Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.2 Проблема духовной деграции врача в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”

  • 2.2 Художественные средства создания образов врачей в прозе А.П. Чехова. 2.2.1 Портретная характеристика врачей в прозе А.П. Чехова.

  • 2.2.2 Речеповеденческая характеристика врачей в прозе А.П. Чехова

  • 2.2.3 Оценочная характеристика врачей в прозе А.П. Чехова

  • Глава 2. Образы врачей в творчестве А. П. Чехова 1 Типология героевврачей в творчестве А. П. Чехова


    Скачать 43.76 Kb.
    НазваниеОбразы врачей в творчестве А. П. Чехова 1 Типология героевврачей в творчестве А. П. Чехова
    Дата26.04.2022
    Размер43.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлава 2.docx
    ТипГлава
    #497131

    Глава 2: Образы врачей в творчестве А.П. Чехова

    2.1 Типология героев-врачей в творчестве А.П. Чехова

    2.1.1 Поэтика равнодушия в рассказе А.П Чехова “Палата №6”

    Антон Павлович Чехов, будучи великим мастером слова, написал огромное количество рассказов. Каждый его рассказ заключается в себе раскрытие того или иного порока человека. Он описывает проблемы, которые ярко выражены в обществе, пытается выявить причины этой проблемы и описать последствия, которые может в дальнейшем испытать человек. Так стоит учесть тот факт, что одну из ключевых ролей в литературной деятельности Чехова сыграли его интерес к медицине и врачебная практика. Это не было лишь увлечение медицинскими науками, автор закончил медицинский факультет, по окончанию которого в 1884 году стал заниматься врачебной практикой в Чикинской земской больнице. Этот опыт и послужил созданию ряда произведений, например, «Палата №6», «Ионыч» и еще множество различных произведений, которые прямо связаны с темой медицины и болезней. Более того, что в образе героев этих произведений, которые занимались врачебной практикой, можно найти различные сходства.

    Стоит отметить, что врачи, работающие в земских больницах, не находились в каких-либо денежных отношениях со своими больными, полное обеспечение для них оказывала земская управа. Важной чертой земской медицины было то, что помощь больным была доступна для всего населения и была бесплатной. Среди людей, которые работали врачами в таких учреждениях встречалось большое количестве тех, кто представлял интеллигенцию, благодаря чему обслуживание людей в таких земствах стало обретать системный характер. Изначально условия работы были весьма сложными, так как врач самостоятельно выезжал к больным при необходимости, при это за одним врачом было закреплено большое количество людей и приходилось во время работы преодолевать большие расстояния. Впоследствии земские больницы стали стационарными, то есть пациенты сами приезжали в указанное время к врачу и тот их принимал. Появились отдельные здания, в которых находились палаты с больными, которые находятся на постоянном лечении. Но прием больным в одном месте тоже был затруднителен, ежедневно врач принимал до 45 больных.

    Также усложнял условия земских врачей тот факт, что располагались они в местах, где образованных людей было мало и жизнь протекала довольно однообразно. Товарищ и коллега Анатолия Павловича, Дмитрий Тимофеевич Савельев описывал эти проблемы в своей переписке: «...отсутствие товарищества и вообще какого-либо интеллигентного общества доводит до совершенного отчаяния весь мой кругозор здесь – больница и моя убогая квартира три месяца меня буквально разрывают на части годы такой деятельности я не выдержу: или сойду с ума или повешусь».

    Свой рассказ «Палата №6» Чехов написал в 1892 году, этот год сопровождался борьбой правительства с интеллигенцией и мыслящими людьми. Отголосок этих событий и отразился в «Палате №6». Автор старался изобразить старания людей, которые отвергаются властью, а также страх и недоброжелательность к тем самым людям простого народа. Кроме того, в рассказе множество других различных проблем. Антон Павлович затрагивает проблемы человеческой неграмотности и невежества, жестокости по отношению к другим, а также о вопиющем безразличии друг к другу.

    Равнодушие особенно ярко волнует автора в данном произведении и является, пожалуй, основной проблемой книги. Чехов старается раскрыть и показать всю злобу и страх человеческого равнодушия. В «Палате №6» почти все герои проявляют то или безразличие. Врачам равнодушны к проблемам пациентов, судьям безразличны подсудимые, даже близких друзей не особо волнуют проблемы друг друга.

    Все общее равнодушие проявляется и социальных проблемах произведения. Мы можем наблюдать простых людей, которым нужна помощь, но они вынуждены идти к безразличным врачам, так как иного выхода у них нет. Больничный флигель, где находятся те самые врачи, тоже находится в плачевном состоянии и нуждается в ремонте, лекарства имеются в ограниченном количестве и ощущается явная их нехватка. В этих деталях проявляется равнодушие чиновников, даже более того, их коррумпированность, а также халатность в выполнении своих обязанностей. Тем самым автор говорит нам о проблематике социального неравенства, равнодушие к тем, у кого нет средств.

    Ключевой герой рассказа Андрей Ефимыч Рагин, который работает врачом в больнице. Он является человеком умным, добродушным и имеет воспитание, но при этом ему сильно не хватает уверенности. Он наблюдает проблемы в больницы, но не пытается ничего предпринимать. Он обеспокоен тем, отношением, которое проявляется к пациентам, условиями в больнице, воровству медикаментов сотрудниками, но просто принимает происходящее. Он смиряется со всем этим, так просто не умеет отказывать, приказывать, запрещать. Сам автор описывает его следующим образом: « Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право. Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.».

    Основная идея рассказал тесно переплетена с историей жизни главного героя произведения Андрея Ефимыча. Антон Павлович Чехов всегда отличался тем, что раскрывал в людях безнравственность, идеи попустительства, а именно такой философии преследуется Рагиным. Именно в образе доктора автор старается показать нам какие последствия могут иметь равнодушие и отказ от действий. Даже хорошо мыслящий и выделяющийся на фоне других человек проиграл всеобщей низости и закостенелости.

    Данный рассказ олицетворяет собой общество того времени, в котором одни люди страдают от непонимания и других чувства несправедливости, а другие абсолютно равнодушны к ним и даже не предпринимают попытки оказать им помощь. Яркий пример тому можно наблюдать в самой палате для душевнобольных. Те, кто не заключен в стенах этого помещения, а находится по ту сторону двери проявляют жестокое безразличие к тем, кто находится внутри. Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов даже не воспринимают пациентов «Палаты №6» за полноправных членов общества, которые могут испытывать физическую боль и моральные страдания, по отношения к которым нежно проявлять заботу: "Когда общество ограждает себя от преступников, психических больных и вообще неудобных людей, то оно непобедимо."

    Данное отношения объясняется их отношением к жизни и той позицией, которую они избрали «Все равно все умрем». В определенный момент произведения главные герой впоследствии долгих размышлений также осознает и принимает эту философию. Но Рагин, будучи человек совестливым, все же сожалеет о том, что сам обманывает своих пациентов и переживает факт деградации общества и людей.

    Все эти размышления поражают в нем желания поговорить с умным собеседником, которого он находит в «Палате №6». Там он встречает немаловажного персонажа произведения – Ивана Громова.

    Душевнобольной, у которого проявляются все признаки мании преследования, является антиподом главного героя. Но при этом он предстает перед читателем, как один из представителей интеллигенции. Сам автор говорит о Иване Дмитриевиче, как о человеке вежливом, порядочном, которому известна деликатность и который имеет высокие нравственные морали: "Нравится мне он сам, вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный в обращении со всеми, кроме Никиты. Когда кто-нибудь роняет пуговку или ложку, он быстро вскакивает с постели и поднимает. Каждое утро он поздравляет своих товарищей с добрым утром, ложась спать — желает им спокойной ночи."

    Находясь в палате для сумасшедших, которую он сам называет «учреждением, вредным для здоровья», он в одиночку пытается сопротивляться безразличию к душевно больным, проявлению жестокости, насилия и несправедливости, действуя при это этом скорее интуитивно. Рагину симпатизируют размышления о Ивана Дмитриевича о жизни, он считает его человеком благородным, которому знакома честность. При том, что рассуждения Громова довольно осмысленны и правдивы, сам он говорит о себе, что он не мудрец и не философ. Эти самые рассуждения разрушают все идеалы, по которым жил Андрей Ефимыч. Эти новые истины облачают паразитическое существование Рагина. Что сильно сказывается на самом главном герое, впоследствии эти самые открытия стоят ему жизни. Андрей Ефимыч сам становится умалишенным, а впоследствии умирает.

    Антон Павлович Чехов разделяет всех героев рассказа на две группы: пациенты палаты №6 и обычные горожане. Тем самым он показывается, что первым приходится терпеть равнодушие и страдать от несправедливости общества, которую совершают в свою очередь вторые. Процесс трансформации Рагина из одной группы в другую демонстрирует читателю, что общественная несправедливость и безразличие могут затронуть каждого, никто не имеет от этого защиты.

    Автор осуждает поведение тех, кто безразличен к другим. Антон Павлович ярко показывает, какое множество проблем в человеческой жизни возникают именно из-за равнодушия. Он демонстрирует тяжелую действительность уездной России, в которой граждане бедствуют по причине безразличия государства по отношению к ним. В которой граждане гибнут от равнодушия лечащих их врачей, могут быть осуждены в том, что они не совершали, из-за равнодушия судей. Равнодушие проявляться даже в банальных житейских вещах, письмо невозможно отправить в необходимые сроки из-за того, что люди, работающие в почтовом отделении, наплевательски относятся к другим людям и своим обязанностям. Ключевая идея рассказа, которую пытается описать автор состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать то, к чему может привести равнодушие. Чехов пытается донести мысль о губительных последствиях безразличия, пытается обратить внимание читателя на необходимость изменений.

    Автор писал данный рассказ, как предупреждения для своих читателей. Произведение должно было предостеречь всех нас и стать демонстративным уроком, который учит нас быть более отзывчивым к чужим трудностям, проявлению сочувствия к другим и оставить в стороне эгоизм, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны.

    Делая вывод из вышесказанного, можно сказать, что, действительно, равнодушие - это порок души, который губит человека в глазах окружающих, самого себя, приводит к духовному падению.

    2.1.2 Проблема духовной деграции врача в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”

    Рассмотрим также важный вопрос, которую попытался раскрыть Антон Павлович Чехов, это проблема духовной деградации человека. Она всегда являлась одной из основных не только в русской, но и в мировой литературе. Проблема духовная деградация видоизменялась в соответствии с изменениями характера эпох, но ее суть сохранялась в прежнем виде: личность прекращает свое духовное развитие ввиду ряда различных влияющих на нее причин и в результате чего возникает процесс постепенной деградации.

    Существует ряд проблем и вопросов, которые никогда не потеряют свою актуальность в любой исторической эпохе. Проблемы такого типа, как вопросы о хороших и плохих поступках героев, попытка понять причину нахождения человека на этом свете, какое значение оказывает на личность человека его окружение и множество подобных, долгое время находились в приоритете у большинства представителей писательства.

    Предметом нашего анализа стал вопрос именно о духовной деградации, Антон Павлович очень точно и глубоко продемонстрировал процессы, которые происходят с личностью и душой человека под воздействием разного рода факторов и в результате старения человека. В юности каждый думает и старается воспитать в себе такие ценности, как воля, независимость, единство, честь, работа на благо мира. Но по мере того, как человек стареет, проходят и меняются стремления, выбирая вместо яркой молодости стабильную и спокойную жизнь. Чехов одним из первых нашел социальные предпосылки данной проблемы в своем произведении "Ионыч".

    Главный герой, Дмитрий Ионович Старцев, в начале произведения предстает перед читателем как юный доктор большими перспективами и желанием работать. С большим интересом он старается понять мир, который окружает его, узнать людей вокруг. Старцев прибывает в маленький скромный город С на работу в местную земскую больницу. Для него важна помощь людям, он воспринимает это, как свой долг и по этой причине работает гораздо больше установленных ему часов, тратя при этом свое личное время. Все же в определённый момент он решает взять себе время на короткий отдых. Так как он впервые оказался в этом городе, то Дмитрий интересуется у местных жителей, где в этом городе можно провести время и отдохнуть. В городе имелось некоторое количество разного рода культурных мест, однако каждый житель советуем ему посетить семью Туркиных.

    Рядовые жители города С. в своих взглядах не похожи на Старцева, их не тревожат те вещи, которые важны Дмитрию: « они не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними». Семья Туркиных среди горожан имела статус «самой образованной и талантливой», но на деле она не сильно отличалась от остальных и была лишена эстетики.

    Чехов целенаправленно рассказывает историю доктора Старцева проводя параллели с образом жизни населения губернского города. Это позволяет нам заметить отправную точку, от которой началось душевное разлагание главного героя. Семейства Туркиных в этос смысле служит для нас пример, который позволяет более точно понять ту атмосферу праздности и пошлости, преобладающую в городе.

    Так можно заметить, как автор специально использует прием циличных описаний и подмечает некоторые особенности. Например, одинаковые описания сцен, которые происходят в семье Туркиных, намеренно повторяются в самом начале произвдения, в его середине и в заключительных сценах. Например, Вера Иосифовна представляет слушателям собственноручно написанный роман, который рассказывает нам о вещах, которые никогда не произойдут в реальной жизни. Ивану Петровичу свойственны необычные выражения: «недурственно», «большинский», «покорчило вас благодарю». Екатерина Ивановна каждый раз сидит за роялем, а ее игра на нем кажется Старцеву плохой и напоминает падающие с горы камни. Слуга Пава произносит одну и ту же реплику: «Умри, несчастная!». Главный герой рассказа делает для себя печальные выводы. К нему приходят мысли о том, что сам город С полностью никчемен, по той причине, что если гаражане направили его к людям, которых считали наделенными талантом, а они оказались бездарны. Семейство Туркиных автор описывает как что то статичное и неизменное.

    В этом семействе ограниченность и пошлость закрепились окончательно, хотя Чехов не сразу дает понять это читателю, постепенно разворачивая полную карту. В отличие от них, образ Старцева видоизменяется постепенно, мы можем наблюдать как в нем происходят процессы трансформации. Изначально его ум занят работой земского врача, о старается лечить простых бедных людей в ущерб своему времени и сил. Но далее можно увидеть, что частная практика выходит на первый план и оказывается его ключевым занятием, а главное мотивацией становится заработок денег.

    Факт духовной деградации Старцева ярко проявляется в его любовной линии с Екатериной Ивановной. Изначально его интересовало творчестве и искусство, он также хотел прожить жизнь содержательную и полезную обществу. Он по-настоящему был влюблен в Екатерину Ивановну, его посещали лишь чистые благородные мысли и в собственных грезах он представлял ее умной и развитой. Позже выяснилось, что на самом же деле Котик оказалась самым обычным эгоистичным ограниченным человеком. И мы можем более четко понять все суть ее поведения, на признание в любви со стороны Старцева, Екатерина Ивановна отвечает отказом, показывая свое пренебрежительное отношение. По ее мнению, ее цель в чем большем, она хочет реализовать себя в творчестве.

    Изменения Старцева прослеживают в следующем факте, когда он стал задумываться о свадьбе с Екатериной, то помимо своих чувств, также рассчитывал на наличие у Котика неплохого приданого, которое позволит ему закончить работу с бедным земским населением и перебраться в город из провинции. Отказ любимой вызывает большие страдания у главного герояЮ но длятся эти страдания уже не так долго. Тем самым автор показывает, что отношение к жизни у Старцева уже значительно изменилось: «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву по­ступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

    Рассказ разделен на 4 части. Их можно рассматривать, как четыре периода деградации Дмитрия Ионовича Старцева, как личности, каждому из которых присуще свои детали:
    I этап. Молодой амбициозный человек, который только получил образование врача. Возраст 25 лет.
    На этом этапе герой только прибывает в город С, занятия лечебной практикой, первое взаимодействие с новым обществом и семьей Туркиных.

    В этот период главный герой передвигался пешком, беден. Увлекается музыкой и творчеством: знает музыку и исполняет различные романсы. Осознает бездарность творчества Веры Иосифовны, а также разочарован музыкальными способностями Екатерины Ивановны. Однако уже можно заметить, что появляются первые симптомы начавшейся в нем трансформации, у него появляются следующие мысли: "В креслах было покойно"; "слушать было приятно, удобно"; "в голову шли покойные мысли"; "гости, сытые и довольные". В конце этой части главный герой уже употребляет слова "занятно", "недурственно"
    II этап. Прошел один год. Возраст 26 лет.
    Происходит повторный визит в дом Туркиных. Любовная линия Старцева с Котиком: признание в чувствах, встреча на кладбище, решительный шаг предложения руки и сердца, отрицательный ответ Котика.

    Все еще есть понимание таких вещей, как любовь и переживание. Дмитрий Иванович едет на свидание с Котиком, переживает высокие чувства, герой говорит о единении с мирой вокруг: "залюбовался и пришел в такой восторг". Спустя трое суток неудавшегося предложения "Он успокоился и зажил по-прежнему". Фразы к концу этапа "Сколько хлопот, однако!".
    III этап. Проходит еще 4 года. Возраст 30 лет.
    Старцев также лечит людей в земской больнице, параллельно занимается работой вне провинции.

    Очередной визит к семейству Туркиных. Взаимодействие с возлюбленной после длительного расставания. В данном промежутке мы уже наблюдает явные изменения в его привычной жизни: он передвигается уже не пешком, "На тройке с бубенцами"; "располнел и неохотно передвигался пешком"; "и Пантелей мой тоже пополнел"; "ни с кем не сходился близко"; "избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт"; "ел молча"; "все...было неинтересно, несправедливо, глупо"; "чувствовал раздражение, волновался, но молчал"; "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой"; "вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко". "Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек"; "днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу"; "вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас"; "а хорошо, что я тогда не женился"; "подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город"
    IV этап. Проходит еще несколько лет. Возраст около 35 лет.
    Окончание процесса трансформации: "Пополнел, ожирел, тяжело дышит"; "пухлый, красный"; "Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком"; "кажется, что едет не человек, а языческий бог"; "громадная практика"; "имение и два дома"; "проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей"; "жадность одолела"; "горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким"; "характер стал тяжелым, раздражительным". "Его зовут уже просто Ионычем"; "стараются изо всех сил угодить ему".
    Явно видно насколько весомыми были изменения Старцева в течении этих четырех лет. Он стал получать больше денег и достается из пиджака дорогие ему бумажки, которые зарабатывает, занимаясь врачебным делом в городе. В нем возникает новое чувство, это высокомерие по отношению к тем, с кем невозможно поговорить о чем-либо. Но при всем этом он сам уже мало чем отличается от этих самых обывателей. Также главным развлечением его становится игра в карты, он переедает. Факт духовной деградации также подтверждает следующее. Раньше мы слышали от Дмитрия Ивановича рассуждения о бескорыстном труде, о невозможности жизни без этого, в дальнейшем данный вопрос его уже не волнует. Главным его развлечением становятся карточные игры, а главной мотивацией деньги, которые он с большим удовольствием пересчитывает по вечерам. Произошли сильные внешние изменения, он набрал вес и придается воспоминаниям без капли сожаления о тех днях. Потеряв смысл и всяческие ориентиры в прошлый жизни, главный герой уже не в состоянии найти в себе силы для формирования той полезной и важной жизненной миссии, о которой размышлял в начале. Вместо этого он направляет свои силы не на бескорыстную помощь людям, а на скорее на заработок денег, деньги и покупка ненужным домов становятся его главной идеей и интересом. Все эти детали свидетельствуют о полной духовной деградации героя.

    Нахождение в обществе пустых людей сказывает тем, что в нем начинают преобладать порочные качества и увеличиваются до гигантских размеров. Ему безразлично становит судьба людей, в нем начинает доминировать любовь к деньгам и алчность, он с большим наслаждением ходит по тем домам, которые начинает скупать. Становится нетерпелив и груб, повышает голос на своих пациентов, гораздо больше раздражается. Сам автор произведение, Антон Павлович Чехов, будучи врачом считал, что к своим пациентам нужно относится с повышенной внимательность, их проблемы должны беспокоить врача. По этой причине мы может наблюдать резкое осуждение действий его героев-врачей. Он облачает всю резкость и грубость Старчева и холодное безразличие Ратина.

    Подробно описывая периоды жизни Старцева, процесс его изменений, Антон Павлович Чехов хотел наглядно продемонстрировать читателю какие последствия могут иметь за собой безвольное принятие общества или окружающей среды, а также потеря общественных интересов. Старцев к концу произведения является человеком также морально пустым и духовно деградировавшим.

    2.2 Художественные средства создания образов врачей в прозе А.П. Чехова.

    2.2.1 Портретная характеристика врачей в прозе А.П. Чехова.

    Образ врача в произведениях русской классики имеет высокое смысловое значение, даже если упоминание о нем в произведении не является ключевым действием сюжета. Ведь профессия врача является одной из самых древних. Более того, у медицины и литературы есть ряд общих черт, которые их сближают. Это глубокая заинтересованность к человеческой личности, так как важным элементом обеих сфер является неравнодушное отношение к человеку, именно этот фактор определяет настоящего профессионала своего дела. Это прослеживается даже в основных идеях профессий, ведь врач перед тем, как приступить к своей профессии после обучения дает клятву, в которой говорит слова «не навреди».

    Произведения Антона Павловича Чехова наполнены суровой действительностью тех реалий, но своих героев он старался наделить чертой обеспокоенности и внимательности к людским переживаниям. Уже упоминалось о том, что большую часть главных героев в рассказах Чехова составляли врачи. Как правило, они использовались в качестве положительных героев, даже если на их примере автор пытался показать пагубное влияние некоторых человеческих черт. Изначально все врачам присуще такие черта, как старательность, усердие, воспитанность и интеллигентность.

    Чтобы ярке раскрыть своих персонажей автор использовал портретную характеристике героев. Большое внимание в произведениях уделяется особенностям быта врачей тех времен. Особенности их одежды, внешние черты самих людей, которые лучше помогают представить читателю врача земской больницы.

    Эти образы нетипичны, в каждом из них можно встретить определенные детали. Эти детали свойственны каждому врачу, но по сути своей каждый из них является отдельной личность, которая отличается от других. В том числе есть и отличия во внешности, которая подчеркивает те или иные их особенности.

    Портретные характеристики различаются по отношение автора к персонажу. Некоторые детали использованы специально, чтобы показать осуждение и непринятие автором тем или иных действий персонажа. Также можно выделить нейтральные портретные характеристики, которые свойственны некоторым персонажам. Как правило, в этом нет какой-либо закономерности, встречаются персонажи с резко разнообразной внешностью. Они могут быть разного телосложения, носить одежду в зависимости от статуса и достатка, отличаться по возрасту, быть более ответственными или расхлябанными. Им могут быть свойственны доброта, чистота сердца и трудолюбие, но при необходимости отнести их к героям с негативной характеристикой им могут быть присвоены некоторые отрицательные качества, например, безразличие к пациентам. Как правило, это будет сопровождаться какими-либо внешними особенностями.

    В предыдущей главе мы рассматривали образ Андрея Ефимыча Рагина из рассказа «Палата №6» и проблему равнодушия в этом произведении. Антон Павлович подробно описывает образ Рагина в данном рассказе, чтобы дополнить образ персонажа.

    «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая: своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком — дух вон. Но поступь у него тихая и походка осторожная, вкрадчивая; при встрече в узком коридоре он всегда первый останавливается, чтобы дать дорогу, и не басом, как ждешь, а тонким, мягким тенорком говорит: «Виноват!» У него на шее небольшая опухоль, которая мешает ему носить жесткие крахмальные воротнички, и потому он всегда ходит в мягкой полотняной или ситцевой сорочке. Вообще одевается он не по-докторски. Одну и ту же пару он таскает лет по десяти, а новая одежа, которую он обыкновенно покупает в жидовской лавке, кажется на нем такою же поношенною и помятою, как старая; в одном и том же сюртуке он и больных принимает, и обедает, и в гости ходит; но это не из скупости, а от полного невнимания к своей наружности.»

    Из этого описания понять о том, что данный персонаж весьма мягкий человек. Ему свойственна тихая и осторожная походка, что говорит нам о его нерешительности и неумении настаивать, запрещать. При встрече в коридоре он уступает другим, что подчеркивает его интеллигентность, но в то же время и говорит о его робости, он никогда не смотрим в глаза своему собеседнику. Все эти детали подчеркивают его слабохарактерность.

    Также Чехов уделяет внимание описанию его одежды, одевается аккуратно, что свойственно людям его профессии. Он старается соответствовать своему статусу и регулярно приобретать новую одежду, но одевается при этом довольно скромно и дешево. Тут прослеживается его скромное финансовое положение, а также невнимание к своей внешности. Его образ соответствует представлению Чеховым земских врачей. Но Рагин имеет скорее отрицательную портретную характеристику, так как в дальнейшем мы понимаем к чему приводят эта слабохарактерность.

    Но, также можно заметить, что в рассказе «Ионыч» Антон Павлович не дает подробного описания внешности персонажа. Но так или иначе читателю представляется образ человека, который силен, полон решимости и готов творить во благо других. Перед читателем открывается образ трудолюбивого, целеустремлённого человека, который стремится в деятельности.

    В рассказах Чехова встречаются и описания врачей, которые имеют скорее позитивные характеристики. Например, в рассказе «Драма на охоте» читатель знакомится с врачом Павлом Ивановичем Вознесенским. Данный персонаж представляет собой человека спокойного, рассудительного. Он позиционирует себя, как наставника и советчика для людей с меньшим опытом и меньшей мудростью, но при этом снисходителен ко всем. Прочувствовать эти черты также помогает описание портретной характеристики персонажа.
    «В длинном расстегнутом сюртуке, болтающемся на нем, как на вешалке, заложив руки в карманы своих необыкновенно длинных брюк, доктор ходил из угла в угол»

    «Простое, далеко не пластическое лицо с большим носом, прищуренными глазами и жидкой рыжей бородкой. Высокая, тонкая, узкоплечая фигура, на которой сюртуки и пальто болтаются, как на вешалке.»

    Также примером хорошего врача является Кирилов из рассказа «Враги». Автор описывает читателю врача, работающего в земской больницу, который обязан ехать на вызов к пациенту после того, как переживает большое горе – смерть собственного сына. Демонстрируя свой профессионализм, доктор направляется к больному, но после выясняется, что помощь не была так необходима и женщина сбежала со своим любовником. Это подчеркивает тот факт, что для Чехова важным критерием хорошего врача является бескорыстная отзывчивость на беды нуждающихся, несмотря на свои душевные переживания. Доктор в его понимании — это человек серьезный и обязательный.

    Можно проследить общие черты у положительных характеристик героев-врачей в произведениях Антона Павловича Чехова. Зачастую это старание носить строгую одежду «по моде», выбирать гардероб статусный и солидный, хотя одежда иногда может сидеть на человеке неаккуратно. Ведь врач тратит огромное количество своего времени, включая личное, чтобы спасти жизнь нуждающегося в этом человека. Поэтому для них свойственен уставший вид и некоторая неаккуратность в одежде, их волнуют гораздо более значимые вещи, чем собственный внешний вид. Тем не менее, это люди из интеллигенции, и они поддерживают свой статус.

    Хороший врач, по мнению Чехова, это врач внимательный и добрый. Ему свойственно трудолюбие и сострадание. Эти черты часто передаются в лицах главных героев. Они располагают к себе и вызывают уважение.

    2.2.2 Речеповеденческая характеристика врачей в прозе А.П. Чехова

    Антон Павлович Чехов наглядна демонстрирует читателю образ того или иного героя путем описания его взаимодействия с другими персонажами произведения. Чаще всего речеповеденческая характеристика врача может проявляться в диалогах с больными. Этот прием часто использует автором в его рассказах.

    Работая в земской больнице, Антон Павлович принимал довольно большое количество различных больных. Это ярко отобразилось в его творчестве. По мнение классика, манера поведения доктора по отношению к больному, те выражения, которые он употребляет, характеризуют его не только как врача, но и как человека.

    Давая характеристики персонажам своих рассказов, он напрямую демонстрирует нам эту деталь. К примеру, уже духовно деградировавший врач Старцев, в конце произведения «Ионыч» общается с пациентами следующим образом: «Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!». Эта деталь демонстрирует нам, что даже в начале своего общения с больным врач уже проявляет грубость, которая осуждаема автором.

    Ведь в любом диалоге начальные фразы дают понимание с каким отношением один участник относится ко второму. Даже в простых врачебных рекомендациях к действию ощущается доброта или равнодушие. К примеру:

    «Вот умница. Тебе нельзя много говорить, а в последнее время ты болтаешь, как сорока. Пожалуйста, молчи» («Моя жизнь»)

    Чтобы подчеркнуть свою негативную характеристику персонажу, Чехов использовал один прием. Персонаж получал какую-либо яркую речевую характеристику, которая могла показать его некомпетентность или непрофессионализм. Как правило, это выражалось в употреблении героем необычных выражений или в речевых, или фонетических ошибках:

    «Гм!.. Раскройте рот. Я не рекомендую вам плюмбуровать его... Из етова зуба вам никакого выгоды, все равно» («Знакомый мужчина»).

    Любой прием врача, это в первую очередь попытка помочь пациенту и вылечить его болезнь. Поэтому любое общение доктора с больным начинается с определения симптомов болезни. Как правило, такие ситуации весьма обыденны, поэтому автор строил такие диалоги довольно сухо. Пациент рассказывает свои жалобы, либо отвечает на уточняющие вопросы от врача. В этом не выражается какая-либо характеристика героя-врача, скорее это помогает читателю построить ситуацию приема врачом больного и лучше ощутить рутину работы:

    «Жалуется на одышку, отрыжку, изжогу, меланхолию и противный вкус во рту» («Драматург»)

    «Подозрение на бешенство» («Волк»)
    Антон Павлович Чехов старается довольно четко описать положение врача в земской больнице. Несмотря на то, что условия были весьма тяжелыми, врачи в его рассказах часто работы в ущерб своему личному времени, далеко не всегда хватало медикаментов и условий для работы. Но врач всегда умел большой авторитет и уважение среди населения. Можно заметить, что порой врач говорит с пациентом весьма строго и будто бы приказывая. Но это не говорит читателю о грубости, в этом скорее проявляется профессиональная речь доктора, ведь для того, чтобы помочь больному, враче нужно четко и ясно донести все рекомендации, которые нужно выполнить. Речь докторов в рассказах Чехова часто имеет характер строгой, напряженной и порой весьма эмоциональной.

    Также стоит отметить, что автор наполняет речь своего персонажа различной медицинской лексикой, которая включается в себя название той или иной болезни, а также могут применяться латинские название или выражения. Таким образом, характеризуется медицинская компетентность врача, его профессионализм и образование. Как правило, такой прем речевой характеристики используется для большего понимания читателем той профессиональной группы, в которую входит герой рассказа.

    «Естьувас vinum gallicum rubrum?»

    «Quantumsatis;

    «Сначала с водой, а потом уже per se» (Аптекарша);

    Антон Павлович старается показать свое представление врача, каким он должен быть. В каком формате должно происходить их взаимодействие, как должна быть построены нормативные поведенческие характеристики. Такую попытку можно наблюдать в рассказе «Беглец»:

    «– У парнишки болячка на локте, батюшка, – ответила мать.

    Раздень его!

    Баба, не в гости пришла! – сказал сердито доктор. – Что возишься? Ведь ты у меня не одна тут.



    Бить тебя, баба, да некому, – сказал он. – Отчего ты раньше его не приводила? Рука-то ведь пропащая! Гляди-кась, дура, ведь это сустав болит! Ну, слушай, баба. Мазями да каплями тут не поможешь. Надо его в больнице оставить.

    Мы ему операцию сделаем. А ты, Пашка, оставайся, – сказал доктор, хлопая Пашку по плечу. – Пусть мать едет, а мы с тобой, брат, тут останемся. У меня, брат, хорошо, разлюли малина! Мы с тобой, Пашка, вот как управимся, чижей пойдем ловить, я тебе лисицу покажу! А?»

    В это произведении четко демонстрируется, что настоящий врач — это человек, который может проявить строгость и жесткость характера, если этого требует ситуацию, ведь он ответственен за жизни людей. Он должен сохранять холоднокровие и помочь сохранить его окружающим людям, ведь в медицинской практике нет места истерикам. Главный герой рассказа «Беглец» ведет себя грубо по отношению к матери больного, чтобы донести до нее важность своевременной помощи. Но также при этом доктор не теряет своей концентрации и замечая испуг юного пациента меняет свою интонацию и старается успокоить ребенка. Его задача состоит в том, чтобы оставить ребенка в больнице и суметь помочь ему. Он старается убедить мальчика, привлекая его деревенскими забавами, которые будут, как только тот перестанет болеть.

    В этом смысле врач должен быть еще и хорошим психологом, ведь в список его пациентов входят не только простые деревенские пациенты, порой приходилось лечить и обеспеченных людей, которые могли быть представителями интеллигенции и с которыми вышеупомянутый диалог был бы невозможен. Таким людям необходимо должное уважение. Чуткость и заботу нужно проявлять к любому пациенту, но у каждого из них свои рамки общения.
    Речеповеденческая характеристика врача формируется из его общения с пациентом. Положительный образ сформируется не только за счет доброты и сочувствия, но и стремления помочь человеку, порой даже применяя грубость в своей речи. А также из фраз врача мы можем понять его уровень подготовки и образования.

    Автор считал, что если врач имеет ошибки в своей речи, либо как-то ее коверкает, то это говорит о нехватке образования у героя. В таком случае можно и сомневаться в его профильных медицинских знаниях и такой врач не может быть хорошим специалистом.

    2.2.3 Оценочная характеристика врачей в прозе А.П. Чехова

    Антон Павлович Чехов использовал не только портретную и речепостановочную характеристики в своих произведениях. Также в его арсенале есть прием выражения характеристики за счет мнения о герое других персонажей рассказа. Это могут быть мнения не столько о его медицинских навыках и характеристика работы врачом, сколько порой оценка его человеческих особенностей. Оценка действий, характера или даже внешнего вида.

    Такие оценочные суждения могут кардинально отличаться, они скорее показывают отношение того или иного персонажа к герою произведения. А отношения могут быть совершенно разными, это может подчеркивать, как неоднозначность героя, так и отрицательные черты оценивающих. Такой разнообразный набор можно встретить в рассказе «Дядя Ваня». Елена Андреевна относиться к врачу с уважением и жалостью, потому что даже не могут представить всю сложность его работы:

    «У этого доктора утомленное нервное лицо. Интересное лицо.»

    Серебряков высказывается свое скептическое отношение к герою:

    «На что мне твой Астров? Он столько же понимает в медицине, как я в астрономии.»

    «С этим юродивым я и разговаривать не стану.»

    Необходимо заметить, что все оценки построены на абсолютно разных наблюдениях. Первая цитата говорит о том, что мнение строится на основе оценки портретной характеристике, Елена Андреевна делает выводы глядя на лицо Астрова. Серебряков же выражает свое мнение касательно профессионализма доктора, он ставит под сомнения это трудовые навыки. Последнее же мнение вообще делается на основе наблюдения за манерой поведения героя.

    Как правило, оценочные суждения о врачах со стороны окружающих весьма короткие, можно предположить, что автор таким образом пытался продемонстрировать читателям свою оценку персонажу или его действиям. Среди отрицательных оценок, чаще всего встречаются слова о некомпетентности врачей и критика их действий, а именно эта проблема сильно волновала Чехова.

    Эта проблема действительно была актуальна в те времена. Далеко не все врачи, приезжавшие в провинцию, имели должный уровень медицинского образования. Если же теоретические знания они могли получить в стенах образовательных учреждений, то с врачебной практикой знакомы были лишь немногие. К тому же в земские больницы приезжали скорее врачи, которые не смогли проявить себя в столице по причине недостаточной компетентности, либо по иным факторам. Поэтому жители губерний изначально скептически относились к иногородним приезжим врачам. Доктор должен был доказать свой профессионализм и заслужить авторитет.

    «Можете ли себе представить, здесь в городе 28 докторов, все они нажили себе состояния и живут в собственных домах, а население между тем по-прежнему находится в самом беспомощном положении. Вот понадобилось сделать Нине операцию, в сущности пустую, а ведь для этого пришлось выписывать хирурга из Москвы – здесь ни один не взялся. Вы не можете себе представить. Ничего они не знают, не понимают, ничем не интересуются. Спросите-ка их, например, что такое рак? Что? Отчего он происходит?» («Три года»)

    Но если доктору удавалось показать свои знания на деле, то сразу расходились слухи о том, что человек знает свое дело. Менялось отношение, появлялась уверенность в нем. Среди местных людей все больше появлялось характеристик, как о человеке компетентном и образованном. К тому же часто доктор был последним шансом у больных людей, они шли к нему в те моменты, когда уже находились в отчаянье и не видели другого выхода, поэтому общее отношение к врачам было всегда положительное.

    Из-за этого высокого статуса часто к врачам возникала зависть не только со стороны простых людей, которые желали уважения, но и со стороны своих же коллег. Порой даже встречалось некоторое отвращение и неприязнь врачей по отношению друг к другу. Это наглядно показывает автор в своем рассказе «Палата №6»:

    «Хоботов считал своим долгом изредка навещать больного коллегу. Все было в нем противно Андрею Ефимычу: и сытое лицо, и дурной, снисходительный той, и слово «коллега», и высокие сапоги; самое же противное было то, что он считал своею обязанностью лечить Андрея Ефимыча и думал, что в самом деле лечит. В каждое свое посещение он приносил склянку с бромистым калием и пилюли из ревеня».

    В этой краткой обобщенной характеристике можно выделить центральные черты хорошего врача в том виде, в каком они казались очевидными самому автору. Отчасти образ идеального врача формируется в виде экстраполяции авторских характеристик из реальной жизни. Так, его врач болен туберкулезом, как и сам А.П. Чехов. Важнейшей особенностью врача на страницах рассказа является его самопожертвование. Он готов забыть о себе и прийти на помощь пациенту, чего бы ему это не стоило.


    написать администратору сайта