Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальный проект: по дисциплине: предмет КубановедениеТема

  • Указу императрицы Екатерины II была расформирована Запорожская Сечь.

  • История одежды Кубанских казаков и казачек

  • Мужская одежда

  • Женский костюм

  • Список литературы

  • Одежда жителей Кубани


    Скачать 44.6 Kb.
    НазваниеОдежда жителей Кубани
    Дата18.04.2023
    Размер44.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSidorenko.docx
    ТипРеферат
    #1071582

    Министерство образования, науки и молодежной политики

    Краснодарского края

    Государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение Краснодарского края

    «Староминский механико-технологический техникум»

    Индивидуальный проект:

    по дисциплине: предмет Кубановедение
    Тема:

    «Одежда жителей Кубани»
    Выполнил:

    Cтудент 2 курса 99 группы

    Сидоренко Александр Дмитриевич

    Профессия: Тракторист-Машинист с/х

    Руководитель:

    Худякова

    Вера Александровна

    Староминская 2022

    Содержание:

    1. Введение………………………………………………………………… 3

    2.Указ Екатерины II об расформировании Запорожской Сечи……………… 4

    2.1 История одежды кубанский казаков и казачек …………………. .8


    2.2 Мужская одежда………………………………………….12

    2.3 Женский костюм…………………....13


    4. Заключение……………………………………………………………. 14

    5. Список литературы……………………………………………………...14

    Введение:

     Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт»,  отличительный образ каждого народа, характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно-нравственные, этические, эстетические  идеалы и традиции народа. Особенности жизни казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

    Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как признак своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. «Их одежда, уборы и оружие,— пишет историк Сухоруков,— принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный».


    Указу императрицы Екатерины II была расформирована Запорожская Сечь.

    14 августа 1775 г. по указу российской императрицы Екатерины II была окончательно упразднена Запорожская Сечь. После воссоединения значительной части Малой Руси с Русским государством в 1654 году на Запорожское войско были распространены привилегии, которыми пользовались другие русские казачьи войска. Запорожское казачество играло важную роль. Казаки защищали южные рубежи России, играли видную роль в войнах с Крымским ханством и Османской империей. Поэтому запорожцы сохранили определенную автономию от центральной власти. Однако казаки укрывали беглецов, прятавшихся на Запорожской Сечи от преследования царских властей. Кроме того, была опасность мятежа против центра, союза с внешними врагами России.

    Так, в 1709 году кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор со шведским королем Карлом XII. Запорожская Сечь присоединилась к союзу Мазепы и Карла против России. Произошло несколько стычек запорожцев с русскими войсками. Петр отдает приказ князю Меншикову двинуть из Киева на Сечь три полка под началом полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков». Сечь была разрушена, и позднее Петр не позволял восстановить её. Казаки основали на землях, подконтрольных туркам и крымским татарам, Каменскую (1709—1711 гг.) и Алешковскую Сечи (1711—1734 гг.). Однако они просуществовали недолго.

    В 1733 году, когда после начала войны Российской империи с Турцией крымский хан приказал запорожцам Алёшковской Сечи идти к русской границе, генерал Вейсбах (он в это время занимался устройством украинской линии крепостей) вручил казакам грамоту в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи. Казаки получили грамоту государыни Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство. В результате была создана Новая (Подпольненская, или Пидпильнянская) Сечь, она просуществовала до окончательного уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году.

    Новая Сечь сильно отличалась от старой. Она стала не только военным, но хозяйственным, политическим организмом. Казаки получили полное самоуправление и земли для поселения. Появились новые структуры – «паланки». Это были своего рода «провинции» Сечи на Самаре, Миусе, Буге, Ингульце и т. д. Каждая паланка управлялась полковником, есаулом и писарем, которые подчинялись Кошу. Именно земли стали главным источником дохода казаков, а не жалованье. В окрестностях Сечи селились «зимовчаки» - женатые казаки, они не имели ни права голоса на раде, ни права избрания на должности и были обязаны уплачивать в сечевую казну «дымовое», т. е. своего рода налог с семьи. Кроме женатых казаков, так стали называть и пришлый люд (в основном крестьяне, беднота, искавшие лучшей доли), который прибывал из великороссийских губерний, Правобережной Украины, турецких владений. Они не считались казаками, а были подданными Сечи, поставляли продовольствие и платили 1 рубль в год. Жители Сечи жили за счёт рыболовства, охоты, скотоводства, земледелия и торговли. Старшина получал доход от пошлины за ввоз товаров, владения землями, пастбищами, ловами.
    Казаки подчинялись только своим законам, по мелким делам судились в паланках, по значительным - у кошевого. Преступника могли выдать имперским властям, но чаще всего карали сами, вплоть до смертной казни. Сечь быстро стала одной из процветающих областей России. Паланки покрылись деревнями, хуторами.
    Однако в Сечи существовали и серьёзные противоречия между старшиной и голотой. Так, царское правительство практически сразу нарушило обязательство выдавать ежегодно Сечи 20 тыс. рублей жалованья. Уже с 1738 года стали давать только 4-7 тыс. Остальные деньги предписали выплачивать из армейских фондов, но они были пусты. В результате власти стали хитрить – выдавали «публично» 4 тыс. рублей, остальные деньги передавали тайно старшине, куренным атаманам. Однако казаки быстро об этом прознали: в 1739 г. кошевого Тукала и старшин свергли, избили и разграбили их имущество (кошевой был так сильно побит, что вскоре умер). В дальнейшем старшины продолжали богатеть. В частности, кошевой Калнышевский однажды продал 14 тыс. лошадей из своих табунов. Рядовые же казаки бедствовали, все льготы шли в пользу старшины.

    Рядовые казаки трудились на старшину, рыбачили, развилось и «гайдамацтво», т. е. разбой. В низовьях Буга сходились русские, турецкие и польские границы, что помогало скрыться после грабежа. В 1750-1760-е годы гайдамачество стало настоящим бедствием этого района. Люди просто боялись ездить через Побужье. Из Турции и Польши сыпались жалобы на запорожцев. Указания имперских властей просто «спускались на тормозах». Промысел был весьма выгодным, и в доле были многие старшины и администрация паланок. Когда в 1760 году под давлением российских властей кошевой Белецкий организовал рейд по поимке разбойников, смогли арестовать только 40 человек. Да и то куренные атаманы запретили их выдавать, разобрали по куреням и после покаяния отпустили. Когда русское военное командование установило патрулирование границы регулярной кавалерией и слободскими казаками, начались вооруженные стычки.

    Возникла и ещё одна причина конфликта Сечи с центральной властью. В этот период шло активное освоение ранее пустующих областей Дикого Поля и запорожцы стали отстаивать свои «законные» земли. Они основывали свои претензии на фальшивке – «копии с грамоты Стефана Батория», который якобы даровал им земли у г. Чигирин, по Самаре и Южному Бугу, Левобережье Днепра до Северского Донца. А поскольку русские государи, начиная с Алексея Михайловича, подтверждали «прежние запорожские вольности», само слово «вольности» стали трактовать в территориальном смысле. Запорожцы, отстаивая свои «законные» земли, не останавливались и перед применением силы. Они сожгли несколько новых поселений, селян разгоняли. В результате запорожцы просто-напросто обнаглели, бросая вызов центральной власти. Однако при Елизавете и гетмане Разумовском это им сходило с рук.

    При Екатерине II ситуация изменилась. Она всерьёз занялась делами разболтавшейся Украины. В 1763 году гетман Разумовский, который намекал о наследственном статусе своего поста, подал в отставку «по собственному желанию». Малороссийская коллегия была восстановлена. Её президентом был назначен генерал П. А. Румянцев. Он застал на Украине картину полного развала. Войсковая верхушка, управлявшая от имени Разумовского, совершенно отбилась от рук. Старшины превратились во всемогущих вельмож, настоящих местных «князьков». Они дошли до того, что воевали с друг другом, оспаривая земли, вооружая казаков и крестьян. Население подвергалось нещадной эксплуатации. Рядовые казаки или разорялись, превращаясь в батраков, или занимались личным хозяйством. Отрицательным образом на войске сказался указ 1721 года о поощрении казачьего винокурения. Многие люди спились, другие пропили свои земельные участки. В результате Малороссийское войско разложилось. Румянцев не мог организовать даже почту: богатые служить не хотели, бедные не имели возможности.

    Пришлось принять меры для восстановления боеспособности местных войск. В 1764 году начали преобразовывать казачьи части в регулярные. Из украинских полков создали 5 гусарских: Черный, Жёлтый, Голубой, Сербский и Угорский. Кроме того, создали четыре пикинерских полка (Елисаветградский, Днепровский, Донецкий и Луганский). Позднее создали ещё несколько гусарских полков и ландмилицию переформировали в пехотные части. В целом Украина должна была утратить свой особый статус и быть уравнена с другими российскими губерниями. Сечь в этих планах была серьезным препятствием.

    Было обращено внимание и на «государство в государстве» - Запорожскую Сечь. В 1764 году Кош был подчинён Малороссийской коллегии. Запорожской администрации приписали больше не проводить выборов. Казаки возмутились и наперекор указанию провели новые выборы, избрав кошевым Калнышевского. Новый кошевой самовольно отправился в Петербург, чтобы потребовать прямого подчинения Иностранной коллегии и поднять вопрос о «законных» запорожских землях. Румянцев предложил императрице арестовать делегатов. Был составлен проект реформирования Сечи. Однако Екатерина не пошла на жесткие меры, приближалась новая война с Турцией, осложнять обстановку на юге не хотели. Императрица приняла делегацию милостиво. Это воодушевило казаков, вернувшись на Сечь они стали хвастать тем, что «напугали» правительство.

    В 1767 году поступил донос, что кошевой Калнышевский и писарь Иван Глоба договариваются вступить в переговоры с турецким султаном, если правительство не выполнит их требования. Екатерина оставила донос без последствий, но участь Сечи была уже предрешена. Решение проблемы только отложили до завершения войны с Османской империей.

    Руководство Сечи само усугубляло свое шаткое положение. Оно не только бросало вызов российским властям, но и вступило в контакт с Крымом и Турцией. В преддверии войны казаки получили письма из Бахчисарая и Стамбула, в них их соблазняли возможностью перехода на службу к Турции, обещая тройное жалованье. Сечь от имени султана посетил французский эмиссар Тотлебен. Калнышевский туркам отказал, но переписку не прервал. К тому же он разрешил Тотлебену выступить перед казаками и не выдал его Румянцеву. В казачьей массе пошёл разброд. Когда в декабре 1768 года казаки получили указание начать войну с Турцией, они взбунтовались. Калнышевскому пришлось не только подавлять мятеж, но просить помощи у русского гарнизона из Новосеченского ретраншемента. Волнения продолжались несколько месяцев, казаки покинули границы, и татары в январе 1769 года прорвались на Украину.

    В русско-турецкой войне 1768-1774 гг. приняло участие 10 тыс. запорожцев (ещё около 4 тыс. оставалось на территории Сечи). В войне они показали высокие боевые качества, отличались в разведках и рейдах, сыграли важную роль в битвах при Ларге и Кагуле. Победа в этой войне стала ещё одним поводом для ликвидации Запорожского войска. С заключением Кючук-Кайнарджийского соглашения Российская империя получила выход к Чёрному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, Крымское ханство было на грани уничтожения. Второй исторический враг России — католическая Польша, утратила свою мощь, и в 1772 году произошел её первый раздел. Запорожское казачество утратило свою роль защитников южных рубежей.

    В мае 1775 года к Сечи был двинут корпус генерала Петра Текели. Операция была бескровной. Старшины, поняв, что сопротивление бессмысленно, вместе со священниками утихомиривали рядовых казаков. По указу Екатерины Запорожская Сечь упразднялась. Рядовые казаки не подвергались преследованиям. Одни остались на Украине и осели по селам и городам. Часть командиров получили офицерские чины, старшины стали дворянами. Только трое запорожцев – Калнышевский, войсковой судья Павел Головатый и писарь Глоба были осуждены по обвинению в измене и сосланы в монастыри. Калнышевский прожил в Соловецком монастыре до 112 лет и умер в 1803 году, приняв монашеский сан.

    Часть казаков ушла на Дунай под власть турецкого султана и создана Задунайскую Сечь. В 1828 году задунайские казаки перешли на сторону русской армии и были помилованы лично государем Николаем I. Из них было создано Азовское казачье войско. В России, в условиях войны с Турцией, Александр Суворов в 1787-1788 гг. из казаков бывшей Сечи и их потомков организовал «Войско верных Запорожцев». В 1790 году оно было преобразовано в Черноморское казачье войско и затем получило территорию левобережной Кубани. Казаки приняли активное участие в Кавказской войне и других войнах Российской империи.

    История одежды Кубанских казаков и казачек

    В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.

    Рубаха — основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи — «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов — мережку. Затем стали носить рубахи двух видов — русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

    Бешме́т (устар. бешметь, от тат. bišmät) — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью).

    Архалу́к — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. На поясе архалук дополнялся кушаком. Некоторые архалуки застегивались до самой шеи. Иногда сближается с бешметом.

    Тулу́п — один из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно фигуристы разучивают его сразу же после сальхова. Название toe loop говорит, что заходом тулуп напоминает риттбергер, но относится к зубцовым прыжкам.

    Бурки казаками изготавливались самостоятельно, либо приобретались у горцев. На Северном Кавказе особо ценились кабардинские - легкие и плотные. Но, так или иначе, это было исключительно «домашнее» производство. И лишь в 1888 году в Тифлисе начала работу войлочная фабрика, на которой наладили промышленное производство бурок, однако скоро оно было прекращено за ненадобностью.

    Бесспорно, бурка - прекрасная защита от любой непогоды. Александр Сергеевич Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности».
    Бурка в полный запах надежно обхватывает тело, не пропуская ветер. Плотная по своей структуре, она практически не намокает, держит и снег, и дождь. Только на первый взгляд может показаться, что в жарком климате эта вещь совершенно не нужна, на самом деле она - образцовая защита и от палящего солнца. В походе идеально подходила казакам, и как подстилка, и

    как одеяло. Развернутая на кольях бурка являлась своеобразной палаткой-шалашом, укрывающей казака от жары или холода.

    Но самое главное достоинство бурки - это защита от холодного оружия. Ее безо всякого преувеличения можно назвать прообразом не только современного маскхалата, но и бронежилета.

    Для изготовления бурки необходимо примерно 4 кг добротной шерсти и 4-5 дней тяжелого коллективного женского труда.
    Это производство трудоемко и кропотливо. Войлочную шерсть шили, чесали, затем на рогожьей циновке чертили форму будущего изделия, на нее в три ряда укладывали шерсть и поливали горячей водой. После чего скручивали в рулон, перевязывали его в нескольких местах и мяли 6-8 часов. Этот процесс назывался увяливанием шерсти. Готовый войлок помещали в котел с горячей водой, золой и мылом.
    Доработка изделия продолжалась на плетне. Наружная часть расчесывалась, и затем изделие красилось и сушилось. Иногда испытывали качество, вылив на бурку 3-4 ведра воды...
    Для удержания такого войлочного плаща на плечах спереди у ворота пришивались накладные кожаные петли треугольной или фигурной формы, в которые продергивали ремешок для завязывания. Количество ремешков - два или четыре.
    По форме бурки были двух типов: колоколообразная с покатыми и узкими плечами с длиной чуть ниже колена и прямая с широкими плечами и длиной до пят.

    Бурка – один из элементов экипировки казака. Она защищает от дождя и ветра, согревает в мороз и вьюгу. Может служить подстилкой и одеялом. Это дом и саван, «бронежилет» и палатка, наконец, как поется в песне, это - «во степи станица». Долгое время она считалась одеждой бедняков, но позже, наоборот, стала символом богатства и плодовитости.

    Башлык на Руси, продолжительное время, был только элементом одежды жителей Кавказа. С началом Кавказских войн, он начал свое распространение по стране. Так в 1862 г. у донских, терских казаков папахи и фуражки были заменены на кепи, башлыки. В 1871 г. некоторые части войск получили такое обмундирование. А в 1892 г. учреждаются два вида башлыков, которые соответствуют рангу и чину. Головной убор такого типа находил множество способов функционального применения и вариантов ношения. Башлык для нижних чинов сшивался из двух кусков верблюжьего сукна, шедших на колпак, и двух подшивавшихся к концам. Размеры башлыка составляли: длина по заднему шву колпака — 43—44,5 см, по переднему — 32—33 см; ширина колпака — до 50 см; длина концов — 122 см, их ширина у выреза колпака составляла 14—14,5 см, затем, постепенно уменьшаясь, у свободных (закруглявшихся) краёв равнялась 3,3—4,4 см. Этот головной убор обшивался и оторачивался нитяной тесьмой под цвет башлыка; ширина тесьмы составляла 1,25 см и даже несколько более, если она употреблялась на оторочку краёв башлыка. Обшивка тесьмой делалась таким образом: по краям и по швам (переднему и заднему), по кругу (центр которого находился в вершине колпака) и по диаметру колпака перпендикулярно к его швам.\
    Башлык для генералов, штаб и обер-офицеров шился по такому же образцу, но имел оторочку золотым или серебряным галуном по швам и по кругу колпака, а по краям обшивался гарусной тесьмой под цвет башлыка.
    Таким образом, башлык- это культурное наследие народов России, и к сожалению, к этому головному убору нет должного внимания, в плане прдвижения на рынке в целях продажи, как впрочем, и к рубахе-косоворотке. Тем более.что башлыку уже более 4000 лет, и он заслуживает к себе внимание. Подобные шарфы-шапки есть в Эстонии и Швеции.Но- в лучае шапки-шарфа-другая конструкция- не лопасти обматываются вокруг шеи, а прложение вязаной конструкции убора.

    Мужская одежда


    Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
    Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
    Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
    Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
    Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
    Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
    Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.

    Женский костюм

    Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.

    Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.

    Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
    Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.

    Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
    Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
    Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими.

    Традиционный женский костюм Кубанской казачки сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.


    Заключение:
    Ещё в древности отношение славян с природой формировало образный мир искусства, его унаследовало и наше кубанское искусство. Оно всегда обращено к человеку, его мыслям ,чувствам. Образы солнца, света соединялись с образами матери-земли. Каждый узор вышивался с пониманием значения, в каждую вещь мастерицы «вкладывали душу». Увидел кубанское народное творчество, хочется знать о той земле, название которой оно носит, тех людях, которые его создают.

    Список литературы:
    1.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М., 1987

    2.Дурасов Г. Узоры русской вышивки// Уный художник. – 1985 - №3

    3.Есенин С. Ключи Марии / С.Есенин. Полное собрание сочинений: в 7 т. – М., 1995 –Т. 5

    4.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма/ М.Н. Мерцалова. – М., 1988

    5.Мирук М.В., Науменко Т.А.Введение в историю Кубани. – Краснодар: ОИПЦ


    написать администратору сайта