Главная страница

Эссе Авиньонского пленения пап. Оглавление Взлет и падение папского могущества. Основная часть. 1 Незадолго до Авиньонского плена. 2 Папы во Франции. 3 Возвращение пап в Рим и начало Великого западного раскола


Скачать 65.5 Kb.
НазваниеОглавление Взлет и падение папского могущества. Основная часть. 1 Незадолго до Авиньонского плена. 2 Папы во Франции. 3 Возвращение пап в Рим и начало Великого западного раскола
Дата05.10.2021
Размер65.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭссе Авиньонского пленения пап .doc
ТипЛитература
#241831

Оглавление 1. Взлет и падение папского могущества . Основная часть .1 Незадолго до «Авиньонского плена» .2 Папы во Франции .3 Возвращение пап в Рим и начало Великого западного раскола .4 Преодоление великого раскола Заключение Использованная литература 1. Взлет и падение папского могущества Чтобы понять происхождение событий, описываемых нами необходимо отметить основные вехи истории папства. «Еще в XI веке Григорий VII Гильдебранд (1073-1085) вознес папство на небывалую высоту. Чрезвычайно властолюбивый, еще задолго до своего избрания он стал самым влиятельным человеком в римской курии и ближайшим советником нескольких пап, формировавшим направление их политики. Сегодня мы сказали бы, что он возглавлял мозговой центр Ватикана. Его долгое фактическое нахождение у власти отмечено целым рядом реформ, направленных на упрочение положения папства и его возвышение. Гильдебранд был весьма неразборчив в средствах и при помощи вполне земных методов пытался подчинить всех высших клириков папскому контролю. Он способствовал кодификации церковного права и дальнейшей унификации богослужения. Он активно насаждал целибат духовенства. Но главным его делом стала борьба не на жизнь, а на смерть с Германской Римской империей. Предметом спора были инвеституры - т.е. вопрос о том, кому в конечном счете принадлежит право назначения на церковные должности.» Гильдебранд был проникнут папским величием, он видел папу как абсолютного вселенского правителя. Весной 1075г. он выпускает документ, который называется «Диктат папы». «Вот несколько формулировок из него: «Наименование «папа» относится только к римскому епископу», «Только папа обладает властью назначать и короновать императора, «Никто не имеет права судить папу», «Только папа имеет право называться вселенским епископом». В «Диктате папы» сформулированы главные тезисы доктрины средневекового папства. В соответствии с ним даже светская власть была подчинена тому, кто назывался «наместником бога на земле».» Естественно, все это были лишь заявки, недостижимый идеал всемирной теократии. Никогда в истории Римский папа не обладал такой властью, к которой стремился Гильдебранд. «Драматическая борьба папы Григория VII с императором Генрихом IV, несмотря на такие перипетии как отлучение от Церкви императора папой и беспримерное унижение Генриха в Каноссе (1077), не принесла результатов при жизни Григория. Он скончался в изгнании. Его город Рим лежал в руинах. Такой крах был закономерным плодом чрезмерного увлечения Гильдебранда политической деятельностью. Борьба между папством и Империей продолжалась более 100 лет. В ходе ее папы много раз прибегали к запретам и отлучениям от Церкви как отдельных лиц, так и целых народов. Постепенно эти крайние, экстремальные меры девальвировались и делались все более привычными. Отлучение от Церкви, которое почти что лишило императора Генриха его короны и заставило три дня, стоя босиком в снегу, выпрашивать у папы прощения, больше уже никого не пугало. Необычайным напряжением всех сил следующим поколениям пап все-таки удалось победить германскую императорскую династию Гогенштауфенов - «породу аспидов», как они ее называли. Западная Римская империя как единая сверхдержава перестала существовать. Рождались новые национальные государства, сами давно мечтавшие об ослаблении Империи. К их помощи папы прибегали в своей драматической и полной коллизий борьбе и даже не заметили, как впали в зависимость от них.» И вот уже в 1281г. папа Марти IV получает власть при помощи короля Карла Анжуйского, и становится марионеткой в его руках . Это было только начало «папского падения», первый жестокий удар по папскому авторитету пришелся по папе Бонифацию VIII (1294-1303 гг.), от французского короля Филиппа Красивого. 2. Основная часть .1 Незадолго до «Авиньонского плена» Примирения между папством и Францией практически не наступала. Действительной причиной раздора между французской монархии и папами было ее противостояние папскому абсолютизму. «Прославившийся своей красотой, Филипп IV был первым действительно галликанским правителем. Филипп создал абсолютистскую монархию, в которой государственные интересы преобладали над всем. Филиппу IV удалось подчинить себе не только региональную власть светских феодалов, но и французскую церковь: он сам принимал решения об обложении налогами духовенства, сам назначал епископов и накладывал руку на доходы, получаемые от незаполненных вакансий». «Им был нанесен первый жестокий удар папе Бонифацию VIII. Филипп вел борьбу с Англией. Папа предложил свое посредничество, которое Филипп, не желая вмешательства папы, отверг. Раздраженный этим, Бонифаций пришел в негодование, узнав, что Филипп, для покрытия военных издержек, обложил податями французское духовенство. В 1296 г. папа издал буллу, в которой, не называя Филиппа, угрожал отлучением от Церкви всем мирянам, налагающим подати на духовенство, и всем духовным, платящим подати. Король ответил на это запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Вследствие этого папа терял свои доходы во Франции, отчего и пошел на уступки. Духовенству не запрещалось делать добровольные пожертвования на нужды государства. Состоялось примирение, и Филипп даже принял предложение папы о посредничестве с английским королем. Но вскоре обнаружилось, что папа, в роли третейского суды, поддерживает английского короля. Вражда возобновилась, и борьба Филиппа с Бонифацием обострилась до крайности». «Между тем в Рим приходили все новые известия о том, что во Франции духовенство облагается большими налогами и что король распоряжается так, как будто бы «на свете не существует папы». Бонифаций VIII снова резко выступил против короля, запретил ему взимание с духовенства налогов и вызвал в Рим некоторых прелатов, чтобы с ними обсудить меры борьбы против королевской политики, наносящей церкви ущерб. В поведении папы французское правительство усмотрело попытку «превращения Франции в папский лен», и началась горячая полемика между сторонниками «незыблемой королевской власти» и «неограниченного господства церкви». Во Франции снова был запрещен вывоз золота и серебра за границу и были созваны представители разных сословий, с тем, чтобы они поддержали «авторитет» короля в его борьбе против «чрезмерных притязаний» папства. В ответ на это появилась пресловутая булла «Unam Sanctam» (18 ноября 1302 г.), в которой говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу - Христа и его заместителя - Петра и преемников последнего на папском престоле. Во власти папы находятся два меча: «один, подчиняющийся другому, светский - духовному». «Духовная власть, правда, передана человеку, но она не человеческая, а божеская, и кто не повинуется ей, противится воле Господней и подлежит принудительному спасению». Далее было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказанию папы (ad nutum). Папе принадлежит право карать светскую власть за всякую ошибку. Светской власти это право не дано». В булле еще раз повторялась мысль о верховенстве папской власти: «Церковь не чудовище с двумя головами; во главе церкви папа - единый, как един бог». Заключительные слова буллы гласили: «Мы торжественно заявляем, определяем и утверждаем, что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения» Решительный тон Бонифация VIII объяснялся отчасти тем, что французский король в это время потерпел поражение в борьбе с Англией и папа надеялся на его вынужденное смирение». Французский король вопреки точке зрения папы подчеркнул, что королевская власть исходит непосредственно от Бога, и не признает над собой никакой другой власти, кроме Бога. Филипп перешел в контрнаступление и решил призвать папу на вселенский собор. В ответ на это Бонифаций готовился предать короля анафеме. За день до назначенного оглашения проклятия (8 сентября 1303 года) канцлер короля Филиппа - Гильом Ногаре с помощи римских аристократов, возглавляемых Счиаррой Колонна, совершили нападение на папу, который в это время находился в своем родном городе Ананья. Произошла короткая, но кровавая вооруженная стычка с окружением папы в его дворце, в ходе которой погиб викарий архиепископа Эстергомского Гергей, находившийся в то время в составе венгерского посольства при папском дворе Ногаре захватил папу и, как утверждают, избил пожилого человека. Однако римляне, возглавляемые Орсини, освободили папу из французского плена, после чего Бонифаций проклял покушавшихся и их короля. Он торжественно въехал в Рим, где через несколько недель - по мнению одних, в результате пережитых волнений, а по мнению других, будучи отравлен своими врагами - скончался. Из схватки французской монархии и папства победителем вышел король, будто заранее предначертав путь прогресса. Наиболее значительный, выдающийся учитель католической церкви, систематизатор учений о папском абсолютизме потерпел тяжелое политическое поражение. «Поражение Бонифаця в борьбе c Францией потрясло папство в самых его основах. После Бонифаця папство быстро пошло к падению. Виновник унижения Бонифация, Филипп IV-й, в скором времени поставил папство в такое положение, в котором совершенно убит был его авторитет» папский абсолютизм двоепапство раскол 2.2 Папы во Франции «Снова начались лихорадочные поиски нового папы. В течение 11 месяцев велась борьба вокруг кандидатов, одни жаждали мести за поругание Бонифация VIII, другие настаивали на примирении с Францией. Филиппу IV мало было примирения - он требовал полного подчинения, угрожал сторонникам Бонифация суровыми карами. Франция определяла дальнейшую линию папской деятельности, и бесцветный, никому не известный гасконский прелат Бертран де Го стал папой Климентом V (1305-1314), открыв новую эпоху в истории папства». «Сразу же после избрания папа удивил выборщиков, решив провести свою коронацию в Лионе в присутствии Филиппа Красивого и других французских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, не большом городке, расположенном на левом берег Роны. Здесь был построен для папы роскошный дворец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, на считывавшая тогда более 4000 чиновников. Они построили для себя виллы и дворцы по обоим берегам Роны. Авиньон служил папству в качестве столицы западного христианства в течение 70 лет, которые сравниваются с 70 годами вавилонского плена. Аналогия не была удачной, поскольку папы добровольно оставили не подчинявшийся им Рим, по-прежнему продолжали считать себя преемниками св. Петра.» В политических делах Климент V «устраивал французов не только потому, что окончательно перенес свою резиденцию в Авиньон, но и тем, что он в соответствии с желанием Филиппа урегулировал также конфликт, обострившийся во времена Бонифация VIII. Он полностью отменил буллу "Clericos laicos" и на десять лет передал королю церковную десятину. Он не выступил с возражениями и по поводу того, что Филипп Красивый конфисковал в королевскую казну доходы от вакантных бенефиций. За реабилитацией Колонна последовал процесс против Бонифация VIII. Филипп IV настоял на том, что скончавшегося папу задним числом обвинили в ереси и убийстве. Климент V не смог, да и не захотел воспрепятствовать возбуждению этого судебного процесса, разрушающего также авторитет папства. Однако большинство кардиналов не было склонно поддерживать процесс, так что король не достиг своей цели. Удалось лишь на основании папской буллы "Rex gloriae", изданной в 1311 году, реабилитировать канцлера Ногаре и других соучастников покушения на Бонифация VIII (следовательно, и их поручителя-короля). Неблаговидную помощь оказал папа Климент V Филиппу Красивому в уничтожении рыцарского ордена тамплиеров. В 1307 году по приказу короля французские рыцари-тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьму, а их руководителей заточили в тюрьму крепости Тампль, которую когда-то построили сами тамплиеры. Инквизиционный процесс, длившийся почти семь лет, сопровождался пытками и допросами. По настоянию короля папа Климент V призвал и других государей распустить рыцарский орден тамплиеров». Папство стало орудием в руках правившей во Франции династии Капетов. Все семь пап, проживавших в Авиньоне, были французами, так же как и 112 из поставленных за этот период 134 кардиналов. Авиньонское папство «прославилось» своей моральной коррупцией, финансовыми поборами. Так например второй Авиньонский папа Иоанн XXII «за время своего понтификата он успел накопить 18 млн. золотых флоринов, не считая драгоценностей больше чем на 7 млн. флоринов. Деньги эти предназначались будто бы на организацию крестового похода. Однако, хотя Иоанн XXII жил до 90 лет, он «не успел» осуществить этот поход». «Папы вели роскошную жизнь и больше занимались светской политикой, чем церковными делами (например, Иоанн XXII тратил больше половины своих доходов на военные цели). Современники считали авиньонское папство самым большим из зол, разъедающих Церковь». Вот как описывал время пребывания пап во Франции один из дореволюционных авторов: «Это время представляет позорную картину в истории папства. Помимо того, что папство под политическим влиянием французских королей, оно в нравственном отношении упало очень низко. Дерзкое нeвepиe и безнравственность шли тут рука об руку; папский дворец сделался притоном разврата. Вместе с тем система грабежа развита была до ужасающих размеров. Потеряв свои доходы в церковной области, захваченной римлянами, папы старались возместить их другими способами. Симония развилась до чудовищных размеров. Папы и их двор представляли собою нечто вроде хищнической шайки, которая старалась всевозможными способами грабить латинский христианский мир. Но, не смотря на всю глубину своего падения, папы продолжали отстаивать прежнюю свою позицию абсолютных монархов. Рьяные же защитники папства договаривались до прямых абсурдов. Папу называли „нашим Господом Богом на земле". Но эти мнения были уже отголоском старины. Они парализовались и мнениями другого рода, что для спасения необходимо веровать только в св. писание и принимать только те толкования его, которые даются вселенскими соборами; что все епископы имеют одинаковое достоинство и не нуждаются в утверждении папы, что Рим не имеет преимущества перед Антиохией и Иерусалимом, где Ап. Петр действовал также в качестве епископа. Притязания папы на верховное владычество над императором основываются на простом высокомерии. Подобными заявлениями подрывался не только светский абсолютизм папы, но колебалось и его церковное главенство». Централизация Католической церкви достигла громадных размеров. К 1330 г. практически каждое назначение в церкви было зарезервировано для папства. Один из таких папских декретов (выпущенный в 1335 Бенедиктом XXII) оставляет исключительно на папское усмотрение «патриаршие, архиепископские и епископские церкви, все монастыри, аббатства, достоинства, приходы и должности, все каноники, пребенды, храмы и иные церковные бенефиции, будь они светские или королевские или любого вида, вакантные или которые в будущем должны стать вакантными». При неограниченной юрисдикции, о которой заявляли римские папы, бесконечный поток прошений о бенефициях невозможно было остановить. Важно, что этот процесс, помимо всего прочего, имеет параллели с распространением индульгенций. Их тоже продавали за наличные, и они также были выражением папской полноты власти. Именно в Авиньоне продажа индульгенций получила теоретическое обоснование». «В Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне». В общем, вся описанная ситуация повсеместно признавалась ненормальной, разговоры о необходимости возвращения пап в Рим шли постоянно. Папы также начинали осознавать, что перемены были неизбежны: возвращение в Рим необходимо для сохранения остатков папского авторитета. .3 Возвращение пап в Рим и начало великого западного раскола «Григорий XI (1370-1378 гг.) решил вернуться в Рим, в чем ему помогла доминиканская монахиня Екатерина Бенинказа из Сиены. Эта известная женщина, одаренная высоким интеллектом, решила приложить все старания, чтобы вернуть в Рим «своего итальянского святейшего папочку», как она называла Григория XI. Несмотря на препятствия, она добилась своего, и в 1376 г. Григорий XI в окружении 15 кардиналов окончательно покинул Авиньон. Для усмирения флорентийцев, которые пытались оказать сопротивление «французскому» папе, Григорий XI использовал наемные войска, состоявшие главным образом из бретанских крестьян. Предводительствовал этим войском кардинал Роберт Женевский, который устроил жестокую резню, уничтожив 4000 бунтовщиков, окруженных им в городе Чезена. Папа наложил на Флоренцию интердикт. Таким образом, возвращение папы в столицу св. Петра было отмечено кровью». Однако воздух Вечного Города оказался для него смертоносным, и 26 марта 1378 года он скончался. Кардиналам пришлось приступить к выборам нового папы. «Народные массы столицы ждали улучшения своего положения от окончательного возвращения в Рим папы и требовали, чтобы кардиналы непременно избрали итальянца, если нет возможности найти подходящего римского кардинала. Так как прибывшие на выборы 16 кардиналов насчитывали 11 французов, 4 итальянцев и 1 испанца, то у жителей столицы мало было надежды, что в папы будет проведен итальянец, и они с угрозами по адресу кардиналов выкрикивали имена итальянских кардиналов». Выборы нового папы в Риме сопровождались беспорядками, вот как описывает день выборов один из историков: «Еще до того, как поднялся сфумато (белый дым, означающий, что папа избран), вооруженная группа нетерпеливых римлян силой ворвалась в конклав. Кардиналы, над жизнями которых нависла опасность, не осмелились сообщить результаты голосования и обратились в бегство. Это стало возможным благодаря тому, что один из них вдруг накинул на плечо престарелого и почти не способного передвигаться римского кардинала Тибальдески паллий. Старец не мог бежать, и, несмотря на все его возражения, ликующая толпа возвела его на престол. Насильно надели на него папские регалии, на голову возложили тиар. Пока ему воздавали почести руководители города, сброд разграбил римский дворец кардинала. Только после того, как к вечеру удалось утихомирить толпу, истина проявилась». Папой был избран итальянец Урбан VI (1378-1389). Далее некоторые историки называют папу Урбана самодуром или даже сумасшедшим, душевнобольным, вызвавшим общее недовольство своим поведением, а некоторые отзываются о нем как о понтифике, желавшим провести реформы в курии. Не то, не другое мнение не устраивало французских кардиналов. «Поэтому, опираясь на поддержку французского короля Карла V, часть кардинальной коллегии, избрала папой под именем Климента VII в небольшом городе Фокли бандита Роберта Женевского (1378-1394). Тем самым было создано двоепапство, продолжавшееся почти 40 лет - с 1378 по 1417 г. - и известного в истории под название Великого раскола». Надо сказать, что у курии был и еще один козырь, помимо поддержки французского короля, для того чтобы признать выборы папы Урбана незаконными и недействительными, т.к. совершены они были во время беспорядков в Риме, и под давлением толпы. 2.4 Преодоление великого раскола Римская церковь обрела двух пап, ни один из которых не был ни абсолютно легальным, ни абсолютно нелегальным. «Конечно, и раньше в истории Римской церкви имелись моменты, когда в ней оказывались два претендующих на легитимность папы. Но раньше они избирались разными выборщиками: скажем, коллегия кардиналов делилась на две части, и каждая из них избирала своего кандидата. Сейчас же оба соперника были избраны большинством той же самой коллегии - т. е. теми же самыми людьми. И до сих пор ни один из римских канонистов уверенно не может сказать, кто же являлся настоящим папой во время Великого раскола. Римская церковь все еще не сделала официального заявления на этот счет». Конечно, папы обменялись анафемами, и тем самым весь западный мир оказался формально вне общения с церковью, отлученным от церкви той или иной враждующей стороной. За папский престол боролись двое пап, проклинавших друг друга. «Какой же папа является «наместником бога»? Ряд стран, связанных с Францией, группировался вокруг Климента VII, а англосаксонские и немецкие князья считали «своим» папой Урбана VI. Народы же должны были признавать папой того, кто им навязывался главой государства. Часть «христианского мира» считала первого папу антихристом и опаснейшим еретиком, в то время как другая половина мира точно так же относилась ко второму Духовенство внутри каждой страны было тоже не всегда единодушно и, невзирая на распоряжения свыше, раскалывалось по вопросу об истинном папе». Итак, как мы видим каждый из пап считает себя абсолютным главой Церкви здесь на земле. Ничто и никто не мог их остановить и прекратить раскол, хотя как оказалось потом решение этого вопроса было совсем рядом. «По каноническому праву Римской церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Как заявил в одной из своих проповедей Иннокентий III, «наследник св. Петра, поставленный между Богом и человеком ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем». Слов этих никто не отменял. Соответственно, в глазах современников никакой собор не мог судить папу». Но весь западный мир понимал, что без собора не возможно примерить обе стороны. «В 1397 г. на сейме во Франкфурте представители государств решили пригласить обоих пап добровольно отказаться от своего сана. Но согласия их на это не последовало. Тогда кардиналы римские и французские, раздосадованные действиями своих пап, вошли между собой в соглашение и решили созвать собор. Собор от имени двух коллегий был собран в 1409 г. в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицалась законность Пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и канонического права. Франция и Англия, особенно поддерживавшие этот собор, прислали на него своих уполномоченных. Но собор, стремившийся к прекращению двоевластия, вследствие совершенных на нем ошибок не достиг цели. Собор провел постановление, что папы могут быть судимы собором и потребовал обоих пап на суд. Когда римский и авиньонский папы не явились, собор объявил их низложенными. Затем поднят был вопрос о преобразовании Церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор, предварительно церковных преобразований, дозволить им выбрать нового папу, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Папой был избран Александр V. В этом и заключалась главная ошибка собора». Таким образом пап стало уже не два, а три. Т.к. двое других конечно же не признали решение собора и кандидатуру папы Александра. Папа Александр поселился вместе с курией в Болонье. Правда он скончался через несколько месяцев после своих выборов, и на его место приходит Иоанн XXIII (1409-1410). Нужно было решать, что делать дальше. Даже европейские монархи стали понимать, что ситуация выходит из-под контроля и не служит никому на пользу. И вот германо-римский император и венгерский король Сигизмунд взялся за ликвидацию раскола, он хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. «Формально Констанцский собор был созван германским императором Сигизмундом. Приглашение на него направили и византийскому императору Мануилу II, который послал в Констанцу своих представителей. Прибыл на него также Григорий Цамблак, митрополит Киевский, из параллельной православной иерархии, в то время существовавшей на территории Великого княжества Литовского». Итак в декабре 1414 г. Иоанн XXIII под давлением императора Сигизмунда опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка собора, открытие которого было назначено на 1 ноября 1414 г., включала в себя следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола»; 2. Реформа церкви «в голове и членах»; 3. Преодоление ересей. «5 ноября 1414 года Иоанн XXIII торжественно открыл вселенский собор в городе Констанс, объявив его продолжением Пизанского совещания. На соборе присутствовали лично или прислали своих представителей 3 папы, 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, посланцы монашеских орденов и университетов. Из светских князей лично присутствовали король германский и венгерский Сигизмунд, гериоп Баварский, Австрийский, Саксонский, Мекленбургский, Лота-рингский; короли же Франции, Англии, Шотландии, Польши. Швеции, Дании, Норвегии, Неаполя и Сицилии прислали в качестве своих представителей послов. Были периоды, когда в небольшом швейцарском городке скапливалось до 20 ООО человек» «11 ноября 1417 г. на соборе был избран новый папа Мартин V (ум. в 1431 г.). Собор постановил лишить папу доходов с вакантных церковных должностей, а также запретить ему устанавливать налоги на церковные доходы без согласия кардиналов. У папы также было отнято право пользоваться имуществом, оставшимся после смерти духовного лица, и присваивать его под предлогом, что единственным наследником духовенства является церковь, высшие интересы которой представляет исключительно папа. Собор в Констанце, во всем защищавший интересы высшего духовенства и ставший на сторону епископов против папы, запретил низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов и без указания курией мотивов не только низложения, но и каждого перемещения епископа с одного места на другое. Собор постановил также, чтобы новый папа Мартин V(собор низложил всех трех пап 11 ноября 1417 г.) изложил свое исповедание веры и чтобы отныне папы при избрании поступали точно так же перед кардинальской коллегией». Итак, собор решил, что он (собор) овладеет властью от Христа и что все люди в любом звании должны подчиняться ему. Так же все должны принимать его решения. Папа перестал быть единым правителем и законодателем церкви, теперь собор начал иметь юридическое превосходство над папой. И церковное устройство стало функционировать в рамках другой системы. Еще собор занялся ликвидацией ересей, одним из осужденным на соборе был магистр пражского университета Ян Гус. Заключение Мы исследовали столетний период в истории Западной Церкви, который принес с собой множество событий и действий, которые подорвали могущество и авторитет главы Римской Церкви, и всей Западной Церкви данного времени. Народу было тяжело, смотреть на то, как все безнравственные действия прощаются людям, которые находятся во главе Церкви. И от лица народа стали пытаться внести внутренние изменения в церкви представители реформаторского движения. Ведь по сути одним из первых, кто предпринял попытки произвести реформы в церкви был Ян Гус, а некоторые историки его считают основоположником реформаторского движения. Таким образом, можно считать, что столетние безнравственное, властолюбивое, корыстное поведение понтификов привело западный мир к реформации и окончательному отделению западных церквей. Использованная литература Исследования: 1) История папства. [Текст]: пер. с венг. / Е. Гергей - М: изд. «Республика», 1996 - 463 с. ) История папства [Текст] / С.Г. Лозинский -3-е изд. - М.: Политиздат, 1986 -382 с. ) Папы и папство. [Текст] / Ян Веруш Ковальский; перевод с польского Т. Трифоновой-М: Политиздат, 1991-236 с. Публицистика: ) История Христианской церкви. [Текст] / Тальберг Н.Д. -Киев :изд. им. св. Льва, 2007 -950 с. ) Очерки по истории Вселенской Православной Церкви [Текст]: Курс лекций/Александр Дворкин- 3-е изд.- Н. Новгород: изд. «Христианская библиотека», 2006 - 935с

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=537787

© Библиофонд


написать администратору сайта