Главная страница

контрольная. Никитинская. Оригинальные повести второй половины xv века


Скачать 25.15 Kb.
НазваниеОригинальные повести второй половины xv века
Анкорконтрольная
Дата11.09.2022
Размер25.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНикитинская.docx
ТипКонтрольная работа
#671602

ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Древнерусская литература и культура»

Тема: Оригинальные повести второй половины XV века

Выполнил студент 1 курса, 2Б44Ф-11\з группы,

направления:44.03.01 Педагогическое образование,

профиля: Филологическое образование

Никитинская Анжелика Владимировна

Работа сдана «__» __________ 2022 г.

Проверил: Воронина Т.Н.

Оценка_________________________________
Понятие повести как жанра древнерусской литературы, новое в повестях второй половины XV века. В XV веке в России появляются новые оригинальные произведения, которые причисляются к беллетристическим жанрам. XV век стал переломным в истории русской повествовательной прозы. Памятники литературы, появившиеся на Руси, не отличались жанровой определенностью. Чаще они предназначались для личного чтения или примыкали к церковной литературе. Только две повести «Повесть о Дракуле» и «Повесть о Басарге» можно отнести к светскому сюжетному повествованию.

Древнерусская повесть – это отдельный литературный памятник, не входящий в более обширные своды и не имеющий явно обозначенного светского или церковного назначения. В XV веке обширную известность приобретают смешанные сборники, в которых и появляются повести. В отличие от более ранних эти повести рассказывают не только об исторических событиях, но и об обычных людях, в жизни которых происходят занимательные события. Беллетристика была лишена церковного назначения, назидания, по этой причине большое внимание стало уделяться сюжету повествования. Авторы стремили передать живую речь, уходя от этикетности. Своеобразные черты беллетристики определили её развитие в XVI веке.

«Повесть о Дракуле». История создания, источник, возможный автор, редакции. Рассмотрим памятник письменности «Повесть о Дракуле». Повесть дошла до нас в кирилло-белозерском сборнике Ефросина 1491 – 1492 годах, а также в псковском сборнике 1499 – 1502 годах. Написана же повесть была гораздо раньше – в 80-х годах XV века. Предположительно автором повести является Федор Курицын – еретик и дипломат, ездивший в эти годы в Венгрию и Молдавию.

История создания, источник, возможный автор, редакции. Стоит отметить сложность сюжетного повествования повести, которое разбивается на несколько эпизодов – новелл. В основе каждого эпизода лежали анекдоты о Дракуле, услышанные русскими путешественниками, которые побывали в Венгрии и Молдавии. В целом, сюжет можно разделить на 3 части. 1 часть – война с турками. 2 часть – характеристика Дракула как правителя. 3 часть – последние годы жизни Дракулы.

В повести представлен главный герой – Дракула – воевода Мунтьянской земли. Его имя переводится как «Дьявол», что соответствует его жизни. Далее замечаем, что повесть начинается, будто с середины – с рассказа о приеме Дракулой турецких послов. После расправы с послами рассказывается о последовавшей за этим войне с турками и о том, как Дракула обманул султана, опустошил его страну (2-3 эпизоды). Затем автор представляет то, каким Дракула был правителем в своей стране. Он сжег бедных и нищих людей, говоря о том, что дарит им жизнь без мучений лишений. Наказал за кражу у Венгерского купца денег вора, посадив его на кол. Наказывал женщин, которые лишались невинности до брака или изменяли своим мужьям (вырезали срамное место). Отрубил руки жене и посадил её на кол, когда та не заботилась о свое муже и не шила ему новых рубашек. Посадил на кол слугу, который не смог обедать рядом с Дракулой из-за смрада, исходящего от трупов, сидевших вокруг стола. Убивал послов, которые не умели разговаривать с государями (4-12 эпизоды). Далее судьба главного героя претерпевает изменения. На войне с венгерским королем Матьяшем Дракулу сдают изменники. Воевода вынужден сидеть в темнице. Спустя 12 лет Дракула получает возможность вернуть свой престол, сменив веру. Он отвергает православие и становится католиком. Автор вновь заостряет внимание на том, что за время заключения Дракула не отступился от своих привычек – мучил птиц и мышей, убил пристава, последовавшего беглого преступника и забежавшего во двор к пленному Дракуле. Обстоятельства смерти героя довольно необычны. Во время нападения турков на Мунтьянскую землю. Желая видеть, как войны расправляются с врагами, Дракула отделился от войска и поскакал на гору. Его приняли за турка и закололи копьями (13-17 эпизоды). Исходя из особенностей повествования, можно сделать вывод, что каждый отдельный эпизод нанизывается на единый стержень. Дробность этих эпизодов здесь ощущается полной мере. Автор изображает воеводу Дракулу как жестокого правителя.

История создания, источник, возможный автор, редакции. Построение повести полностью вытекало из «концепции» автора – дать характеристику главного персонажа. Эпизод за эпизодом подчеркивал его жестокость, «зломудрость» и одновременно справедливость, нелицеприятие. Мотив испытания проходит через все эти эпизоды, и именно этот мотив является одним из популярнейших мотивов мировой литературы и искусства. «Зломудрие» Дракулы проявляется во множестве эпизодов. Например, объявил Дракула по всей земле, чтоб пришли к нему и бедные, и больные, и нищие. Собрались все люди, накормили их вдоволь и поместили их в хороме. Воевода пришел к ним и спрашивает: «Чего еще хотите?», «Хотите ли, чтоб я сделал вас счастливыми на этом свете, ни в чем не будете нуждаться?». Люди отвечали согласием, тогда Дракула приказал запереть хором и зажечь его. Дракула объяснил свой поступок тем, что желал, чтоб все на его земле были богаты, и тем, что он освободил этих людей от нищеты и болезней. Так же Дракула поступает и с турецким царем, обещая ему послужить, а на самом деле, разграбил его земли. Можно выделить и положительные черты главного героя. В тексте мы замечаем следующее высказывание «если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти». На земле воеводы всегда царил порядок, никто не желал расплачиваться мучительной смертью от рук Дракулы за свои грехи. Страх перед беспощадностью Дракулы был так силен, что никто не посмел украсть золотую чару, поставленную рядом с колодцем в безлюдном месте. Также Дракула щедро награждал тех, кто проходил его испытания. Из отрицательных черт, как было сказано выше, мы можем выделить чрезмерную жестокость. Если рассматривать заключительные эпизоды повести, то следует отметить, что ради богатств и престола Дракула отказывается от православия, переходя к лживой вере – католичеству. Это также можно отнести к отрицательным проявлениям характера героя.

История создания, источник, возможный автор, редакции. История создания, источник, возможный автор, редакции. Следующая повесть второй половины XV века, которую необходимо рассмотреть, «Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле». Датировка данного произведения менее ясна по сравнению с первой повестью. Дошла до нас в рукописях, сборниках, куда вошла как отдельное произведение, не ранее XVII века. Важные данные для определения времени издания сохранились в трудах М.О. Скрипиля. Он установил существование нескольких редакций повести, которые именуются по месту, откуда или куда, согласно каждой версии, путешествует купец Басарга – «антиохийская», «киевская», «басурманская», «венецианская». Также позднее стал известен древнейший список «Повести о Басарге» - рукопись начала XVII века Соловецкого собрания № 31. История текста еще требует дальнейшего исследования.

Особенности сюжета и композиции. Сюжетное построение представлено не разрозненными эпизодами, а единой развернутой новеллой. Можно разделить текст на несколько частей. 1 часть – история царя Антиохии Несмеяна Гордого. 2 часть – прибытие в город Антиохию Дмитрия и его сына. 3 часть – купец Дмитрий на приеме у царя. 4 часть – Дмитрий ведет разговор с сыном о загадках царя. 5 часть – Борзосмысл разгадывает загадки царя. 5 часть – свержение Несмеяна Гордого. 6 часть – венчание на царство Борзосмысла. Таким образом, наблюдается в повести тема освобождения христиан из-под господства гонителей, что связывает это произведение с житийной литературой.

Фольклорная основа памятника. Сравнивая повесть и сказку, можно выделить следующие общие черты. Во-первых, категория героя. Борзосмысл приходится купцу сыном. Ранее в древнерусской литературе только воеводы, цари могли завоевывать себе царства. Здесь же автор отдает эту миссию сыну купца. Борзосмысл – это и купеческий сын, и мудрый отрок. Только с помощью своей мудрости отрок ведет сказочную борьбу с царем Несмеяном Гордым. Во-вторых, характер изображения борьбы и событий. Борьба является не политическим, не общественным, а личным делом героя. Купец Дмитрий не хотел встречаться с царем и только из-за стражи ему приходится бороться с Несмеяном. Подвиги совершаются не ради освобождения города, а ради личной судьбы. Структура сюжета относительно близка к структуре волшебной сказки. Отлучка – отплытие корабля Дмитрия от Царьграда; запрет – купец Дмитрий православной веры, а антагонист призывает всех обратиться в латинскую веру; вредительство – Несмеян Гордый задерживает Дмитрия, сообщает условия свободы; о беде сообщается герою – купец Дмитрий делится переживаниями с сыном Борзосмыслом; противодействие – Борзосмысл готов помочь отцу; отправка – Борзосмысл и отец отправляются к царю; борьба – разгадывание загадок; наказание врага – отгадывание третьей загадки; воцарение. Именно эта структура подтверждает сказочную традицию в повести о Борзосмысле.

В основе сюжета лежит разгадывание загадок: «далеко ли от востока до запада?», «чего десятая часть в мире прибывает, а десятая часть убывает?», «что нужно сделать, чтобы, проклятые, не смеялись язычники над вами, православными христианами?». Значение третьей загадки двойственное, и Борзосмысл уверен, что эту загадку можно решить лишь посредством незамедлительного свержения царя Несмеяна.

Общность памятников. Проанализировав две повести, можно сделать вывод, что они обладают общими чертами. Единый сюжет «Повести о Басарге и сыне его Борзосмысле» схож с эпизодами-анекдотами «Повести о Дракуле», в основе также лежит разгадывание загадок. Отмечаем и излишнюю назидательность, непринадлежность к церковным текстам, а скорее к светским. Авторы уделяют большое внимание занимательности сюжета. Эти повести сближаются с устным повествованием или со сказочными традициями.
Список использованной литературы


  1. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Ленинград: Наука, 1970. – 599 с.

  2. Шайкин, А.А. «Повесть о Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле» и народная сказка /А.А. Шайкин // ТОДРЛ. – Т. 29. – Ленинград, 1974. – С. 214-222


написать администратору сайта