Реферат на тему Фольклор. реферат фольклор. неотъемлемая часть жизни каждого маленького челов еч ка. Жанры детского фольклора
Скачать 30.41 Kb.
|
Детский фольклор- это разновидность устного народного творчества детей и взрослых. Знакомство с народным творчество начинается у ребенка с раннего детства. С первых дней жизни происходит знакомство ребенка с отдельными жанрами фольклора, которые отвечают возможностям его возрастного восприятия: пение мамой колыбельных, рассказывание стишков, потешек, считалок. Именно ранний возраст и дошкольный этап развития ребенка являются оптимальными для усвоения фальклорных жанров. Именно в это время, дети стремятся познавать многообразие окружающего мира, а их интеллектуальное развитие позволяет с легкостью усваивать рифмованные народные песни, частушки, загадки, басни и прибаутки. Фольклор помогает развитию нравственных качеств ребенка, формирует нормы общественного поведения, развивает эстетическое восприятие и способствует речевому развитию, происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания. Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Фольклор в детском возрасте – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития малыша, поэтому детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького челов еч ка. Жанры детского фольклора. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговораоберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Слова в них ласковые, певучие, тут нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. Киса, кисанька, коток, Киса – серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать.[5] Подрастет ребенок, а его уже ждут приговорки и песенки-пестушки. Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным. Улитка, улитка, высуни рога, Дам тебе к чаю кусок пирога.[5] Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют: Три-та-тушки, три-та-та, Вышла кошка за кота, За Кота Котовича, За Иван Петровича.[5] Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, Ребёнок получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Потом начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенкаприговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.[5] Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить. От топота копыт пыль по полю летит. На дворе трава, на траве дрова.[5] Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки. Вместо того, чтобы просто договориться, кто за кем следует, ребятишки предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Петушок, петушок! Покажи свой гребешок. Гребешок горит огнем. Ну-ка, Миша, выйди вон![5] Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. “Шла коза по лесу …” Шла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.[6] В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко, Там твои детки Кушают конфетки![5] У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления. Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.[5] Русский народ отличается чувством юмора. И необычайное умение видеть действительность в комическом свете воплотилось в небылицах. Это – прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из под собаки Лают ворота.[5] Детский фольклор в современной литературе. Но и сейчас детский фольклор популярен. Например, детские страшилки – жанр современного фольклора. Это короткие рассказы, цель которых – испугать слушателя. Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. "Красное пятно" Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче. Подводя итог хочется сказать, что Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык наполнен образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. Детский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров. Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки. |