Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое изложение

  • Н.М. - Государь. О Государе Никколо Макиавелли


    Скачать 20.71 Kb.
    НазваниеО Государе Никколо Макиавелли
    Дата26.06.2018
    Размер20.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаН.М. - Государь.docx
    ТипДокументы
    #47871

    О «Государе» Никколо Макиавелли.


    Вступление

    Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Примерно в 1513 году он написал трактат о том, как захватывать и удерживать власть, а также о том, как государю следует править и какого поведения придерживаться. Речь идёт об одном из наиболее известных его работ – «Государе». В своём труде Макиавелли приводит примеры, как из античной истории (история Греции, Римской Империи и Персии), так и из явно свежих (для XXVI века) политических событий в западной Европе. Говоря о государях, пришедших к власти благодаря доблести, Макиавелли приводит в пример библейский сюжет о Моисее, освободившим рабов из Египта, что кажется несколько странным. Примечательно, что «Государь» адресован Лоренцо Медичи и преподносится как дар Его Светлости.

    Краткое изложение

    Итак, в первой главе «Государя» даётся классификация государств. Все государства подразделяются на республики и принципаты («княжества» - как вариант перевода). Автор оговаривается, что республики он подробно разберёт в другом своём труде (речь идёт о «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия»), а в «Государе» речь пойдёт сугубо о принципатах. Принципаты в свою очередь делятся на те, которые достались государю по наследству, и те, которые он каким-либо способом приобрёл. Приобретённые принципаты подразделяются на привыкшие повиноваться строгому государю и свободные. Далее Макиавелли рассуждает о захвате и удержании власти для каждого из видов принципатов.

    Наследуемый принципат: завоёвывать его не нужно, поскольку он достаётся по наследству, а удержать его совсем несложно, достаточно лишь соблюдать заведённые порядки и не творить откровенных глупостей.

    Приобретённый принципат, где жители привыкли повиноваться: для удержания такого государства опять же не требуется много усилий, достаточно лишь перебить всех членов правящей семьи, и у народа не будет повода для восстания. Макиавелли оговаривается, что дополнительные трудности возникают, если язык и традиции захваченного принципата не совпадают с языком и традициями захватчиков. В таком случае самой оптимальной стратегией считается основание колоний и переселение государя на новой захваченной территории. Во-первых, таким образом можно пресекать попытки восстаний, предугадывая их заблаговременно и сразу же принимая меры (а не отдавая приказы через гонца, который тратит непозволительно большое количество времени на дорогу), а во-вторых, таким образом, государь сможет наладить дружественные отношения с народом, ведь своим присутствием государь показывает, что ему небезразлична судьба завоёванного им государства. Также Макиавелли пишет о том, как стоит обращаться с союзниками: необходимо не допускать, чтобы тебя окружали сильные союзники, ведь они могут при первой же возможности предать тебя и силой забрать то, что им желаемо. А потому не стоит приходить к власти с помощью сильных союзников, полагаться стоит преимущественно на свои силы. Лучшим вариантом будет окружить себя множеством не слишком сильных союзников, которым ты будешь внушать страх, а потому у них не останется выбора кроме как подчиниться тебе. Если какой-то из союзников начинает набирать силу, его следует всяческими способами ослаблять и не допускать того, чтобы по силе он сравнялся с тобой. Кроме того, Макиавелли подразделяет принципаты на те, где есть лишь правитель и его слуги, и те, где присутствует ещё и знать. Первые трудно завоевать, но легко удержать, вторые – напротив: легко завоевать, но трудно удержать. Связано это с тем, что знать обладает властью и переменчивым настроением, а потому склонна к собственной выгоде помогать сторонним силам. Знать может помочь тебе при захвате власти, а после предать тебя. Тогда как государство, где властью обладает только правитель, действует слаженно и даёт сильный отпор, но убрав прежнего государя, будет нетрудно управлять государством, поскольку властью облечён лишь ты один, а кроме того, народ привык подчиняться.

    Приобретённые принципаты, бывшие свободными: существует три способа удержать власть в таких государствах. 1. Разрушить. Привести всё в такой упадок, чтобы ни у кого больше не оставалось иных мыслей, кроме как о своих невзгодах. 2. Образовать колонии и лично переселиться туда. 3. Избрать своим представителем одного из граждан государства. В таком случае жители не будут слишком уж сильно бунтовать, а избранный гражданин будет подчиняться, понимая, что приобретением своего положения обязан тебе, и ты же при случае сможешь это положение у него забрать.

    Далее Макиавелли пишет о том, что одним из самых непростых и опасных дел является замена старых порядков новыми. Связано это с тем, что противники перемен яростно сопротивляются тебе, а сторонники перемен настроены довольно прохладно и скептически, а потому предпочитают бездействие или вялую помощь.

    Существуют четыре способа захвата власти: благодаря фортуне, власти, злодеяниям или благоволению сограждан. Пришедшие к власти, благодаря фортуне, как правило, не умеют и не могут удержать власть. Не умеют, потому что у них нет опыта преодоления трудностей, а не могут – потому что не располагают достаточными силами. Пришедшие к власти, благодаря доблести, по мнению Макиавелли, являются самыми лучшими государями, ведь они прошли «испытание на прочность», что позволит им и в дальнейшем преодолевать препятствия. Третий путь прихода к власти – благодаря злодеяниям. Под «злодеяниями» автор понимает уничтожение всех лиц, обладающих какой-либо властью. Устранив все силы, остаётся только самостоятельно усесться на трон. Здесь есть одна тонкость: порой подобная жестокость приводит к восстаниям, но иногда всё заканчивается благополучно для жестокого государя. Макиавелли объясняет это тем, что народ восстаёт более против систематической жестокости, нежели против разовой. А потому, если необходимо совершить какие-то коварно-жестокио-несправедливые злодеяния, лучше совершить их сразу и в как можно более сжатые сроки, чтобы затем народ радовался их прекращению. Ошибкой было бы творить жестокость постепенно, тогда у народа появилась бы причина для бунта. Четвёртый способ прихода к власти: благоволение сограждан. В таком случае государь оказывается обязан приходу к власти либо народу, либо грандам (знати, баронам, аристократам). Гранды хотят притеснять народ, народ же в свою очередь стремиться защититься от притеснений грандов. Выполнить оба требования очень сложно, а потому Макиавелли советует прежде всего заручаться поддержкой народа, независимо от того, кто привёл тебя к власти. В конце концов, грандов заменить можно, а народ – нет.

    Макиавелли много пишет об армии. Он считает, что самое главное, чем должен владеть государь, - это военное искусство и собственная армия, ведь таким образом он сможет отстоять свои интересы, будь то защита или нападение. Чрезвычайно важно, чтобы при этом войско было твоё собственное, а не наёмное или союзническое. Наёмные войска плохо организованны, требуют денег и стремятся избегать опасностей. Кроме того, они склонны менять стороны, а значит, они легко могут предать тебя или разорвать соглашение, оставив тебя в трудные времена. Союзные войска также ненадёжны, ведь они подчиняются не твоим приказам. Кроме того, если за их счёт ты одержишь победу, союзные войска легко отберут у тебя завоёванное, ведь у тебя нет собственного войска для защиты. В связи с вышеназванными причинами, важность собственного войска кажется очевидной. А потому первейшей заботой пришедшего к власти государя должно стать стремление к созданию собственных войск.

    Также в «Государе» даётся разбор качеств государя и его образа в глазах подданных. Все качества государя должны стремиться к цели избежать ненависти и презрения. А потому Макиавелли советует не бояться пороков, которые помогут избежать ненависти и презрения, а также которые вписываются в образ государя, заботящегося о собственных владениях. Так лучше прослыть скупым, нежели иметь славу щедрого государя, и при этом бездарно тратить казну и обирать подданных (что само по себе вызывает ненависть к государю), стремясь поддержать славу щедрого и избежать презрения. Лучше прослыть жестоким государем (но не слишком, чтобы не вызвать ненависти), чем милосердным и быть презираемым за слабость. Макиавелли вообще говорит о том, что предпочтительнее вызывать в подданных страх, чем любовь. Также государю следует особым образом обращаться с обещаниями. А точнее – их нужно нарушать, как только они становятся невыгодными для государя. При этом необходимо сохранять моральный облик, находя весомые «причины» для нарушения своего слова. Например, забота об общем благе, которое, разумеется, требует отчаянных мер.

    Заслуживать уважение у подданных государю следует с помощью великих дел и мероприятий. Ничто так не облагородит государя, как выигранная война и тому подобное. Кроме того, на образ государя влияет его окружение. Считается, что мудрость государя можно определить по его приближённым.

    Завершает свой труд Макиавелли анализом нынешней политической ситуации в Италии и утверждением, что если использовать вышеописанные правила, захватить власть будет не слишком трудно.

    Заключение

    Идеология Никколо Макиавелли послужила возникновению термина «макиавеллизм» в политологии. Макиавеллизм – это государственная политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном . Идеи Макиавелли значительно повлияли на политическую мысль, а многие его труды актуальны и по сей день.


    написать администратору сайта