социология. Общество это
Скачать 17.38 Kb.
|
Общество — это надындивидуальное, надгрупповое и надинституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разделения труда. Среди важнейших теоретических проблем социальной философии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока еще нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям — это не их вина или заслуга. Талант, одаренность — в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большее материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс говорил, что интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используются возможности или какая-то группа присваивает больше, чем ей полагается. В данном случае можно вспомнить болезненную реакцию на всякого рода привилегии, которые стали системой в жизни российского, а также киргизского общества и прошлого, и настоящего. В социологии существуют две теории, объясняющие процессы социализации и идентичности. Это ролевая теория, представленная структурным функционализмом (Толкотт Парсонс), и символический интеракционизм (Джои Герберт Мид). Рассмотрим каждую из них подробнее. Согласно ролевой теории общество — это сложная система различных функциональных частей, работающих на поддержание стабильности общества как целого. Социальные институты определяют роли для членов общества, которые последние осваивают в ходе социализации. Социальные роли имеют свои цели, позволяющие обществу функционировать успешно. По сути, общество принуждает индивидов следовать социальным ролям, используя внешние и внутренние средства принуждения. К внешним средствам относятся видимое вознаграждение или наказание, а к внутренним - мораль (интернализованные индивидом требования и ожидания общества). Символический интеракционизм является попыткой не только констатировать необходимость, но и объяснить механизм социализации индивида, т.е. усвоения им социальных норм. Согласно этой теории важнейшим аспектом социального взаимодействия является обмен вербальными и невербальными символами (слова, мимика, жесты). В ходе такого обмена люди могут представить себе эффект их воздействия на других людей. Люди как бы ведут внутренний разговор с самими собой, предвосхищая реакцию других, т.е. примеривая на себя их социальные роли. Предвосхищая реакцию других людей в ходе взаимодействий с ними, мы получаем возможность сознательно отслеживать собственное поведение. В результате этого предвосхищения реакции других у человека формируется своеобразное социальное или «зеркальное Я» (в терминологии Ч. Кули). Способность как бы раздваиваться и смотреть на себя глазами других людей появляется у человека уже в раннем детстве. Символический характер социального взаимодействия может существенно влиять как на восприятие человека другими людьми, так и на его самовосприятие, внося определенные коррективы в его интеграцию в общество, например способствовать закреплению девиантного поведения. Теоретическим объяснением этого эффекта являются теории наклеивания ярлыков и стигматизации. Согласно теории наклеивания ярлыков реакция социального окружения может влиять на ролевое поведение человека. Если, например, ученик объявляется тупицей, то он может начать вести себя, как тупица. И наоборот, объявление какого-либо ученика способным может привести к улучшению его успеваемости. То есть ярлыки влияют не только на восприятие человека его окружением, но и на восприятие человеком самого себя. Теория стигматизации предлагает схожее объяснение поведения индивидов. Стигма — это социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу. Существуют стигмы тела (пятна или уродства), сексуальной ориентации (гомосексуальность), социальных групп (раса или племя) и др. Считается, что реакция окружения на стигматизированного человека или группу в какой-то степени определяет ролевой сценарий этих лиц. Социальное неравенство в целом определяется как специфическая форма социальной стратификации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих материальных, социальных или духовных потребностей. Большое внимание уделяется анализу идеологических основ глобального социального неравенства, которое включает в вертикальную иерархию индивидов, социальных групп, классов и слоев также национальные государства, которые соответствующим образом ранжируются в рамках мирового сообщества. Доказан тот факт, что в основе глобального социального неравенства лежит “рыночный фундаментализм” — особый тип политического мышления, возводящий принципы “невидимой руки рынка” и “невмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов” на уровень догмы тоталитарного типа. Практическое воплощение данной догмы влечет за собой воспроизводство социального неравенства и крайне несправедливых социальных отношений в глобальном масштабе. Среди форм глобального социального неравенства ведущую роль играет неравенство ресурсное, однако наряду с ресурсным достаточно ярко проявляют себя такие относительно новые формы социального неравенства |