Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологической основой исследования

  • Научная новизна

  • Практическая значимость

  • Особенности поэтики русских классиков начала 20 века»

  • Анализ концепта «Родина»

  • Заключении

  • Автореферат. Общая характеристика работы


    Скачать 34.91 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика работы
    АнкорАвтореферат
    Дата18.05.2023
    Размер34.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАвтореферат.docx
    ТипПрезентация
    #1141629

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



    Тема настоящего исследования – репрезентация концепта Родина на примере творчества Есенина и Маяковского. Концепт как ментальная единица является объектом изучения многих сфер научного знания. В лингвистике существуют различные направления изучения концепта: когнитивно-дискурсивное и лингвокультурологическое. Культурный аспект данного понятия рассматривается всеми учеными, так как история, традиции и само мировоззрение народа – основа национальной картины мира. Помимо включения в концепт национальной составляющей, не следует упускать индивидуальный компонент. Так, это многомерное ментальное образование, благодаря которому раскрываются особенности мышления группы людей и восприятия ими окружающего мира. Эти соображения определяют актуальность темы нашей работы.

    На материале русского языка тему изучали такие исследователи, как Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, Н.Ф. Алефиренко, З.Д. Попова, И.А. Стернин, B.И. Карасик и др. В то же время как между российскими, так и между иностранными исследователями нет единства по вопросу определения концепта, а также предлагается большое разнообразие методик концептуального анализа.

    Наиболее ярко национальная картина мира проявляется в творчестве классиков национальной литературы, таких как поэты. Это определяет актуальность темы нашего исследования, которое посвящено концептуальному анализу двух классиков серебряного века.

    Концепт «Родина» является одним из ключевых лингвокультурных концептов, входящих в культуру любого этноса. Степанов Ю.С. рассматривает концепт «Родина» как одну из констант русской культуры, Воркачев С.Г. описывает как идеологическую ценность, в которой отражается общая иерархия ценностей и представления общества о самом себе.

    Будучи творчески переосмысленным, любой концепт «получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений». Репрезентация концепта «Родина» в художественных текстах Сергея Есенина и Владимира Маяковского носит уникальный характер.

    Родина является неотъемлемой частью жизни и творчества С.А.Есенина и В.В. Маяковского, авторов многочисленных стихотворений, многие из которых положены на музыку. Всем своим творчеством Есенин, так же как и Маяковский представляет свою страну, своих сограждан, свою родину. Но делают поэты это абсолютно разными способами.

    В художественном мире и Есенина, и Маяковского концепт «Родина» занимает особое место. С родиной связаны детские воспоминания Есенина о доме, матери, родной деревне. На фоне природы Рязани происходят ключевые события, описанные в его творчестве. Сама жизнь наводит поэта на философские размышления о жизни и смерти, дружбе и предательстве.

    Итак, объектом исследования является языковая картина мира русского языка, а предметом исследования – концепт «Родина» в творчестве В.В.Маяковского и С.А.Есенина.

    Целью исследования является анализ репрезентации концепта «Родина» на примере творчества С.А. Есенина и В.В.Маяковского

    Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

    1. Охарактеризовать особенности поэтики серебряного века в целом.

    2. Выявить специфику поэтики С.А. Есенина.

    3. Описать особенности поэтики В.В.Маяковского.

    4. Дать понятие языковой картины мира

    5. Охарактеризовать понятие и виды концептов.

    6. Изложить методику концептуального анализа.

    7. Провести словарный анализ концепта «Родина».

    8. Охарактеризовать особенности концепта «Родина» у С.А. Есенина

    9. Провести концептуальный анализ репрезентации концепта «Родина» у В.В. Маяковского.


    Методологической основой исследования выступают работы по общей лингвистике таких исследователей, как Ю.Д. Апресян [Апресян:1995], Н.Д. Арутюнова [Арутюнова: 1999], а также работы в области методик концептуального анализа И.А. Стернина [Стернин: 2001], Л.О. Чернейко [Чернейко: 1997], З.Д. Поповой [Попова, Стернин: 2001], А.П. Бабушкина [Бабушкин: 1996] и других исследователей. Нами используются как общенаучные методы (анализа, синтеза, классификации, системного анализа), так и специфические (концептуальный анализ, анализ словарных определений).

    Научная новизна состоит в лингвокультурологическом и лингвокогнитивном анализе национальных картин мира на материале творчества поэтов серебряного века С.А. Есенина и В.В.Маяковского.

    Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по лексикологии русского языка, лингвистическому анализу художественного текста.

    Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



    Во введении обосновывается научная новизна и актуальность исследования, содержатся сведения о предмете, объекте, источниках и историографии исследования, а также его практическом применении.

    В первой главе – «Особенности поэтики русских классиков начала 20 века» - характеризуется поэтика серебряного века вообще, а также С.А.Есенина и В.В.Маяковского в частности.

    В параграфе 1.1 говорится о том, что поэтика серебряного века характеризуется как поэтика периода господства парадигмы модернизма. Модернизм как период и эпоха доминирования определённой парадигмы художественности не однороден.Духовная атмосфера того времени характеризовалась возрастанием пессимизма, настроениями отчаяния и безысходности, неудовлетворённость действительностью, её неприятие, мир воспринимается как многомерный, многоаспектный, непостижимый. Развитие новых физических теорий приводят к изменению пространственно-временных представлений, что усиливает ощущение внутренней дисгармонии. Утрачены привычные формы взаимодействия с миром, поиски утраченной целостности и гармоничности мира стимулировали возвращение к традиции неоплатонизма. Явления бытия выходят за рамки повседневного, обыденного, разрастаясь до космических масштабов. Предчувствие катастрофы при творческом подъёме.

    Символизм – самое мощное течение в русской культуре 20 века. Марксистская критика считает, что символисты распались после 1905г., когда распался их организационный центр. В то же время символизм шире организационных структур, к нему можно отнести весь начальный этап модернизма в русской культуре. Это коренное течение русской культуры, с ним сравнимо только новокрестьянское течение. В тоже время символизм первичен, т.к. он породил крестьянскую литературу. Влияние символизма заметно у всех русских литературных направлений.

    Главное авангардное направление первой трети 20 века - футуризм, исходит из идей революции, прогресса. Футуристы позитивно относятся к завоеваниям науки и техники. Мессианские религиозные идеи символистов футуристы превращают в религию поклонения техники. Футуристы формируют своего рода орден монахов, каждый член которого принимает на себя определённые обязательства.

    Два итога развития футуризма:

    1.«Леф» - акцент на рациональный компонент, творчество понимается как производство текста – Р.О. Якобсон, В.В. Маяковский.

    2.Обэриуты и Хармс - акцентируется иррациональная компонента.

    Футуризм считал себя передовым отрядом искусства, важно единство группы, борьба с врагами. Характерна агрессия, культ мужественности, силы и борьбы. В связи с этим есть самолюбование, индивидуализм (поэзия Игоря Северянина – родоначальника эгофутуризма), пишут много автобиографий. Завышенные самооценки, вступающие, как отмечают многие исследователи, в несоответствие с творчеством. Однако самовосхваления и самовоспевания носят характер эпатажа (наиболее одиозная фигура – К. Олимпов).

    Основные положения футуризма:

    1.Революция формы, независимой от содержания (свобода искусства от содержания);

    2.Субъективная воля художника;

    3.Абсолютная свобода поэтического слова;

    4.Отказ от всех традиций (анархическое бунтарство против всех поэтических норм и традиций в искусстве).

    Данное направление важно для нашего исследования, так как к нему принадлежит В.В.Маяковский.

    В параграфе 1.2 рассматривается поэтика С.А Есенина. Стихи С.А.Есенина происходят от народной лирической песни и городского романса. Главное качество его поэзии – песенность. Он хорошо воспринял русскую классическую традицию – Пушкина, Тютчева.

    Поэтика раннего Есенина связана прежде всего с традициями устного народного творчества. Свой творческий путь он начал с подражания фольклору. Стихи этого периода переполнены описаниями пейзажей, Родина здесь полностью идентифицируется с понятием малой родины, в случае Есенина – его деревней Константиново. Картины природы уже в ранних стихах поэта сливались в единый образ России, воплотившей его национальное патриотическое чувство. Широко обобщённый смысл в стихах поэта обретает образ деревни.

    В советский период тема родины в творчестве Есенина получает противоречивое, неоднозначное толкование: с одной стороны воспевается, а с другой – чувствуется некоторое недоверие, настороженность к ней, что объяснимо: большевики губили деревню - урбанизация, индустриализация – это пагубно влияло на деревню. Поэтому однозначно сказать об отношении С. Есенина к Советской власти сказать невозможно.

    В параграфе 1.3 рассматривается творчество В.В. Маяковского. До революции 1917 года В.В.Маяковский принадлежал ко группе «Гилея». После революции был создан «Леф». Лефовцы первыми примкнули к большевикам, остальные писатели начали работу на большевиков только в во время и после гражданской войны.

    В научном плане лефовцы исследовали поэтические возможности языка. Они ограниченно используют заумь, причём Крученых писал стихотворение о солидарности трудящихся на зауми. Заумь они считали тоже формой языка, которая организуется и имеет своё социальное и эстетическое значение, заумь – это язык большевиков. «Курс на организованное речетворство должен стать боевым лозунгом сегодняшнего дня». Поэзия должна быть подчинена социальному заказу, её цель организация и пропаганда коммунистических ценностей. Красота – это творение мира, она подчинена поэту.

    Отличительные черты поэтики В.В. Маяковского:

    Любовь к себе. Автор часто восторгается собственной значимостью, посвящает этому настоящие оды;

    Гиперболы. Литературный инструмент используется в стихах очень часто. Один из ярких примеров – произведение «Нате»;

    Стремление к динамичности. В стихах происходят быстрые, резкие изменения, автор постоянно описывает движение, борьбу, действия. Пример – «Левый марш»;

    Применение звукописи. С помощью фонетического приема читатель полностью погружается в атмосферу, описываемую поэтом. Он представляет образы героев, общую картину, воссоздает звуки, сопровождающие события. Пример – «Хорошее отношение к лошадям»;

    Эстрадный стиль. Обращение к врагу, читателю, народу, пороку присутствует в большинстве стихов;

    Авторские неологизмы. Поэт проявлял колоссальную изобретательность, подбирая неологизмы. Он мог максимально точно, оригинально передать описание предмета, человека в двух словах. 

    Во второй главе - Концепты и их репрезентация–дается понятие языковой картины мира, концепта, рассматриваются методики концептуального анализа.

    В параграфе 2.1 говорится о том, что сумма знаний о мире, зафиксированных в языке, может быть определена как языковая картина мира. Она имеет существенные отличия от научной, в силу своей субъективности, именно поэтому говорят о ее неточности и «ненаучности» и называют «наивная картина мира». Это можно объяснить тем, что в каждом языке свои выразительные средства, поэтому мир представляется разными носителями культуры по-разному. К основным характеристикам языковой картины мира исследователи относят следующие [Ахиджакова 2005: 22]:

    1. В языковую картину мира входят все возможные культурные и духовные ценности национального менталитета носителей языка.

    2. Языковая картина мира является как следствием, так и причиной развития языка и культуры соответствующего народа.

    3. Языковая картина мира (ЯКМ) носит системный характер и имеет много уровней. Она определяет особенности фонетики языка вплоть до артикуляции, влияет на словарный состав, словообразование, состав фразеологизмов и поговорок.

    4. ЯКМ имеет диахронический аспект, то есть развивается во времени, поэтому разные этапы развития ЯКМ зачастую не тождественны друг другу.

    5. ЯКМ передается от поколения к поколению через механизм воспитания, через образ жизни и мировоззрение народа.

    6. ЯКМ формирует у носителей языка представление об окружающем мире и является достоянием культуры данного народа.

    Языковая картина мира является частью языка, в связи с чем материалом для ее реконструкции могут служить только значения единиц фонетического, лексического и грамматического уровня, а не смыслы, возникающие при создании реальных текстов [Апресян 1995: 39].

    Другое важное качество ЯКМ – ее облигаторность и очевидность для носителей языка. Способ мировидения, зафиксированный в языке, навязывается носителям языка в качестве обязательного. Человек приобщается через освоение языка к этноспецифическому опыту бессознательно и облигаторно. ЯКМ воспринимается как очевидное и единственно возможное изображение мира, тождественное с реальностью. О.А. Корнилов в связи с этим постулирует необходимость отстраненности при рассмотрении ЯКМ от ее собственных ограничений. Объективное понимание ЯКМ возможно только при отсутствии какой-либо определенной точки зрения, при отвлечении исследователя от заключенного в его родном или изучаемом языке понимания мира.

    Следует отличать ЯКМ от концептуальной картины мира (ККМ). Языковая картина мира – часть общей картины мира, т.е. является подсистемой концептуальной картины мира, включая те ее компоненты, с которыми соотнесены языковые знаки. В концептуальную картину мира входят все имеющиеся у личности знания о мире. Но языковая картина представляет собой результат вербализации этих знаний, то есть это репрезентация ККМ силами языкового кода. Значения языковых знаков формируют языковую картину мира, образуют совокупное семантическое пространство языка. Концепты образуют концептуальную картину мира, а также концептосферу народа.

    Концептуальная картина мира значительно шире и богаче ЯКМ, поскольку сведения о мире кодируются не только вербально, но и невербально (визуальным, акустическим, тактильным, проксемическим и другими кодами). В то же время ЯКМ воздействует на подсознание человека и действует некритически, передавая определенные представления о мире опосредовано и завуалировано в языковом коде. В ЯКМ отсутствуют объяснения, ее невозможно проанализировать и критиковать, можно только принять как есть.

    ККМ может включать в себя элементы научной картины мира, но может включать и другие элементы. Что же касается ЯКМ, то она является той частью ККМ, которая репрезентирована в языке.

    В параграфе 2.2 рассматривается основное понятие нашего исследования – понятие концепта. В целом можно выделить три основные подхода к пониманию концепта, основывающихся на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла:

    1. Концепт как часть культуры и ее основная ячейка (культура как совокупность концептов). Язык в данном случае выступает как вспомогательное средство для выражения культурных смыслов.

    2. Концепт как единица когнитивной семантики, так как единственным средством формирования концепта, по мнению представителей данного подхода, является семантика знака.

    3. Концепт как посредник между словом и действительностью.

    Таким образом, концепт в целом понимается как единица мышления, которая обладает относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету. Концепт включает в качестве составных частей психолингвистическое и лексикографическое значение, но по объему своего содержания остается неизмеримо больше, чем оба вышеназванных значения.

    Концептуализация — это процесс образования и формирования концептов в сознании, осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта. Так как концептуализация возможна разными способами, возможна классификация концептов по способу их возникновения.

    Дискуссионным является вопрос не только об определении концепта, но и о его структуре. Ситуация осложняется тем, что структура концепта является динамической – в процессе мышления происходит его актуализация, сравнение с другими концептами, в результате при употреблении концепта его значение меняется.

    Таким образом, структура концепта усложняется и обычно имеет два плана:

    1. Объективный план понятия, который концепт описывает.

    2. Интерпретация понятия в культуре: история его возникновения, сложившиеся в данной культуре ассоциации, оценки и так далее.

    Это особенно относится к концептам гуманитарной сферы, которые часто носят оценочный характер и постоянно переосмысливаются по мере прогресса культуры и гуманитарной науки. Концепт выступает по отношению к слову планом содержания, включая таким образом всю коммуникативно-значимую информацию, указывая на место, которое данный знак занимает в лексической системе.

    Семантика концепта включает в себя прагматическую информацию, а также и когнитивные аспекты, связанные с языковой картиной мира в целом. Поэтому концепт всегда рассматривается как часть языковой картины мира (ЯКМ), так как его значение определяется именно внутри ЯКМ.

    Основной базой для образования концепта служит явление действительности, которое с концептом соотносится, но которое получает при образовании концепта определенную оценку с точки зрения той или иной культуры. Эта оценка является ценностным компонентом концепта.

    Кроме того, можно говорить об образном его компоненте и понятийном. Образный компонент концепта – синтетическое описание того или иного явления действительности, выраженное обычно в этимологии слова. Обычно является наивным и напрямую связано с языковой картиной мира.

    Понятийный компонент – это информация о данном объекте, которая соответствует его фактическому состоянию, то есть понятийный компонент концепта связан с научной картиной мира и может меняться по мере развития науки, которая может менять соответствующее концепту понятие.

    Большинство исследователей выделяют в структуре концепта чувственный образ и информационное содержание. Информационное содержание при этом имеет ядро и многочисленные дополнительные признаки (которые могут по-разному интерпретироваться или пониматься исследователями).

    В параграфе 2.3 рассматривается методика концептуального анализа. Цель концептуального анализа - проследить путь познания смысла концепта и записать результат в формализованном семантическом языке. Изучение работ разных авторов, которые занимались концептуальным анализом, показывает, что концептуальный анализ – это не какой-то определенный метод изучения концептов. Было бы уместнее говорить о том, что соответствующие работы объединены некоторой относительно общей целью, а что касается путей ее достижения, то они оказываются весьма разнообразными.

    Концептуальный анализ – это определенный метод экспликации концептов. В исследовании концептуальный анализ может базироваться на анализе экспериментальных данных (свободный и направленный ассоциативные эксперименты, эксперимент на субъективные дефиниции, эксперимент с использованием методики шкалирования), а также анализе данных лексикографических источников. Исследование лексикографических данных является важной составной частью исследования всего языкового материала, так как именно словарные источники помогают составить первичное представление о реалии и языковых средствах ее выражения.

    Одним из методов выявления существенных признаков концепта является анализ словарных толкований имени концепта. Однако слово, как уже было доказано выше, своим значением обычно репрезентирует в языке лишь часть концепта.

    Н.А. Красавский выделяет в своем исследовании следующие формы языковой экспликации концепта:

    1) лексемы,

    2) различные фразеологические образования (идиомы, паремии, пословицы, поговорки, афоризмы и т.п.),

    3) целые тексты [Кубрякова: 1996, с.114].

    Таким образом, получить о концепте более полное представление, выявить дополнительные присущие ему признаки можно путем изучения устойчивых единиц языка (фразеологизмов, пословиц, поговорок), включающих данные репрезентанты, и парадигматических связей лексем-репрезентантов в художественных текстах.

    И.А. Стернин предлагает следующую схему анализа концепта и его приращений:

    1) определить интересующий концепт;

    2) выявить ключевые слова-репрезентанты данного концепта в языке (лексема, именующая концепт; синонимы, антонимы, дериваты);

    3) проанализировать семантику этих единиц;

    4) проследить выделенные семы в разных номинативных реализациях - других лексемах, синонимах, фразеологических единицах и выявить новые концептуальные признаки.

    5) изучить сочетаемость лексем, объективирующих концепт в языке, и описать способы концептуализации понятия.

    6) выстроить структуру концепта [Стернин: 2001, с.61].

    Эта методика в упрощенной форме и применяется в практической части нашего исследования.

    На всех этапах исследования выделенные признаки концепта формируются в группы. Такие группы состоят из совокупности признаков, которые, объединяясь на основе родовой или видовой характеристики, выражают тот или иной способ концептуализации. На основании количественной представленности той или иной группы признаков делаются выводы о значимости в языковой картине мира определенных когнитивных признаков в осмыслении концепта. Данные исследования концепта фиксируются в таблицах, при этом указывается все дефиниции данного концепта и его синонимы.

    Таким образом, концептуальный анализ является основным методом анализа концепта, так как позволяет раскрыть содержание концепта наиболее полно, а также выявить содержание концепта в когнитивном сознании носителей языка и ранжировать по яркости образующие концепт признаки.

    В третьей главе работы Анализ концепта «Родина»проводится практическое исследование. В начале нами была проанализирована этимология данного слова. Согласно этимологическому словарю Шанского, это общеславянское слово, производное от «род». Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (с Державина). Слово «род» имеет первоначальную форму *ordъ (производное той же основы, что рост, расти).

    Перейдем к характеристике слова в толковых словарях русского языка. Анализируя определения в различных словарях, можно выделить следующие основные содержательные признаки данного концепта:

    1. Страна, гражданином которой данный человек является.

    2. Место рождения человека (в широком и в узком смысле – малая родина, большая родина).

    3. Место происхождения вещи, явления.

    Данные три признака взаимосвязаны между собой причинно-следственной связью, более общим понятием является «место происхождения», которое конкретизируется как «место происхождения человека», а также «страна гражданства» (так как гражданство дается по месту рождения).

    В параграфе 3.2 проводится концептуальный анализ творчества С.А. Есенина. Упоминания данного концепта в текстах С.А. Есенина были сгруппированы по выделенным ранее содержательным признакам, после чего была описана их сочетаемость по результатам практического исследованиятекста.

    Всего нами обнаружено 21 вхождение данного слова в составе 397 стихотворений Есенина, что говорит о важности этого концепта.Из21вхожденияконцепта 12реализуют аспект «страна гражданства», 9 – аспект «место рождения», третий аспект не наблюдается. Таким образом, данные признаки для автора примерно равнозначны.

    Итак, в качестве ядра данного концепта у Есенина выступают следующие признаки:

    1. Страна гражданства.

    2. Место рождения.

    В качестве периферии выступают признаки:

    1. Земля.

    2. Счастье.

    3. Любовь

    4. Природа.

    5. Печаль.

    Следует заметить, что эмоции, которые концепт вызывает у С.А.Есенина, амбивалентны, так как родина вызывает и счастье, и печаль. Однако печаль связана с аспектом «малая родина, место рождения», а счастье – с концептом «страна». Природа и любовь у Есенина ассоциируются с обоими аспектами родины.

    В параграфе 3.3 осуществлялся концептуальный анализ стихотворений В.В.Маяковского. Всего нами обнаружено 33 вхождения данного слова в собрании сочинений поэта.

    Из33вхождений 16реализуют аспект «страна гражданства», 9 –«место рождения» и 8 – «место происхождения». Итак, наиболее важен для Маяковского концепт «страна гражданства».

    Периферийные признаки тесно связаны со статусом страны – капиталистическая она или социалистическая. Капиталистические Россия и Китай связываются с признаками «рабство», «уродство», «смерть». Социалистическая Россия связывается с концептами марксистской идеологии – «пролетариат», «труд», «родина всех трудящихся». Аналогично и другие аспекты концепта связываются с агрессией и смертью, если речь идеть о капиталистическом Китае.

    Итак, концепт принципиально иной даже в своем ядре, которое имеет два варианта:

    1. Капиталистическая родина.

    2. Социалистическая родина.

    Периферийные признаки связаны с конкретным признаком ядра:

    1. Капиталистическая родина.

      1. Рабство

      2. Уродство

      3. Смерть

      4. Агрессия

    2. Социалистическая родина:

      1. Труд

      2. Единство пролетариата



    В Заключении сделан ряд выводов и намечены перспективы исследования, которые видятся нам в анализе и других концептов в творчестве данных поэтов.

    Основное содержание диссертации отражено в следующей публикации автора: «Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского». В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиально разная структура этого концепта у этих двух авторов.


    написать администратору сайта