Главная страница
Навигация по странице:

  • Наименование задания "Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки" Решение кейса

  • Список использованных источников

  • форма ответа кейса. Наименование задания "Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки" Решение кейса


    Скачать 27.57 Kb.
    НазваниеНаименование задания "Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки" Решение кейса
    Дата14.12.2020
    Размер27.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаформа ответа кейса.docx
    ТипРешение
    #160324

    Комплексный экзамен

    специальность 6М020800 – Археология и этнология

    Дата экзамена: 12.05.2020 г.

    Группа: ___________, магистрант: ______________________,\

    (Ф.И.О.)
    Наименование задания
    "Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки"


    Решение кейса
    Термин «гендер» - один из самых новых в современной науке. Впервые, термин «гендер» был введен в научный оборот в 1958 году психоаналитиком университета Калифорнии Робертом Столлером для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Под ним он понимал социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол». В 1963 году, выступая на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, он говорил о понятии социополового (то есть - гендерного) самосознания. Свою концепцию он рассматривал со стороны биологии и культуры. Р. Столер считал, что «пол» относится к биологии (гормоны, гены, нервная система, морфология), а анализ гендера ученый рассматривал как предметную область исследований психологов, социологов, культурологов. Однако непосредственным толчком для исследования проблематики гендера послужило предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом.

    С точки зрения Столлера термин гендер «подчеркивает не природную, а социокультурную причину межполовых различий. «Женское», «мужское» суть биологические, данные от природы половые различия, а «мужественное», «женственное» - понятия, сконструированные обществом и подчёркивающие культурно-символические (гендерные) различия, которые меняются в соответствии с изменением, как общества, так и культуры». Столлер говорит, что «даже само определение мужественности или женственности является личностным: конечно, культурные факторы могут наложить на него отпечаток, однако каждый человек развивает сложную систему представлений о самом себе, в том числе восприятие себя как мужчины или женщины».

    Половая идентичность строится на основании того, что Столлер называет ядром половой идентичности. Это самое примитивное, отчасти осознанное и отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому. Столлер определяет его как базовое «чувство своего пола - мужского у мужчин и женского у женщин. Оно есть часть, но не эквивалент более широкого чувства половой идентичности».

    Обобщая западные общенаучные подходы к этой категории, О.А. Воронина выделяет семь подходов в его трактовке. Так, гендер может рассматриваться как: социально-демографическая категория; социальная конструкция; субъективность; идеологический конструкт; сеть; технология и культурная метафора.

    О.А. Воронина говорит также и ещё об одном подходе в отечественных социальных науках, определяя его как псевдогендерный, когда происходит подмена понятий пол и гендер, а также когда гендер воспринимается как социополовая роль. Этот подход, по мнению ученой, является модификацией идей традиционной социологии пола или биодетерминизма, когда различия между мужским и женским воспринимаются как некая данность без анализа причин и смыслов этой разницы. Поэтому «…основой методологии гендерных исследований, - как думает О.А. Воронина, - является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную … иерархию власти». (Воронина, 2001, 107-108)

    Анализируя методологию исследования гендера в языковедении, исследовательница А.В. Кирилина к общенаучным принципам относит ряд следующих положений: во-первых, гендер является общенаучной категорией и принципы гендерного подхода применимы к любой из частных наук, однако они должны реализовываться с учетом особенностей и при посредстве методов данного научного направления. Во-вторых, гендер является продуктом развития культуры и социума. Он институционализован и ритуализован, а, следовательно, релятивен и конвенционален. В-третьих, будучи конструкцией, гендер изменчив и динамичен во времени (и в языковом пространстве).

    Лингвистические же принципы анализа гендера профессор А.В. Кирилина сводит к следующим положениям: Гендер манифестируется в языке и является параметром переменной интенсивности, т.е. «…плавающим параметром, то есть фактором, проявляющимся с неодинаковой интенсивностью вплоть до полного исчезновения в ряде коммуникативных ситуаций». Значительный интерес представляет определение понятия «гендер», данное профессором Mарианне Лильестрем. Под гендером ученая понимает социокультурную конструкцию и различает понятия «гендер» (gender - социальный пол) и «пол» (sex - биологический пол). «Гендер создается в отношении к социокультурной ситуации в обществе, определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные: мы социализируемся в женщин и мужчин. Это очень сложный процесс развития человека в члена общества и социокультурной среды, где важную роль играет усвоение ребенком языка». Таким образом, гендер предстает не только культурный конструкт идентичности, это также определенные отношения индивида с окружающим миром.

    Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского. Поэтому полезно проследить, какой смысл и значение приданы этому слову там, откуда оно пришло. В англо-русском словаре В. Мюллера можно увидеть, что gender имеет два значения. Первое - грамматический род и второе - пол как шутливое обозначение. В словаре С. Ожегова категория род имеет, кроме значения грамматического класса слов (мужской, женский, средний род) и разновидности чего-либо или направления деятельности, также и обозначение ряда поколений (а в тематике животных - объединение нескольких видов).

    Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя сложную систему. Иными словами, это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе с иерархией о доминирующих отношениях.

    Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), где их обучают быть «женщинами»: накрывать на стол, пеленать ребенка и др. (вести домашнее хозяйство). У мальчиков воспроизведен город (внешний, «активный» мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется, как правило, с девочками и только им предназначена.

    В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного и однозначного определения, - не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Сложность заключается в том, что здесь прослеживается взаимосвязь действия и мышления, которые не могут быть разъединены. Мы имеем дело с динамизмом, окончательно не определенным, ибо самоопределение есть действие, влекущее серьезные последствия.

    Осмысление опыта женского движения новой волны (60-70-е годы ХХ в.) привело к оформлению в 80-90-х гг. XX в. нового направления в исторической науке – гендерной истории. Современные европейские и американские историки - гендерологи, определяют гендерную историю, как часть академической исторической науки, без которой невозможно многогранное, своего рода, плюралистичное понимание исторического процесса [1, c. 41].

    Гендерная история, оформившаяся в отдельное научное направление, появилась в следствии разработки понятия «гендер». Понятие «гендер» введено феминистками с целью выделения социального аспекта различия полов. «Когда речь идет о различии между женским и мужским полом, то имеется в виду их биологическое разделение» Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социально сконструированных понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального статуса. В целом гендер определяется как сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик» [3].

    Фундаментом для оформления гендерной истории явилась женская история, оформившаяся, во второй половине XX в. Женская история «включила в сферу своих интересов почти все вопросы, имеющие отношение к их жизни в разные эпохи, и дала импульс к созданию нового направления в историографии – гендерной истории» [4]. Исследования по женской истории, «в которых гендерные отношения предстали как автономная историческая величина, открыли новые перспективы. Было установлено, что гендерные отношения столь же важны, как и все прочие типы человеческих отношений. Пришло понимание того, что исключение отношений между полами из

    «великих вопросов» истории перекрывает дорогу к новому, более глубокому, виду познания прошлого» [1, c. 42].

    Исследовательница по гендерной проблематике Дж. Скотт обращает внимание, на тот факт, что современная история прошла путь от своеобразного эталона бесполой всеобщей истории, по существу, игнорирующей женщин, к однополой «монологической» женской истории и далее – к «диалогической» истории гендерных отношений. Так, по ее мнению, возникла обогащенная и обновленная социальная история, расширившая понимание социального и включившая в него все сферы социальных отношений, как в общественной, так и в частной жизни [1, c. 43].

    Гендерная история появилась именно тогда, когда было накоплено значительное количество исследований по женской истории, и одновременно встал вопрос о совершенствовании методологических возможностей последней. В рамках возникшей гендерной истории процесс методологического наполнения новых исследований пошел достаточно успешно особенно после появления статьи Джоан Скотт - «Гендер: полезная категория исторического анализа», в которой исследователь определяет причины и предпосылки появления нового направления исторической науки, предмет и объект гендерной истории, обозначает проблемы требующие изучения. Заслугой Д.Скотт является внесение термина «гендер» в список наиболее важных аналитических исторических категорий, наравне с «классом» и «расой» [4]. Научный интерес представляют исследования Г. Бок, Л.Д. Николсон, У. Фреверт, Г.Ф. Будде, С. Людесдорф, Р. Хоф, в которых рассматривается процесс становления и развития гендерных исследований в исторической науке.

    В ранних работах европейских исследователей по гендерной истории подчеркивалась мысль о том, что гендерная история, или история полов, является обновленной и дополненной женской историей. В работах 90-е гг. XX века женская история и гендерная история разграничивается, что связано с приобретением гендерной историей некой самостоятельности и получением ею определенного признания в академических кругах.

    Таким образом, значительный вклад в формирование гендерной истории внесли специалисты по женской истории (которая явилась прародительницей гендерной истории в 90-х гг. XX века) – в большинстве своем представительницы новой волны европейского женского движения

    Предметную область изучения гендерной истории современные исследователи, с одной стороны, рассматривают как историю формирования и функционирования системы отношений, стратифицирующих общество по признаку пола, а с другой – как исторически складываемые представления о «мужском» и «женском», обозначаемые как категории социального иерархического порядка [4].

    Дж. Скотт выделяет четыре составляющих гендерных отношений в обществе, с помощью которых можно проводить успешный социологический и исторический анализ: комплекс культурных символов, оформляющихся в стереотипические представления общества и таким образом задающих ментальный фон жизнедеятельности людей; нормы, основанные на символических представлениях, которые оформляются в виде религиозных, педагогических и политических доктрин; социальные институты (от семейно-родственных до государственных); гендерная субъективная идентичность [1, c. 45]. Таким образом, вопрос исторического исследования состоит в том, какими являются отношения между всеми четырьмя аспектами процесса конструирования гендерного статуса

    В российской исторической науке зарождение гендерной истории приходится на 90-е гг. XX века и связано с такими исследовательницами как Н.Л. Пушкарева, Л.П. Репина, О.А. Воронина.На современном этапе в этом направлении работают М.Г. Муравьева, И.Р. Чикалова, И.И. Юкина, А. Усманова и др.

    Особенностью российских исследований данного направления является тесная взаимосвязь женской истории и гендерной истории. Большинство работ, выше указанных посвящены истории женщин и изучению взаимоотношений между полами.

    Во-первых, данный факт объясняется тем что в российской исторической науке необходимо заполнить пробел, образовавшийся в связи с малым количеством исследований о женщинах, проведенных самими женщинами. «Для науки, созданной мужчинами, были гораздо важнее другие объекты изучения, а женщины и их непубличные (как ранее было принято считать, менее значимые в социальном плане) виды деятельности долгое время оставались в тени научного интереса»[1, c. 42].

    Во- вторых, по мнению С.А. Ушакина, данная особенность определяется отсутствием традиции употребления понятия «гендер», и отсутствием женского движения в России [1, с. 41].

    Благодаря женской истории в поле зрения исследователей попали новые виды исторических источников, которые ранее считались недостаточно релевантными. Это в первую очередь источники личного происхождения, среди которых были женские дневники, переписка, мемуары.

    На современном этапе гендерные исследования в истории осуществляются преимущественно в направлении сочетания традиционных для историков проблем социально-экономического плана, антропологического подхода и ключевых аспектов гендерных взаимодействий. При этом используются достижения смежных (и сравнительно новых) областей научного знания – устной истории, психоистории, истории повседневности, истории ментальности и т.д. Гендерная методология предполагает сотрудничество ученых самых разных направлений и школ.

    Н.Л. Пушкарева обращает внимание на синтезирующую функцию гендерного подхода в истории: «Гендерная методология помогает преодолеть узость отдельных самостоятельных «историй» – историй женщин, мужчин, – поскольку функция ее не комплементарная (дополнительная), не компенсирующая (нехватку чего-либо), не пересматривающая (старые представления, старые подходы: всё это были функции феминологии), а именно синтезирующая» [3].

    В первую очередь здесь имеется в виду синтез новых методологических направлений в исторической науке с междисциплинарным потенциалом исторической феминологии, которые сыграли главные роли в формировании гендерной методологии в истории [1, c. 44].

    Таким образом, процесс формирования гендерного направления в истории в настоящее время находится на стадии становления, вырабатывается инструментарий исследования, предметная область исследования, определяются методы исследования.

    Развитие гендерной истории в западной исторической науке, претерпело ряд трансформаций, связанных с отделением от женской истории и самостоятельным самоопределением в рамках современной исторической науки. Этот процесс привел к выделению самостоятельной предметной области исследований, определяемой как видоизменяемые в ходе истории представления о женских и мужских ролях в обществе, имеющих иерархическую основу. Выделение самостоятельной области исследований и формирование методологического аппарата свидетельствуют о появлении новой специальной исторической дисциплины – гендерной истории.

    Список использованных источников


    1. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования. // Новая и новейшая история. - 2015. - №6. С. 41-44.

    2. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований. // Пол, гендер, культура / под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. – М, 2017.

    3. Пушкарева, Н.Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. – Тверь, 2016.

    4. Чикалова, И.Р. Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития. // http://www.gendercent.ryazan.ru/school/chikalova.htm






    написать администратору сайта