Развитие права. Право прошло длинный путь развития. Обычай становится нормой обычного права, когда он санкционируется государством
Скачать 19.45 Kb.
|
Право прошло длинный путь развития, от обычаев, изменяясь совместно с государством на протяжении многих веков, до наших дней. Древнерусское общество не было однородным. Оно состояло из правящего слоя, смердов-общинников и посадников. Представители политической элиты составляли основу управленческого аппарата, княжеский совет и дружину. Они и относятся к классу феодалов, который только начал оформляться в Киевской Руси, феодальные отношения еще не сложились в чистом виде1. На данный момент в исторической литературе преобладает такое убеждение, что именно в Русской Правде, в древнейшем памятнике русского права, юридическая жизнь Древней Руси отразилась наиболее полно и верно. В ней охвачена обширная сфера существующих тогда отношений. В данном документе наиболее полно говорится о договорах, которые существовали в то время: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажа), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы). Также в нем четко регламентированы правовое положение отдельных слоев населения (зависимые и независимые) и основные черты частного, уголовного права и права собственности. С появлением частной собственности и эксплуатированием человеком человека возникли государство и право. Феодальное государство гарантировало феодалам диктатуру, привилегии, собственность на средства производства и на крестьян. Мононормы (первобытные обычаи) не способны были в условиях классового расслоения регулировать общественные отношения, поэтому появился новый социальный регулятор – право. Правовые нормы возникали двумя путями. Обычай становится нормой обычного права, когда он санкционируется государством. В 9-10 веках начинают складываться отношения между Русью и Византией. Договоры являются первыми документами средних веков Древнерусского государства. Они позволяют проникнуть в тайны того времени. Их было четыре: 907, 911, 944, 972 годов. В документах регулируются торговые отношения, нормы уголовного права, нормы, которыми пользовались русские купцы в Византии. проанализировав русско-византийские договоры, можно понять, что господства византийского права не было. В них имеется или право на основе компромисса, или имеются принципы закона русского. Это означает достаточно высокое развитие права на Руси к тому времени. Ярослав является первым издателем письменных законов на славянском языке. Первые законы основаны на справедливости и на доверии к клятвам, а значит к совести людей. Так, виновный был освобожден от пени, если клялся, что не имеет возможности выплатить ее. Правление княгини Ольги застало усложнение феодальных отношений и запомнившиеся реформы. В X веке князю Владимиру Святославовичу удалось назначить князьями своих родственников, теперь вся территория в собственности рода княжеского. Также начался распад дружины и превращения их в вассалов2. Принятие христианства является одним из этапов перехода от дофеодального к феодальному обществу. Церковный суд нуждался в письменном своде местных законов, потому что первыми судьями были не знающие русские обычаи, и языческое право не совпадало с новым христианством. Именно это подтолкнуло создать Русскую Правду. Она касалась вопросов общественного порядка, но уже здесь развивалось социальное неравенство. Вопрос о начале феодальных отношений решается только данными этого памятника. В.И.Ленин выявил громадное значение Русской Правды как источника по рождению феодализма в древней Руси. Вопросы феодальной собственности проходят по всему тексту Русской Правды, возникшей в среде феодального общества и отражающей стремление господствующей феодальной верхушки держать в повиновении непосредственных производителей материальных благ - крестьян. С превращением дружинников в вассалов появляется новый класс феодалов – бояре. На Руси в дореформенный период существовала десятичная система управления, которая должна была перерасти в систему феодальной администрации. Так, тысяцкие постепенно превратились в командующих войсками. С другой стороны, создается новая система управления - дворцово-вотчинная, которая стала покрывать десятичную. Устои общины подрывались из-за дани, полюдья и прочих поборов, из-за которых многие е члены шли в долговую кабалу к богатым, чтобы уплатить сполна. Так появляются экономически зависимые люди. В Пространной Правде упоминается закуп - человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу». В Древней Руси собственность имела большое значение. От ее наличия зависит отношение к человеку, если ее нет, собственностью становилась сама личность. Различаются право владения, пользования и распоряжения. Развитие обязательственного права подтверждает господство частной собственности в Древней Руси. Обязательство - правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определённые действия в пользу потерпевшего. В древности было 2 вида обязательств: деликты и договоры. В Русской Правде за нарушение первых налагались штраф и возмещение убытков. В Киевской Руси существует несколько видов договоров. Самый древний договор купли-продажи регламентировался еще в договорах с греками. Договор займа регламентируется достаточно подробно. Он охватывал кредитные операции деньгами, продуктами и вещами, заключался публично, в присутствии послухов. Заёмщик, обязанный выплачивать проценты, и кредитор признавались хозяйственно свободными, государство не вмешивалось, поэтому, прослойка ростовщиков процветала. Договор о поклаже, товаре, переданном на хранение, закреплён в ст. 49 ПП. Человек, который оставил имущество на хранение другому лицу без свидетелей, не может требовать больше возвращенного. Также В Русской Правде упоминается найм рабочих для ремонта и строительства мостов (ст. 97 ПП). Уже договор Руси с Византией 911 года различал наследование по завещанию и по закону. Это различие закреплялось и в Русской Правде. В данном документе говорится об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. «Вервь» - это коллективы родственников. В Пространной Правде закреплен устав о наследстве В центре уголовного законодательства стоят две категории: преступление и наказание. Древнерусское уголовное право носило частный характер правовых норм, где преступление понималось как причинение материального, физического, морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. Наказуемость – это главный элемент преступных действий. Целью наказания были возмездие и возмещение ущерба. В Русской Правде говорится только о 2 видах преступления: против личности (убийство, убийство в разбое, телесные повреждения, оскорбления, побои) и собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужим имуществом). Поверхностно обрисовываются деяния против князей: убийство конюха. Преступления против церкви обрисованы в церковных уставах. Закреплены такие наказания как кровная месть, «поток и разграбление», уголовные штрафы (преобладали и носили сословный характер), членовредительские кары3. в последующих редакциях величина штрафа зависит от принадлежности лица к какому-либо сословию. 1 Исаев И.А. «История государства и права». Москва: изд. центр «Проспект» – 2006 г. с.18 2 Костомаров Н.И. Русская история кн.1. Господство Дома Святого Владимира 10-16 столетие. М. Книга. 1912.с.38. 3 Рогов В.А. История государства и права России 9- нач. 20 века. М. Манускрипт. 1994. С. 66. |