Главная страница

конспект человек и общество. человек и общество конспект. Общество как сложная система


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеОбщество как сложная система
Анкорконспект человек и общество
Дата23.10.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлачеловек и общество конспект.pdf
ТипДокументы
#750276

ОБЩЕСТВО
2
Общество как сложная система
3
Динамика общественного развития
5
Социальная сущность человека
7
Деятельность — способ существования людей
8
Познавательная и коммуникативная деятельность
9
Свобода и необходимость в деятельности человека
12
Современное общество
13
Глобальная угроза международного терроризма
14
Духовная культура общества
16
Духовный мир личности
18
Мораль
19 1

ОБЩЕСТВО
Первоосновой этих связей является человеческая
деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками.
животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов.
деятельность человека носит
практически-преобразовательный характер
. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни.
В процессе своей жизнедеятельности
человек преобразует окружающую среду.
И поведение животных, и деятельность человека сообразуются
с определённой целью (т.
е. целесообразны)
В основе его поведения — биологическая программа поведения,
инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений)
программами. При этом человек сам определяет свою цель
(осуществляет целеполагание).Таким образом,
целеполагание присуще только человеческой деятельности.
Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.
Важным условием жизни человека является
коллективность.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются
общественными отношениями.
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной
деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему
2
остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.
Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Культурный человек — это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.
без культуры мы не были бы людьми, а оставались лишь сообществом особей определённого биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним
«воспитательный» смысл слова «культура»), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают её новые формы и значения.
Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название
общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.). Каждая из них рассматривает определённую область общественной жизни.
Общество как сложная
система
Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной.
характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как
материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и
идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.)
основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью
постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении.
человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них. общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает
интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.
Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.
Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют
новое качество, возникшее в
результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы —
способность
3

создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё
потребное для коллективной жизни людей. В философии
самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей.
Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится
к числу самоуправляемых.
основные функции социальной системы : адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру;
интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
В социологии
социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
социальный институт — это прежде всего совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности
Социальные институты — устойчивые формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
Каждый из этих институтов
объединяет большие массы людей для удовлетворения той
или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.
4

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого
важного института общества, как семья.
Прежде всего
каждая семья — это
основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей,
связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только
внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших.
Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.
Социальная система — определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
Динамика общественного
развития
три ступени развития общества: аграрное общество, индустриальное общество и
постиндустриальное (информационное) общество.
формах перемен в обществе, как эволюция (постепенные, медленные изменения),
реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя),
социальная
революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности
Позитивные последствия глобализации

стимулирующее влияние на экономику.

сближение государств.

стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.

возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные последствия глобализации

насаждение единого стандарта потребления.

создание препятствий для развития отечественного производства.
5


игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.

навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

оформление идеи соперничества.

утрата каких-то специфических черт национальных культур.
К глобальным проблемам современности относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран, стабилизацию демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке
прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие
регресса.
Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770
—1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ — К. Маркс (1818—1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
6
объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Общественное развитие — изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество.
Общественный прогресс — поступательное развитие общества, его подъём на более высокие ступени
Социальная сущность человека
любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно
человеческое бытие — это проявление и развитие социальности.
личность -это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
два подхода к личности:
Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира.Второй подход рассматривает личность через набор
функций, или ролей.
самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Личность — человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Человек — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
7

Деятельность — способ
существования людей
отличия человеческой деятельности от поведения животных:
1 деятельность человека носит сознательный характер.
2.деятельность носит
продуктивный характер.
3.
деятельность носит преобразующий характер:
4.в деятельности человека проявляется её
общественный характер
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу.
Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Достичь желаемого результата помогают определённые
средства деятельности.
В ходе деятельности возникают определённые
продукты (результаты) деятельности.
Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой
мотивов и целей.В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.
Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют
малоосознанными
или импульсивными действиями.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельностьсвязана с изменением сознания людей.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную
деятельность.
8

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают
однообразную, шаблонную, монотонную
деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще
всего отсутствует полностью, и
деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают
экономическую, политическую, социальную деятельность
Для духовной сферы жизни общества —
научная, образовательная, досуговая.
Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей.
Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная
Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
общение— установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.
Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления.
естественно научного подходасчитают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека.
Сторонники
религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» — его производной.
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Познавательная и
коммуникативная деятельность
Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем.
Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
9

агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. английский учёный Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».
Распространённой разновидностью агностицизма был
конвенционализм. Согласно этому учению, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение).
Сторонники
гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение; гносеология — учение о познании) оптимизма, не отрицая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма.
В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчётливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.
Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
суждение — мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания.
Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Язык — это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность.Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio — разум), отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации,
10
мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то
ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо.С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная.
Во-первых, научное познание руководствуется
принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.
Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как
рационалистическая обоснованность.
В-третьих, науке свойственна особая
системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия.
В-четвёртых, научному знанию свойственна
проверяемость
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов.
А
теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком.
МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
К
эмпирическим
относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных.
К теоретическим
— аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.
различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что
эмпирические
знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных сторонах изучаемого объекта), а
теоретические знания представляют более систематизированную картину,
раскрывающую сущность изучаемого объекта.
Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социальнодемографическими и профессиональными группами и т. д.
11

паранаука (от греч. para — возле, при, около). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos — ложь), т. е. лженаучным, языком.
Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнёр по общению.
коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.
Во-первых,
коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию.
Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно- технической информации, а также
«невидимые колледжи» — как называют неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации
реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.
Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.
Свобода и необходимость в
деятельности человека
Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может содействовать благу всех граждан, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.
Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.
Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.
1. Свободное общество — одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими являются необходимыми условиями полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.
2. Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: жёстким противодействием или произволом. Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши
«свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений; руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.
12

3. Принимая решение по значимому для вас вопросу, помните, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные
«сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор, скорее всего, не разочарует вас.
Современное общество
Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.
Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов
Носителем информации является
сообщение — устное, письменное, визуальное и т. д. В любом случае содержание информации передаётся с помощью различных кодов — знаков или символов, и задача потребителя — расшифровать, раскодировать её.
инфраструктура — совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного взаимодействия.Инфраструктура —
второй обязательный
компонент информационной сферы
К информационной сфере относят также субъектов сбора, формирования, распространения использования информации
Это всё—
третий компонент информационной сферы.
Иными словами, можно ли ввести цензуру в Интернете? С одной стороны, в целях обеспечения национальной безопасности государства могут блокировать доступ своих граждан к тем или иным источникам информации в Интернете. С другой стороны, внутренние запреты не имеют значения, так как эта информация может сохраняться на сайтах в других странах. Только тотальный контроль над Сетью может предотвратить получение информации. Наиболее жёсткой политики по отношению к Интернету в начале XXI в. придерживались недемократические государства (Китай, Иран, Северная Корея).
13

транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент.
регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов
(Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.). Регионализация не противоречит глобальным тенденциям, выступая одним из уровней единой мировой экономики.
Важную роль в экономике (от финансирования исследовательских программ и обучения специалистов до защиты конкурентной среды) играет и
нновационная экономическая
политика государства.
Информатизация глобальной экономики
ещё одна её важнейшая черта. Она проявляется в развитии
информационных технологий, опережающем росте затрат на научные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области.
Информационная экономика также приобретает
сетевую структуру.
Интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.
Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской
Федерации была принята
Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере. Интересы личности связаны с реализацией конституционных прав на доступ к информации, на её использование в деятельности, а также с защитой информации, которая обеспечивает личную безопасность.
Интересы государства выражаются в создании условий для: а) развития российской информационной инфраструктуры; б) реализации конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации; в) защиты конституционного строя, законности и правопорядка, суверенитета и территориальной целостности России, её политической, экономической и социальной стабильности; г) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Глобальная угроза
международного терроризма
терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения, противоправные насильственные действия «в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».
Международный терроризм — антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях, как правило организациями, которые стремятся к достижению политических целей. В этой ситуации террористические организации формально имеют некоторые черты сходства с революционными национально- освободительными движениями, что очень выгодно для террористов: они могут называть себя своего рода «борцами за социальную справедливость».
Процесс перехода к информационному обществу усиливает неравномерность
развития стран. Единое экономическое пространство, глобальная сеть коммуникаций не устраняют разрыв между «Севером» и «Югом». Вместе с тем современные технологии, инфраструктура, обеспечивающая функционирование экономики и высокий уровень
14
жизни, достаточно уязвимы.
Научно-технический прогресс ставит перед человечеством
угрозу глобальных катастроф — ядерных, экологических, информационных, которая
может быть многократно усилена действиями террористов.
К проблемам в экономической сфере следует добавить острые противоречия и конфликты в этнонациональной и религиозной сферах. Обостряется конфликт ценностей современной западной цивилизации и традиционного сознания. Главари международных террористических
организаций пытаются внедрить иную модель мирового развития.
Научно-технический прогресс способствовал появлению «технологического» терроризма:
биологического, информационного (или кибертерроризма), нацеленного на государственные информационные ресурсы и секретную информацию. Исключительно опасен ядерный терроризм (стремление завладеть таким оружием массового поражения, как ядерное, или нападение на ядерные объекты — атомные электростанции, научные лаборатории, которые связаны с исследованиями в этой сфере, склады боеприпасов)
Подобные формы преступной деятельности невозможны без соответствующего
финансирования. Важно отметить, что международный терроризм на современном этапе
превратился в высокодоходный бизнес. Среди его финансовых источниковсредства,
полученные за счёт ограблений и выкупа заложников, доходы так называемой теневой
экономики, которая наживается на организованной преступности (наркоторговле, торговле оружием, проституции и т. д.). Значительные средства предоставляют террористам частные лица, организации и отдельные государства, которые используют их для достижения своих целей, в том числе и как инструмент вмешательства во внутренние дела других государств.
Современный терроризм использует крайние, экстремистские взгляды и учения, как
левые (например, радикализм), так и правые (например, фундаментализм), которые активизируются в переломные эпохи
Пытаясь обосновать и, следовательно, оправдать свои действия, террористы
применяют такие идеологические средства, как обращение к религиозным ценностям
или этническим традициям, мифологизация и создание образа врага. Широко применяются и современные
манипулятивные технологии психологического
воздействия. Лидеры террористических организаций воодушевляют своих сторонников
с помощью образа «справедливого общества», развиваться которому мешают «враги».
Они
формируют ряды фанатично преданных им сторонников, готовых пойти на
смерть. Тот, кто не ценит собственную жизнь, вряд ли задумывается о ценности чужой.
Как правило, это пережившие какие-либо невзгоды люди, чей жизненный опыт ограничен условиями их существования.
К совершению террористических актов привлекают даже
детей и женщин.
ООН разрабатывает правовые нормы, координирует антитеррористическую
деятельность и непосредственно участвует в борьбе с терроризмом, используя
возможности Совета Безопасности. В 2008 г. 192 государства — члена ООН единогласно приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. К 2012 г. были разработаны
шестнадцать соглашений, направленных против международного терроризма и конкретных видов террористической деятельности.
Граждане должны знать о сущности терроризма и его общественной опасности, в случае необходимости уметь ему противодействовать. Но самое главное —
осознание каждым
человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление отдельных
граждан и социальных групп разрешать противоречия в ходе диалога —
15

межнационального и межконфессионального. Террористическим вызовам
противостоят: разумная государственная политика, социально-экономическая стабильность и осознание людьми гражданского единства.
Отношения «Север — Юг» — комплекс противоречий между индустриально развитыми странами и странами, отстающими в своём развитии.
Радикализм — обобщающее обозначение политических учений и действий, которые направлены на решительное, как можно более полное изменение политической системы и общества в целом, на разрыв с господствующими ценностями и нормами; представители крайних радикальных течений (экстремисты) используют для достижения своих целей насилие и террор.
Фундаментализм — обобщающее обозначение крайне консервативных философских, моральных, социальных, религиозных течений; их представители противодействуют процессам модернизации и глобализации. В качестве одной из основных задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе, недопустимость критики религиозных институтов.
Духовная культура общества
К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.
Духовная культура представляет собой,
во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.)
во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.
Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания
(политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и
воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.
К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык,
письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура
является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.
духовные ценности:
Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром.
Ключевыми
мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть.
В этот ряд ценностей входят
гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.
Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм.
16
эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали

добро и зло.Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как
человечность, милосердие, справедливость, достоинство.
Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием
гармонии.Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.
Религиозные ценности:Среди религиозных ценностей выделяют любовь (к Богу, к
ближнему), веру, милосердие, терпение, смирение. Все религиозные учения включают в себя определённые
заповеданные (запреты) и санкционированные основные
нравственные ценности и требования. Нарушение этих заповедей и отклонение от
религиозных ценностей грех, за который следует воздаяние.
народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны.
Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются.
Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.
17

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Круг её потребителей — высокообразованная часть общества:
критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы,
художники, писатели, музыканты.
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Массовая культура может быть
интернациональной и
национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и
доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а
молодёжное движение
хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними.
Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей
(преобладающей) культуры.
Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.
Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.
Духовный мир личности
Духовность— это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.
18

патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему
Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу
Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре.
Самовоспитание в сфере нравственности — это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности.
мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека, поэтому его иногда называют
житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется
стихийно
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются
религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как
Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на
воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на д
остижения
науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
Во-вторых, мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям
понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
Духовность человека — высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей.
Категорический императив — безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Мораль
Этика — философская дисциплина,
теория морали. Её главной темой являются рассуждения о природе морали
Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в
данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.
19

Яркими примерами являются уже упоминавшееся
«золотое правило» нравственности
(поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе)
Главный мотив и судья в нравственных отношениях — совесть.
В этике совесть, так же как добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, относится к
моральным категориям. Выделяют также моральные принципы, например
принцип гуманизма. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием.
Ещё одним компонентом выступают нормы морали — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.
Нравственный долг — это своеобразная точка пересечения морального сознания
(мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком
Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям
Нравственная культура — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.
Значительное влияние на общественное мнение в обсуждении жизненно важных для
социума проблем оказывают СМИ и гражданская позиция видных представителей отечественной интеллигенции, чей нравственный авторитет позволяет считать их совестью общества.
Альтруизм — нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.
Нравственность — внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.
20


написать администратору сайта