Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • 1. Правовой статус наследников авторских прав 1.1. Содержание правового статуса наследников авторского права

  • 1.2. Особенности правового статуса иных субъектов, участвующих в отношениях, связанных с наследованием авторских прав Недостойные наследники

  • Подназначенные наследники

  • Исполнитель завещания

  • Отказополучатели

  • 2. Особенности наследования авторских прав 2.1. Порядок наследования авторских прав

  • 2.2.Особенности процедуры наследования исключительных прав на произведение

  • Список использованной литературы

  • Курсовая работа по праву интеллектуальной собственности для ДИАН. Наследники и иные правопреемники авторского права


    Скачать 49.88 Kb.
    НазваниеНаследники и иные правопреемники авторского права
    Дата12.02.2022
    Размер49.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа по праву интеллектуальной собственности для ДИАН.docx
    ТипКурсовая
    #359219
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство науки и высшего образования РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Тульский государственный университет»

    Институт права и управления

    Кафедра «Гражданского и земельного права»


    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Право интеллектуальной собственности»

    на тему:

    «Наследники и иные правопреемники авторского права»

    Дата сдачи «__»________2019 г.

    Выполнила____________ студентка гр.721051 Куликова К.Е. Проверила_____________ доц. каф. ГиЗП., Руденко Т.Ю.

    Тула 2019

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Правовой статус наследников авторских прав……………………………….5

    1.1. Содержание правового статуса наследников авторского права………….5

    1.2. Особенности правового статуса иных субъектов, участвующих в отношениях, связанных с наследованием авторских прав…………………...11

    2. Особенности наследования авторских прав………………………………...15

    2.1. Порядок наследования авторских прав …………………………………...15

    2.2. Особенности процедуры наследования исключительных прав на произведение …………………………………………………………………….19

    Заключение……………………………………………………………………….26

    Список использованной литературы…………………………………………...27

    Введение

    Актуальность темы: в качестве объектов интеллектуальной собственности подразумеваются такие права как: авторские и смежные с ними, патентное, права на изобретения и т.д. Если имеются доказательства принадлежности таких прав наследодателю, то они могут наследоваться. Так как авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно, после смерти автора такая охрана осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. В случае наследования авторских прав наследник получает в основном имущественные права (право на переиздание или иное использование произведения, право на получение вознаграждения и т.д.). Право на имя и право на репутацию автора по наследству не передается, но наследники имеют право на их охрану.

    За автором произведения закрепляются исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

    При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

    Наиболее приемлемой формой запрета внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений либо определение объема и признаков подобных действий -  это завещание.

    В случае, если отсутствуют наследники, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным, а его исключительные права прекращаются и произведение переходит в общественное достояние. Если произведение переходит в общественное достояние, то оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения, но при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

    Объект исследования: отношения в сфере наследования авторских прав.

    Предмет исследования: акты законодательства, судебная практика и теоретические материалы, полученные при изучении наследования авторских прав.

    Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов наследования авторских прав.

    Задачи работы:

    1)изучить содержание правового статуса наследников авторского права;

    2)рассмотреть особенности правового статуса иных субъектов, участвующих в отношениях, связанных с наследованием авторских прав;

    3)проанализировать особенности процедуры наследования исключительных прав на произведение;

    4)исследовать порядок наследования авторских прав.

    Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

    1. Правовой статус наследников авторских прав

    1.1. Содержание правового статуса наследников авторского права

    Исключительное право на наследство переходит либо в силу завещания, либо на основании закона.

    На практике у наследников иногда возникают затруднения относительно того, как узнать, что наследодатель был автором того или иного произведения. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений1, а также п. 4 ч. 2 ст. 1259 ГК РФ2 указывают, что для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей (то есть регистрации, депонирования произведения). Авторское право распространяется на произведения, созданные в объективной форме (например, на пленке, компакт-диске, в памяти ЭВМ, на бумаге).

    Узнать о наличии прав наследника на произведение можно несколькими способами.

    Во-первых, если есть экземпляр произведения. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения признается лицо, указанное на экземпляре этого произведения.

    Во-вторых, сегодня многие авторы, предполагающие коммерческое использование своего произведения, осуществляют его депонирование в Российском авторском обществе, куда наследник или нотариус также может сделать запрос.

    В-третьих, у наследодателя могут остаться какие-либо документы, подтверждающие создание им того или иного произведения, например, договор авторского заказа.

    Наследники, в отличие от авторов, являются субъектами нетворческого характера, то есть лицами, которые получили право использовать произведение не в силу вложения своего творческого труда, а в результате того, что это право к ним перешло на основании наследования. Однако 4-я ч. ГК РФ не делает различий между правовым статусом лица, получившего право на использование произведения в порядке наследования (наследником), и правовым статусом лица, которое приобрело право использовать произведение в силу, например, договора об отчуждении прав на произведение или закона - правообладателем.

    Согласно ст. 1116 ГК РФ3 наследниками по закону могут быть только физические лица, а вот к наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства. Данная формулировка означает, что право на использование произведения может перейти и к юридическому лицу, если таковое автор укажет в завещании.

    Отметим, что статья 1151 ГК РФ, согласно которой в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным, то есть переходит к государству, в отношении объектов авторского права не применяется. В данной ситуации законодатель применил специальную норму, которая содержится в ч. 2 ст. 1283 ГК РФ: в случае отсутствия наследников исключительное право на произведение переходит в общественное достояние. Переход произведения в общественное достояние в соответствии со ст. 1282 ГК РФ означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

    Следует заметить, что завещание - это наиболее приемлемая форма запрета внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений либо определение объема и признаков подобных действий. Завещание как юридический факт порождает правоотношение с обязанностями на стороне преемника исключительного права на произведение. Какова же юридическая сила писем, дневников или посмертных записок, остается неясным.

    Авторы учебника «Гражданское право» под редакцией Е.А. Суханова, отмечают, что «участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит исключительный характер, обусловленный особой общественной (публичной) значимостью использования некоторых охраняемых объектов. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например на товарный знак или знак обслуживания»4. Тем самым, переход исключительного права на произведение в общественное достояние в случае отсутствия наследников стимулирует развитие науки, литературы и искусства.

    Но важно и указать на мнение авторов, отмечающих, что положение ч. 2 ст. 1283 ГК РФ входит в противоречие с положением ч. 2 ст. 1151 ГК РФ, в которой говорится о том, что любое имущество и имущественные права при отсутствии наследников или отказа наследников переходят государству, и в данной норме отсутствует формулировка «если иное не предусмотрено законом»5. В отличие от положений ранее действовавшего ЗоАП, действующее законодательство не говорит о переходе имущественных прав автора в порядке наследования, заменяя эту норму на формулировку, согласно которой «исключительное право на произведение переходит по наследству» (ст. 1283 ГК РФ). Переход исключительного права к наследнику означает, что в отношении последнего начинает действовать ст. 1270 ГК РФ, которая указывает, что правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Это означает, что к наследникам автора переходит право на перевод, переработку, практическую реализацию произведения, сообщение по кабелю или в эфир, публичное исполнение произведения, прокат, импорт, публичный показ, распространение произведения или его оригиналов. Положения ч. 1 ст. 1270 ГК РФ также предусматривают правило, согласно которому «правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение». Это же правомочие переходит и к наследникам, которые, приобретая право на использование произведения, согласно терминологии ГК РФ получают статус правообладателя.

    Отдельно понятие «наследник» в авторском праве не используется. Согласно терминологии, используемой ГК РФ, понятие «правообладатель» является шире и включает в себя понятие «наследник». Однако, по обоснованному мнению некоторых авторов, объем правомочий наследника и правообладателя не всегда может быть одинаковым6. Часть 2 ст. 1268 ГК РФ предусматривает, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

    Таким образом, приобретатель прав, получивший права, например, на литературное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, в частности, автоматически получает право на обнародование произведения. В то же время согласно ч. 3 ст. 1268 ГК РФ, «произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)». Такое законодательное положение означает, что лицо, получившее исключительное право на необнародованное произведение, может не обладать правом на его обнародование, если воля автора произведения была письменно зафиксирована и из нее явным образом понятно, что автор возражал против обнародования своего произведения.

    Поэтому нельзя согласиться с мнением, изложенным в литературе, согласно которому «правовой режим исключительных прав наследников тождественен режиму прав автора…»7. Как уже отмечалось выше, если произведение не было обнародовано при жизни автора и содержится прямой запрет на обнародование такого произведения, то наследник, формально получивший исключительные права на данное произведение, не может большинство из них использовать. Исключением, скорее всего, из этого правила станет право на перевод, поскольку сам наследник как лицо, правомерно обладающее правами на объект авторского права, может самостоятельно осуществить перевод и переработку произведения без его обнародования. Поэтому в данном вопросе в законодательстве содержится некая неопределенность. С одной стороны, наследник является лицом, к которому перешли все исключительные права. С другой стороны, наследник не может их использовать, поскольку практически любое использование исключительных прав, например, право на воспроизведение или публичное исполнение произведения, в любом случае приведет к нарушению запрета автора как творческого субъекта на обнародование произведения.

    Таким образом, если автор передаст потенциальному наследнику исключительные права на необнародованное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, к последнему перейдет право на обнародование этого произведения, а соответственно, и возможность реализовать свои исключительные права на произведение. В то время как, если это же лицо получит исключительные права на необнародованное произведение в порядке наследования, то наследник фактически не сможет воспользоваться исключительными правами на произведение, поскольку любое их использование приведет к нарушению воли автора на запрет, касающийся обнародования произведения.

    Говоря также о разном статусе правообладателя и наследника, необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст.1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

    При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

    Предоставление такого права автору потребовало внесения изменений в п. 1 ст. 1119 ГК РФ ("Свобода завещания"), который предусматривал возможность включения в завещание только распоряжений, предусмотренных правилами ГК РФ о наследовании, т.е. в иные разделы ГК РФ (кроме раздела V "Наследственное право") законодатель не мог включать подобные случаи.

    Таким образом, наследники в силу перехода прав на произведение в порядке наследования, а также своего правового статуса приобретают право осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. Правообладатель, получающий, в отличие от наследников, исключительные права на произведения, в большинстве случаев таких прав не получает. Напротив, может сложиться ситуация, когда автор при жизни передал третьему лицу исключительные права на использование произведения по договору об отчуждении таких прав, а, в свою очередь, после смерти автора личные неимущественные права относительно, например, охраны авторства, имени автора, перешли к наследникам данного автора.
    1.2. Особенности правового статуса иных субъектов, участвующих в отношениях, связанных с наследованием авторских прав

    Недостойные наследники

    К недостойным наследникам в соответствии с ст. 1117 ГК РФ относятся следующие лица:

    1)лица, которые своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию, либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество. В последнем случае речь идет о предоставлении завещателю права простить недостойных наследников, составив в их пользу завещание уже после совершения ими указанных противоправных действий8.

    2) не наследуют родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах на момент открытия наследства.

    3) не наследуют граждане, злостно уклонявшиеся от лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя. Данные правила о признании наследника недостойным распространяются на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

    Подназначенные наследники

    Говоря о субъектах наследования по завещанию, можно выделить следующую особенность. У наследодателя есть возможность помимо основного наследника назначить также запасных наследников. По общему правилу, в наследство вступает основной наследник, но если основной наследник не может или не хочет принять наследство, то в наследственные права вступает подназначенные наследники9.

    Подназначение наследника возможно в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 1121 ГК РФ: «наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный»10.

    Исполнитель завещания

    В наследование авторских прав может участвовать исполнитель завещания, на которого наследодатель может возложить какие-либо обязанности по исполнению завещания. Согласно ст. 1134 ГК РФ исполнитель завещания и наследник могут быть как одним лицом, так и разными. Исполнитель завещания должен дать для этого свое согласие либо расписавшись в завещании, либо приложив к последнему свое заявление. Лицо также может стать исполнителем завещания, если оно фактически приступило к его исполнению.

    Полномочия исполнителя завещания предусматриваются в самом завещании; если в завещании они не предусмотрены, исполнитель завещания должен принять необходимые для исполнения завещания меры, в том числе:

    1) обеспечить переход к наследникам причитающегося им наследственного имущества в соответствии с выраженной в завещании волей наследодателя и законом;

    2) принять самостоятельно или через нотариуса меры по охране наследства и управлению им в интересах наследников;

    3) получить причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество для передачи их наследникам, если это имущество не подлежит передаче другим лицам (п. 1 ст. 1183);

    4) исполнить завещательное возложение либо требовать от наследников исполнения завещательного отказа (ст. 1137) или завещательного возложения (ст. 1139).

    Данные положения Гражданского Кодекса подлежат применению и в области наследования авторских прав. Как справедливо отмечает В.И.Еременко, согласно ст. 1134 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти, и которое осуществляет свои полномочия пожизненно, что предусмотрено частью 1 ст. 1266 Гражданского Кодекса РФ11.

    При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Таким образом, наследники в силу перехода прав на произведение в порядке наследования, а также своего правового статуса приобретают право осуществлять охрану личных неимущественных прав автора.

    Отказополучатели

    Отказополучатель является еще одним субъектом, к которому могут перейтиили у которого могут возникнуть имущественные права на использование произведения в связи со смертью как автора, так и правообладателя. Отказополучателем является лицо, в пользу которого наследник (наследники) должен по воле наследодателя исполнить какую-либо обязанность. Завещательный отказ должен быть установлен в завещании.

    В научной литературе высказывается мнение о том, что завещательный отказ представляет собой для наследника, принявшего наследство, обязательство, в силу которого наследник обязан исполнить за счет наследства определенную обязанность имущественного характера в пользу назначенных одного или нескольких лиц (отказополучателей), а отказополучатели имеют право требовать исполнения этой обязанности от наследника. Это обязательство отвечает всем признакам и свойствам гражданско-правового обязательства (ст. 307 ГК). Единственным основанием обязательства из завещательного отказа является завещание, что предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 1137 ГК. Оно может также исчерпываться легатом.

    «Должником, — разъясняют М.С. Абраменков и П.В. Чугунов, — в этом обязательстве выступает наследник по завещанию или по закону. При этом закон не препятствует завещателю назначить исполнителями завещательного отказа одного, нескольких или всех наследников»12.

    2. Особенности наследования авторских прав

    2.1. Порядок наследования авторских прав

    Е.В. Вавилин в процедуре наследования выделяет следующие последовательные стадии, направленные на приобретение наследственного имущества13.

    1) стадия предпосылок (наличие соответствующих норм права, регулирующих вопросы наследования, правосубъектность наследодателя);

    2) стадия формирования права на приобретение наследства;

    3) стадия осознания наследником своего права и его уяснение;

    4) стадия реализации права на наследство;

    5) стадия осуществления права на наследство (стадия приобретения наследственного имущества).

    Наследование авторского права может осуществляться как по завещанию, так и по закону. Современное гражданское законодательство отводит приоритет наследованию по завещанию, наследование по закону имеет место лишь в том случае, если завещание отсутствует либо признано недействительным14. Нормы, регламентирующие порядок наследования по завещанию, выдвинуты на первый план, гражданам предоставлена свобода завещаний. Так, завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону (ч. 1 ст. 1119 ГК РФ).

    Именно внесение определенного лица в состав наследников по завещанию и является юридическим фактом, порождающим право на принятие наследства. Составление завещания - первый этап в процедуре перехода авторского права по наследству. В том случае, если завещание не составлено, и наследование авторского права осуществляется по закону, право на принятие наследства возникает в силу наличия соответствующей родственной или иной установленной законом соответствующей связи.

    Субъективное право на наследование возникает в момент открытия наследства. Наследство открывается со смертью гражданина, местом его открытия является последнее место жительства наследодателя (ст. 1113, 1115 ГК РФ). После этого определяется круг наследников, призываемых к наследованию, устанавливаются их доли в составе наследства. На момент открытия наследства определяется состав наследства, отсчитывается 6-месячный срок, необходимый для принятия наследства либо отказа от него.

    Следует заметить, что право на наследство возникает вне зависимости от волеизъявления наследника в результате односторонней сделки (завещания) либо самого факта наличия родственных (иных) связей. До момента открытия наследства будущий правообладатель выступает пассивной стороной в наследственном правоотношении, может и не знать о том, что является наследником15.

    Следующая стадия, направленная непосредственно на получение наследственного имущества в свое обладание -- принятие наследства. На данном этапе наследник осознает возможность получить наследственное имущество и вправе выбирать свое дальнейшее поведение, может либо принять наследство, либо отказаться от него.

    Принятие наследства (отказ от наследства) осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника о принятии наследства (об отказе от наследства) либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153, ст. 1159 ГК РФ).

    В том случае, если наследник принимает решение оказаться от наследства, эта стадия в процедуре наследования является завершающей. Если наследник принимает решение о принятии наследства, запускается последовательная процедура, направленная на приобретение авторских прав в наследство, начиная с подачи заявления нотариусу, рассмотрения заявления соответствующими органами и заканчивая выдачей свидетельства о праве на наследство, что и служит ключевым моментом в процессе реализации права на получение наследства.

    Спорным является вопрос о возможности принятия наследства (вступления в обладание авторскими правами) с помощью конклюдентных действий. Согласно гражданскому законодательству признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства16. Однако действия одного наследника в отношении авторских прав, перешедших в наследство, могут повлечь за собой ущемление прав других наследников и заинтересованных лиц17.

    Документом, подтверждающим факт вступления в наследство, является свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариусом в любое время после истечения 6-месячного срока со дня открытия наследства.

    Именно с получением свидетельства о праве на наследство конкретный гражданин признается полноправным наследником, может распоряжаться им по собственному желанию. Свидетельство о праве на наследство подтверждает перед третьими лицами наличие у наследника умершего автора прав на использование произведения. В свидетельстве может содержаться общее указание на наследование авторских прав либо могут быть перечислены конкретные произведения, на которые наследуется авторское право. Если наследников несколько, то в документах проставляется только их доля, а не перечисляются конкретные произведения18.

    Нотариальное свидетельство о наследовании и наличие оценки объектов авторского права следует признать объективными гарантиями прав наследников в случае использования произведений литературы на рынке интеллектуальной собственности. Представляется необходимым разработка и применение единой методики оценки объектов авторского права и внесения соответствующих изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»19.

    Важная особенность наследования авторских прав состоит в том, что авторские права переходят к наследнику (наследникам) одномоментно и как единое целое. Это означает, что распоряжаться перешедшими авторскими правами наследники должны сообща и по взаимному согласию, если же согласие не достигнуто - по решению суда.

    Таким образом, процедура наследования авторского права включает в себя следующие стадии:

    1) внесение определенного лица в состав наследников по завещанию - стадия формирования права на наследство;

    2) открытие наследства и призвание наследников к наследству - стадия возникновения у наследника права на приобретение авторских прав;

    3) осознание наследником своего права и возможности выбора соответствующего варианта поведения - стадия уяснения права на наследование авторских прав;

    4) подача заявления нотариусу, рассмотрение заявления соответствующими государственными органами - стадия реализации права на наследство;

    5) выдача государственными органами свидетельства о праве на наследство - стадия приобретения авторских прав в наследство.

    Следовательно, принятие наследства характеризуется строгой последовательностью действий как наследника, так и иных субъектов наследственных правоотношений, завершением которого должно стать непосредственное получение материального блага20.
    2.2.Особенности процедуры наследования исключительных прав на произведение

    Ни законодательство об интеллектуальной собственности, ни законодательство о наследстве отдельно не устанавливают нормы, регламентирующие порядок наследования имущественных прав на произведения, а также требований, связанных с такими правами.

    Прежде всего, необходимо указать, что к наследнику может переходить широкий круг имущественных и иных связанных с ними прав, а также требований, которые напрямую не указаны в ст. 1270 Гражданского Кодекса:

    в первую очередь это имущественные права автора или иного правообладателя на использование произведения;

    право на получение начисленных, но не полученных ко дню смерти выплат, вытекающих из договоров авторского заказа, вознаграждения за использование работодателем служебного произведения;

    при переходе имущественных прав на произведение к наследнику по смыслу п. 7 ст. 1235 Гражданского Кодекса сохраняет свое действие лицензионный договор на указанный в нем срок на тех условиях, на которых он был заключен, поэтому к наследнику переходят и права лицензиара, включая, разумеется, право на получение лицензионного вознаграждения;

    право на получение вознаграждения наследодателя, композитора, произведения которого вошли составной частью в аудиовизуальное произведения;

    право следования;

    право на обнародование произведения, если авторнаследодатель прямо не запретил его обнародовать;

    право на получение вознаграждения от пользователей или авторских обществ в случаях, когда использование произведения допускается законом без согласия автора, но с выплатой вознаграждения;

    право на получение компенсационного вознаграждения, предусмотренного ст. 1245 Гражданского Кодекса, за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений;

    правомочия защиты личных неимущественных прав (права на имя, права на неприкосновенность произведения, и т. д.)21.

    Особо стоит отметить, что закон знает некоторые случаи, когда формально авторские права могут переходить в порядке наследования, но в силу некоторых обстоятельств остаются парализованными, а наследник такие права использовать не может. Во-первых, это случай, когда автор не обнародовал свое произведение, при этом прямо запретив это делать своим наследникам в завещании или иных документах. В таком случае ограничений по переходу имущественных прав к наследникам автора законодателем не установлено, однако формально такие наследники не имеют права использовать имущественные права и обнародовать произведение. Второй случай возможен относительно вторичных произведений, например, когда некое лицо без согласия автора осуществило литературный перевод произведения. Такое лицо создало вторичный результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме и заключающийся в переводе произведения с одного языка на другой. Однако если отсутствует договор или разрешение автора на перевод произведения, ни сам переводчик, ни его наследники до получения согласия автора или, в свою очередь, его наследников или иного правообладателя, перевод, как вторичное произведение и право на него, использовать не вправе, если только оригинальное произведение не перешло в общественное достояние. В принципе Гражданский Кодекс допускает и последующее одобрение сделок, а также распространение действия договора на фактически сложившиеся отношения согласно п. 2 ст. 425 Гражданского Кодекса22.

    Поэтому к наследникам производных или составных произведений права переходят с учетом условий и обременений, которые указаны в договорах, заключенных между наследодателем как автором производных или составных произведений с автором или правообладателем первичного произведения.

    Как при наследовании по закону, так и при наследовании по завещанию, прежде всего, возникает вопрос о том, каким образом, во-первых, наследник может узнать о своих правах на то или иное произведение, а во-вторых, каким образом он будет подтверждать нотариусу, что наследодатель действительно обладал имущественными правами на произведение и был либо его автором, либо правообладателем.

    Узнать о наличии прав наследодателя на произведение можно несколькими способами:

    если есть экземпляр произведения. Согласно ст. 1257 Гражданского Кодекса автором произведения признается лицо, указанное на экземпляре этого произведения;

    многие авторы, предполагающие коммерческое использование своего произведения, осуществляют его депонирование в Российском авторском обществе, куда также наследник или нотариус может сделать запрос;

    наследник может доказывать авторство наследодателя или факт обладания наследодателем имущественными правами на произведение наличием договорных отношений. Это может быть договор авторского заказа, служебное задание на создание произведения для автора. Наследодатель может выступать правообладателем в силу договора об отчуждении исключительных прав на произведение, соглашения об отступном, когда вместо исполнения одного обязательства (к примеру, погашения задолженности) должник передал кредитору имущественные права на произведение. Наследодатель также мог получить имущественные права, выступая в качестве залогодержателя, когда автор или правообладатель, будучи должником, передал кредитору имущественные права на произведение в залог, а впоследствии, в результате неисполнения обязательства эти имущественные права перешли к залогодержателю — наследодателю;

    также могут быть случаи, когда имущественные права на произведения возникают у наследодателя на основании судебного решения. Во-первых, это может быть судебное решение о признании авторства. Во-вторых, это может быть обращение взыскания на имущественные права наследников автора или правообладателя, поскольку ст. 1284 Гражданского Кодекса запрещает обращение взыскания на имущественные права самого автора. Таким образом, наследодатель также может обладать имущественными правами на произведение на основании судебного решения23.

    Тем не менее, в процедуре наследования может возникнуть неопределенная ситуация. Согласно ст. 1112 Гражданского Кодекса, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ наследство может приниматься:

    А)подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства, либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство;

    Б)признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

    вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

    принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

    произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

    оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

    Таким образом, наследник, не подавая заявления о вступлении в наследство нотариусу, например, в связи с отсутствием недвижимого имущества и транспортных средств, осуществил принятие наследства путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Скажем, отдал долг по договору займа за наследодателя или получил за наследодателя сумму долга. Как следует из п. 2 ст. 1152 Гражданского Кодекса, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

    В наследственном праве оба названные способа принятия наследства абсолютно равнозначны24. Однако некоторые специалисты считают неприемлемым применение к исключительному авторскому праву второго из них. Например, В.Н. Гаврилов считает ситуацию с авторским правом исключением из общего правила, полагая, что в случае наследования авторского права наследник должен до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства подать нотариусу заявление о принятии наследства. И другим способом такое наследство принять нельзя25. Другие авторы считают применение второго способа принятия наследства (т. е. фактическое вступление в наследство) вполне допустимым.

    Они отмечают, что подтверждением фактического вступления во владение наследственным имуществом в отношении авторского права могут выступать: принятие материальных носителей, в которых выражены произведения (рукописи, картины и т. д.), уведомление пользователей о правопреемстве, уведомление общественной организации, где состоял умерший (РАО и др.)26.

    Фактическое принятие наследства путем вступления во владение и совершения иных действий должно распространяться на объекты авторского права, так как в жизни может возникнуть множество ситуаций, когда наследник автора не обращается к нотариусу в силу незнания положений законодательства или по иным причинам, а фактически осуществляет действия, позволяющие ему вступить в наследство, в силу чего нет необходимости выполнять юридическую процедуру принятия наследства, в состав которого входят исключительные права на произведение.

    Следовательно, формально, руководствуясь ст. 1112, 1152 и 1153 Гражданского Кодекса, наследник вступает в свои права, совершив действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. На этом основании такого наследника можно считать обладателем принадлежавших наследодателю (выступавшему в качестве автора или иного правообладателя) имущественных прав на произведение.

    Необходимо также отметить, что наследник может призываться к наследству по нескольким основаниям, а также вступить в наследство, принимая не все имущество и имущественные права, а только часть из них, поскольку наследование представляет собой универсальное правопреемство. Так, если в состав наследства входят автомобиль и имущественные права на произведение, а наследник фактически начал использовать автомобиль, уплатил за него транспортный налог или совершил иные действия, предусмотренные законодательством, это означает, что имущественные права на произведение наследникам также приняты.

    Если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и т. п.), он может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям (абзац 2 п. 2 ст. 1152 ГК РФ). То есть лицо, являющееся одновременно наследником по завещанию и по закону, вправе принять наследство и по завещанию, и по закону, а также принять наследство по одному из оснований наследования, не принимая наследство по другим основаниям.

    С точки зрения наследственного права, наследник путем совершения действий по принятию наследства стал законным обладателем имущественных прав на произведения, принадлежавших наследодателю. Тем не менее, данный наследник фактически не имеет возможности подтвердить свои права на то или иное произведение в связи с отсутствием правоустанавливающих и правоподтверждающих документов.

    Так что однозначного ответа на вопрос о том, каким способом следует принимать исключительное авторское право в качестве наследства, нет.

    Заключение

    В курсовой работе были проанализированы полномочия наследников относительно прав на произведения, перешедших к ним в порядке наследования; изучено содержание правового статуса наследников авторского права; рассмотрены особенности правового статуса иных субъектов, участвующих в отношениях, связанных с наследованием авторских прав; проанализированы особенности процедуры наследования исключительных прав на произведение, исследован порядок наследования авторских прав.

    Детальному изучению были подвергнуты общественные отношения, возникающие в результате перехода в порядке наследования от наследодателя к наследнику исключительных и иных прав на произведение, а также возникновение у наследника определенных правомочий по защите личных неимущественных прав автора наследодателя.

    Не переходят по наследству такие личные неимущественные права, как право авторства (наследник ни при каких условиях не может считаться автором произведения), право на имя (наследник не может решать вопросы, связанные с тем, будет ли произведение опубликовано под настоящим именем автора, под псевдонимом или анонимно) и право на неприкосновенность произведения (произведение должно использоваться в том виде, в котором его создал автор, то есть нельзя вносить изменения в текст и название произведения, но можно изменить форму произведения).

    Основной итог работы заключается в выявлении противоречий, а также пробелов, существующих не только в положениях действующего законодательства, но, в первую очередь, в научной литературе относительно перехода авторских прав в порядке наследования, в обобщении научных позиций, отраженных в современной литературе по вопросу наследования авторских прав, в формулировании выводов о специфике наследования прав на произведения.
    Список использованной литературы

    1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

    2)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// СЗ РФ. -1994. - N 32. - ст. 3301.

    3)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// СЗ РФ. – 2001. - N 49. - ст. 4552.

    4)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)// СЗ РФ. – 2006. - N 52 (1 ч.). - ст. 5496.

    5)Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в ред. от 14.08.2018)// СЗ РФ. -1998. - N 31. - ст. 3813.

    6)Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3046.

    7)Абраменков М.С., Чванов М.Ю. О лицах, не имеющих права наследовать // Наследственное право. -2015. -№ 3. - С. 28.

    8)Абраменков М.С., Чугунов П.В. Свобода завещания в российском наследственном праве // Наследственное право. 2015. № 2. С. 11.

    9)Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева. - 2016. - С. 462.

    10)Вавилин Е.В., Желнова Н.С. Порядок наследования авторских прав // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2015. - № 4. - С. 134.

    11)Виговский Е. Защита прав интеллектуальной собственности: проблемы и пути решения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - № 1. - 2017. – С. 95.

    12)Гаврилов В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. М.: ИМЦ ГуУК России. - 2014. -С. 51.

    13)Еременко В.И. К вопросу о личных неимущественных правах авторов произведений // Адвокат. -2014. -№ 7. -С. 82.

    14)Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): учеб. пособие / под общ. ред. Н.М. Коршунова. - М.: Норма. - 2015. - С. 384.

    15)Кузнецов М.Л. Наследование личных неимущественных и имущественных прав автора и их защита наследниками// Вестник сибирского института бизнеса и информационных технлогий. -2015. № 3 (15). –С. 119.

    16)Кураева М.С. Наследование авторских прав// Символ науки. -2015. -№ 11-1. –С. 247.

    17)Ленский В.М., Батрова Т.А. Особенности наследования прав на результаты интеллектуальной деятельности // Нотариальный вестник. - 2016. - № 6. - С. 56.

    18)Марданшина А.С., Сергеев В.И. Проблемы наследования авторских прав (на примере конкретного гражданского дела) // Юрист. - 2016. - № 9. - С. 49.

    19)Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. М.: Дашков и К. -2018. – С. 300.

    20)Осокина Е.Ю. О некоторых проблемах наследования авторских прав// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. -2016. -№ 6. - С. 292.

    21)Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут. - 2017. -С. 302.

    22)Рудакова О.А. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ. -М.: Экзамен. - 2017. -С. 258.
    23)Слободян С.А. Завещание как основание наследования // Нотариус. - 2016. - № 2. - С. 65.
      1   2


    написать администратору сайта