Главная страница

эссе. О сновы религиозной культуры и светской этики


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеО сновы религиозной культуры и светской этики
Дата31.03.2022
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипДокументы
#430290


Эссе «Женщины в православной церкви»

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Выполнила: Десятова Алена Сергеевна

с.Нарын 2022

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10



ВВЕДЕНИЕ


Роль женщины в Православной Церкви... Этот вопрос задаёт не одно поколение людей на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. В двадцать первом веке задавая этот вопрос, мы имеется в виду не роль - об этом проповедовал Христос, и писал еще апостол Павел, а проблему взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тысячи лет не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Сейчас в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни ... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё

цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь - по крайней мере, такую, какую он видит - с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

В наше время данная тема остаётся актуальной и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви. Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас.

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе.

Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин.

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе. Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

На сегодняшний день нельзя не отметить возрастающее участие женщин в жизни Русской Православной Церкви. Это проявляется в различных формах деятельности: просветительской, социальной, издательской, благотворительной.

В Московской епархии женщины также полноценно участвуют в церковной жизни всех уровней. Они руководят хорами, пишут статьи в православные печатные издания, возглавляют церковные, благотворительные и общественные организации, преподают в воскресных школах.

Одна из организаций, обусловленная женской природой, а также способность чутко реагировать на чужое горе, способность к сопереживанию, к милосердию помогают многим из них избирать в качестве своего призвания социальное служение, заботу о больных. Одним из направлений такой социальной деятельности является служение сестёр милосердия. В больнице святителя Алексея метрополита Московского работают сестры милосердия, которым хочу поклониться в ноги за их преданность делу, за то, что они вселяют надежду безнадёжным больным.

20 ноября 2010 создан «Союз православных женщин России». Его миссия заключается в  объединении православных  женщин для  защиты православных ценностей и  содействия Церкви в гармоничном духовно-нравственном развитии семьи и общества, для воспитания истинных патриотов Отечества. 

Региональное отделение Международной общественной организации  «Союз православных женщин» в городе Москве зарегистрировано  10 ноября 2017 года.

Деятельность  Московского отделения строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, гласности и законности.

Московское отделение «Союза православных женщин» создавалось по благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, настоятеля Храма святой великомученицы  Ирины в Покровском в городе Москве.

В центре внимания Регионального отделения МОО «Союза православных женщин» в городе Москве:

- осуществление духовно-просветительской, воспитательной,  культурной, благотворительной и  общественно-полезной деятельности;

- формирование у населения патриотизма, исторической памяти и любви к своему Отечеству;

- защита прав женщин и детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прежнее, порой жестокое разделение человеческих ролей: женщина – домохозяйка и мать, а муж добытчик, разрушается временем и самой жизнью. Так как женщина порой уходит далеко от законов религии и всё больше вовлекается в экономическую жизнь, не надеется на мужчину и стремиться к независимости, не подчиненности. Но как говорили святые праведники «вне Церкви нет спасения». Только в православной Церкви, в ее обрядах, мы получаем частичное умиротворение и благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Только в Церкви современная женщина, может черпать силы для изменения себя.

Ни в какой другой религии, только в православии - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам своё терпение, мудрость, темперамент.

Не смотря на то, что женщина не занимает лидирующего места всё-таки в христианстве на затворках бытия она остаётся не на последнем месте.

Женщина в любой религии смотрится как низшее существо, но христианство можно оправдать тем, что это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – Пресвятую Деву Марию. Но и она повиновалась своему мужу Иосифу. Это можно объяснить тем, что более совершенное всегда подчиняется менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется функцией, а не качеством.

В течение многих столетий православная религия стремилась внушить женщинам, что они обязаны своей религии величайшим благом, всем самым светлым, всем самым лучшим. В наше время в наших церквах встретишь мало мужчин, большинство молящиеся это женщины. В Церкви они спасаются от страхов и тревог, дает ощущение радости, свободы и очищения. В современном мире женщине дано самой выбирать свою роль. Например, роль матери доброй, чистой, светлой, но стоящей в тени сына, или роль жены подчиняющейся своему мужу «Господину», или роль женщины лидера, которая противоречит всем законам религии и социума.

Приложение 1

Храм Святого пророка Божия Илии, в селе Нарын




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html

  2. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

  3. Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/

  4. Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm

  5. Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml 

  6. (.Роль женщины в православной церкви Православный журнал... № 4 (48) апрель 2007 Электронный ресурс]. Адрес foma.ru›rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html)


написать администратору сайта