Охарактеризовать основные выразительные средства массовых спорти. Охарактеризовать основные выразительные средства массовых спортивнохудожественных представлений
Скачать 18.83 Kb.
|
Охарактеризовать основные выразительные средства массовых спортивно-художественных представлений. К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят: -Массовые упражнения; -Построения и перестроения; -Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера; -Художественный фон (живой экран). 1) Массовыми называются упражнения, выполняемые одновременно большим количеством участников. Они выполняются без предмета или с предметами. В практике массовых спортивно-художественных представлений апробировано уже очень большое количество предметов, отличающихся друг от друга по форме, цвету, целевой направленности и другим признакам. Предметы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят: палки, шарфы, флажки, гантели, гири, булавы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты и пр., а к групповым: шесты, лестницы, бревна, гимнастические скамейки, щиты и др. Такие предметы позволяют внести в выступления элемент неожиданности и всегда очень зрелищны. По содержанию и характеру выполнения массовые упражнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые упражнения. 2) В МС-ХП роль построений и перестроений очень велика. Они организуют участников, составляют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого. Построение – это взаимное расположение участников на поле стадиона. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка. По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкнутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнениях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с групповым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в поточных упражнениях, в финале, на выходах и уходах. По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нетематические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - "звезда", "солнце", "самолет", эмблема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетематическими считаются построения в виде различных геометрических фигур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.). Различных вариантов построения участников бесчисленное множество. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Факторами, определяющими выбор построения, являются: - вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые); - предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и возможности; - конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление; - специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.); - тема и идея представления. Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них невозможно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развивается. Поэтому, как выразительное средство, построения рассматриваются в связи с перестроениями. Перестроения – это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями огромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка. В массовом спортивно-художественном представлении выделяют: - перестроения как упражнение; - перестроения переходные или монтажные. В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых упражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или более полного использования возможностей предмета. Для перестроений, выполняемых как упражнение, характерны следующие особенности: незначительная амплитуда передвижения участников; подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью); четкость и красочность рисунка в момент исполнения. Характерными особенностями монтажных перестроений являются: самостоятельность их как действия (они выполняются на специально подобранную музыку); большая амплитуда передвижения участников по всему полю. Подобные перестроения имеют место при построении тематических рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при построении финала и ухода участников. 3) Характерной особенностью современных массовых спортивно-художественных представлений является их высокая насыщенность по содержанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номера представителей разных видов искусства. Вставными номерами они называются потому, что их выступление происходит на фоне огромной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях зависит не только от их содержания и качества исполнения, но от их подачи на фоне огромной массы участников. Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выступления представителей спортивной и художественной гимнастики, акробатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конструкциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-художественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, военизированные, комические и пр. 4) Художественный фон (живой экран). Является активным участником действий, происходящих на поле. Своими рисунками, плакатами, сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывает тему и идею представления. В отдельных случаях фон может выступать и в качестве солиста, выполняя главную роль в представлении. Картины живого экрана бывают мозаичные и рисованные. Типичным для отечественной школы режиссуры является мозаичный фон. Его отличительная особенность - динамичность в показе любой картины, которая обеспечивается выбранным предметом (элементом) мозаичной основы. Это фонирующий флажок, который сшивается из двух разных по цвету кусков материала (лучше ацетатного шелка) размером 50 х 50 см или 60 х 60 см. Очень важна и квадратная форма фонирующего флажка. Она позволяет показывать картинки одну за другой без пауз. Такая техника показа нужна при демонстрации серии картинок, имеющих единое смысловое содержание, а также при многокадровых, быстро сменяющихся рисунках. Отсутствие пауз между ними является специальным приемом, позволяющим сделать фон более динамичным и интересным. Помимо флажков, в работе художественного фона используют и некоторые другие предметы, например, двухцветные веера, небольшие цветные или блестящие гирлянды, цветные платочки и пр., легко сочетающиеся с флажками. Например, показывая ромашку, можно в центре ее поднят ь веера или шары желтого цвета, а лепестки изобразить флажками. В нашей стране рисованные картины художественного фона называют панно. Они выполняются художниками не на картоне в альбомах, а на фонирующих флажках. Панно на весь экран делаются очень редко. Чаще в технике рисунка делают только отдельные части картины, которые не поддаются мозаике и требуют более тонкой детализации рисунка. В картине может быть несколько таких участков, а все остальное выполняется мозаикой. |