Ценности и нормы. Ценности, нормы. Нормативноценностная система культуры
Скачать 25.54 Kb.
|
Тема занятия: Нормативно-ценностная система культуры Понятие «норма» в культуре. Типы норм, их классификация, функции. Иерархия норм в зависимости от требований строгости исполнения. Функции норм в культуре. Расположите нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания за их нарушения (в современной светской культуре): 7-табу, 1-привычка,3-традиция,5- этикет,4- нравы, 6-законы, 2-обычаи. Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они выделялись из обычаев или разрабатывались для случаев специализированного поведения. Нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта. Нравы – это моральные оценки возможности тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей, существующие в данном обществе. Ответственность за нарушение этих норм носит относительный характер. Обычаи – общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры Понятие «ценности культуры». Классификация ценностей. Иерархия ценностей. Национальные ценности, сословно-классовые, локально-групповые. Витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность; экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость; социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость; 2 политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир; моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим; религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание. эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д. Среди огромного многообразия подобных восприятий можно выделить небольшую группу ценностей, которые совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсальность объясняется тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики.
Характеристика исторических вариантов ценностных систем в различных культурах: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, индивидуализм, коллективизм, альтруизм, стоицизм и аскетизм. Гедонизм - это стремление к удовольствиям, наслаждениям. В философии гедонизм - направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение - добро; то, что приносит людям страдания - зло. Эвдемонизм - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела. Утилитаризм - этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья. Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка[1]. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм есть противоположность коллективизма. Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения — главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признающей приоритет общественного блага над личным и добровольно подчиняющей свои интересы интересам общества. Противоположным понятием является индивидуализм[1]. Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других». Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников. Существует 4 вида альтруизма: родственный, реципрокный(взаимный),истинный,эмпатийный. Стоицизм — пожалуй единственная философия созданная специально для тех кто живет в реальном мире. Стоицизм был основан в Афинах Зеноном Китийским в начале 3-го века до н.э., но стал широко известен благодаря таким фигурам, как Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий. Стоицизм утверждает, что добродетель (например, мудрость) — это счастье, а наши суждения должны основываться на поведении и поступках, а не на словах. По определению стоиков, мы не контролируем, а значит и не можем полагаться на внешние события. Контролировать мы можем только себя и свои реакции а значит, и полагаться следует только на них. Стоицизм не беспокоится о сложных теориях мироустройства, но помогает нам преодолевать разрушительные эмоции и действовать в соответствии с тем, что можно предпринять. Он создан для конкретных действий, а не для бесконечных дебатов и споров. Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета. 4.Общечеловеческие ценности как приоритеты культуры. |