Главная страница
Навигация по странице:

  • Ж. Курманкулов источник: "Национальная энциклопедия «Қазақстан", Алматы, "Қазахская энциклопедия», 1998 г. 2-том

  • Приложение 2 Задание

  • 3 – 2 тысячелетиями

  • Ботайская культура

  • Были проведены археологические раскопки

  • Лекция. осымша1 Задание Что изменилось в бронзовом веке Выберите любое задание и выполните


    Скачать 22.3 Kb.
    Названиеосымша1 Задание Что изменилось в бронзовом веке Выберите любое задание и выполните
    АнкорЛекция
    Дата24.01.2022
    Размер22.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция.docx
    ТипДокументы
    #340314

    Қосымша1

    Задание: Что изменилось в бронзовом веке ?

    Выберите любое задание и выполните.

    • Определите 5 ключевых слов из текста и обоснуйте свое мнение;

    • Объясните содержание текста в 10 предложениях

    • Составьте план текста и объясните

    • Разделите текст на абзацы и объясните

    • Сократите содержание текста в 3 раза

    Бегазы-Дандыбаевская культура  —культура племён Центрального Казахстана последнего периода бронзового века (XIII-IX вв. до н. э.). Академик А.Маргулан первым исследовал монументальные сооружения этой культуры, и внес в научный оборот наименование бегазы-дандыбаевской культуры. Племена, приведшие к расцвету Бегазы-Дандыбаевской культуры, населяли территорию между горами Улытау на Западе, Шынгыстау -  на Востоке, от реки Жетиконыр на юге до озёр НураСарысуКенгир вдоль Ертиса;равнины между горами КызылтауБугылыКызыларайКаркаралыБаянаула. В этот период были сохранены образцы андроновской культуры, наряду с этим началось формирование своеобразных видов ведения хозяйства, культовые, погребальные сооружения, могильники, новые жилые здания. Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней, в погребальной традиции — трупоположение в могиле на боку, руки и ноги согнуты к груди, рядом — оружие и украшения; кувшины с тонким горлышком, украшенные различным орнаментом. Мавзолеи Б.-Д. культуры относятся к памятникам сложного архитектурного искусства (Аксу-Аюлы, Бугылы, Бегазы, Дандыбай, Ортау, и др.). В основном эти сооружения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании. Поверхность зданий покрывалась пирамидально толстыми бревнами, трупы погребены в больших каменных ящиках в середине. Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами. Найденная при раскопках посуда бегазы-дандыбаевской культуры отличалась прекрасной выделкой, сосудами с богатым декором и красным лощением. Посуда из могил удивляет тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков. Этот период также характеризуется появлением в этих краях крупных населенных местностей (Кент, Бугылы, Шортанды-булак, Қаркаралы, Аккезең, Улытау, т.б.). Сооружения жилых домов жителей этой культуры тоже разнообразны. Племена в период бегазы-дандыбаевской культуры строили помещения в виде землянок и полуземлянок. Населенные пункты с домами из камня, имеющие 4-6 комнат, но чаще строились одно-двух комнатные землянки и сборные по типу юрты; очаги сооружали в виде округлых ям в полу, устланных каменными плитами. В середине комнат устанавливали алтарные устройства для богослужения. Возле каждой крупной стоянки располагались 3-5 маленьких поселений. Племена Б.-Д. культуры, как и андроновцы, отличались религиозным поклонением природным силам (Солнцу, огню, воде и др.). Также существовали обряды поклонения животным — коням, овцам, верблюдам, волкам, медведям и др. Их изображения, выдолбленные на камне, найдены рядом с захоронениями, стойбищами (Койшокы, Аксу-Аюлы, Кызыларай и др.). В своем социальном развитии жителями Б.-Д. культуры правили почетные родоначальники, у них была своя сформированная религия, политический и административный центр, это племена, которые достигли степени создания первых государственных объединений, имеющие свои производительные силы и свое производство. Они развивались в тесной взаимосвязи с родственными племенами в Южном Урале (культура Замарева), Алтае и Енисее (культура Карасуык).

    Ж. Курманкулов источник: "Национальная энциклопедия «Қазақстан", Алматы, "Қазахская энциклопедия», 1998 г. 2-том Источник: http://ehistory.kz/kz/contents/view/493 © e-history.kz

    Приложение 2

    Задание: Что изменилось в обществе в эпоху Энеолита?

    Выберите любое из задании.

    1. Определите 5 ключевых слов и обоснуйте свое мнение ;

    2. Объясните содержание текста в 10 предложениях;

    3. Составьте план текста и объясните;

    4. Разделите текст на абзацы и объясните ;

    5. Сократите содержание текста в 3 раза
    Следующий за неолитом исторический период называется эпохой энеолита. Это означает понятие «меднокаменного века». В этот период люди полностью овладели технологией сплава меди и начали всецело использовать его в быту. Эпоха энеолита занимает пространство времени между 3 – 2 тысячелетиями до н.э.. Главная особенность данного периода – освоение обработки металла. Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом - бронза). Медные орудия труда постепенно вытесняли каменные, начали изготавливать орудия с медью. В эпоху энеолита впервые появились изделия из меди: ножи, булавы, иголки и мотыги. Выросла эффективность работы с мотыгой или другими предметами, сделанными из меди, чем с каменной мотыгой.Рост многообразия медных форм дал возможность соорудить больше орудий и изделий из меди. Получались ранее неизвестные изделия вроде крючков. Это все явилось особенностью эпохи энеолита. Эпоха Энеолита принесла много нового и в степи Казахстана, где преобладало скотоводческое хозяйство. В этот период климат был влажным, поэтому это дало возможность размножению и популяции млекопитающих животных, особенно лошадей. Ранее часто кочевавшие с одного места на другое племена, стали сокращать свои окрестности и подолгу оставаться на одном месте. Освобождение территорий охоты за дикими зверями предоставило возможность росту числа скота. Жители энеолита смогли сделать еще один важный шаг на пути к цивилизации, они приручили лошадей и стали заниматься на более обширных территориях определенным видом хозяйственной деятельности. С этой поры, в отличие от эпохи неолита, у них стала формироваться своя культура.

    Ботайская культура – культура племен, обитавших территории Северного Казахстана в эпоху энеолита. В 1,5 километрах к юго-востоку от села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области находятся поселения, именуемые стойбищами Ботая. Были проведены археологические раскопки Ботайских памятников в 1981-1983 годы под руководством профессора Северо-Казахстанского университета Виктор Зайберта. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э . в некоторых из них находились около 20-30 домов. Архитекторов заинтересовали низменности, оставшиеся от жилых стоянок. Ученые получают возможность реставрировать древние поселения. Вначале выкапывали котлован многоугольной или округлой формы. Глубина котлованов 60 - 80 см, площадь от 30 до 70 кв. м. После устройства его в землю, мочили глину и комками укладывали в стены, которые изнутри и снаружи укрепляли костями животных. Ширина стен древних жилищ составляла 80 - 120 см, высота – от 60 до 100 см. Рядом с жилищами рыли специальные ямы, из которых брали глину для обмазки стен и пола. По периметру стен возводили из бревен шатровое перекрытие с отверстием в центре для дыма.Щели между бревнами замазывали глиной, а сверху покрывали дерном и шкурами животных. Таким образом, высота внутри помещения составляла 250-320 см.. Реконструкция была проверена путем эксперимента. Летом 1983 года над котлованом древнего жилища построили жилище древнего ботайца. Реконструкция себя полностью оправдала. Летом в экспериментальном жилище было прохладно и сухо.В осенне-зимний период в нем не наблюдались перепады температур. Следовательно, при постоянном соблюдении основных требований по уходу за жилищем (своевременная уборка снега, отвод паводковых вод) оно служило человеку до тех пор, пока выдерживало перекрытие (в среднем 15-20 лет). Естественно, ежегодно необходимо было подмазывать стены, перекрытия, внутреннюю часть котлована.  В древности жилые помещения ботайцев часто вплотную примыкали друг к другу. О внутренней планировке жилищ можно сказать следующее. В центре на полу находился очаг.
    Как правило, вокруг стен имелись мелкие хозяйственные ямы. В стенах котлованов делались многочисленные ниши для хозяйственных и культовых нужд.
    Интересны «ямы-консервы», в которых долго хранили мясо. Делалось это следующим образом: выкапывали яму глубиной до 1 м, в которую складывали части туши лошади, затем закрывали шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород.После приготовления мясо могло без доступа воздуха находиться там долгое время. Пробные шурфы показали, что на территории возводились капитальные постройки. На берегу реки находились производственные сооружения, в которых древние люди обрабатывали камень, дерево, кости, шкуры животных, шили одежду, изготавливали керамические сосуды. Из камня, чаще всего из кремня, изготавливали наконечники стрел, дротиков, копий, ножи, скребла. Множество найденных изделий из камня свидетельствуют об огромной роли охоты в жизни общества ботайцев. Вместе с тем, из костей лошади сооружали долота для обработки дерева, из костей птиц – иглы для шитья одежды, что говорит о занятии различными видами хозяйства. Ученых поразило найденное множество костей лошадей. Для этого были приглашены ученые- остеологи. Они провели ряд значительных работ. Исследованы кости около 133 лошадей. Кости ботайских лошадей намного отличались от костей древних лошадей. В результате, ученые пришли к мнению – ботайская лошадь была одомашнена. Это были не дикие животные, которые паслись на степных просторах. Лошадь была приручена и использовалась древним человеком на охоте, в домашнем хозяйстве. Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали ученые из Новосибирска, Москвы, Англии, Германии. 
    Мнение многих ученых совпадает – поселение Ботай является центром скотоводства в евразийских степях.Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков.  Умерших  ботайцы хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов.   Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера. Захоронение черепа лошади, возможно, тоже указывает на тотем лошадей, на ритуальное поклонение животному.

     

    Источники:Казахская национальная энциклопедия, 2 том; Энциклопедия СКО


    написать администратору сайта