Главная страница

Кузьменко М. 3-А. ЛЗ4. Основные этапы развития мировой социологии


Скачать 38.18 Kb.
НазваниеОсновные этапы развития мировой социологии
Дата01.10.2022
Размер38.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКузьменко М. 3-А. ЛЗ4.docx
ТипРеферат
#708062

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет биологический

Направление подготовки 06.03.01 Биология
Реферат

На тему: Основные этапы развития мировой социологии


Студент: Кузьменко Мария Сергеевна, 3 курс, группа А
Преподаватель: Шкрибитько Елена Александровна

Донецк 2022 г.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

1.ДО НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 4

1.1Античность 5

1.2Средневековье и Новое время 6

2.НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 8

2.1Огюст Конт 9

2.2Карл Маркс 10

2.3Герберт Спенсер 10

2.4Эмиль Дюркгейм 11

2.5Макс Вебер 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14


ВВЕДЕНИЕ


Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой ис­тории необходимо всем, кто приступает к изучению той или иной нау­ки. История показывает движение мысли, описывает научные дискус­сии, в которых зарождались идеи, становящиеся позднее парадигмой науки.

Социология как новое, совершенно самостоятельное направление научной мысли — это интеллектуальный продукт XIX века. Одновре­менно можно утверждать, что она была результатом мощного кризиса западноевропейского социума, обозначившего его переход от тради­ционного общества к индустриальному. Не случайно отец-основатель социологии Огюст Конт был одним из первых обществоведов, настой­чиво употреблявшим этот термин «индустриальное общество».

 Социо­логия как особая научная дисциплина с таким названием возникла сначала во Франции, а затем, вполне независимо, в Германии и Аме­рике. В этих трех странах она развивалась особенно бурно. Можно  обозначить период между 1890 и 1930 годами, когда была продела­на большая часть работы по закладке ее теоретического фундамента. Значительная часть из того, что произошло с того времени в социоло­гии, было во многом углублением проработки и доведением до логи­ческого завершения интуитивных догадок великих авторов класси­ческого периода.

В то же время нельзя забывать о том теоретическом фундаменте, который заложили предшественники социологии. Один из патриар­хов современной мировой социологии, Роберт Мертон, как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

  1. ДО НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ


С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

    1. Античность


Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них особенно выделяются два наиболее ярких представителей того периода - Платон (428-427 – 348-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, строили концепции о том, как усовершенствовать общество.

Первым в истории трудом по общей социологии было «Государство» Платона. Его главный тезис - правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии смуты до тех пор, пока в нём не будет установлен твёрдый порядок, при котором каждый гражданин будет заниматься своими делами, и не будет вмешиваться в дела других. Стабильным надо считать общество, поделённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих этим государством; средний, включающий воинов; низший состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс постоянно злоупотребляет властью. У Платона всё не так. Он лишил элиту права иметь собственность, но обязал регулярно проходить специальную подготовку. Элита - не элита, если она не знает литературы, музыки, философии, математики. К управлению следовало допускать только достигших 50-ти лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет - основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социологическ я теория" правильного государства Платона.

У Аристотеля же опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существует ещё 2 класса - богатая плутократия и лишённый собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

Аристотель учил, что несовершенства общества исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а как её используют.

С пор античного периода прошло уже около 2500 лет, но идеи этих выдающихся мыслителей очень актуальны и в наше время.

    1. Средневековье и Новое время


Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Несколько выделяются позиции Августина Блаженного (4-5 вв. н. э.), мыслившего жизнь общества, как борьбу двух начал - грешного и божественного, и Фомы Аквинского, который в своём трактате "О правлении князей" пытается соединить учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви как конечной, сверхъестественной цели развития общества. Но стоит также заметить, что Новое Время оказалось весьма плодотворным на теоретические новации и философские откровения.

Николо Макиавелли(1469 - 1527 гг.) первым из мыслителей нового времени обратился к Платону и Аристотелю и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продолжает основную линию рассуждения Платоновского «Государства» но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон гласит, что их действиями правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Оба мотива одинаково разрушительны для государства. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно производить сразу и в больших дозах. Следующий шаг совершил Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Людей побуждает создавать общество взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, позволяя жить в конкуренции друг с другом. Но объединившись, люди ориентируются вовсе не на общественное благо. Они ищут уважения, превосходства и собственного благополучия. Не добившись уважения одним путём, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Хотя некоторое количество благ можно достичь, оказывая взаимные услуги, гораздо большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими, пишет Гоббс в трактате "О гражданине".

Отсюда следуют два принципиальных вывода:


  • Люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания;

  • Гражданское общество возникает вследствие опасений одних перед другими.


  1. НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ



Социология как наука  родилась в середине XIX века. Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обще­стве является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. XIX век — это век естество­знания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание.

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Выдающиеся социологи своего времени О. Конт и К. Маркс, заста­ли начальную стадию капитализма, а Э. Дюркгейм и М. Вебер, — развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

    1. Огюст Конт


Этого выдающегося французского мыслителя принято считать родоначальником социологии как науки: имен­но он в 1839 году явился создателем и самого термина «социология». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна стать не спекулятивным, а точным знани­ем, использующим методы естественных наук, отвергая туманные рас­суждения и домыслы. По Конту, социология — единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования об­щества, неотделимые от законов природы.

В своих взглядах  Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помо­щью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об об­ществе, определив предмет и метод социологии. Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед челове­ческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдель­ный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных инди­видов, а из социальных систем.

    1. Карл Маркс


Имя этого знаменитого немецкого мыс­лителя и теоретика общественной науки известно миру, пожалуй, луч­ше других. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский. Маркс — основоположник так назы­ваемой теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

Маркс пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое обще­ство на бесклассовое. Наиболее важными в социологическом смысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической эко­номии. Предисловие».

    1. Герберт Спенсер


Этот выдающийся английский мыс­литель, создатель учения о социальной эволюции, внес наибольший вклад в развитие мировой социологии. Спенсера считают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравни­вал общества с биологическими организмами, а отдельные части об­щества (государство, церковь, образование и т. д.) — с частями ор­ганизма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию.

Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выжи­вания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не долж­но вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбо­ра, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название «социал-дарвинизм». Спен­сер был противником революции, считая ее болезнью социального организма.

Научное признание получила заложенная Спенсером теория соци­альной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последо­вательно развиваются: от простого состояния, когда все части взаимоза­меняемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами.

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распростра­нению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Спенсер первым дал полномасштабное описа­ние сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положе­ний структурного функционализма, применил эволюционный под­ход к анализу социальных явлений.

    1. Эмиль Дюркгейм


Дюркгейм - выдающийся мыслитель и уче­ный является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. В 1895 году в работе «Правила со­циологического метода» Дюркгейм — первый профессор социологии во Франции — сформулировал принципы социологии, ставшие хре­стоматийными.

Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изу­чение социальных фактов, под которыми он подразумевал независи­мую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная систе­ма).

Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по сво­ей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни дви­жущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственно при­емлемом способе разрешения социальных конфликтов.

    1. Макс Вебер


Это известный социолог, соотечествен­ник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс, главным для прогресса считал экономические фак­торы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше все­го ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание скорее метафора, нежели точное понятие.

Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов соци­ального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, тради­ционное, аффективное. Вебер разработал практически все базисные теории, которые се­годня составляют фундамент социологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональна по своему характеру, по своим целям и своим задачам.

Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.

Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития.

Социология - не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1.  Волков Ю.Г. «Социология: история и современность», учебное пособие, Москва, издательство Феникс ,1999 г. - 670 с.

  2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009.-316 с.

  3. Фролов С.С. Социология: учебник. – Москва, 2000 – 341 с.

  4. https://sgau.ru/kisuuz/uploads/img/18-09-15/1537001574/Приложение%203%20Краткий%20курс%20лекций.pdf




написать администратору сайта