Реферат на тему Молодежные субкультуры. Основные концепции и история возникновения молодежных субкультур
Скачать 23.35 Kb.
|
Введение Молодежная субкультура - довольно интересное и многогранное понятие в современной жизни. Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, я сам, как и мои друзья, представитель нескольких субкультур. Во-вторых, эта тема как никогда актуальна. Все чаще понятие молодежная субкультура используется социологами и психологами для объяснения различных социальных процессов и явлений. Они пытаются объяснить поведение молодых неформалов с помощью культурных, психологических причин, проблем отцов и детей и т. д. Это свидетельствует о том, что эта проблема многогранна и сложна, и ей не существует универсального и простого объяснения. Основные концепции и история возникновения молодежных субкультур. Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культуры. Одно из них, более подъодящее для нашей тему исследования, Культура - это совокупность достижений человечества в индустриальном, социальном и ментальном плане. В широком смысле субкультура понимается как неотъемлемая часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и образ жизни ее владельцев. Но никакой толковый словарь не даст точного определения этого понятия. Для обозначения социально-культурных установок, противоположных официальной культуре, используется термин контркультура. Контркультура не только не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, не действует в соответствии с преобладающими нормами. Контркультура - это особый вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает свой собственный мир и свою культуру. Он был особенно популярен среди молодежи с 1960-х годов, когда возникли хиппи и панк-культура. С 60-х годов ХХ века молодежная субкультура стала ассоциироваться с контркультурой, в которую она начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры. Причины появления молодежных субкультур Возникновение социальной молодежной культуры объясняется рядом факторов, основными из которых являются: Социально-экономические причины (безработица, скучная, неинтересная работа). Недостатки системы воспитания и образования. Различия между поколениями, проблема отцов и детей, неблагополучные семьи. Особенности психологии развития. Молодые люди более эмоциональны, динамичны и независимы. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, на который с возрастом выпадает каждый взрослый. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, найти содержательный и содержательный досуг, круг единомышленников, возможности для самовыражения. В то же время многие исследователи считают, что приобщение к субкультуре - нормальное явление для подростка. И.П. Башкатов считает, что дело вовсе не в извращенной естественной потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных вещах, употреблении алкоголя, наркотиков и т. д., А в социальной потребности в общении, самоутверждении, престиже, самоутверждении. желание улучшить свою жизнь подталкивает их к взаимодействию, и такие люди - не родители, не учителя и даже не нормальные сверстники, а такие же, как они, изгнанные подростки, спонтанно объединяющиеся в неформальные группы. Выбор конкретной неформальной группы для подростка считается несвободным, так как этот выбор часто зависит от того, какая субкультура доминирует на территории проживания данного индивида. Основные причины объединения подростков в группы. Одиночество составляет - 27%, а непонимание родителей - 24%. Всё остальное относится к прочим причинам, среди которых: -стремление к безопасности; -изоляция; -имитация; -группировка; -свобода; -эмоциональная насыщенность общения; -стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы. Для подросткового возраста нормально быть причастным к любой субкультуре: человек пытается понять себя, свои возможности, найти свой путь. И второй фактор: молодежь, как наиболее чувствительная и мобильная социальная группа, пытается развиваться в сфере досуга со всеми его отрицательными и положительными последствиями. Типы молодежных субкультур. Музыкальные субкультуры. К представителям самых ранних музыкальных субкультур относятся рокеры. Рокеры появились в 50-60-е годы ХХ века, в эпоху рок-н-ролла, когда на пике популярности были такие исполнители, как Элвис Пресли, Чак Берри и др. Сначала рокеров объединял один принцип - ездя на мотоцикле, они могли разогнаться до 160 км / ч на улицах Лондона, а потом появился стиль. Рокеры, пожалуй, единственное направление, обеспечивающее только позитивное отношение к музыке. Другая сторона рокерской субкультуры - это злоупотребление алкоголем, наркотиками и сигаретами, именно так они предпочли оторваться от реального мира. Но, несмотря на это, песни рок-движения полны философского смысла, который может изменить жизнь людей или хотя бы заставить их задуматься. В идеале рокер - это начитанный человек с нестандартным философским мышлением, чье произведение он ставит на музыку. Также панков можно отнести к ранним музыкальным субкультурам. Эта субкультура зародилась в 70-х годах прошлого века в Канаде, США, Австралии. Ее характерные черты - любовь к панк-музыке и критика общества и его убийственных привычек. Панки отличаются эпатажным поведением и ярким стилем. Многие красят волосы в неестественные цвета и расчесывают их в так называемый ирокез. Панки часто делают татуировки. Одна из самых трагичных современных субкультур - готическая культура. Эта культура имеет собственное восприятие и взгляд на смерть и жизнь. Он не призывает к смерти, его носители близки к одиночеству и отрешенности от этого мира, который они связывают со смертью. Характерный внешний вид готов: -черный (или темный, потом просто черный) или черный с элементами другой расцветки (в основном красного) одежды; -длинные черные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудры); -высокие ботинки на шнуровке, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear); -черный корсет, облегающие черные оборки на рукавах и черная макси-юбка (для девочек), антикварная одежда, расклешенные рукава, кожаная одежда (в зависимости от принадлежности к той или иной ветви субкультуры); -черные повязки на руках (запястья); -воротник с заклепками; -контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки; -украшения из серебра (или другого белого металла) оккультной тематики. Один из предков готов - эмо. Основой этой субкультуры является, - депрессия и суицид. Характерные черты - пирсинг, розовые и черные тона, татуировки, яркий макияж. Арт-субкультуры Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби. Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество. Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем. Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей. Интернет-сообщество и интернет-культуры С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре. Индустриальные и спортивные субкультуры В начале 21-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout). К спортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также футбольных фанатов. Контркультуры Старейшей является является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, "сходки") от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники ("хулиганы"), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным. Еще один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями. Имиджевые субкультуры Натуризм - это движение, основанное на максимальном сближении человека и природы, их гармонии, характеризующееся практикой совместной наготы для исцеления тела и развития уважения людей друг к другу и природе. Натуристы проповедуют здоровый образ жизни. Для них нудизм - часть их мировоззрения. Таким образом, они верят, что человек становится свободным, избавляется от своих страхов и комплексов. Также к имиджевым субкультурам относятся модники, субкультура, образцом для которой является стиль Запада. Их отличает своеобразный сленг, нелепая одежда, отрицание норм советского общества и цинизм. Политические и идеологические субкультуры. Скинхеды (скинхеды) - это экстремистское молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо конкретной организации, а состоящее из нескольких гостиничных групп. Эта экзотическая форма субкультуры зародилась в России в 1990-х годах. Движение скинхедов было особенно популярно в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Красноярке и др. Интересно, что российские скинхеды переняли от своих западных соратников только форму одежды (тяжелые ботинки, цепи, лысина, татуировки), не обращая на это внимания. к идеологии и менталитету. Как известно, за рубежом это движение делится на правое (националисты) и левое (скинхеды). В соотношении они равны, но заметнее поведение и стиль правого фланга. В нашем случае масса скинхедов - это либо скинхеды, либо футбольные фанаты. На данный момент в России проживает три поколения скинхедов, которые отличаются друг от друга поведением, привычками, идеологией и менталитетом. В первое поколение входят так называемые ветераны движения скинхедов, которые находятся в этом течении 30 лет, с начала 1990-х. Их отличает мода и буржуазный образ жизни. Для большей наглядности можно представить себе одно из высказываний, характерных для этого круга людей: Он не скинхед, одетый меньше, чем кусок бакса. Неотъемлемые моменты в жизни таких скинхедов - ходить на различные концерты и пить дорогое пиво. Второе поколение можно назвать средними скинхедами; их отличает членство в различных политических партиях и ассоциациях. Скинхеды, сотрудничающие с российскими партийными организациями, объединились в основном вокруг Народной национальной партии, Русского действия Константина Касимовского, общества Нави и др. А третье поколение - это подростки 13-14 лет, не понимающие никакой идеологии. нет целей этого движения. Часто это поколение формируется под влиянием старых скинхедов и не имеет собственного мнения. Взаимоотношения субкультур Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированны и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами. Генетические связи субкультур Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие. Конфликты. Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Например, это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Заключение Субкультура молодежи - это собственный мир подростков 10-20 лет, который характеризуется своими ценностями, привычками, нормами, менталитетом и отличается от мировоззрения и культуры взрослых. Эта субкультура, являющаяся одним из способов социализации подростка, оказывает на молодежь неоднозначное и противоречивое влияние. С одной стороны, это отчуждает их от общей, доминирующей культуры, с другой - помогает человеку сориентироваться в жизни, примеряя на себя большое количество социальных ролей. Проблема в том, что подросток и его интересы ограничиваются сферами досуга: музыкой, модой, развлечениями. Субкультура молодежи носит развлекательный и потребительский характер и не производит ничего полезного для общества. В России, как и везде в мире, он руководствуется западными ценностями: американским образом жизни в его более легком варианте, массовой культурой, а не ценностями национальной культуры. Молодежная культура отличается также наличием молодежного языка (сленга), который также играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. В своей работе я постарался рассмотреть основные причины и тип молодежных субкультур. Именно в городе существует множество возможностей для молодых людей присоединиться к одному из молодежных неформальных движений. Субкультура - это не зло и не добро для человека, это неотъемлемая часть жизни общества и всей культуры в целом. Список литературы Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1996. Волков Ю.Г., Добренков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебник. разрешение. Ростов н / д, 2000. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений М. ПРОФИЗДАТ, 1991. Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2005. Куницына В. Н., Какринова Н. В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2005. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Социс -2015. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебник. разрешение. М., 2006. Лисовский В. Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1994. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследование. 2004. Ольшанский Ф.Д. Неформалы: групповой портрет в интерьере Москва Педагогика 1991. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2001; Щепанская Т. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1997. |