Главная страница

Курсовая работа. Новые технологии в музейном деле


Скачать 36.48 Kb.
НазваниеНовые технологии в музейном деле
АнкорКурсовая работа
Дата07.02.2023
Размер36.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа.docx
ТипКурсовая
#924947

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРПУХОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Курсовая работа

По дисциплине «___»

На тему: «Новые технологии в музейном деле»

Выполнила:
студентка 3 курса
группы 43.02.10-1781
Тихонская К.В.

Проверила: Закатина И.В.


Серпухов 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….......3

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАБОТЕ МУЗЕЯ……………………

1.1 История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности………………………………………………………………

1.2 Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях……………………………………………….

1.3 Внедрение информационных технологий в деятельность музея………………

1.4 Инновации современного музея………………………………………………….

ГЛАВА 2.

2.1

2.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….

АКТУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
В конце прошлого и начале нового, XXI века, можно было наблюдать снижение количества посетителей в российских музеях. Безусловно, это было связано с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны. Кроме того, широкое распространение компьютеров практически во всех сферах жизни общества, вытеснило желание людей прогуливаться по тихим залам музеев, знакомясь с выставками и экспозициями. Изображение в формате 3-Д, компьютерные игры, Интернет поглотили внимание и время детей и молодых людей, составляющих основное число посетителей музеев.

Постепенно работники музеев осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как начать внедрение информационных технологий в деятельность музеев.

Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Компьютер стал незаменимым помощником в музейном деле, идет стремительное освоение виртуального пространства. На сегодняшний день ни у кого не вызывает удивления «тандем» прошлого (музейные экспонаты) и современных прогрессивных технологий.

Актуальность исследования темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем.

Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение инновационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем.
Объект исследования: процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Задачи исследования:
1. раскрыть содержание понятия «информационные технологии в деятельности музеев»;
2. разработать критерии выявления внедрения информационных технологий в деятельности музеев;
3. выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике применение инновационных технологий в музейной деятельности.
Гипотеза: современный музей - это мостик из прошлого в будущее. И его развитие должно идти в ногу со временем, опираясь на современные технологии.

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАБОТЕ МУЗЕЯ


    1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРАМИ И АВТОМАТИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мультимедийная экспозиция «Виртуальный музей»

В 1993 году по приглашению Международного комитета CIDOC (International Documentation Committee, далее по тексту - СИДОК) и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “Московский Кремль” А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Это было первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ, организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейными проектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностранными специалистами в области музейной информатики.

Специалисты из России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и информатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996 году по инициативе трех крупнейших московских музеев - Государственного музея-заповедника “Московский Кремль”, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996 года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. При принятии этого решения было заявлено, что Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета СИДОК.

Таким образом, созданная в 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики.

Первая ежегодная конференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участие сотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для того чтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разных территорий, все последующие конференции решено было проводить не в столичных городах.

В общих чертах деятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитие инновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурного наследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию и поддержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерских связей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельными специалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку и реализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфере информационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.

В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативу о создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета СИДОК.


    1. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТУХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЯХ


Музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и демонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретным музеям.

Рассмотрим основные направления компьютеризации музейной деятельности. (Приложение №1)

Только создание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализацию основных операций на единой музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.

Существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:

  • Разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.

  • Финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.

  • Информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.

В последние годы возрос процент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности, туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения о культурных достопримечательностях региона, полученные главным образом из Интернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первую очередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации, которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея, проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболее значимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.

Компьютерные технологии должны позволить посетителю получать интересующую его информацию на всем пути следования по музею, но делать это следует ненавязчиво, не отвлекая внимания от сути экспозици.

Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный возобновляемой информацией с музейного автоответчика.

Задача, стоящая перед современным музеем - не просто создание сайта в Интернет, а постепенное формирование полноценного виртуального музея. Главное отличие между ними - в обратной связи: традиционный музейный сайт есть только техническое средство для продвижения музейной информации, а вот виртуальный музей способен оказывать существенное влияние на развитие музея реального, помочь в переосмыслении музейной деятельности.

Перспективная цель - формирование единого общеевропейского культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российских музеях (сетевой, историко-культурной, организационной и другой, касающейся географии, потенциала взаимодействия и динамики развития музеев).

В музеях Западной Европы компьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедрена в основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить о построенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там это довольно редкое явление.


    1. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы интернет, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс — это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

    1. ИННОВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

  • Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

  • Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

  • Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

  • Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

  • Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

  • Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

  • Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

  • Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

  • Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

ГЛАВА 2.
2.1
2.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ





Приложение №1

«Основные направления компьютеризации музейной деятельности»


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ РАБОТ




1. Учётно-хранительская работа:

1. регистрация новых поступлений в фонды музея;

2. оформление движения музейных предметов;

3. приём на временное хранение и возврат владельцам;

4. исключение музейных предметов из учетной документации;

5. составление топографических описей;

6. ведение различных картотек;

7. проведение сверок.




2. Реставрационная деятельность

1. ведение картотек сохранности;

2. составление реставрационных паспортов.




3.Выставочная и экспозиционная работа

1. подбор экспонатов для выставок;

2. подготовка выставочных каталогов и сопроводительной документации.




4. Создание сводного каталога музейных собраний

1. в рамках одного музея;

2. на региональном уровне;

3. на федеральном уровне - создание государственного каталога музейных ценностей.




5. Пропаганда музейных коллекций.

1. подготовка публикаций;

2. создание мультимедийных компакт-дисков;

3. подготовка Интернет-сайтов;

4. разработка интерактивных систем для посетителей.






Приложение №2


написать администратору сайта