Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи урока: Образовательные

  • Ход урока 1.Орг. момент

  • -Что входит в понятие музыкальные краски

  • 3.Введение нового материала 4.Постановка проблемы

  • - В каком жанре написана картина

  • - А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»

  • Какой характер у музыки

  • - Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»

  • - Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова

  • - Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись, литература

  • - Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

  • - Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся». - Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова. - Сравните эти мелодии.

  • - В чём сходство этих мелодий и в чём различие

  • Рефлексия Ученикам раздать карточки для заполнения мишени-рефлексии - Где были центры христианской культуры в средневековье

  • - В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка

  • Как в средневековой Руси записывались песнопения

  • - Как исполняются песнопения в католических храмах

  • музыка. 5 музыка. Небесное и земное в звуках и красках


    Скачать 22.71 Kb.
    НазваниеНебесное и земное в звуках и красках
    Анкормузыка
    Дата16.03.2022
    Размер22.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5 музыка.docx
    ТипУрок
    #399077

    ТЕМА: «Небесное и земное в звуках и красках»

    Цели урока:                                        

      - сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
    - научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;
    - развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;

    - развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого  проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей,

    - развивать  певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.

                                     Задачи урока:

    Образовательные:

    - познакомить учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.

    Развивающие:

     - научить понимать различия в музыке и изобразительном искусстве, которые входили в состав культа православных и католических храмов,

    - раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам  древнерусского и западноевропейского искусства.

    Воспитательные:

    - воспитывать у учащихся внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию музыкальной речи в духовных произведениях;

    - на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать  чувство любви к природе, искусству. Ход урока

    1.Орг. момент

     - Здравствуйте ребята!

     - Здравствуйте!

    2. Актуализация знаний.

     - На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

     Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.

    Но давайте сначала вспомним, что мы называем  музыкальной живописью и живописной музыкой?

    - Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?

    Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов,  а композиторы с помощью музыкальных красок.

    -Что входит в понятие музыкальные краски?

    Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.

    3.Введение нового материала

    4.Постановка проблемы

    Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова

    Молю творца…

    Чтобы молитва, чтоб любовь

    Всегда мне были утешеньем…

    Чтоб сердцем я не остывал,

    Чтоб думал, чувствовал, мечтал…

    - В каком жанре написана картина?  Пейзаж.

    - Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? 

    В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.

    «В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…»

    - А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3  Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…

    Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.

    - Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.

    - Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов), композиция и др.

    - Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии  как бы вытекает из  предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика.

    - В какой песне, которую мы пели на уроке,  взаимосвязаны поэтическая живопись и русская песенность?                                                                                                                  «Красно – солнышко» муз. П. Аедоницкого.

    - Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура,  живопись,  литература?  Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое?

    - Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность  мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика.

    В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.

    Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.

    Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

    На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.

    Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.
    Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.

    Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других система распевов.
    Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella.

    Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:

    1. не было конкретного автора. Их создавал распевщик,  который считался интерпретатором,

    2. песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.

    Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.

    Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.

    В XY веке  из Киева в Москву пришло партесное  пение – многоголосное.

    Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.

    Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.
    В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и  Джотто «Мадонна с младенцем на троне».

     

    В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы.  На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.

    - Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы могли следить за линией мелодии, распеванием слогов и подпевать).

    - Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся». 

    - Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова. 

    - Сравните эти мелодии.

    - В чём сходство этих мелодий и в чём различие?

    - Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией концерта С. Рахманинова.

    - Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?

    Самостоятельная работа в группах.

    Группа, которая  правильно и быстро справится с заданием – победитель!  

    Рефлексия

    Ученикам раздать карточки для заполнения  мишени-рефлексии

    - Где были центры христианской культуры в средневековье?Центрами были храмы.

    - В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка?     В 10 веке, с принятием Христианства.

    Как в средневековой Руси исполнялись песнопения?   Одноголосно, припевы пелись хором – а capella.

    Как в средневековой Руси записывались песнопения?  Крюками над текстом, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики.

    - В каком веке появляется 5-ти линейная нотация?  В начале 18 века.

    - Что означает партесное пение?    4-х голосие.

    - Как исполняются песнопения в католических храмах? Под аккомпанемент органа или оркестра.

    - Как исполняют песнопения в православных храмах?     A kapella.



    Подведение итогов.





    написать администратору сайта