Главная страница

Немирович Данченко,творчество. курсовая. НемировичДанченко


Скачать 25.86 Kb.
НазваниеНемировичДанченко
АнкорНемирович Данченко,творчество
Дата16.06.2022
Размер25.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая.docx
ТипКнига
#597900

Немирович-Данченко.
Влади́мир Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко — русский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик. Вместе с Константином Станиславским является основателем Московского Художественного театра. Народный артист СССР. Кавалер ордена Ленина. Лауреат двух Сталинских премий I степени.
Немирович-Данченко, всегда точно формулировавший свои мысли, не зафиксировал свои огромные знания в книгах, хотя многократно задумывался над созданием своеобразной театральной энциклопедии. Он не раз мечтал на время освободиться от организационной и режиссерской деятельности, чтобы всецело отдаться книге, которая обобщила бы его взгляды на театральное искусство и могла бы рассказать людям о его видении театрального мира.

 Он не раз действительно брался за составление плана будущей книги или диктовал отдельные для нее отрывки, которые должны были служить основой тех или иных глав. Однако, как бы ни убеждал себя Немирович-Данченко в необходимости подытожить свой опыт, его больше влекла живая практика. Он отдалял выполнение этих намерений, увлеченный до последнего дня жизни непосредственной деятельностью в театре.
Он был не в силах оторваться от творчества театра  и его репетиции очень часто давали ему повод для высказывания глубоких мыслей,всегда подчиненных единому стройному мировоззрению. В течение этих репетиций или бесед он щедро делился своими теоретическими выводами,опытом ,неизбежно вытекавшими из его реальной творческой деятельности.

Иногда кажется парадоксальным, что «литератор» Немирович-Данченко оставил сравнительно мало теоретических высказываний, в то время как режиссер и практик
К.С. Станиславский, напротив, с блеском настоящего художника слова изложил свою единственную в мире подлинно научную систему создания спектакля и воспитания актера. Многое объясняется здесь и индивидуальностью Немировича-Данченко, и особенностями его биографии, и его ролью в жизни Художественного театра.

Мечта о сцене владела Немировичем-Данченко с детских лет. В годы юности она приблизилась к осуществлению,-- девятнадцати лет, в 1877 году, он впервые выступил на любительской сцене. Любительскиe спектакли принесли ему успех, и успех крупный. Но точный учет своих внешних данных заставил его отказаться от актёрской карьеры. Он мог стать великолепным характерным актёром, но в своих мечтах он видел себя героическом амплуа именно в нем он имел первый успех. Он понимал, что успехи юношеских .дет во многом объясняются его молодым, увлекательным темпераментом и искренностью, которые заставляли порою забывать его внешние данные. Но он не хотел половинчатого решения своей судьбы. Он предвидел ожидавшую его в театре трагедию постоянной неудовлетворенности и неисчерпаемых желаний. Он уже в юности 'встречал искривленные актерские жизни. И как бы ни был велик соблазн радостей «второй жизни» на сцене и аплодисментов, ценою большого внутреннего усилия он от них отказался. Отказ от актерства ни в коей мере не означал для Немировича-Данченко отказа от театра. С подмостков он вернулся в зрительный зал, но уже не пассивным свидетелем актерских успехов и неудач, а их судьей и критиком. В те молодые годы у него складывалось свое представление о театре.

Литературное мастерство позволяло ему оттачивать свои мысли точно и ясно. Он вдумывался в игру Ермоловой, Федотовой, слушал известных певцов и мысленно ставил себя на место актеров, к которым неслись из зрительного зала вызовы и овации. Он бывал не удовлетворен театром, ставившим пьесы Крылова, в которых жизнь заменялась готовыми театральными штампами. Он возражал против забвения традиций русской литературы. Его раздражала ленивая мысль драматургов, направлявшаяся по проторенным дорогам. Ему казалось, что пьесы большинства драматургов проходят мимо жизни. Его возмущало пренебрежение к идейной стороне театра и равнодушие к эстстической форме спектакля.

Многие из мыслей, которые он разовьет потом, в пору зрелой деятельности, зародились в раньше годы его жизни. В этих мыслях он шел за великими рево­люционными демократами, которые призывали театр к общественному служению. Эти разбросанные по старым газетам и журналам 1877-- 1887 годов статьи, подписанные разнообразными псевдонимами, бывали всегда быстрыми откликами на отдельные театральные явления. Они как будто исчезали вместе с текущим номером 'газеты. Но в своей совокупности они составляли цельную систему взглядов, которую он впоследствии будет проводить в жизнь. В течение всей своей критической деятельности Немирович-Данченко резко выступает против принятого в императорских театpax репертуара -- одной из основных его задач в Художественном театре станет реформа репертуара. Путь критика стал слишком узким для Немировича-Данченко. Он не мог не чувствовать, что, как бы настойчиво он ни защищал свои взгляды, они не реализовались в практике театра.
Театральная жизнь текла своим привычным руслом, и ему приходилось повторять из статьи в статью одни и те же мысли, приходя в отчаяние от консерватизма руководителей театров. Немирович-Данченко не мог мириться с происходившим на его глазах и все углублявшимся разрывом между запросами жизни и театром, несмотря на наличие в нем актеров огромного таланта и мастерства. Он ясно видел, что условия бюрократического управления театрами заглушают актерские дарования. Убедившись в малой плодотворности театрально-критической деятельности, Немирович-Данченко оставляет ее ради драматургии. Он хотел не только косвенно влиять на. театр похвалой, порицанием или разбором спектаклей, но изменять его активно. Его темперамент художника был накален за годы бездействия. Позднее он многократно 'направлял в дирекцию императорских театров докладные записки, в которых подробно излагал проекты необходимых, по его мнению, театральных реформ. Его взгляды 'на театр тесно сближались со взглядами Островского, неизменно поднимавшего голос в защиту развития русского национального театра, против легковесного развлекательного репертуара. Но в условиях императорских театров, как и в условиях театров частных, эти проекты были неосуществимы.
Неудовлетворенный состоянием театра, враг господствовавшей драматургии, Немирович-Данченко в первых своих пьесах, однако, сам находился во власти ее тематики и ее законов. Частые посещения театров, с детских лет детальное знакомство с ними воспитали в нем довольно уверенного знатока сцены. Немировичу-Данченко нужно было одержать некоторую победу над собой, чтобы нащупать новые сюжеты, новые образы, новый драматургический путь. Он довольно быстро завоевал положение крупного драматурга. Не только автор пьес, но и их постановщик в годы 1888--1896, он работал с лучшими актерами России. Ермолова и Савина, Ленский и Давыдов охотно прислушивались к замечаниям молодого драматурга, свидетельствовавшим не только о прекрасном знании техники сцены, но и о тонком и умном проникновении в психологию образа. Немирович-Данчепко блестяще анализировал роль. Творчество захватывало его. Он стал не только автором, но и учителем сцены.

Немирович-Данченко уже нащупывал в своей драматургической практике те принципы, которые защищал в своих статьях. В его пьесах проникали на сцену нарождавшиеся социальные отношения, новый бытовой материал, новые черты психологии, интересные и неожиданные оттенки жизни. Он понимал, что реформа театра возникает не из прошлого, а из современности, из того нового, характерного и тревожного, что принес в общественные условия и в духовную жизнь интеллигенции конец XIX века. Немирович-Данчепко в своей драматургии постоянно касался самой важной для него проблемы -- о силе и бессилии русского интеллигента, о его противоречивой судьбе в условиях современного ему общества. Сознание неустроенности и несправедливости окружающей жизни настраивало его критически, но он на практике все более понимал, что формы театра, которыми он сам владел виртуозно, не были способны передать ясно сознаваемый им кризис жизни, и он искал новые, более тонкие и выразительные формы драматургии, более соответствующие избираемым им темам. Он стремился поставить в своих драмах острые вопросы жизни современной ему интеллигенции.

Он начинает заниматься педагогической деятельностью: с 1891 года он стал преподавателем Музыкально-драматического филармонического училища. Преодолевая первоначальный скептицизм учащихся, критик и драматург сделался воспитателем молодых актеров. Метод его преподавания был нов. Немирович-Данченко проводил его со всей свойственной ему страстностью и последовательностью. Обучая молодежь актерской технике, он исходил из психологии образа и индивидуальных особенностей учащихся. Отбрасывая условно-театральный подход к образу, когда актер преимущественно ищет эффекта в роли, он старался в каждой из них найти живой, неповторимо индивидуальный характер. Он вскрывал перед учащимися сложный мир страстей и переживаний. Он воспитывал их всесторонне. Он учил их видеть драматизм в окружающей жизни. Он прививал им любовь к литературе и умение в нее вчитываться. На его глазах вырастал новый тип актера, увлеченного драматургией Чехова. Он боялся расстаться с воспитанной им молодежью, желая ее уберечь от тлетворного влияния провинциального театра, в который она неизбежно попала бы после окончания школы. Он понял, что его мечта художника и воля организатора должны были слиться в создании своего театра. Он убедился, что прекрасная и верная идея, отличная актерская ,игра, хороший драматургический материал, существующие раздельно и оторванные друг от друга, не обеспечат нового театра, что только органическое соединение всех по-новому понятых элементов театра всецело ответит составляющей цель его жизни мечте -- отразить современность во всей ее глубине, осветить жизнь тем протестом, который он чувствовал в лучших людях той эпохи.

Увидев в Станиславском гениального режиссера и родственного по своим устремлениям художника и всецело поверив в него, Немирович-Данченко соединился с ним во имя общей борьбы за правду жизни на сцене.

Так совместно с К.С. Станиславским был задуман и создан Художественный театр, и сюда теперь направилась его воля зрелого художника.

С момента осуществления этой заветной мечты Немирович-Данченко с головой уходит в театральную практику, редко выступая на страницах печати, преимущественно в тех случаях, когда нуждались в объяснении или точных формулировках творческая линия и поиски руководимого им совместно со Станиславским театра. И лишь к концу жизни у него вновь возникла горячая потребность формулировать свои взгляды, подвести теоретический итог своему огромному творческому опыту.

Художественный театр был его мечтой, более того  он был его жизненной миссией, его призванием. Только здесь, в кругу Станиславского, Чехова, Горького, в кругу передовых художников и писателей, он впервые получил реальную возможность осуществления своих идеалов. Сюда хотел он безраздельно отдать все свое дарование и все свое умение. И он отдал себя Художественному театру, вызванному к жизни волей демократической революционизирующейся интеллигенции, до конца. Ему, вместе с К.С. Станиславским, выпало великое счастье увидеть в полной мере осуществленным идеал подлинно народного театра в эпоху Великой пролетарской революции, когда Художественный театр получил невиданные возможности расцвета и когда он был поставлен в положение подлинно государственного учреждения, тесно связанного с народом. Тогда же до конца и исчерпывающе раскрылась индивидуальность Немировича-Данченко.

Основная черта дарования Вл.И. Немировича-Данченко это  умение охватить театр в целом. Нет ни одной, начиная от самой существенной и кончая самой незначительной, детали в театральной жизни, которой бы не касался Немирович-Данченко. Ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки». Когда приблизилась к осуществлению дорогая ему мечта о своем театре, он устранял даже самые незначительные мелочи, способные помешать ее достижению или испортить с трудом воздвигаемое здание. Он не оставил ни одной трещины, сквозь которую могло проникнуть влияние дурных сторон старого театра.
Он всегда смотрел в будущее и судил о «сегодня» с точки зрения развития театра в целом. Ему, как и Станиславскому, было важно создать условия, при которых актеры -- сердце театра -- все время находились бы в нужной для искусства атмосфере. Немирович-Данченко боролся с преувеличенным актерским самолюбием, он первый показал пример полной отдачи себя идейно-творческим задачам театра.

Художественный театр стал всепоглощающей страстью Немировича-Данченко, выражением его упорной воли. Он знал, что именно здесь он полностью выразит себя. Существование Художественного театра означало и существование Немировича-Данченко как полноценного, служащего высоким идейным задачам художника. Оттого он постоянно отвергал так часто делавшиеся ему предложения о переходе в другой театр. Прежние, испытанные им успехи его больше не удовлетворяли. И хотя он очень переживал внешние и внутренние трудности и беспокойства в жизни Художественного театра, он в самые тяжелые минуты не покидал театр и еще сильнее и напряженнее входил в его жизнь, не только ставя спектакли, но разрабатывая репертуар, совершенствуя постановочно-сценическую технику, создавая стройную администра-тивно-организационную систему. Охватывая театр в целом, он считал, что все в театре и администратор, и бухгалтер, и капельдинер, и декоратор,все служит для того, что совершается на сцене, для того торжественного и прекрасного момента, каким является спектакль. Блестящий организатор и руководитель, он порой сам отходил в тень как художник ради сохранения театра. Немирович-Данченко знал, что единомыслие руководителей с коллективом и непрестанная забота о каждом из членов коллектива помогают обеспечить победу театра и торжество его общественно-художественной линии.
Я думал над тем ,Почему Немирович Данченко получил такое признание и почему так передано служил театру ,не отвернувшись от этого пути не на секунду ,и наверное ответ очень прост.

Немирович Данченко говорил : «Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле»

И именно это дело было по настоящему любимо. Не смотря на сложности ,издержки и другие обстоятельства ,Немирович Данченко не сходил а пути,на котором видел своё призвание.
Как художник, заинтересованный в наиболее в наиболее полном осуществлении идеи создания нового театра, как организатор и официальный директор его, Нимерович- Данченко заботился о каждом отдельном участке сложного театрального организма.
Но помимо воспитания себя и осознания важности и преданности своего дела ,Немирович Данченко очень тонко чувствал актера ,что является самым важным для режиссёра .
Немирович-Данченко прекрасно понимал актера. Он признавался, что знает все недостатки, связанные в прошлом с актерской профессией и не до конца изжитые до наших дней:

неустойчивость, каботинство, болезненное самолюбие. Осторожно и чутко отводил он актеров от стоявших на их пути опасностей. Он учитывал, что успех актера зависит от его драгоценнейших качеств, неотразимо воздействующих на зрителя. Но он не полагался ни на одно из самых пленительных актерских свойств, рассматриваемых в отдельности. Он часто наблюдал, как в театре актер, не обладающий ни большим сценическим вкусом, ни даже большим талантом, увлекал зрителя и вызывал аплодисменты. Немирович-Данченко искал разгадку и такого успеха, хотел понять его коренную причину. Он никогда не верил в то, что успех возникает из ничего, на пустом месте и является только свидетельством непонимания зрителя.
Нестерович Данченко оставил нам учение о творческой роли режиссера в спектакле и не только.

Он говорил что режиссёр -это существо трехликое:

1 лико : Режиссер - толкователь, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером — актером, режиссером — педагогом.

Я будучи начинающим исследователем своей будущей профессии ,уже на данном этапе своего обучения ,понимаю какую огромную Роль  играет актёрское мастерство в профессиональной деятельности режиссёра.

Ведь опытный мастер своего дела,обязан уметь показать актёру на собственном примере ,что его предстоит играть и в какой роли жить.Важно понимать психологию человека и уметь взаимодействовать с людьми ,и обьяснить задачу так,чтобы облегчить понимание тому,кем ты руководишь.
2 лико:Режиссер - зеркало, отражающее индивидуальные качества актера.

Как я понимаю ,между актером и режиссёром ,должна быть прочная доверительная связь ,которая позволяет им чувсвствать друг друга и взаимодействовать.

Именно режиссёр отвечает за то,насколько точно артист передаст его замысел и в определённый момент,он обязан правильно  направит актёра в нужную сторону ,в случае не понимания или ухода актёра с венного пути.

Актёр и режиссёр должны стать отражением ,единым целым,одним организмом,который работает только с функционированием каждого из его составляющей.
3 лико: Режиссер - организатор всего спектакля.
Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя непосредственно во всех художественной ткани спектакля. Что же касается первого и второго, то их не видно, потому что они «потонули» в актере, «умерли в нем». Владимир Иванович не принимал режиссерского деспотизма ни в каких его видах и формах, презирал заботу других режиссеров о том, чтобы их эстетическое кредо, их творческие пристрастия сквозили в каждом шаге исполнителя.
Действительно ,уже сейчас я убедился,что режиссёр должен обладать массой навыков ,который тем или иным образом касаются нет профессии ,не смотря на то что в его обязанности не входит ,отвественности за детали не относящиеся работы с актёрами.

 как руководитель он должен уметь работать с каждой деталью театра ,свет,звук,костюмы ,декорации,сценография,сценарий,музыка и многое другое.

  Я был бы очень счастлив ,если бы в конце обучения ,все эти навыки и способность

 Мной были освоены ,и это бы помогло мне верно двигаться на пути профессии.
И Немерович Данченко всегда жадно следил за ростом молодежи, появление молодого дарования волновало его и вызывало напряженный интерес.

Человек твердой воли, прозорливого ума, тонкий психолог, Немирович-Данченко умел привлекать в театр разнообразных представителей искусства и, увлекая их своим замыслом, в свою очередь находил в них для себя опору и помощь. Молодые советские драматурги Афиногенов и Корнейчук, композиторы Дзержинский и Хренников, художники Дмитриев, Вильяме и Волков стали спутниками его творческих исканий. Как бы обновляясь от соприкосновения с молодежью, он сам вел ее за собой, за своими планами и мыслями. И она платила ему ответным чувством уважения, восхищения и благодарности.

Владимир Иванович Немирович-Данченко умер восьмидесяти пяти лет. Смерть застигла его в разгаре непосредственной творческой работы и новых, далеко простирающихся замыслов.

Когда, удивляясь блеску его ума, увлекательности его репетиций, стремительному чувству новизны, его часто называли молодым, в этом не было фальшивого преувеличения. Да, он был действительно молод со своей ненасытимой жаждой жизни, которая побеждала старость. Ему можно было' позавидовать. Вряд ли кто-либо другой из представителей русского сценического искусства так полно прошел свой творческий путь. Это была жизнь, богатая переживаниями, успехом, славой,-- жизнь, увенчанная признанием народа и правительства.

Никогда не останавливаясь на достигнутом, он всегда смотрел вперед. Чем ближе он подходил к цели, тем более ясной и достижимой она ему виделась, тем интереснее и увлекательнее становилась ведущая к ней дорога и тем больше просторы открывались перед ним.

Его интересы были всеобъемлющи. Мимо его внимания не проходила ни одна деталь общественной жизни и быта, а тем более искусства.

Назначение Немировича-Данченко председателем Комитета по Сталинским премиям в области искусства и литературы было воспринято советской общественностью как естественное и органическое -- не только в силу его положения старейшины русского театра, но еще более в силу его авторитета во всех областях искусства.
Меня восхищает личность Владимира Ивановича Немировича-Данченко,величайший человек и первооткрыватель основ режиссура и ее глубинных тайн.

Удивительная  внимательность,подвижность разума ,многодетность ,огромная преданность своему делу,помогли ему совершить открытия,на почве которых я и многие другие могут взращивать свой талант и открывать для себя новые и новые дверца этой сложной и загадочной профессии режиссёра.

Я выбрав эту профессию ,прибывая в ней ,постараюсь более детально изучить его труды ,достигая результатов и Оправдывая старания гения 


 


написать администратору сайта