Главная страница
Навигация по странице:

  • Направления Проблемы Представители 1

  • матерью всех наук

  • То, что есть в человеке

  • философия 1.5. Основные направления в современной философии


    Скачать 24.16 Kb.
    НазваниеОсновные направления в современной философии
    Дата06.02.2023
    Размер24.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 1.5.docx
    ТипДокументы
    #922427

    Задание 1. 

    "Основные направления в современной философии"

    №№

    Направления

    Проблемы

    Представители

    1

    Неопозитивизм 

    возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла

    Р.Карнап, Л.Витгенштейн.

    2

    Постпозитивизм

    последсвующее развитие неопоз., модифицированного всвязи с изменениями в научном познании.

    Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

    3

     Герменевтика

    искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в.

    Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.

    4

    Феноменология

    Обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии

    •  Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ж.-Э.Никола, Э. Фальк, М.-Д. Шеню

    • Ф. Веттер, М. Грабман, Д. Бергер, К. Райнер, И. Лотц, И. Де Фриз

    • Ю. Бохеньский, К. Войтыла

    • Д. Мерсье, Ж. Марешаль, М. де Вульф

    • Д. Капело
















     
    Задание 2.

    Итак, первый принцип, с позиций которого Соловьёв рассматривал «русскую идею» – религия. Поскольку национальная идея должна опираться на истины «внешние» по отношению к нации, вечные, непреложные, вневременные.

    Второй принцип – национальная идея не есть идея национальной ограниченности или национальной исключительности. Так как каждый народ, каждая нация есть часть человечества, мирового сообщества, связанная непрерывными узами с другими народами и нациями, поэтому национальная идея есть идея всечеловечности, общечеловечности.

    И, наконец, третий принцип – это принцип всеединства как самый конкретный и исторически реальный. В этом смысле «русская идея» предстаёт как исторический долг России по отношению к себе и другим народам мирового сообщества.

    «Русской идее» Соловьёва чужд мессианизм такого рода, когда национальная идея утверждается единственно верной, исключительной. В его трудах можно усмотреть важное предостережение об опасности подмены всемирной идеи идеей националистической, что приведёт к национальной исключительности (именно в этом духе подают русскую идею современные национал-патриоты).

    Национальная идея – это долг и историческая миссия того или иного народа по отношению к другим народам, духовно-культурный вклад в развитие мирового сообщества в движении к его окончательному объединению. Особенность философской концепции «русской идеи» Соловьёва в её универсальности, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления ко всеобщему спасению».

    Задание 3.Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 

    3.1

    Почему философское учение А. Шопенгауэра (1788—1860) можно охарактеризовать как волюнтаризм? Что понимает мыслитель под волей и представлением и почему его «афоризмы житейской мудрости» имеют сегодня определенный успех? Прокомментируйте, изложите свою точку зрения- согласны ли Вы с автором и почему:

    «Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понять его лишь в меру своего собственного интеллекта».

    «Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и насущного мотива».

    «Жизнь — коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!».

    «То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека».

    «”Почему” можно назвать матерью всех наук».

    В первой половине 19 века положение меняется. Два течения философской мысли: философия науки, второе течение - иррационализм. Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма. Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. “Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта”. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма. Говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры

    Но самой популярной его работой считается книга «Афоризмы житейской мудрости». В этом своеобразном «учебнике жизни» Шопенгауэр отошел от свойственного ему пессимизма и взглянул на существование человека с позиций эпикуреизма.

    Философия справедливо считается матерью всех наук именно потому, что научный прогресс в эмпирическом естествознании и духознании всякий раз был обусловлен философскими предпосылками. Из теоретической составляющей она превратится в теоретическое целое этих наук.

    То, что есть в человекенесомненноважнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр - Афоризмы - Сидоров Сергей Владимирович Эта цитата вполне соответствует жизненным принципам её автора, пренебрегавшего материальными благами и ставившего на первое место здоровье и ум.


    написать администратору сайта