Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. 1.2 Понятие и основные этапы публичного выступления

  • 1.2 Основные правила построения публичной речи

  • реферат. РЕФЕРАТ. Оглавление Заключение 14 Библиографический список 16 введение


    Скачать 32.01 Kb.
    НазваниеОглавление Заключение 14 Библиографический список 16 введение
    Анкорреферат
    Дата24.02.2022
    Размер32.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ.docx
    ТипДокументы
    #371970

    Оглавление


    Заключение 14

    Библиографический список 16


    ВВЕДЕНИЕ
    Публичное выступление – один из важнейших видов массовой коммуникации, цель которого – вызвать определенную реакцию у слушателей. Такое выступление, в силу своих особенных характеристик, всегда направлено на аудиторию, всегда рассчитано на наличие контакта между ней и оратором, всегда преследует какие-либо важные для выступающего цели. Все исследователи в области риторики сходятся в одном общем мнении – к любому публичному выступлению надо готовиться. И это касается не только кропотливой проработки материала, примеров, глубокого изучения темы выступления, но и разработки правильной структуры речи. Именно структуре публичного выступления будет посвящено настоящее научное исследование.

    В процессе исторического развития ораторского искусства, возникали все новые и новые идеи относительно расположения и содержания различных частей публичного выступления. Однако, как правило, все исследователи исходили из общепринятой трехчастной структуры публичного выступления, включающей в себя вступление, основную часть и заключение. Подобное внутреннее устройство речи было известно риторике еще со времен первых значительных представителей ораторских школ Древней Греции и Древнего Рима, таких, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Процесс структурирования и проработки материалов выступления всегда занимал значительную часть времени, выделяемого на подготовку публичного выступления.

    Вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления для современного общества стоит наиболее актуально. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии юриста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим. Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

    Несмотря на то, что структура публичного вступления является достаточно традиционным и неизменным теоретическим образованием, актуальность ее изучения также не уменьшается. И в наши дни различными исследователями в области ораторского искусства издаются монографические работы, посвященные рассмотрению процентного соотношения различных структурных элементов выступления между собой, определению содержания и правил построения этих элементов, а также различных стратегий разработки структурных частей в зависимости от цели выступления, индивидуальных особенностей оратора и его аудитории и так далее.

    Цель исследования: изучение различных подходов к структурированию публичного выступления.

    Задачи исследования:

    1. рассмотреть общетеоретическое понимание понятия публичного выступления, определение его особенностей и основных видов;

    2. выделить процесс структурирования как важнейший подготовительный этап при разработке публичного выступления;

    3)

    В процессе работы над выбранной темой нами были исследованы различные теоретические источники. Прежде всего, к таким источникам можно отнести различного рода монографии в области научного и научно-популярного исследования рассматриваемой нами темы.

    Настоящая научная работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
    Глава 1.

    1.2 Понятие и основные этапы публичного выступления
    Публичное выступление – один из важнейших видов массовой коммуникации, высшая форма проявления ораторского искусства. Основным отличительным признаком, придающим данному виду речевой коммуникации особую значимость, выступает публичность, под которой подразумевается открытость, официальность и явность такого вида выступления. Стоит отметить, что, несмотря на то, что публичные выступления, как правило, дифференцированы по своей направленности, они всегда имеют одну общую цель – развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем апробации на практике различных риторических приемов. При этом такая апробация не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать выступление на публике как можно более комфортным для себя, что, во всяком случае, не исключает подготовки к публичному выступлению и его структурирования.

    Итак, прежде всего, рассмотрим общее понятие публичного выступления. В толковом словаре С.И. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление – это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое». При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл.

    Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации (помимо свойства публичности) являются:

    а) оперативность;

    б) возможность использования различных способностей слушателей;

    в) принципиально творческий характер устного выступления;

    г) непосредственное живое общение оратора и аудитории;

    д) эмоциональное воздействие выступающего на слушателей.
    Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С.М. Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления.

    Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов. Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия.

    Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи (как устной, так и письменной) не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время. Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие.

    Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления?

    1. Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории.

    2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее.

    3. Заключение, или выводы. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов.

    В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления. Так, П. Сопер в своей работе «Основы искусства речи» отмечает, что вступление и заключение должны составлять по 20% каждое, тогда как на основную часть отводится, соответственно, 60% от общего объема публичного выступление. Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами.

    В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве. При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления
    1.2 Основные правила построения публичной речи
    Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе.

    Первоначально при подготовке публичной речи необходимо определиться с ее темой. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

    Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

    Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

    Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

    Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.

    Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

    Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

    Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

    - зачин (начало выступления),

    - вступление,

    - основная часть,

    - заключение,

    - концовка речи.

    Но отдельные части ее могут отсутствовать.

    Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

    Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

    - принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

    - принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

    - принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;

    - принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

    Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной.

    Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

    Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожиданное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

    Используются также следующие приемы:

    - прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

    - апелляция к событиям,

    - известным оратору и аудитории,

    - к погоде, к личности оратора (примеры из собственного опыта),

    - обращение к аудитории и др.

    Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

    Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

    В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

    Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Система аргументации включает в себя "способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая идеологией, пропагандой и искусством и др.".

    Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными.

    Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

    Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

    Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора – его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.
    1.3 Характерные особенности публичной речи
    Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.

    Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т.е. речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

    Для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершённость. Эти же признаки свойственны и публичной речи.

    Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует: почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность восприятия адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.

    Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс двусторонний – диалог, который носит характер субъектно-объектных отношений между говорящим и аудиторией.

    Публичная речь характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

    1. Наличие обратной связи (реакция на слова говорящего). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная речь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

    2. Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как её слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Учёными установлено, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

    3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учётом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчётом на его произнесение. Выступающий постоянно должен балансировать, выбирая оптимальный вариант своей речи.

    4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь представляет собой устную форму общения, в ней важную роль в процессе выступления играют также невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, её темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).


    Заключение



    Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

    Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

    Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

    Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

    Культура речи - совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним откосятся:

    - точность,

    - понятность,

    - чистота речи,

    - богатство и разнообразие,

    - выразительность,

    - правильность.

    Таким образом, каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:

    - понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;

    - усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;

    - овладеть нормами литературного языка, его богатством.

    Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

    Библиографический список





    1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство. - Л., 2017.

    2. Баранник Д.Х. Устная монологическая речь: Автореф. дис.... д-ра филол. наук. - Москва, 2020.

    3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. - Ростов н/Д., 2020.

    4. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт-Петербург: Слово, 2017

    5. Культура русской речи. Учебник для вузов под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2020

    6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М.: Флинта, Наука, 2017.

    7. Паршина О.Н. Риторика для юристов. - Астрахань, 2018. (Б-ка АГТУ).

    8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 2017

    9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 2017


    написать администратору сайта