Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. При помощи каких художественных средств и приемов это делает автор 3. Какова авторская позиция в рассказе

  • Обучающая: уметь определять тему, проблемы рассказа;уметь давать характеристику персонажей;уметь находить художественные приемы и средстваРазвивающая

  • Воспитательная: воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителямОборудование

  • 1. Кто является главными героями рассказа

  • 4. Подумайте, почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки

  • 5.Какой мы видим К П При помощи каких приемов, средств складывается общий образ героини

  • 6. Можно ли назвать слово «Маленькая» эпитетом

  • 11. Обратимся к образу Насти. Можно ли сказать, что Настя – образ, полный контрастов

  • 13. Можно ли сказать, что Настя совсем потеряла совесть

  • Чтоб приехать к матери своей

  • открытый урок. Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!


    Скачать 72.5 Kb.
    НазваниеНе обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!
    Анкороткрытый урок
    Дата01.02.2022
    Размер72.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotkrytyy_urok_po_telegramme.doc
    ТипУрок
    #348009

    Урок-размышление по рассказу

    К. Г. Паустовского «Телеграмма»
    «Не обижайте матерей!

    На матерей не обижайтесь!»

    Тема: «НЕ обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!»

    Цели:

    1.Выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей( на примере Насти и Катерины Петровны)


    2. При помощи каких художественных средств и приемов это делает автор ?


    3. Какова авторская позиция в рассказе ?

    4. Воспитание внимательного, заботливого отношения к матери
    Задачи:

    Обучающая:

    уметь определять тему, проблемы рассказа;

    уметь давать характеристику персонажей;

    уметь находить художественные приемы и средства
    Развивающая:

    развивать связную монологическую речь учащихся;

    развивать память, мышление;

    развивать навыки выразительного чтения
    Воспитательная:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям
    Оборудование: 1. мультимедийный проектор;

    2. запись песни «Мама» в исполнении группы «Белый день;

    3. альбом «Матери посвящается»

     

    Ход урока:

    Есть на свете прекраснейшее существо,

    у которого мы всегда в долгу, -

    это мать.

    М. Горький
     

    Ход урока
    I. Слово учителя.

    Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь ребенку. Маленький человечек, только-только начинающий говорить, неуверенно складывает свое первое в жизни слово «ма-ма», и, почувствовав удачу, смеется, счастливый. Мама - самое прекрасное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

    У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют, У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

    И сколько бы ни было нам лет - пять или пятьдесят, нам всегда нужна мать, её взгляд, ее ласка, ее нежность.

    Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе. О матерях написано много стихов, песен, рассказов, наполненных чувством любви, нежности. Матерям посвящали свои произведения А. А. Блок, М. А. Шолохов, Л. Н. Толстой, Н. М. Рубцов, М. Горький.

    Но сегодня мы будем говорить о К. Г. Паустовском и его рассказе «Телеграмма».

    Каждый из нас любит свою маму за теплоту ее нежного сердца, за безмерную заботу. Каждый из нас желает ей добра, здоровья, радости и счастья. А ведь счастье матери- в ее детях. Но в жизни бывает часто так, что в сутолоке серых будней, суете, заботах и проблемах, мы забываем о самых близких и дорогих людях - о наших мамах. А когда вспоминаем, порой становится уже слишком поздно. Именно об этом пишет в своем рассказе Паустовский.

    2. Анализ произведения


    1. Кто является главными героями рассказа?

    2. Какие проблемы поднимает автор в своем произведении? (слайд)

    ---проблема одинокой старости и материнской любви

    ---проблема взаимоотношения родителей и детей

    --- проблема милосердия и сострадания

    3.. Зачитаем начало рассказа.

    «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

    Спутанная трава в саду полегла.

    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.»

    ИНДИВИДУАЛЬНО СЛАЙД НА НОУТБУКЕ (слабому уч-ся)

    Из двух представленных пейзажей выберите подходящий.

    (Учащийся выбирает невзрачный с серыми красками.

    Пейзаж состоит из серых красок. Когда смотришь на него, невольно начинает грустить. Он созвучен с жизнью одинокой пожилой женщины Катерины Петровны


    4. Подумайте, почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки?

    (Картина поздней серой осени настраивает на определённый лад, создаёт тональность, подготавливает к восприятию дальнейших событий. Когда мы читаем описание этого пейзажа, мы понимаем, что дальше будет рассказываться о чем-то грустном.)
    ЗАПИСЬ 1 КУПЛЕТА ПЕСНИ «МАМА» гр. «БЕЛЫЙ ДЕНЬ»


    5.Какой мы видим К П ? При помощи каких приемов, средств складывается общий образ героини?

    РАБОТА ПО ГРУППАМ

    2. ГРУППА - ПЕЙЗАЖ: Восстановите пейзаж, помогающий раскрыть душевное состояние КП, используя градацию Пейзаж помогает понять внутреннее состояние КП. Его угасание созвучно с угасанием жизни КП.

    1 Октябрь холодный, ненастный.

    2 Тесовые крыши почернели

    3 Спутанная трава полегла

    4 Ветер свистал за окнами в голых ветвях, сбивая последние листья

    5 Ночи долгие, тяжелые

    6.Валил водянистый снег

    7. Хмурое небо все ниже опускалось


    3. ГРУППА - ДЕТАЛЬ: Старый клен, облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна, забытая дочерью», схожа с одиноким кленом.

    4. ГРУППА - ПОРТРЕТ: плохо видящая, в глазах появилась темная вода, маленькая, сгорбленная.


    6. Можно ли назвать слово «Маленькая» эпитетом?

    (Да. Это определение придает эмоциональность образу героини)

    Подберите синоним к слову маленькая (беспомощная,беззащитная, требующая участия, внимания, вызывающая жалость)

    7. Почему же так беззащитна КП. (Потому что нет рядом с ней ее любимой дочки, нет ее кровиночки, самого родного и близкого человека, а значит, нет и радости. Некому дарить тепло материнского сердца. От горечи Катерина Петровна и кажется беззащитной).

    8. Можно ли КП назвать совсем одинокой (нет, ведь ее навещают и помогают соседская девочка Манюшка и сторож Тихон. Это люди, обладающие истинным милосердием и состраданием. Они до последних минут жизни будут рядом с КП просто потому, что у них доброе, открытое сердце, и им жаль старушку.

    9. Как относится Катерина Петровна к Насте? (Она очень ее любит, ждет, верит, что Настя приедет, но со временем надежда увидеться с дочкой гаснет.

    10. Какие слова подтверждают любовь Катерины Петровны? (Обращение в письме Оно начинается со слов «Ненаглядная моя». (зачитать). Именно это слово передает всю глубину материнских любви. Такое обращение может использовать только искренне любящий человек

    ИНДИВИД, ЗАДАНИЕ НА НОУТБУКЕ

    Проследите за душевным состоянием героини

    1. Надежда (в начале произведения)

    2. Тяжесть (молчала, сгорбленная, маленькая, тихонько плакала)

    3. Разочарование (эпизод, когда КП понимает, что стук в калитку, почудивший, всего лишь ее разыгравшееся воображение)

    4. Осознание одиночества (после почудившегося ей стука и отсутствия ответа Насти на ее письмо с просьбой о приезде дочери)

    5. Душевная боль (когда понимает, что телеграмма, которую принес Тихон, написана не Настей, а значит, ждать ее бессмысленно).

    6. Смерть



    11. Обратимся к образу Насти. Можно ли сказать, что Настя – образ, полный контрастов?

    (Художник звал ее «Сольвейг» за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает солнечный путь. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени: Солнце не может быть холодным. Известно, что глаза – зеркало души. Эта деталь говорит о том, что у Насти холодное, черствое сердце. И действительно, она помогает пока еще неизвестному художнику, но забывает о своей матери.

    12. Как реагирует Настя на полученное от матери письмо, телеграмму? ( письмо, полученное из деревни, спрятала в сумочку, не читая. А телеграмму скомкала и нахмурилась. И вовсе не от того, что огорчилась от известия, что мать очень больна и умирает, а от того, что она помешала ее планам, омрачила ее славу). Это говорит о ее холодности, черствости.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛАЙДОМ АНТИТЕЗА

    Катерина Петровна Настя

    Терпеливая Эгоистичная

    Любящая равнодушная

    Надеющаяся бессердечная

    Великодушная холодная

    Ждущая черствая


    13. Можно ли сказать, что Настя совсем потеряла совесть?

    (Нет, совесть ее все же пробудилась, и Настя, вспомнив о том, что мама-это единственный родной человек, искренно любящий ее, едет в Заборье. Но только не успела Настя к живой матери, приехав только на второй деть после похорон).

    9. Какую библейскую заповедь нарушила Н. (Слайд)Чти отца своего и мать свою, и будет тебе счастье.

    УЧИТЕЛЬ: Эпиграф нашего урока созвучен с библейской заповедью. Мы должны почитать своих родителей, ведь они – подарили нам жизнь. А значит мы в неоплатном долгу перед ними.

    Валентин Берестов писал: «Их любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей».

    Вот эту-то опору и потеряла в жизни Настя. От карьеризма, беготни, черствости и бездуховности пострадала душа.

    Не успела Настя повидаться с матерью.

    «Проплакала всю ночь, пока за окнами не посинел мутный и тяжелый (как и на душе Насти) рассвет»

    Почему рассвет мутный и тяжкий? (потому что опять пейзаж созвучен с внутренним состоянием героини. У Насти тяжело на душе от того, что слишком поздно вспомнила она о своей матери.

    УЧИТЕЛЬ: В рассказе Тихон дает совет Манюшке: «За добра плати добром, не будь пустельгой». Что означает эта фраза и почему именно Манюшке говорит это Тихон?

    Пустельга – легкомысленный, пустой человек. Устами Тихона говорит сам Паустовский. Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь. «Не будь пустельгой» - значит научись отделять главное от второстепенного, не оставляй мать в одиночестве – это и авторское напутствие всем читателям.

    14. С каким произведением созвучен рассказ

    1 ученик: (С притчей о блудном сыне. Но рассказ Паустовского более трагичен, ведь в притче герой сумел вовремя вернуться в отчий дом к любящему родителю. А Настя, к сожалению, слишком поздно осознает свою ошибку, слишком поздно в ней проснулась совесть и осознание своей вины перед матерью. Получить прощение у матери она так и не успела).

    2. ученик:Рассказ К. Паустовского сходен с стихотворением Ж. Гречухи

    Над крыльцом надрывный кашель слышен,

    Старенькая женщина слегла

    Много лет она в квартире нашей

    Одиноко в комнате жила.

    Из Ростова, Харькова, Игарки,

    Отложив до времени дела,

    Дети собрались, но только жалко

    У постели, а не у стола.

    Мать ждала вас в дождь и в непогоду,

    Мать ждала вас в сумерках ночей.

    Разве писем дожидаться надо,


    Чтоб приехать к матери своей?

    3 КУПЛЕТ ПЕСНИ

    УЧИТЕЛЬ: Да, будут вечно заботы, будут вечно проблемы… Только наши мамы не вечны. Помните о том, что им очень нужны наши любовь и внимание.

    Вот как о любви и благодарности к своим матерям писали Сергей Есении, Василий Шукшин, Юрий Гагарин.

    С. Есенин «ТЫ ОДНА МНЕ ПОМОЩЬ И ОТРАДА, ТЫ ОДНА МНЕ НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ…»

    В. Шукшин: «Ласковое слово твое врачует душу…»

    Ю. Гагарин: «Очень я люблю свою маму, и всем, чего я достиг, я обязан ей»

    УЧИТЕЛЬ: Что объединяет все эти высказывания? (Во все высказываниях говорится о благодарности, признательности сыновей к своим матерям).

    УЧИТЕЛЬ: Мы все должны быть благодарны матерям за то, что они подарили нам жизнь, тепло, любовь.

    УЧИТЕЛЬ: Ребята, у каждого из вас на парте лежит сердечко, символизирующее сердце ваших мам. Какую черту характера вашей мамы вы бы могли выделить? Напишите эту черту на сердечке.

    (ДОБРОТА, ЗАБОТА, ЛЮБОВЬ, НЕЖНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛАСКА, ОПОРА, ТЕПЛО, ПОДДЕРЖКА, ИСКРЕННОСТЬ, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ОТКРЫТОСТЬ).

    УЧИТЕЛЬ: Этими чертами, которые вы сейчас перечислили, обладает каждая из мам. Сохраните это сердечко, поставьте дома на видном месте. И ,каждый раз видя его, не забывайте дарить мамам те душевные качества, которые вы написали на своих сердечках.

    УЧИТЕЛЬ: Быть матерью – великий труд. Мыть матерью – великий подвиг. Женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, дают Медаль материнской славы.

    Во многих городах нашей планеты воздвигнуты памятники материнскому подвигу. Есть он в городе Жодино республики Белоруссии, городе Марнеули Грузии, городе Пирчуписе Литвы. На них изображены матери и их дети.

    Показ ПАМЯТНИКов МАТЕРИ)

    Учитель: Не забывайте о самых близких и родных – о своих родителях - которые так любят и нуждаются в вас. Не обижайте их резкими словами, дурными поступками. Дарите им как можно больше улыбок, счастливых мгновений, радости.

    А став взрослыми, разлетевшись из отчих домов в разные уголки планеты, пишите родителям письма, звоните, почаще приезжайте к ним, любящим вас и всегда ждущим. Не ждите страшных телеграмм, навещайте пап и мам. Помните о том, что для своих родителей вы навсегда останетесь маленькими мальчиками и девочками, которым нужно дарить любовь и заботу.

    Любите и берегите своих мам!

    В заключение послушайте стихотворение Виктора Гина «Не обижайте матерей»

    Не обижайте матерей,

    На матерей не обижайтесь.

    Перед разлукой у дверей

    Нежнее с ними попрощайтесь.

    Вздыхают матери в тиши,

    В тиши ночной, в тиши тревожной,

    Для них мы вечно малыши,

    И с этим спорить невозможно.

    Так будьте чуточку добрей,

    Опекой их не раздражайтесь.

    Не обижайте матерей,

    На матерей не обижайтесь.

    Пишите письма им скорей

    И слов высоких не стесняйтесь.

    Не обижайте матерей,

    На матерей не обижайтесь.


    9. Домашнее задание

    Творческая работа по темам:

    1. «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» (сильные ученики)

    2. Что значит для меня мама? (слабым)



     


    написать администратору сайта