сборниках. Закон судный, или Судебник царя Константина, является юридической компиляцией, возникшей, по-видимому, в Болгарии в Х в. на основе болгарского права и византийских юридических памятников. Закон судный встречается в краткой редакции в составе Кормчих. В Пушкинском списке Закон судный сохранился в пространной редакции и дополнен некоторыми статьями, возникшими на русской почве.

    Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным. В этом нас убеждает существование Археографического списка Пространной Правды, который относится к XV в. и помещен в виде приложения к тексту Новгородской 1-й летописи в составе особого юридического сборника. Сличение Пушкинского и Археографического сборников позволяет думать, что первоначальный юридический сборник состоял только из четырех статей:

    • 1) Увещания к судьям;

    • 2) Русской Правды;

    • 3) Закона судного людем;

    • 4) Устава Ярослава о мостех.

    Пушкинский и Археографический списки восходят к общему протографу с новгородскими особенностями, а присутствие в этом протографе Устава Ярослава о мостех также говорит о новгородском его происхождении. Вероятнее всего, первоначальный оригинал (протограф) Пушкинского и Археографического списков возник уже в первой половине XIII века.

    В начале XV в., по-видимому, уже в Московской Руси, появился новый, третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими списками XV-XVI вв.; один из них принадлежал князю Оболенскому, другой - Карамзину. Этот вид списков Пространной Правды можно назвать Карамзинским, так как он впервые был открыт Н.М. Карамзиным. В его основу положен текст какого-то списка Пушкинско-Археографической ветви, дополненный по спискам Троицко-Синодальной. В результате получился сводный текст. Отличительной чертой Карамзинского вида являются дополнительные статьи о резах (процентах) и Устав о мостех, вставленные в текст Правды.  Юшков выделяет Пушкинско-Археографический и Карамзинский виды в особые редакции Русской Правды, так как в них включены дополнительные статьи.

    К третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV в., и, по-видимому, в Пермской земле. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной_Правды.

    4) Вопрос
    Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20-70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054) (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.27-42), и Урока мостников (ст.43), которые содержат нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей, а также решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

    В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

    Пространная Правда — вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20-30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний — Синодальный список Пространной Правды — составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список — Троицкий, 14 в. — входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении — извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53-121 — как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.







    Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда — или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности — этой, третьей.







    С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды — она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников — Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III — Судебника 1497.

    5) Вопрос

    Создание Русской Правды относят к началу XI века. Основоположник – Ярослав Мудрый, однако последователи великого князя неоднократно изменяли и дополняли документ согласно духу времени. В связи с этим существует три редакции Русской Правды:

    Правда Ярослава (Древнейшая Правда). Создана около 1 016 года под руководством Ярослава Мудрого. Необходимость ее принятия была вызвана разобщением княжеств Киевской Руси, потребностью в сплочении народа и централизованным контролем его поведения. Главным образом Правда Ярослава устанавливала наказания за наиболее распространенные в тот момент преступления на Руси – убийство, кража, оскорбление чести и достоинства. Одна из важнейших черт закона – ограничение права на кровную месть узким кругом лиц. Эта редакция считается самым ранним источником нынешнего российского законодательства.

    Правда Ярославичей. После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав переняли у отца бразды правления разными областями Руси. Сделали они это мирно, без войн и междоусобиц. Однако потребность в контроле поведения народа сохранялась. К тому же, вместе с развитием общества, появились и новые виды общественных отношений, преступлений. Братья Ярославичи единогласно внесли изменения в Древнейшую Правду – теперь кровная месть была полностью отменена и за любое убийство человек подвергался суровому наказанию. Введенные ранее денежные штрафы за правонарушения стали более суровыми. Не последнюю роль в нововведении сыграла необходимость пополнения государственной и церковной казны. Точная дата принятия Правды Ярославичей неизвестна, большинство историков считают, что это вторая половина XI века (примерно 1 072 год).

    Пространная Правда. Именно эта, заключительная редакция Русской Правды в списках дошла до нынешнего времени. Огромное влияние на становление главного закона Киевской Руси оказал внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах. В период своего правления на киевском престоле (с 1 113 по 1 125 годы) особое внимание он уделял дополнению и объединению трудов своих предков. Пространная правда отражает развитие товарно–денежных отношений. Большое внимание уделяется преступлениям против частной, церковной и государственной собственности. Впервые в законодательном акте устанавливается порядок заключения договоров, наследования имущества. Регламентируется порядок проведения судебных процессов, сбора доказательств, в частности показаний свидетелей.

    6)Вопрос

    На содержание окончательной редакции Русской правды воздействовало широкое распространение ростовщичества и связанной с этим долговой кабалы народа. Благодаря Мономаху был ограничен произвол ростовщиков, устанавливался предел процентов по кредитным обязательствам. Закупы — люди, фактические попавшие в долговое рабство, получили свободу, так как измененный закон запрещал кредиторам порабощать должников. Возможно, на подобные смягчения положения зависимых людей повлияло их восстание 1 113 года. Большое влияние на создание и становление Русской Правды как главного нормативно-правового акта киевской Руси оказала церковь. Закон, во всех своих редакциях, не отделял ее от государства. Большинство церковных законов вышло на государственный уровень (запрет на убийство, причинение телесных повреждений, кражу и т.д.) Прототипом Русской Правды стали законодательные акты других государств. К примеру, основой для Правды Ярослава стала Салическая Правда – свод законов Франкского государства. Также изучались и перерабатывались законодательные базы бургундов, ирландцев и баварцев.

    8) Вопрос

    Первая часть краткой редакции Русской Правды принадлежащей Ярославу Мудрому ограничила кровною месть кругом ближайших родственников. Мстить за убийство имели право: брат за брата, сын за отца, отец за сына, и племянник за дядю. В том случае если родственники убитого отказывались от мести, или мстить было некому, князю платилась вира-штраф за убийство в размере 40 гривен.

    Вторая часть краткой редакции Русской Правды принадлежащей уже сыновьям Ярослава окончательно отменила кровную месть и заменила её денежным штрафом. За убийство высших лиц княжеской администрации: княжеского подъездного, княжеского тиуна и старшего конюха полагалась двойная вира 80 гривен; за убийство княжеского и ратайного старост, а так же за убийство кормилицы полагался штраф 12 гривен; за убийство самых феодально-зависимых слоёв населения - закупа, рядовича, смерда и холопа платился штраф 5 гривен.

    Остальные статьи предусматривали за различные уголовные преступления: за убийство в разбое, грабёж, побои и увечья, оскорбления, кражу домашнего скота и птицы, порчу межевых знаков и т.д.

    9) Вопрос

    Различия: 1)  В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом  — вирой.

    2)  «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

    10) Вопрос

    Первым правовым актом, закрепившим в статутной, близкой природе закону форме, отдельные положения действующего тогда торгового права, являлась «Русская Правда». Формируясь путем дополнений в течение XI–XIII вв.. Включение в «Правду» статей, посвященных торговым отношениям, свидетельствует о том, что торговая деятельность приобрела значительные масштабы, а «Русская Правда» имела не только правовое, но и социально-экономическое значение.

    - Русская Правда защищала имущество, собственность, в том числе собственность торговых людей, купцов, предусматривая ответственность за нарушение права собственности, а также определяла порядок наследования собственности. В частности статья 54 указывала на то, что банкротство, утрата купцом взятых в долг денег (и купленных на них товаров) не влечет за собой уголовной ответственности. Ему дается возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. В этом случае его имущество могло быть продано и он сам мог быть продан в холопы;

    - Русская Правда защищала жизнь купечества, определяя цену этой жизни где-то посередине между «ценой жизни» боярина и смерда (свободного крестьянина) и устанавливая соответствующий штраф («вира») за убийство купца;

    - Русская Правда в общих чертах определяла взаимоотношения покупателя и продавца (словесный договор купли-продажи) и регулировала виды торговых сделок, в частности торговлю в кредит (ростовщическую практику) и ответственность сторон. В статье 48 подчеркивалось, что купец пользуется особыми правами на получение и выдачу в долг денег за торговые операции. При этом, при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой;

    - и, наконец, Русская Правда регулировала уплату купцами прямых и косвенных налогов.


    написать администратору сайта