Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество как система. Структурная организация общества

  • Социальные институты являются опорой общественного порядка.

  • Они характерны для любых развитых институтов

  • Существуют т.н. универсальные

  • Например, функции института семьи брака

  • Выделяют следующие признаки формальной организации

  • философия. Общество, социальность человека, исторический процесс в философской перспективе


    Скачать 57.75 Kb.
    НазваниеОбщество, социальность человека, исторический процесс в философской перспективе
    Анкорфилософия
    Дата07.06.2021
    Размер57.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsotsialnaya_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #214840
    страница1 из 3
      1   2   3

    Тема: Общество, социальность человека, исторический процесс в философской перспективе.

    1. Сущность и особенности социального познания.

    Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах.

    Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

    1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

    2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

    3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

    Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

    Виды социальных фактов:

    1.действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

    2.продукты материальной или духовной деятельности людей;

    3. словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

    Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.

    Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

    1. объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

    2.ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.

    Большую роль играет исследователь. В социальном познании всегда присутствует ценностная сторона исследователя. Ценности это выражают значения происходящих явлений с позиции того или иного человека, класса, нации и служат своеобразным ориентиром. Ценностные ориентации исследователя влияют на характер исследования, выводы и содержание теории, к он создает.

    Основная особенность социального познания – поиск истины производится с определенных социологических позиций, зависящих от интересов исследователя.

    1. Общество как система. Структурная организация общества

    - элементы и подсистемы общественной системы (индивид, социальная группа, сфера жизнедеятельности);

    Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

    В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

    Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

    Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

    1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

    2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

    3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

    4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

    Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

    - структурные связи общественной системы (социальные роли и социальные институты).

    1. Понятие социального института, его структура.

    2. Виды социальных институтов.

    3. Функции социальных институтов.

    4. Понятие социальной организации.

    1. Социальный институт является главным компонентом социальной структуры. Термин происходит от латинского institutum – установление, устройство. В правоведении этот термин означает совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социология наделила этот термин новым содержанием.

    Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его потребностей. Социальные институты, подобно инстинктам в живой природе, помогают бороться за существование и выживать, но не отдельному индивиду, а сообществу людей. Они обеспечивают процедуры упорядоченного поведения людей и побуждают их идти путями, нужными обществу. Вся эволюция общества – приспособление к среде, процесс естественного отбора социальных институтов, являющихся инструментами этого приспособления.

    Социальные институты являются опорой общественного порядка.

    Это надындивидуальные образования, а не просто совокупность взаимодействующих индивидов. Они имеют свою логику развития, сами формируют образцы поведения и нормы, по которым действуют люди. Но люди используют эти нормы на практике.

    Социальный институт – организованная система социальных связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

    Система социальных связей соединение ролей и статусов, занимаемых индивидами.

    Социальные нормы– правила, управляющие поведением индивидов.

    Общественные процедуры – стандартные образцы поведения, модели поведения, образ жизни, передаваемый из поколения в поколение.

    Значимые общественные ценности – разделяемые идеи и цели, принятые данным обществом.

    Помимо основных элементов социального института, выделяют его основные признаки.

    Они характерны для любых развитых институтов:

    - установки и образцы поведения (напр., привязанность, ответственность и уважение в семье);

    - символические культурные признаки (напр., флаг и герб в государстве);

    - утилитарные культурные черты (напр., фабрики и заводы, оборудование, аудитории);

    - устный и письменный кодекс (напр., военная присяга);

    - идеология (напр., либерализм или консерватизм в политике).

    Институциональные признаки являются внутренними, чтобы их обнаружить, надо иметь членство в социальном институте.

    Внешние признаки социального института – объективность, принудительность, легитимность (авторитет) и историчность - заставляют нас относиться к ним с должным почтением и восхищаться величием и силой. Они координируют действия людей, упорядочивают социальные отношения, превращает асоциального по своей природе человека в личность, способную взаимодействовать с другими людьми. Это символы порядка и организованности общества, гаранты его стабильности.

    2. Любой социальный институт возникает и функционирует для выполнения той или иной социальной потребности.

    - Потребность в продолжении рода удовлетворяет институт семьи и брака.

    - Потребность в безопасности и порядке удовлетворяют политические институты.

    - Потребность в добывании средств к существованию – экономические институты.

    - Потребность в передаче знаний и социализации – институты образования.

    - Потребность в решении духовных, смысложизненных проблем – институт религии.

    Это пять главных социальных институтов. Они существуют в любом обществе, даже самом примитивном.

    Первые по времени возникновения – экономические институты. Добывать средства к существованию – пищу, одежду, строить жилье человек начал около 2 млн лет назад. Сейчас это институты собственности, денег, обмена, торговли, производства, кредитной системы и т.д.

    Институт семьи возник около 500 тыс. лет назад. Он был призван удовлетворять потребность в продолжении рода, в упорядочивании сексуальных отношений, в выращивании и воспитании детей. Промискуитет, господствовавший на заре человеческих отношений, грозил вырождением. Поэтому первым запретом в человеческом сообществе стал запрет на кровосмешение (инцест). Позже появилась парная семья, затем моногамная семья.

    Политические институты – государство, партии, общественные организации – появились около 6 тыс. лет назад. Задачей государства было удовлетворять потребность в поддержании законов, правил, стандартов поведения, потребность в безопасности жизни. Государство – единственный социальный институт, имеющий право применять насилие на данной территории. Нас не страшит, что оно наказывает преступников, нас больше страшат сами преступники, поэтому наделяем его правом насилия над ними.

    Институт образования, который ответственен за социализацию индивидов, приобщение их к базисным ценностям и практикам, также является очень древним, таким же, как и институт религии – им около 40 тыс. лет.

    Помимо главных существуют и неглавные или добавленные социальные институты. Они находятся внутри первых как более мелкие образования.

    Это институты:

    - науки;

    - здравоохранения;

    - права;

    - спорта;

    - военные институты и т.д.

    Еще более мелкие образования называют социальными практиками. Например, экономический институт содержит в себе социальные практики конвертации валюты, защиты частной собственности, банкротства предприятия и т.д. Для института семь и брака социальны практики - это обычаи сватовства, ухаживания, назначения свиданий, знакомства с родителями, кровной мести и т.д. Социальные практики могут возникать как спонтанно, так и вводится органами государственной власти. Пример спонтанно возникающей социальной практики – очередь. Внутри нее спонтанно складывается распределение ролей, люди подчиняются неформальным нормам. Очередь удовлетворяет потребность в справедливом распределении социальных благ.

    3. Функция – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт. Это та польза, которую он приносит обществу, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

    Существуют т.н. универсальные функции социальных институтов:

    - закрепления и воспроизводства общественных отношений;

    - регулятивную;

    - интегративную;

    - транслирующую;

    - коммуникативную.

    Специальные функции характерны для конкретного социального института.

    Например, функции института семьи брака:

    - регулирование сексуальных отношений;

    - воспроизводство населения;

    - забота и защита членов семьи;

    - социализация;

    - социальное самоопределение;

    - организация быта и потребления.

    Государство выполняет функцию стабилизатора общественного порядка, защищает права граждан, обеспечивает социальную защиту и т.д. Ряд институтов выполняю несколько функций одновременно, в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов (например, на функции социализации). Функции, выполнявшиеся ранее одним институтом, могут передаваться другим. Семья, выполнявшая ранее почти все основные функции, постепенно передала их другим социальным институтам.

    Функции изменяются со временем. Одни исчезают, другие уменьшаются или увеличиваются в объеме. Ранее среди функций церкви были образование, социальная помощь и даже участие в политике. Сейчас большую часть этих функций у нее отобрали другие социальные институты.

    Деятельность института является функциональной, если она способствует сохранению стабильности общества. Если она работает на его разрушение, это может расцениваться как дисфункция. Дисфункция возникает, когда потребность не находит своего адекватного отражения в социальном институте. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к дезорганизации общества, может вызывать стихийную деятельность противоправного характера. Т.е, функция – польза, а дисфункция – вред, который деятельность социального института причиняет обществу.

    Функции бывают явными, если заявлены официально, всеми осознаются, всем очевидны, и латентными, если они скрыты, не заявляются. Явные функции ожидаемы, необходимы, декларируются в кодексах. Институт образования удовлетворяет потребность в воспроизводстве социального опыта. Это его основная функция. Но, помимо нее, он выполняет ряд побочных функций: обретение социального статуса, нового круга общения, удачного замужества и т.д. Дисфункции также могут быть латентными.

    4. Социальный институт и его деятельность, как правило, представлены формальной и неформальной организацией. Это объединение людей действующих внутри него скоординировано, отлажено, в соответствии с нормами социального института.

    Современное общество невозможно представить себе без организаций – банков, предприятий, университетов, магазинов и др. Под организацией подразумевается определенный элемент социальной структуры общества, а именно специально созданная для достижения определенной цели социальная группа, выполняющая определенную общественную функцию.

    У организаций есть свои название, устав, цели, сферы деятельности, порядок работы, штат сотрудников.

    Примером социальной организации служат семья, политическая партия, правительственное учреждение, банк, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, преступная группа. На внешнюю угрозу организация отвечает усилением внутренней сплоченности и всегда переоценивает собственный престиж в сравнении с престижем других, сходных с ней систем.

    К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности, самотождественности и списка членов), а также социально-политические течения. Государство относится к социальным организациям, а нация – нет.

    Организация в миниатюре напоминает общество. В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям.

    Существуют формальные и неформальные организации.

    Неформальные организации – система социальных ролей, институтов, образцов действия, которые передаются через традиции и обычаи в процессе повседневного взаимодействия людей. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношения между ними.

    Формальные организации складываются из формализованной системы ролей, санкций, институтов, которые установлены правовым путем. Существует критерий, по которому организацию можно отнести к формальной. Он состоит как бы из двух основных показателей. Первый из них составляют процедуры мобилизации людей на определенные действия, второй – координация усилий этих людей на достижение в совместных действиях определенных целей.

    Выделяют следующие признаки формальной организации:

    - наличие определенной цели (целей) в действиях данной организации;

    - совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях;

    - конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения;

    - совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней;

    - формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения и отношений между членами данной организации;

    В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований. Один из них – это требование организации к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой – требование индивида к организации.
      1   2   3


    написать администратору сайта