Главная страница

Определение толерантности история становления понятия и современные интерпретации


Скачать 35.4 Kb.
НазваниеОпределение толерантности история становления понятия и современные интерпретации
Дата06.04.2019
Размер35.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTOLERANTNOST_2.docx
ТипДокументы
#72806

1.«Определение толерантности: история становления понятия и современные интерпретации»

1. Толерантность - социологический термин, обозначающий уважение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, сексуальной ориентации, расовой, национальной, гендерной принадлежности и обычаям.

2. Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

· В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

· Во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

· В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
3.«Представление о видах и типах толерантности в современных обществах»

1.Виды:

•Личностная включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы, т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека.

•Когнитивная заключается в осознании и принятии сложности и многообразности жизненной реальности.

•Эмоциональная - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (Пример: способности к эмпатии; собеседники могут найти общие интересы, восстановление человеческих связей и тд)

•Поведенческая: способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения; готовность к толерантному отношению к высказываниям других; способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться.

2. Типы (по Мацковсковскому Михаилу Семеновичу):

•Политическая – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

•Межнациональная – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.

•Расовая – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.

•Религиозная – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

•Гендерная – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.

•Возрастная – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

•Физиологическая – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.

•Сексуально–ориентационная – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

•Образовательная – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.

•Географическая – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

•Межклассовая – уважительное отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.

•Маргинальная – отношение к бездомным, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.




4.«Классические античные и западноевропейские теории о содержании и ценностях толерантных взаимоотношений»

1. Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон:

• Платон:

Свободные обитатели других частей Лаконии, называвшиеся периэками, не имели политических прав. Положение женщин в Спарте было своеобразным. Их не изолировали от общества, подобно почтенным женщинам во всех других частях Греции. Девочки проходили такое же физическое обучение, как и мальчики; более примечательно то, что мальчики и девочки занимались вместе гимнастикой в обнаженном виде. "Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела.

Женщины прямо вмешивались в дела мужчин, отдавая мужчинам первенство только в политике.

Женщинам не разрешалось проявлять какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они не могли проявлять свое горе, если их новорожденного ребенка приговаривали к смерти как слабого или если их сыновья были убиты в сражении. В то же самое время бездетная замужняя женщина не должна была возражать, если государство приказывало ей проверить, не окажется ли какой-либо другой мужчина более удачливым, чем ее муж, в произведении на свет новых граждан.

Для такого философа, как Платон, занимающегося наукой о государстве, спартанское государство казалось наилучшим приближением к идеалу.

Утопия Платона:

Платон начинает с того, что решает разделить граждан на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. Во-первых, девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику и военное искусство вместе с юношами. Женщины должны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами. Несомненно, между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют никакого отношения к, политике. Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами.

• Аристотель:

Аристотель, живший после падения Спарты, дает явно враждебное описание ее государственного устройства. То, что он говорит, настолько отличается от того, что говорят другие, что трудно поверить, будто он говорит о той же самой стране, например: "...законодатель, желая, чтобы все государство в его целом стало закаленным, вполне достиг своей цели по отношению к мужскому населению, но пренебрег сделать это по отношению к женскому населению женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши... При тайком государственном строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами управляют женщины, что и наблюдается большей частью живущих по военному воинственных племен. Ко времени Аристотеля две пятых всей спартанской земли принадлежало женщинам, что вызывало у мыслителя культурный шок и критику неравномерного распределения собственности, переходившей в Спарте по наследству не только мужчинам, но и женщинам. По Аристотелю государство служит способом достижения идеала справедливого государства, государство общего блага, государство, в котором бы воплотились принципы естественного права.

Монархия-аристократия-полития; идея разделения властей.

Золотая середина — философский термин. Желаемое среднее между двумя противоположностями: избытком и недостатком. Аристотель, толкующий основную добродетель людей как «середину», под «терпимостью» понимает возможность равноценного существования вещей и людей.

Гоббс (середина 17 века)

«Левиафан»

Естественное состояние: Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но природа человека такова, что он хочет постоянно выделиться за счет других, распространить свою власть на других и проч., что ведет к конфликтам и войне и нарушению прав других людей.

Цели создания государства: обеспечение мира и безопасности как основной мотив. Обеспечение прав и свобод человека, но ровно в той степени, пока они не идут в противоречие с интересами государства.

Какое должно быть государство: допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т.д.

Локк (середина 17 века)

«Два трактата о правлении»

Приоритет естественных прав. Естественное состояние: Люди, живущие вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одних над другими и с правом судить друг друга, и представляют собою, собственно, естественное состояние

Цели создания государства: Выясняется, что там, где большинство людей находится в естественном состоянии, могут тем не менее встретиться люди, не живущие в соответствии с естественным законом, и что естественный закон предусматривает, кстати, что может быть предпринято, чтобы противостоять таким преступникам. 

Какое должно быть государство: отвержение тирании, так как она ущемляет естественное состояние человека.

«Опыт о веротерпимости», «Послание о веротерпимости» и др. Толерантность – это основополагающий принцип взаимоотношений. Каждый человек имеет право на свободу. Локк выступает за необходимость широкой веротерпимости и права на свободу совести. Отвергает насилие, которое по его мнению не достигает цели. Толерантность обеспечивает в обществе мир и согласие.

8. Воплощение ценностей толерантности в Конституции США. Поправки к Конституции США

Конституция США
17 сентября 1787 г.- принятие Конституции в США(4 марта 1789г. Вступила в силу)
Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых участвуют США, утверждают, что все люди имеют право на самовыражение. Это право предусматривает свободу поиска, получения и распространения любой информации и любых идей.
В США это право защищает Первая поправка к Конституции США. В ней сказано: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
Конституция США защищает от правительственных преследований даже наиболее спорные и оскорбительные формы самовыражения, допуская регулирование свободы слова только при ограниченных и узко определенных обстоятельствах. В основе американской системы лежит убеждение в том, что свободный и открытый обмен идеями помогает пониманию, способствует поиску истины и помогает опровергнуть ложь. Соединенные Штаты верят, – и эта вера подтверждена опытом, – что самый эффективный путь борьбы с оскорбительными формами самовыражения – это не запреты, а ответное самовыражение. Первая поправка обеспечивает широкую защиту свободы самовыражения в США. Но свобода слова не является абсолютной. Как правило, правительство имеет больше возможностей накладывать ограничения по форме, чем по содержанию.

23.«Универсализм проблем миграции и реакции на эти проблемы государствами и обществами.»

Миграция населения — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. На сегодняшний день очень актуальна проблема миграции. Основной причиной международной миграции является экономическая разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Эмиграция совсем не обязательно подразумевает приобретение или смену гражданства. Россия, в частности, разрешает своим гражданам иметь второе гражданство. На данный момент миграция очень влияет на положение в стране, из которой мигрируют или наоборот. Страны, в которых мигрируют, испытывают огромные сложности с нелегальными мигрантами . Для мигрантов есть определенные требования, которых они обязаны выполнить, в противном случае они будут депортированы. Эти условия часто не соблюдаются, и государство многие годы борется с нелегальными мигрантами. Есть определенные страны, у которых наиболее остро стоит проблема миграции населения, прежде всего это касается экономического положения в стране. Очевидно, что стоит бороться не с миграцией, а с причинами, по которым, население мигрирует из одной страны в другую. Миграция не всегда подразумевает уезд из одной страны в другую в связи с экономическими проблемами, люди могут мигрировать и по другим причинам, например, смена места жительства по собственным интересам и так далее. Основными проблемами миграции являются: рост криминала, притеснение культуры и религии коренного народа, преобладание предложения над спросом на рынке труда, и, следовательно, снижение зарплат, негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом, осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места. Но есть и плюсы для тех стран, которые принимают мигрантов: решение демографической проблемы, низкая стоимость рабочей силы приезжих в конечном результате увеличивает конкурентоспособность выпускаемой государством продукции, обогащение культуры, обмен опытом и так далее. Дети мигрантов так же учась в другой стране испытывают сложности в обучении. Они заметно отстают в учебе, по сравнению с остальными учащимися, я считаю, что в таких ситуациях очень важно помочь. Дети мигранты при правильном подходе смогут быстрее адаптироваться в новой стране, это пойдет на пользу такой части населения. В результате, многие дети имеют возможность получить образование и жить в условиях намного лучше, чем в той стране, откуда эмигрировали. Это, безусловно, большой плюс миграции. Самая острая проблема миграции все же состоит в расовой дискриминации. Появившиеся у людей предрассудки негативно складываются в отношении коренных жителей на эмигрантов. Чаще всего предрассудки носят антисоциальный характер. Они могут сложиться в случае если, например, эмигрант будет замешан в каком-либо конфликте, переросший на национальную почву и на которую особенно остро отреагирует общество. Россия, как написано в конституции, многонациональный народ. И вопреки проблемам миграции можно все же уверенно сказать, что если в стране много наций это является преимуществом. Именно это способствует культурному обогащению. Межкультурное обучение помогает проникнуться в культуру и традиции других стран. Современные тенденции развития общества опираются на поликультурном развитии общества. Есть страны, которые решают проблемы интеграции мигрантов, но это имеет чаще всего временный эффект, в мире много стран, в которых нестабильное положение и эти страны покидает огромное население. Мигранты могут идти из одной страны в другую огромным потоком, и это всегда проблематично. Такая проблема в современном мире очень актуальна в Европе.


написать администратору сайта