Главная страница

Онтология и метафизика. Онтология и метафизика Дайте определения понятиям. Понятие Автор понятия


Скачать 20.61 Kb.
НазваниеОнтология и метафизика Дайте определения понятиям. Понятие Автор понятия
АнкорОнтология и метафизика
Дата28.09.2020
Размер20.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_Zadanie_Ontologia_i_metafizika.docx
ТипГлава
#139968



ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
1. Дайте определения понятиям.


Понятие

Автор понятия

Определение

ОНТОЛОГИЯ

Р. Гоклениус

«учение о бытии», один из базовых разделов в структуре философского знания.

МЕТАФИЗИКА

Андроний

Родосский

понятие философской традиции, последовательно фиксирующее в исторических трансформациях своего содержания



2. Сформулируйте основные вопросы онтологии и метафизики.

Онтология

Метафизика

1. Что существует?

2. Почему существует?

3. Что такое бытие и небытие?

1. Что есть причина причин?

2. Каковы истоки истоков?

3.Каковы начала начал?



3.Назовите имя первого великого метафизика, “отца метафизики”
Парменид
4. Охарактеризуйте соотношение онтологии и метафизики?
Онтология - основополагающая метафизики, но не отождествляющаяся с ней онтология является своего рода метафизика бытия
5.Заполните таблицу “Онтология и типы существования объектов”

Атрибуты Бытия

Пространство

+

-

-

+

Время

+

+

-

-




Название мира

объектов
















П

Р

И

М

Е

Р

Ы
О

Б

Ъ

Е

К

Т

О

В

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.


6.Назовите основные ошибки, возникающие при попытке дать определение понятию Бытие.


Тип ошибки

Пример.

Узкое

Объективный мир, существующий независимо от сознания

Широкое

Все существующее и материальное, и мнительное

Круг

в определении

«Бытие есть бытие»



7.Дайте определение базовым онтологическим понятиям.

Субстанция –

Сущность, то что лежит в основе

Субстрат –

Это то, из чего что-либо состоит


8.Заполните таблицу “Пространство и время как атрибуты бытия”





Субстанциональная концепция ПиВ

Релятивистская концепция ПиВ

Автор

Ньютон

Эйнштейн

Идея

Время и пространство существуют независимо

Время не может быть отделено от трёх измерений пространства, потому что наблюдаемая скорость, с которой течёт время для объекта, зависит от его скорости относительно наблюдателя, а также от силы гравитационного поля, которое может замедлить течение времени.



9.Заполните таблицу “Вариативность пространства и времени”.





Физическое

Социальное

Духовное

Пространство

То, что можно измерить линейкой

Государственная граница

Внутреннее пространство

Время

Час

Событие






10. Заполните таблицу “Онтологическая позиция мировоззрения (количество субстанций)”.

Монизм

Дуализм

Плюрализм

Автор

Маркс

Декарт

Лейбниц

Идея

Материалистическая модель всего сущего

Неразрывно сосуществуют два начала не сводимые друг к другу или даже противоположные

Множественное взаимодействие между субстанциями


11.Назовите основные атрибуты (всеобщие формы её бытия) материи и дайте им определение.


1. Движение

Различные изменения

2. Пространство

Совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их взаимное расположение и относительную величину

3. Время

Порядок смены явлений и состояний, их последовательность и длительность



12.Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи.

Восстановите список.

  1. Механическая

  2. Физическая

  3. Химическая

  4. Биологическая

  5. Социальная



13.Охарактеризуйте универсальные свойства материи.


Несотворимость и неуничтожимость




Вечность



Движение



Детерминированность



Причинность



Отражение




14.Охарактеризуйте понятие


НЕБЫТИЕ





15.Приведите примеры использования категории “небытие” в религии, философии и науке


Религия

Философия

Наука

1.

2.

3.

1.

2.

3.



1.

2.

3.



16.Охарактеризуйте сущность двух принципов “мироустройства”:


Антропный принцип



Принцип заурядности





17. Внимательно прочитайте текст и объясните позицию Б.Рассела (теория дескрипций) в отношении проблемы существования

“Под «дескрипцией» я подразумеваю такую фразу, как, например, «теперешний президент Соединенных Штатов», где обозначается какая-то личность или вещь, но не именем, а некоторым свойством, принадлежащим, как предполагают или как известно, исключительно этой личности или вещи. Такие фразы причиняли раньше много неприятностей. Предположим, я говорю: «Золотая гора не существует», – и предположим, вы спрашиваете: «Что именно не существует?» Казалось бы, что если я отвечу: «Золотая гора», – то тем самым я припишу ей какой-то вид существования. Очевидно, что если я скажу: «Круглого квадрата не существует», – это будет не тем же, а другим высказыванием. Здесь, по-видимому, подразумевается, что Золотая гора –)то одно, а круглый квадрат – другое, хотя и то и другое не существует.

Назначение теории описаний – преодолеть эти, а также и другие трудности. Согласно этой теории, если утверждение, содержащее фразу в форме «то-то и то-то», анализируется правильно, то фраза «то-то и то-то» исчезает. Например, возьмем утверждение «Скотт был автором „Веверлея”». Теория интерпретирует это утверждение следующим образом: «Один и только один человек написал „Веверлея”, и этим человеком был Скотт». Или более полно: «Имеется один объект с , такой, что утверждение «х написал „Веверлея”» истинно, если х есть с , и ложно в других случаях. Более того, х есть Скотт». Первая часть этого высказывания до слов «более того» определяется как обозначающая:

«Автор „Веверлея” существует (или существовал, или будет существовать)». Таким образом, «Золотая гора не существует» означает: «Не имеется объекта с такого, что высказывание „х – золотое и имеет форму горы” истинно только тогда, когда х есть с , но не иначе». При таком определении не нужно ломать голову над тем, что мы подразумеваем, говоря: «Золотая гора не существует».

Существование, согласно этой теории, может утверждаться только относительно дескрипций. Мы можем сказать: «Автор „Веверлея” существует»; но сказать: «Скотт существует», – плохо грамматически или весьма плохо синтаксически. Все это объясняет два тысячелетия глупых разговоров о «существовании», начатых еще в «Теэтете» Платона. Один из результатов этой деятельности в области философии, которую мы рассматриваем, – это свержение математики с величественного трона, который она занимала со времени Пифагора и Платона, и разрушение предубеждения против эмпиризма, которое из этого вытекало. И действительно, математическое знание не выводится из опыта путем индукции; основание, по которому мы верим, что 2 + 2 = 4, не в том, что мы так часто посредством наблюдения находим на опыте, что одна пара вместе с другой парой дает четверку. В этом смысле математическое знание все еще не эмпирическое. Но это и не априорное знание о мире. Это на самом деле просто словесное знание. «3» означает «2 + 1», а «4» означает «3 + 1». Отсюда следует (хотя доказательство и длинное), что «4» означает то же, что «2 + 2». Таким образом, математическое знание перестало быть таинственным. Оно имеет такую же природу, как и «великая истина», что в ярде 3 фута”.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Приведите примеры гипостазирования

1._____________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Библиографический список

Основная литература


  1. Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

  2. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. - 447 с.


Рекомендуемая литература


  1. Наука: от методологии к онтологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: А.П. Огурцов, В.М. Розин. – М.: ИФ РАН, 2009. – 287 с.

  2. Никитаев В.В. К онтологии множественности миров. Философия науки. Вып. 6. - М.: ИФРАН, 2000. –С.135-159.

  3. Розов Н.С. Философия небытия: новый подъем метафизики или старый тупик мышления? Credo New, 2011, №1(65) C.158-186.

  4. Смирнов А.В. Возможна ли незападная философия // Философский журнал. 2011. №1(6).

  5. Тарароев Я.В. Представление бытия как связей в контексте современной космологии // Философия науки №14, 2009. - C.158-170.

  6. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.

  7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Философия и общество, 2005, №1. С.5-15.





написать администратору сайта