История искусств. история искусств доклад. Никольский морской собор (НиколоБогоявленский собор)
Скачать 19.67 Kb.
|
Никольский морской собор (Николо-Богоявленский собор) История создания. Существование Петербурга неразрывно связано с морем. Вся жизнь этого нового города в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи – Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. Небольшая часовня находилась и в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства. В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь, в которую, вероятно, были перенесены престол и утварь из разобранной Никольской часовни. Приход церкви был значительным. К ней были приписаны 3384 человека морских служащих, не считая женщин и детей. В таком виде церковь просуществовала до начала 1761 года. Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского и Крюкова каналов. Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции. Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма. Савва Иванович Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых - четырехгранных. В 1756 г. начались работы по наружной отделке храма. По проекту фасады храма были оформлены капителями коринфского ордера, пилястрами, рокайльными наличниками и скульптурой. В тимпанах четырех фронтонов предполагалось сделать «штукатурною работою сияние с облаками и херувимами». Для этой работы Чевакинский рекомендовал лепного мастера Фридриха Партира. Позднее он же делал лепные украшения для интерьеров храма. Привезенные из Тулы железные конструкции куполов были поставлены на барабаны и вызолочены; к осени 1760 г. на храме были водружены кресты, были исполнены конструкции и вызолочен шпиль колокольни. Необыкновенное великолепие храма поражает взгляд и ныне. Золоченые главы широко расставленных барабанов видны издалека и производят впечатление праздничности и богатства. При приближении к собору кажется, что объем его словно бы увеличивается. Сложность конфигурации и обилие архитектурных деталей делают его монументальным. Торжественные ряды окон, череда тройных коринфских колонн, ажурные решетки балкончиков, богатство лепнины придают зданию нарядность дворца, подчеркнутую эффектным цветовым сочетанием небесно-голубого и белого. В 1755 г., когда стены собора только были выведены под крышу, заблаговременно начались работы по подготовке к оформлению интерьеров. К этому времени Чевакинским были сделаны эскизы иконостасов и составлен перечень необходимых икон. Работы производились по верхней и нижней церквям отдельно. Иконы были написаны братьями Федотом и Миной Колокольниковыми, крепостными художниками.Федот Лукич Колокольников написал иконы для верхнего храма. Мина Колокольников был приглашен для написания образов для иконостаса нижнего храма. Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства петербургских храмов XVIII в., и являются типичным примером соединения приемов иконописи с со светской западноевропейской живописью. Размещение их в иконостасе несет конкретную символическую нагрузку. Резные иконостасы для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков по эскизам Чевакинского, утвержденным в 1755 г. Оба иконостаса решены в едином стиле. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями, использование мелких архитектурных деталей удачно перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Резные киоты для икон выполнены в том же стиле, что и иконостасы. 5 июня 1760 г. Савва Чевакинский рапортовал об окончании работ. Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны, делящие храм на семь нефов различной длинны, создают эффектные перспективы, прихотливый повтор которых отвечает внешнему облику здания. Свет, льющийся из высоких окон и центрального купола равномерно рассеивается по интерьеру и дает мягкие блики на золоченой резьбе киотов. Иконостас верхнего храма поражает своей красотой и парадностью, а изящные пропорции колонн подчеркивают общее устремление ввысь. Резные Царские врата напоминают золотое кружево. Во время богослужения они отворяются, и взору молящихся предстает золоченая резная напрестольная сень - сверкающие позолотой витые парные коринфские колонны поддерживают навершие, украшенное сложным орнаментом, головками херувимов, ниспадающими складками золотой драпировки. В центре храма, напротив иконостаса, на ближайшем северном столбе установлена высокая проповедническая кафедра, с которой в старые времена зачитывали царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столба устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно-малиновым бархатом с позументом. Здесь часто бывали русские цари и царицы. Над ним, в парусах центрального барабана вместо традиционных четырех Евангелистов помещены Российский Императорский герб, поддерживаемый ангелами - в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е 1» - в юго-восточном и северо-западном. Одновременно со строительством собора неподалеку от него возводилась колокольня. Место для нее было выбрано строго на запад по центральной оси храма. Расстояние же определялось, по всей видимости, предполагаемой линией Крюкова канала. К 1750-м гг. канал был прорыт только на участке между Невой и Мойкой, но мысль о его продолжении уже неоднократно обсуждалась. На участке перед собором канал был прорыт только в 1780-е годы, то есть через 20 лет после окончания строительства, но кажется, что архитектор заранее видел удивительный эффект сочетания водной глади и устремленной ввысь колокольни. В 1758 г. колокольня была завершена и оштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. В 1861 г. в южной части церковного участка было решено построить каменные дома со службами для помещения соборного причта. С Высочайшего разрешения были выстроены два одинаковых каменных дома ( см. Никольская пл., 1В и наб. канала Грибоедова, 129) по стилю гармонирующих с собором. Позднее в 1877 г. были выстроены каменные одноэтажные службы. Поскольку дома заняли часть сада, 26 октября 1761 г. Александр II повелел "чтобы остальная во внутренности церковной ограды часть открыта была в виде сада для общей прогулки" Постройка и освящение храма во имя Николая Чудотворца повлияли на названия прилегающих к собору частей города: площади, переулка, рынка, двух мостов. С 1769 по 1892 годы Никольской улицей именовалась и нынешняя улица имени Глинки. После свержения царской власти, во времена гонений на Церковь, массового закрытия храмов, Николо-Богоявленский собор избежал подобной участи. Однако большая часть накопленных церковных ценностей была изъята, а сам собор стал приходским. В 1934 году с колокольни собора сняли колокола в связи с запретом на колокольный звон в церквях города. В годы Великой Отечественной Войны и блокады в стенах собора жил митрополит Ленинградский Алексий, будущий патриарх всея Руси. Именно его служению верующие приписывают чудо сохранения собора в это тяжелое время. Каждый вечер, после всех ежедневных богослужений, он совершал крестный ход вокруг собора с иконой Николая Чудотворца. В послевоенные годы проводили восстановительные работы, которые были закончены к 1953 году. Сейчас при соборе ведется благотворительная, миссионерская, духовно-образовательная деятельность |