Главная страница
Навигация по странице:

  • В этот период, который характеризуется как переходный, напряжённый, ребёнок начинает критически относиться к своему творчеству.

  • Основы изобразительной грамоты (2). Научный подход к обучению основ изобразительной грамоты 5


    Скачать 62.36 Kb.
    НазваниеНаучный подход к обучению основ изобразительной грамоты 5
    Дата17.04.2022
    Размер62.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы изобразительной грамоты (2).docx
    ТипДокументы
    #480282

    Оглавление


    Введение 2

    Глава 1.Научный подход к обучению основ изобразительной грамоты 5

    Глава 2. Формирование основ изобразительной грамоты у детей старшего дошкольного возраста 11

    Заключение 25

    Список литературы 26


    Введение


    Проблема исследования и ее актуальность. Искусство является одной из важных составных частей духовной культуры человеческого общества. Поэтому для каждого народа сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему является одной из главных задач. В познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа, главным звеном, выполняющим жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта, мир постоянно меняющийся, интересный и многогранный, является школа. Однако передача информации от одного поколения к другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности.

    Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. В любом возрасте общение с природой благотворно влияет на человека, разносторонне развивает мировоззрение у детей. В дошкольном возрасте именно изобразительная деятельность является важным фактором формирования не только знаний, умений и навыков в рисовании, но и развития творческих способностей, оказывая значительное влияние и на эстетическое воспитание ребенка.

    В процессе изображения окружающей действительности дети овладевают и развивают процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, что оказывает положительное влияние на личность человека в целом. Поэтому процесс обучения изобразительному искусству необходимо начинать с наблюдений за окружающим нас миром. Сосредотачивая свое внимание на реальности, стараясь передать в своем рисунке впечатления от окружающего мира, ребенок, активно выбирая одни черты конкретных объектов, отбрасывает менее важные для него, это весьма сложный процесс.

    Благодаря изучению особенностей детского восприятия, стало ясно, что детям близок и понятен язык декоративности. Ясность и плоскостность изображения формы, простота композиций, свойственные декоративным изображениям, перекликаются с особенностями выполнения рисунков детьми дошкольного возраста. Создавая богатые возможности для детей дошкольного возраста в развитии образного мышления и творческого воображения, являющимися ведущими свойствами творческих способностей, декоративное решение пейзажа является эффективным средством развития их художественно-творческих способностей. Следовательно, данный факт является благоприятной основой для обучения дошкольников изобразительной грамоте при декоративном решении пейзажа.

    Основную задачу при декоративном решении пейзажа мы видим в обучении изобразительной грамоте дошкольников в общем, и посредством изобразительно-выразительных средств декоративности, а также методов стилизации в создании художественного образа пейзажей, в частности.

    Овладение декоративными началами влияет на индивидуальное проявление приобретения дошкольниками собственной манеры исполнения. Данный факт свидетельствует о большом потенциале, заложенном в данном виде изобразительной деятельности для развития их творческих способностей. Поэтому вопросы развития творческих способностей дошкольников посредством работы над созданием пейзажа в декоративной живописи, а также создания педагогических условий, соответствующих современным тенденциям образования, являются актуальными.

    Цель исследования: рассмотреть основы изобразительной грамоты.

    Объект исследования: изобразительная грамота.

    Предмет исследования: обучение дошкольников основам изобразительной грамоты.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть процесс обучения изобразительной грамоты.

    2. Рассмотреть особенности формирования основ изобразительной грамоты у детей старшего дошкольного возраста.

    Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.


    Глава 1.Научный подход к обучению основ изобразительной грамоты


    Творческое воспитание в образовании, обществе стало насущной потребностью. Воспитание, развитие индивидуальных черт в молодежи, особенно в подростках, – одна из важнейших сторон творческого и художественного воспитания. Художественное развитие является средством развития творческой личности в целом. Важнейшее из свойств – творчество – начинается в незаметных истоках, как реки в родниках.

    А дальше у кого какой путь: то спокойный, как у равнинных рек, то стремительный, как у горных потоков. Спокойные – в своем зеркале отражают все, мимо чего проносит их жизнь; бурные, кипя и пенясь, рождают фантастические образы. Каждый отдельный человек в своих дарованиях не похож на других, как не похожи реки. Но воды всех рек вливаются в море.

    Так и все творящие образуют единство, внося свой вклад в общество людей. Образование и воспитание человека начинается в школе и затем продолжается в институте, где развиваются эстетические чувства, творческие способностей, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение молодежи к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде все- го, в ходе изучения основ наук.

    В основе графики, живописи, декоративно-прикладного, народного творчества лежит рисунок. Но рисунок графика и рисунок живописца или декоратора – разные вещи. Почти каждый человек, увлеченный рисованием, если его поставить в благоприятные условия, то он обнаружит свои способности понимания мира – в отборе со- держания, в трактовке его, в рисунке, цвете, композиции своих произведений.

    Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения изобразительной грамоты, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие детям адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта. Это еще и культура, и потенциал саморазвития, и развития творческих способностей, и позиция нравственности, и обострение чувство социальной ответственности. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие, оно развивает.

    Процессы восприятия и мышления осуществляет личность. Менталитет, ценностные ориентиры, индивидуально-психологические особенности, свойства творческого дарования, логика художественного совершенствования – все проявляется в развертывании и реализации мышления художника. Восприятие предстает в единстве чувственного и логического компонентов. По мере развития мышления человек начинает иначе воспринимать окружающий мир. По этому поводу Б.Ф. Ломов отмечает, что «в зависимости от стоящей задачи мы воспринимаем один и тот же предмет по-разному, выделяя в нем те или иные признаки и отвлекаясь от других» [6, с. 238]. В ходе развития воображения и мышления старый опыт в виде понятий и образов переосмысливается и анализируется, соотносится с текущими конкретными явлениями жизни, создаются новые образы, которые своими формами, интонациями, красками воздействуют на эмоциональную сферу личности, содержание и характер мыслей. Воображение выступает как важный инструмент мыслительного процесса. «В ходе индивидуального развития восприятия и мышления складываются и развиваются их когнитивные продукты: сенсорные и перцептивные эталоны, оперативные единицы восприятия, когнитивные схемы и карты, интегральные об- разы, понятия и т. п.» [9, с. 124]. Природа создала бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к определенным системам - сенсорным эталонам (представлениям о цветах спектра, гео- метрических фигурах, отношениях по величине). Младшему школьнику в процессе художественной практики недостаточно только правильно описать цвет и форму предмета, т.е. соотнести воспринимаемое качество с эталоном, установить идентичность, но и определиться с частичным сходством, охарактеризовать не- сходство.

    Яблоко похоже на шар. Если внимательно посмотреть на сахарницу, можно увидеть, что она состоит из двух усеченных конусов, прижатых друг к другу основаниями. Для обучения изобразительному искусству важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким. Альбрехт Дюрер, например, говорил, что у подлинного художника должен появиться в глазу циркуль и угольник, а в руках — рассудительность и навык.

    Для формирования композиционного мышления требуется развитие глазомера, чувства ритма, цвета, формы. Анализ литературы [5] приводит к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с чувственной сферой, следовательно, положительный эмоциональный настрой ребенка создаёт благоприятные условия для развития его образного мышления. По мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной «Цель изобразительного искусства - ...материализовать мысли, идеи, состояния, эмоции языком конкретного вида искусства - живописи, графики, скульптуры» [13, с. 183].

    Мироощущение художника, его чувство и мысль существуют, передаются и воспроизводятся в искусстве преимущественно в форме художественного образа. Образ - некая духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им реальности, в процессе контакта с внешним миром, хотя существуют и образы фантазии, воображения, отражающие субъективную (внутреннюю) реальность [13]. Образное мышление составляет существенную особенность внутреннего мира человека. В его становлении, функционировании наиболее ярко проявляется неповторимое индивидуальное своеобразие каждой личности. Образ неповторим и оригинален. Формируется не как продукт пассивного отражения объектов действительности, а скорее, как продукт охвата их сознанием заинтересованной личности, «вживленной» в эту действительность. Он «впитывает» лишь те стороны, свойства, признаки объектов, которые необходимы для творчества, освоения реального мира, значимы для него. В этом смысле образ менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен, подвижен, «отзывчив»: в нем могут отражаться, то одни, то другие стороны (проявления) объекта, в зависимости от обстоятельств, эмоционального отношения к ним.

    Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Образ, по меткому замечанию С.Л. Рубинштейна, как бы «вычерпывает» из объекта все новое и новое его содержание, т.е. находится в развитии. Он гораздо теснее, чем понятие, связан с чувственным отношением человека к окружающему его миру, с его сопереживанием. Психический процесс преобразования чувственной информации, включающий чередование образов, их трансформацию и получение новых составляет суть образного мышления. В работах [3] выполнен анализ механизмов функционирования образного мышления, показано, что умение работать с образами (создавать их, актуализировать и оперировать ими) активизирует творческие стороны личности, воображение.

    Различаются несколько видов образных явлений. Образ восприятия – субъективное отражение внешнего объекта, воздействующего на органы чувств, в совокупности его свойств. Образ воображения – вымышленный образ, не имеющий аналогов в реальной действительности, мысленный вы- ход за пределы непосредственно воспринимаемого. Образы мышления - средство интеллектуальной деятельности.

    Во время наблюдений предмета или явления создается зрительный образ, в процессе изобразительной деятельности - художественный образ. Художественный образ - творческое отражение действительности в сознании субъекта и его реализация в произведении искусства. В большинстве исследований, отмечается, что художественный образ - это синтез абстрактного и конкретного, объективного и субъективного, за образом всегда стоит творец. Композицию рассматриваем как «каркас» художественного образа, важный организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

    Мышление, связанное с построением композиции, часто называют композиционным мышлением. Ещё раз отметим, что мысли возникают, выявляются и передаются не только в словесной, но и в образной и визуальной форме. Такие невербальные средства, как светотеневая палитра, цветовой строй, композиционное построение, линейная и воздушная перспектива и др., которые можно назвать пластической интонацией, не уступают звучащей интонации в передаче мысли и её оттенков. Образное мышление всегда рассматривалось как важный компонент изобразительно-творческой деятельности, на него опирается и композиционное мышление. Однако в педагогике не разработаны методики выявления содержания образов, формируемых средствами различных учебных предметов, в том числе и художественных образов. Композиционное решение – косвенный показатель, который используется многими исследователями, хотя и является продуктом не только образного, но и композиционного мышления.

    В исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников- педагогов к вопросам развития композиционного мышления. Свой вклад в формирование единого понимания феномена композиционного мышления внесли А.В. Гавриков, Н.В. Грибакин, В. Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Свешни- ков, Л.И. Панкратова и др. Научный подход предусматривает глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учебном процессе создает необходимые условия для формирования духовно-творческой личности школьника, что является одним из важнейших условий приобщение к искусству. Одновременно развиваются важные качества художественные, графические, декоративные, без чего невозможно представить реализацию творческих возможностей в работах. Развивается художественно-творческое мышление и воображение, фантазия.[2]

    Глава 2. Формирование основ изобразительной грамоты у детей старшего дошкольного возраста


    К проблеме обучения основам изобразительной грамоты детей, развитию их творческих способностей обращались как ученые- исследователи, так и педагоги, непосредственно занимающиеся практической работой с детьми.

    Было определено, что развитие творческих способностей, обучение элементарным основам изобразительной грамоты дошкольников следует осуществлять посредством декоративных решений, что значительно облегчит переход к более реалистическому изображению. Изучая элементы условности, декоративности, ребенок с большим пониманием и возможностями сможет прийти к подлинной реалистичности изображения.

    Декоративность, которая присутствует в изобразительной деятельности дошкольников — интереснейшее, на наш взгляд, художественное явление, и это достаточно известный факт, но до сих пор являющийся мало изученным. Декоративности принадлежит немаловажная роль в развитии творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Очень важно научить изображать, обучить основам изобразительной грамоты, и это можно осуществить с помощью специальных заданий по созданию декоративного пейзажа.

    Природа всегда была и является вдохновителем искусства. Особенности изображения пейзажа являются достаточно сложными для восприятия дошкольников. Отражение реальной действительности в рисунках детей обусловлено достаточно сложно. Степень совершенствования их изобразительной деятельности объясняется наличием известных умений и знаний, которые они приобретают в процессе воспитания, обучения и непосредственного участия в окружающей их жизни.

    Процесс обучения изобразительному искусству необходимо начинать с наблюдений за окружающим нас миром. Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира, но часто с низким уровнем изобразительных возможностей дошкольников. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия и формирования художественного образного видения. Поэтому, мы считаем более правильным обучать дошкольников изобразительной грамоте через изучение особенностей природных элементов и выполнения заданий по декоративному изображению пейзажа.

    Чтобы изображение получилось выразительным и убедительным, необходимо обучать дошкольников умению видеть и отбирать из общего самое характерное, а для этого необходимо подготовить к правильному и верному восприятию того, что будет являться главным и характерным. Для этого мы используем специально разработанные упражнения по созданию декоративного пейзажа, благодаря которым дошкольники смогут прийти к верному пониманию и восприятию главного в натуре, а также приобрести необходимые изобразительные навыки и умения, что будет способствовать формированию детей как художников. Дошкольники будут понимать основные закономерности строения формы, сущность образного воспроизведения формы в рисунке.

    Развитие творческих способностей при работе над созданием декоративного пейзажа, безусловно, происходит благодаря процессу повседневного восприятия и непосредственного наблюдения жизни, произведений изобразительного искусства и общения с другими видами искусства. А декоративное восприятие начинается с общего эмоционального впечатления, получения целостного образного представления и основывается на знании закономерностей стилизации, а также композиционной организации силуэтно-плоскостного изображения.

    И для того, чтобы выполнять декоративные композиции, учителю необходимо объяснить приемы организации силуэтных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, сущность орнаментального заполнения плоскости, обратиться к выразительности фактуры материалов.

    Изучая основные признаки декоративности в живописной композиции (цветовые и тональные соотношения, некоторая узорчатость, условное построение пространства во взаимодействии ритмов и контрастов, орнаментальность и стилизация), особенности композиции, теории цвета, техники выполнения декоративного пейзажа на более условном уровне рисования, у дошкольников появится возможность приобрести специфическую логику мышления, характерную для юного художника. Эта перестройка мышления, абсолютно необходимая для прочного овладения реалистическим грамотным изображением, опирается на обобщение накопленных зрительных представлений об окружающих нас предметах, на понимание закономерностей оптических особенностей нашего зрения и на знание законов приемов изображения.

    На основе изучения теории вопроса о психологических особенностях дошкольников в изобразительной деятельности можно говорить о том, что спонтанное или естественное проявление декоративности присуще детям в исследуемом нами возрасте. Понимание и проявление декоративности можно развить при постановке учебных задач. Придерживаясь основных теоретических принципов и правил выполнения заданий по декоративной живописи, можно значительно повысить эффективность обучения изобразительному искусству.

    Для рисунков старшего дошкольного возраста характерны условно-стилизованные, декоративные изображения, выделяющие главные, типические черты объектов, поэтому декоративности принадлежит важная роль в обучающем и воспитывающем процессе развития творческих способностей. Формирование основ изобразительной грамоты следует начинать с развития декоративности в рисунках, поскольку это облегчает переход к реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках позднее.[3]

    С древних времён человек, воспроизводя окружающий его мир, начал использовать условно-стилизованное изображение, во многом упрощённое, но выявляющее главное, характерное в объекте или форме. Особенно широко стилизация распространена в искусстве Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая, Древней Руси, византийском и западноевропейском средневековом, а также народном искусстве. На тех же принципах изображения основывается и декоративность, с которой тесно связана стилизация, что даёт нам возможность говорить об их сходных проявлениях в искусстве.

    В начале XX в. шли активные поиски нового изобразительного языка, и это дало огромное количество примеров условно-стилизованного и декоративного изображения в различных течениях искусства, таких как модерн, арт деко, кубизм, супрематизм, футуризм, поп-арт и др. Не осталось в стороне и современное искусство с его экспериментами [5, с. 5-7].

    Декоративность - одно из наиболее важных изобразительно-выразительных средств искусства. Её развитие имеет большое значение для успешной учебно-творческой деятельности дошкольников, рисунки которых отличаются подчёркнутой декоративностью. Преподавателю надо иметь в виду: декоративность в детском творчестве на начальных этапах проявляется спонтанно и естественно, что обусловлено возрастными и психологическими возможностями детей этого возраста [2].

    Специфика декоративности в детском рисунке состоит в том, что облик натуры преобразуется в формах, претерпевающих значительные обобщения при изображении людей, вещей, природы и проч. Их образы одновременно и зримы, и опоэтизированы.

    Условность в изображении частностей, заострение, подчёркивание одних деталей и нарочитое невнимание к другим не изменяют правдивости и целостности детского рисования. Декоративность как технический приём лишь усиливает эмоциональность, выразительность, поэтичность, типичность в передаче образов в детских рисунках, проявляясь с наибольшей полнотой в те моменты, когда изображение позволяет детям пережить новые сильные впечатления, что в конечном счёте обогащает их небольшой личный жизненный опыт.

    Декоративные проявления заключаются в ярком, часто контрастном цветовом решении живописных работ, выполняемых гуашевыми красками. В данном случае дети относятся к цвету как к украшению. Они стремятся при помощи цвета выразить характерные свойства предмета, своё эмоциональное отношение к нему. Ритмическое выполнение каких- либо элементов (узор на ткани, лес, состоящий из отдельных деревьев, мир можно воспринимать в виде линий, пятен, геометрических форм, так и изображение этого мира можно передавать с помощью этих же средств. Условное изображение должно вызывать у зрителя определённые ощущения, эмоции. При изображении предметов отдельные их характеристики могут быть или исторически сложившимися, или заданными по условию.

    Всматриваясь в листья, цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, пропорции человека и животных, мы можем обнаружить различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый образ. Художник, творчески воспринимая природу и находя многообразие принципов организации объектов реального мира, подчиняет их своим целям. Поэтому любое произведение искусства есть рукотворное отображение природы, созданное сознанием и чувствами человека.

    Своеобразное восприятие детьми дошкольного возраста, окружающего мира, и отображение его с помощью различных комбинаций изобразительного языка: рисунка, цвета, композиции и т. д.,выражающими мысли ребенка, его идеи, стремления, чувства. В дошкольном возрасте дети имеют свой особый изобразительный язык. Он значительно отличается от изобразительного языка детей более старшего возраста и взрослых. В этом его особая ценность. Каждый ребенок это личность с характерной только ему совокупностью чувств, темперамента. Поэтому, чем полнее раскроет себя ребенок-художник, тем активнее будет развитие его личности.

    В последние годы проявляется значительный интерес к детскому рисунку, организуются детские выставки, галереи, конкурсы. Педагогам и зрителям важно понять, что рисунок ребенка младшего возраста никогда не будет похож на рисунок взрослого человека, его ценность находится совсем в другом плане – радовать эмоционально, обогащать зрителя, снимать негативные эмоции. Рисунок или живописная работа являются документом, в котором фиксируются особенности протекания анализа и синтеза натуры в процессе изображения [2, с. 152]. Каждый художник по-своему воспринимает окружающий его мир подвергает его анализу или синтезу, и фиксирует его на бумаге, холсте, и конечным пунктом аналитико-синтетической деятельности мозга является непосредственное изображение.

    Чем точнее художник установит общее, сходное в изображаемых объектах, тем он глубже познает их. Процесс абстракции – познание реальности, заключающееся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого либо свойства или отношения [2, с. 157].

    Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах [2, с. 156]. Первоначальные проявления художественного воображения у ребёнка появляются уже в раннем дошкольном возрасте.

    Возникают три основных фактора генетических предпосылок воображения;

    Изначально активный ребёнок

    Потребность ребёнка в новых впечатлениях

    Потребность ребёнка в общении и самоутверждении. Генетические предпосылки ведут к становлению воображения под влиянием доминантно формирующего влияния взрослого. Поэтому очень важно чтобы взрослый, который находится рядом с ребёнком, правильно его понял. В возрасте 4–7 лет человек воспринимает мир по своему, сходному восприятию первобытного человека.

    У него своё понятие реальности, он способен абстрагироваться в силу своего возрастного развития. Процесс абстрагирования запускается у ребёнка только под воздействием эмоций. Рисунки дошкольников напоминают рисунки первобытного человека и картины художников примитивистов, что не уменьшает их художественных достоинств.

    Мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью. Каждый «маленький художник» имеет свой особый изобразительный язык, посредством которого широко раскрывается его творческая индивидуальность.

    Дошкольник по-своему, характерно только его возрасту воспринимает окружающий мир. Он живет воображением, своим особым восприятием окружающей его действительности. Но в основе его восприятия всегда лежит объективная реальность.

    Особенности используемого колорита ребенком: Больше открытых, чистых цветов «из банки», преобладание эмоционального подхода к цвету (дети дошкольного возраста еще не понимают значения оттенков цвета, цветовых нюансов и понятие цвета сводится к основным цветам; красному, синему, желтому, зеленому, оранжевому, поэтому рисуют дошкольники очень ярким насыщенным колоритом, в нем много контрастов).

    Когда ребёнок пытается впервые смешивать краски, он начинает смешивать все цвета подряд, испытывая огромное удовольствие от процесса эксперимента и от того, что у него получается. Сочетания цветов и оттенков получаются совершенно непредсказуемые и очень интересные с художественной точки зрения.

    Особенность рисунка ребенка сводится к стремлению проведения длинных линий и рисованию круглых форм. Само понятие изображение круга инстинктивно вызывает у ребенка положительные эмоции. Острый угол ассоциативно вызывает у него опасения и страх, ведь об острый угол можно уколоться.

    А у детей в этом возрасте преобладает тактильное восприятие действительности. Все животные, люди (мама, папа и т. д.) изображаются ребенком в виде круглых форм, а руки и ноги рисуются в виде тонких линий, поэтому они очень любят рисовать «солнышко», продолжая изображать его и в младшем школьном возрасте, ассоциативно давая своему рисунку положительный эмоциональный настрой (от солнышка всегда тепло). Композиционный язык дошкольника определяется важностью изображаемого объекта для ребёнка.

    Например, в композиционном размещении мамы, папы и слона, слон может быть меньше, чем мама и папа. Главный объект, самый важный для дошкольника всегда располагается в центре и в нижней части формата, то есть ближе к нему самому.

    Если ребёнку важно показать весёлый характер персонажа, то улыбка рисуется очень большая, на ней делается наибольший цветовой и композиционный акцент. Например, ребёнок рисует птичку с клювом, а под клювом ещё и рот, улыбающийся. У ребёнка хорошее настроение и птичка у него весёлая. То есть ребёнок неосознанно использует приёмы абстракции сюрреализма в своём художественном творчестве. Признаки окружающей действительности дошкольники анализируют по-своему. Например, мальчик 5 лет рисует дерево с огромным стволом и маленькой кроной.

    Когда его спрашивает педагог: почему он так изобразил дерево, отвечает, что «он так видит».

    Если человек стоит рядом с деревом, то ствол он видит очень большой, а крону маленькую, так как она сокращается в перспективе. То есть ребёнок в 5 лет уже начинает изображать не воображаемую, а реальную окружающую его действительность по своему, своим изобразительным языком. Найдя в своём рисунке или скульптурном изображении хотя бы намёк на образ, ребёнок радуется и, пытаясь закрепить свою радость, повторяет изображение, добавляет к нему что-нибудь, увеличивая сходство с изображаемым предметом.

    В своих рисунках дети дошкольного возраста стремятся орнаментально-ритмически организовать изобразительную плоскость. Все свои изображаемые предметы и объекты они располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. В этом они сходны своим восприятием с художниками-примитивистами. Так как внимание и воображение ребёнка не устойчивы, то иногда, перепрыгивая в своей работе с одного образа на другой или трансформируя их «два в один», у него получаются образы, похожие на сюрреалистические.

    Тяготение к трансформации образа мы видим и в том, что детям очень нравится смотреть и рисовать героев мультфильмов, животные в его рисунках носят антропоморфозный характер, то есть «очеловечены». Ребёнок, впервые сталкиваясь с чистым пространством листа, интуитивно стремится «равномерно его освоить», заполнить, настойчиво повторяет одни и те же движения, тренирует мелкую моторику. При лепке он опирается на свои тактильные ощущения, чтобы ещё более полно познать окружающий его мир. Когда он впервые берёт в руки кусочек глины, он никогда не сделает задание, предложенное педагогом. Он будет мять его, ломать то, что у него получилось.

    Это ни в коем случае не должно быть понято педагогом как проявление агрессивности или нежеланием заниматься. Он просто изучает свойства нового материала. Со второго занятия он уже включается в работу, выполняет с интересом задания. Опять же и в этой деятельности он тяготеет к таким формам, как шарик, баранка. Дети очень любят делать из жгутиков «улитки», «загогульки», что подсознательно ассоциируется у них с самой часто встречающейся природной формой – спиралью (вселенная). Эта форма также очень часто встречается в наскальных рисунках первобытного человека и в орнаменталистике очень многих народов.

    Детские скульптурные изображения очень часто напоминают скульптуру и пластику древних народов, что указывает на одни и те же генетические предпосылки в развитии древнего и современного человека. Но это уже отдельная и очень обширная тема для педагогического исследования. Очень любят дошкольники собирать из чего-то отдельного целое; «украсить пирог», «собрать корзинку» и т. д. В такой прикладной форме у них происходит мыслительный процесс анализа и синтеза. Очень важный момент занятий – эмоциональный настрой ребёнка.

    Не зря психологи используют детский рисунок как психологический тест. Рисунок может выявить моральные травмы, отклонения по каким-то причинам в его развитии, если несёт в себе негатив.

    Задача педагога, взрослого: правильно понять ребёнка, его стремление познать окружающий его мир, оценить его старания, чтобы в дальнейшем у него не пропало желание рисовать, лепить, мыслить, анализировать и не снизилась его собственная самооценка. Понять смысл рисунка ребёнка – главная задача педагога. Он должен увидеть в его рисунке отображение его мира, эмоций и первоначальные самостоятельные попытки отобразить объективную реальность.

    Педагог должен понять его стремления, восприятия, правильно подобрать задания, верно, построить ход занятия, придать занятиям игровой характер, так как всё познание окружающего его мира происходит у дошкольника в игровой форме. Очень важно, чтобы рисунок ребёнка понимал не только педагог, но и родители. Очень часто родители требуют от ребёнка проявления в его рисунке понятий и навыков, не соответствующих его возрасту, негативно отзываясь о его рисунке, от чего впоследствии у ребёнка теряется интерес к изобразительному творчеству, у него как бы «опускаются руки. Ребёнок начинает думать, что рисовать он уже никогда не научится. Корректировать детский рисунок нужно очень осторожно. Рисовать за ребёнка категорически нельзя.

    Ребёнок может совсем потерять интерес к изобразительной деятельности. Зачем ему рисовать, если кто-то нарисует за него. Детям нужно показывать отдельные художественные приёмы, чтобы они могли повторять эти приёмы и составлять из них композиционные образы. Приёмы должны соответствовать возрасту ребёнка и носить последовательный и постепенный характер. Развивая мелкую моторику рук, совершенствуя свои мыслительные процессы, ребёнок обучается рисованию, не испытывая больших нагрузок. В этом и состоит главная, основная задача педагога при работе с детьми не только дошкольного, но и младшего и старшего школьного возраста.

    Основная ценность детского рисунка заключается в том, что в процессе изображения ребёнок постигает внешний мир и тем самым обогащает свою личность. Однако познание окружающей действительности должно осуществляться в ходе специального ведения, без которого никакое реалистическое изображение невозможно. Эмоциональное отношение учащихся к рисованию - значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету и в развитии декоративности.

    Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью дошкольника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач и т.д.), схематичное воспроизведение объектов способствует лаконичной передаче основных характерных черт изображаемого. Плоскостные и двухмерные изображения, которые выполняют дошкольники, являются теми естественными предпосылками, которые на данном этапе совпадают с художественными особенностями декоративного рисования. Известно, насколько детям проще передавать свой замысел в рисунке с помощью средств декоративности, схематичности.

    Таким образом, к пониманию объёмного изображения детей легче подвести через глубокое изучение декоративного рисования, сравнивая и находя общее и различное. Предлагаем обратиться для этого к пейзажу, поскольку общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает его мировоззрение. Находясь среди природы, ребёнок начинает испытывать потребность постоянного общения с ней. Это чувство, умело направленное, переходит в любовь к окружающему миру. Помните, что природа всегда была вдохновителем искусства.

    Рисуя, дошкольник иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на главном. Следует направить детей на путь грамотного решения задания, обучить их необходимым изобразительным возможностям и, наконец, убедившись, что они освоили особенности создания декоративного пейзажа, прийти к выполнению реалистического рисунка.

    Наибольшее число объектов, которые используются для условно-стилизованного и декоративного изображения, можно найти среди природного окружения человека - это в первую очередь растения, птицы, рыбы, насекомые и млекопитающие.

    Как реальный объёмный Рисование, которым ребёнок рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон его личности, в том числе и на умственное развитие. Поэтому в старшем дошкольном возрасте путём развития декоративности нужно закреплять и развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности; обучать умению видеть прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства, воплощать увиденное в результате его переработки и отбора главного, типичного.

    Эта задача будет разрешена, если мы дадим детям сложный учебный материал на доступном уровне, который станет основой для их дальнейшего обучения изобразительному искусству. Реализовать эту задачу - значит сформировать знания основ реалистического рисования на базе развития мышления образами декоративного обобщения.

    Таким образом, формирование основ изобразительной грамоты у детей старшего дошкольного возраста следует начинать с развития декоративности в рисунках, поскольку это облегчает переход к реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках несколько позднее. Усвоение и формирование знаний реалистического рисования у детей в значительной степени зависит от того, насколько глубоко они овладели теоретическими и практическими основами изобразительной грамоты на начальном этапе обучения.

    Сосредоточив внимание детей на допустимых декоративных акцентах, можно более естественным для ребёнка образом прийти к подлинной реалистичности изображений. Тем самым мы помогаем старшим дошкольникам перейти от примитивного к объёмно-пространственному изображению и закладываем прочные основы восприятия и художественного отображения впечатлений.

    Заключение


    Из этого следует:

    1) обучение можно лишь тогда считать действительным средством воспитания, когда оно будет способствовать становлению универсальной личности. Моральные обязанности преподавателей складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знаний;

    2) воспитание – процесс многогранный, сложный, в значительной мере индивидуальный всегда нужно руководствоваться главной особенностью искусства – отражением, воспроизведением действительности в художественных, чувственно воспринимаемых образах, несущих определенные идеи, мысли.

    А отсюда и реализация одной из целей: развить способности мыс- лить образами, соотносить произведение искусства с действительностью.

    На каждом этапе работы по изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству будет достигнута нужная цель при условии связи с работой по развитию художественного вкуса, наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, сочетания цветов, как предметах искусства, так и в природе.

    Подводя итоги, отметим, что дошкольники демонстрируют высокую потребность в обучении. Декоративность в этот период проявляется в их творчестве спонтанно, естественно в силу возрастных и психологических особенностей.

    В этот период, который характеризуется как переходный, напряжённый, ребёнок начинает критически относиться к своему творчеству.

    Неудовлетворительное отношение к продуктам своей изобразительной деятельности может привести к неуверенности в своих силах и, как следствие, вызовет нежелание заниматься рисованием.

    Список литературы


    1. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. – Краснодар: КубГУ, 2015

    2. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. – Краснодар: КубГУ, 2013.

    3. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - С. 128.

    4. Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Эксперимент, 2011. - С. - 24.

    5. Волобуев В.А. Философия искусства: монография: в 2-х кн. — Кн. 1. — М.: МГПУ, 2014. — 152 с.

    6. Филиппова Л.С. Принцип «от общего к частному» как основа изобразительной грамоты // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8(18). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2508

    7. Вечкасова Е. Н. Академический рисунок как платформа профессирнального образования архитекторов и дизайнеров//Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: докл. международной заочной науч.-практич. конф., 2011.

    8. Еленецкий В. К. Значение рисунка в дизайне// Современные проблемы науки: электронный научный журнал. 2012. №2; URL: www.es.rae.ru/science/194-863

    9. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве /Г. Вельфлин ; пер. с нем. А. А. Франковского ; вступ. ст. Р. Пельше. — М. : Изд-во В. Шевчук, 2012. — 289 с.

    10. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 317 с.

    11. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. — М. : РИП-холдинг, 2013. — 189 с.

    12. Морковкина Е.В. Нетрадиционные материалы и изобразительные техники как средство творческого развития дошкольников // Художественно-эстетическое воспитание детей и молодёжи в информационном обществе : сб. науч.-метод. ст. по материалам круглого стола / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. пед. ун-т". - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2015. - С. 139-147.

    13. Муравьева Л.В. Методические разработки по курсу "Художественно-эстетическое воспитание детей" от 4 до 7 лет : (из опыта работы) / Л.В. Муравьева, Н.А. Шанаева. - М., 2014. - 146 с. 

    14. Пазникова З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестн. БГУ. - 2011. - №1. – C. 115-120

    15. Ярыгина Н.А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников // Начальная шк. плюс До и После. – 2014. - № 4. – С. 38-40



    написать администратору сайта