Курсовая работа на тему Основные принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца. Курсовая работа 3 курс НХТ Гаврилов Владислав. Основные принципы музыкального оформления урока народносценического танца
Скачать 48.69 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.С.В.РАХМАНИНОВА" Курсовая работа Гаврилов Владислав Олегович Тема: «Основные принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца» По направлению “Народное Хореографическое Творчество“ По виду (хореографическое искусство) 3 курс, очная форма обучения Руководитель: Волкова Анастасия Сергеевна Допустить к защите: _______________________ «___»_____________20___гг. Калининград, 2023 СОДЕРЖАНИЕ Введение ГЛАВА I. МУЗЫКА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА. 1.1. Концертмейстер- полноценный участник творческого процесса. 1.2. Аспекты деятельности концертмейстера. ГЛАВА II. ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УРОКОВ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА. 2.1. Методы и принципы подбора музыкального материала на уроках народно-сценического танца. 2.2. Подбор музыкального материала на урок народно-сценического танца в музыкальном колледже им. Рахманинова 3 курса. ГЛАВА I. МУЗЫКА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА. 1.1. Концертмейстер- полноценный участник творческого процесса. Концертмейстер – полноценный участник творческого процесса, помощник педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Преподаватель и концертмейстер – духовные посредники между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Они организуют систему отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности творческого коллектива, создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Особую роль в таких условиях приобретает взаимодействие концертмейстера с творческим коллективом. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. В настоящей работе сделана попытка изучить и проанализировать проблему творческой и педагогической деятельности концертмейстера в рамках взаимодействия с детским творческим коллективом на основе научных исследований существующих публикаций по проблемам творческой и педагогической деятельности концертмейстера. Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Понятие концертмейстер многозначно. Как правило, первое, что приходит в голову и с чем ассоциируется данное понятие – это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю. Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер в детском творческом коллективе включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Итак, особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наибольшее значение оно приобретает в музыкально-педагогических профессиях и среди них в профессии концертмейстера. В этом разделе представлены знания и навыки, необходимые хореографическим аккомпаниаторам для начала профессиональной карьеры.: умение читать с листа; · знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях, умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии; · умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на народные темы, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре; · знание истории музыкальной культуры. Одним из ключевых элементов становления является умение бегло читать ноты. Без этого навыка невозможно стать профессиональным аккомпаниатором. На учебных занятиях в хореографических училищах часто возникают ситуации, когда у аккомпаниаторов нет времени на предварительное ознакомление с нотами. Кроме того, при работе со студентами разных специализаций репертуар настолько богат, что условия не способствуют запоминанию текстов, и аккомпаниатор всегда должен выступать по нотам. От аккомпаниаторов требуется умение быстро читать нотные партитуры. Перед началом аккомпанемента необходимо мысленно охватить все ноты, представить себе характер и настроение музыки, определить основной ключ и темп. Мысленное чтение - это эффективный способ научиться читать по партитуре. Однако чтение партитуры всегда предшествует игре аккомпанемента, поэтому момент мысленного схватывания партитуры также предшествует игре аккомпанемента. В силу своей специфики концертмейстеры хореографических школ и училищ должны, а в некоторых случаях и обязаны, уметь подбирать мелодические аккомпанементы на слух и исполнять элементарные импровизации для вступлений, проигрышей и концовок. Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. Там, где существует противоречие между исполнением партитуры и необходимостью постоянного визуального контроля за движущимся ансамблем, аккомпаниатор освобождается от ограничений партитуры, аккомпанируя на слух, чему отчасти способствует импровизация аккомпанемента из авторского или собственного варианта партитуры. В силу характера исполняемого аккомпанемента умение импровизировать вступление, вступление и заключение музыки (моменты выхода, перегруппировки танцевального коллектива) является необходимым условием успешного урока хореографии. Рассмотрим деятельность концертмейстера, который занимается хореографией с учениками разных возрастов. Искусство танца не может существовать без музыки. Поэтому в классе хореографии работают два педагога: хореограф и концертмейстер. Ученики получают не только физическое, но и музыкальное развитие. Музыкальное сопровождение играет важную роль в учебном процессе и является основой всех занятий. Успешное сотрудничество с учениками во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку и доносит ее содержание до учеников. Четкая фразировка и яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в своих танцевальных движениях. Гармония музыки и танца - прекрасное средство эмоционального развития учащихся как основа эстетического воспитания. Классический танец, несомненно, является основой хореографии. Поскольку занятия классическим танцем направлены на развитие телосложения, выравнивания корпуса и позиций рук и ног, ученики, приходящие на занятия народным танцем, уже имеют некоторые хореографические навыки, что может оказать большую помощь в изучении нового предмета. Народный танец - один из основных предметов специального цикла хореографии, который расширяет и обогащает исполнительские навыки учащихся. На уроках народного танца учащиеся знакомятся с танцами разных национальностей. Поскольку одна из главных задач преподавателя народного танца - научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танцев, музыкальный материал должен быть ярким, красочным и приятно ритмичным. Слушание музыки позволяет учащимся сравнивать фразы по сходству и контрасту, познавать их выразительное значение, следить за развитием музыкальных образов, иметь общее представление о структуре произведения и определять его характер. Ученики развивают первые эстетические чувства. На сцене учащиеся знакомятся с народными танцами разных стран, развивая свою музыкальную культуру, слуховые и образные навыки, способны воспринимать музыку и движение как неотъемлемую часть сцены. Концертмейстер незаметно учит детей распознавать характер музыки. В хореографическом процессе решаются следующие задачи музыкального образования - Развитие музыкального восприятия метрических ритмов - Умение ритмично исполнять движения под музыку и воспринимать их в единстве; - умение согласовывать характер движений с характером музыки; - Развитие воображения, художественных и творческих способностей - Развивать интерес и эмоциональную восприимчивость учащихся к музыке; - Расширение музыкального кругозора учащихся. 1.2 Аспекты деятельности концертмейстера. В работе концертмейстера всегда есть объективные трудности. Приходится работать с детьми разного возраста, от начинающих до выпускников, и с педагогами разных стилей танца - классической хореографии, народного танца, современного танца и т.д. Непросто наполнить каждый класс музыкой, соответствующей возрасту танцоров, репертуару данной возрастной категории и направлению танца. Единственный выход - постоянное совершенствование и серьезный творческий подход к работе. В обязанности аккомпаниатора на занятиях по хореографии входит - подбор репертуара музыкальных произведений для использования на занятиях, постоянное пополнение музыкального багажа, знание характера и особенностей танца; - изучение эстетического воспитания детей в хореографических коллективах, особенно их опыта музыкального развития; - изучение новых методов "движения под музыку"; - систематическое изучение музыкального развития танцоров, так как музыкально образованные ученики более выразительны в танце. Эффективная деятельность в хореографическом классе возможна только при совместной работе хореографа и музыканта. Педагог и концертмейстер должны иметь творческий контакт и быть знакомы с хореографическим и музыкальным материалом каждого урока. При этом большую роль играет психологическая совместимость и личностные качества концертмейстера и хореографа. Для подлинного творчества необходима дружеская, непринужденная атмосфера и взаимопонимание. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно реализовать все идеи и добиться высоких результатов в исполнительской деятельности учащихся класса хореографии. Хореографы готовят и планируют свою работу в хореографическом классе. Часто они работают с несколькими педагогами, и в большинстве случаев аккомпаниатор приносит готовую программу. Тематическое планирование хореографического материала также осуществляется педагогом. Концертмейстер должен знать как программу на каждый год, так и план каждого класса. Сотрудничество хореографа и концертмейстера необходимо во всех областях (планирование, реализация учебных и постановочных программ). Хореограф определяет структуру занятия. Однако отдача и эмоциональный уровень танца во многом определяются музыкантами и их выбором музыки. Музыка для хореографии должна быть дополнена и разнообразна, руководствоваться эстетическими критериями и художественным вкусом. Многократное использование одной и той же музыки на занятиях может привести к тому, что танцоры будут выполнять механические и безэмоциональные упражнения. В крайних случаях частая смена аккомпанемента может также отвлекать внимание учащихся, что не способствует разучиванию и запоминанию движений. Музыкальное развитие на хореографических занятиях происходит с помощью определенных методов и приемов. Первичным источником знаний является сама музыка, которая вызывает у людей только "музыкальные" чувства. Первичным источником является опыт слушания музыки. Второй источник знаний - слова учителя или концертмейстера, которые приводят к пониманию и восприятию музыкального образа конкретного произведения. Третий источник - непосредственная музыкально-танцевальная деятельность самих учащихся. Для развития "музыкальности" танцевально-двигательного спектакля используются следующие методы работы - Визуально - слуховой (педагог демонстрирует движение, слушая музыку); - вербальные (педагог помогает детям понять музыкальное содержание, стимулирует воображение, способствует развитию творчества); и - практические (конкретные виды деятельности, например, слушание музыки). Мелодия, основа музыки, является главной идеей музыкального произведения. Важнейшим элементом музыки является ритм. Также характерным является чередование тяжелых и легких нот, что является понятием метра в музыке. Темп как скорость в принципе одинаков как в музыке, так и в танце. Все эти характеристики должны быть известны, понятны и определены изучающим танец. Это и есть основа музыкальной грамотности. Ритм, мелодия, метр, гармония и тембр - все это вместе составляет язык музыки, который аккомпаниаторы учат понимать детей. Именно в этой органичной связи между движением и музыкальными фразами (началом и концом) развивается чуткое музыкальное восприятие детей. Концертмейстер учит "порядку": начало мелодии - начало движения, конец мелодии - конец движения. Развивается умение вписываться в музыкальные фразы. Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкой на уроке народного танца. Первый этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставится задача познакомить их с музыкальными произведениями, научить слушать и реагировать на выраженные в них эмоции, а также дать возможность точно сыграть вступление. В процессе усвоения нового музыкального материала участвуют органы слухового, зрительного и двигательного анализа. Поэтому материал изучается в целом, а не по частям. Хореограф показывает движения под аккомпанемент (этап 1, 1-2 урок). Второй этап – Это развитие компетентности в области исполнения музыкальных движений и восприятия аккомпанемента, интегрированного с движением. Цель - уметь выполнять движения в соответствии с характером музыки, глубоко воспринимать настроение музыки и передавать его в движениях, координировать слух с характером движений. На этом этапе можно выявить любые неточности в исполнении, исправить ошибки и постепенно выработать оптимальную технику для выполнения хореографической задачи. Этот этап длится долгое время. Музыкальный материал для каждого движения тщательно подбирается в соответствии с требованиями (четвертные ноты, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие или отсутствие удара сзади, метрические особенности, темп и размер). Третий этап - формирование и закрепление навыков, т.е. автоматизация способа выполнения задания в точном соответствии с характером, темпом и ритмическим рисунком музыкальных фрагментов. Ставятся следующие задачи: выполнение эмоционально выразительных упражнений и развитие самостоятельной творческой активности ребенка. На этом этапе интегрируется все, что отрабатывалось на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль усиливается благодаря моторному контролю. Способ выполнения заданий становится автоматическим. Ученики опираются на приобретенные навыки слушания и танцевания, чтобы осознанно решать поставленные перед ними задачи. Благодаря систематической работе ученики развивают способность слушать, запоминать и узнавать музыку. Они знакомятся с содержанием произведения, красотой его формы и живостью образов. Ученики развивают интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы ученики познают красоту окружающего мира. Изучение народного танца обычно начинается с разучивания упражнений на мольберте, но в отличие от классического танца, упражнения намного проще. Уроки народного танца не строятся быстро, особенно на начальных этапах обучения. Учебные комбинации постепенно складываются из отдельных элементов движения. Аккомпаниатор подбирает музыку на уроке в соответствии с требованиями программы хореографа. Упражнения на пюпитре состоят из конкретных упражнений, каждое из которых имеет свои специфические музыкальные требования. На первом году обучения народно-сценическому танцу детям дается основное начальное представление о нем. Первые этапы проводятся со знакомым или менее сложным музыкальным материалом, чтобы помочь им организовать свои движения под музыку. Позже комбинации становятся более сложными, а музыкальный материал - более трудным. Музыка на уроках танцев должна быть очень точной, ясной и хорошо организованной, так как она влияет на музыкальное развитие ученика. Концертмейстерам необходимо четко представлять учебные задачи на каждый год и демонстрировать не только верность рекомендациям партитуры по хореографии, но и индивидуальный, творческий подход в выборе музыкального оформления для занятий. Учитывать принцип подхода аккомпаниатора в выборе музыкальных фрагментов для станковой практики. В этой практике есть определенные элементы, которые осваиваются из года в год на протяжении всего обучения, но по мере освоения они постоянно усложняются и комбинируются. Музыка на уроках народного танца должна быть очень разнообразной, как по мелодии, так и по ритму. Характер ритма часто меняется в течение урока. При разучивании новых движений или элементов движений ритм должен быть простым, а мелодии знакомыми. По мере развития произведения музыкальный материал усложняется, ритмические рисунки внутри такта становятся более сложными, а форма и размер партитуры меняются. Помимо использования партитуры, пианисту можно и желательно импровизировать. Музыкальные произведения для занятий на пюпитре должны обладать следующими свойствами - Квадратность. На первом этапе очень важно, чтобы музыкальное произведение можно было разбить на квадраты. Это означает, что одно движение исполняется четыре раза: крест - вперед, в сторону, назад и в сторону. Четырехугольник состоит из тактов 2/4 или 4/4. Позже, по мере развития танцевальной техники, темп становится быстрее, но это все равно квадрат. · Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как медленные приседания, круговые движения ногой, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения упражнений на подвижности стопы и маленьких бросков необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении). · Наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю. В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнять движение. · Темповые особенности. При аккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой совпадения пульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и концертмейстер заранее знают основной темп комбинации, т.к. характер и особенности элементов предполагают определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогом и концертмейстером. Наиболее важным для концертмейстера показателем темпа являются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными, опережающими или запаздывающими. Темп сопровождения определяется следующими факторами: · многоуровневым характером обучения. На ранней стадии освоения упражнений все движения исполняются медленно. Постепенно темп ускоряется; · характером и способом исполнения самих движений. Плавные элементы исполняются медленно, активные и резкие – в более подвижном темпе. · Метро-ритмические особенности. При необходимости танцевальные движения могут быть представлены в любом музыкальном метре. Важен лишь характерный способ исполнения движения по отношению к сильному ритму ("на меру" или "сразу"). Двойные ноты имеют определенные характеристики по сравнению с другими нотами, такие как четкость, упругость и некоторые элементарные качества: тройной бар имеет более пластичное, мягкое впечатление, в то время как тройной бар более "мягкий", с таким же "мягким" ощущением, как и тройной бар, но с более "мягким" ощущением. Музыкальные размеры 6/8 и 12/8, наряду с метрическими свойствами тройного бара, также очень полезны с точки зрения хореографического расчета, поскольку в них есть бары и их можно делить пополам. На начальных этапах обучения упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на такт). - Все движения на пюпитре делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом и плавным скольжением. Музыкальные произведения также подбираются по тем же принципам: медленные (4/4, 2/4), синкопированные ритмы (2/4, 3/4, 4/4) и умеренный темп (2/4, 3/4). - Вы также должны знать о квадратуре, которая делит движение на четыре такта. Музыка делится на фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация состоит из четырех музыкальных фраз, таким образом, создавая полное музыкальное высказывание из 32 тактов. Если темп увеличить и делать одно движение за такт, то фраза сокращается до 16 тактов, но она все равно должна быть музыкально законченной. - Подготовка к каждому упражнению, которое "открывает" руки, называется вступлением. В начале курса этот раздел может быть длиннее (восемь или более тактов), а затем короче (два или четыре такта). Все вступления должны исполняться точно в соответствии с темпом и характером выбранной музыки. - В начале упражнения разучиваются в сильном ритме. Затем, по мере их запоминания, требуются уточнения, особенно для работы ног и небольших бросков. Поэтому рекомендуется выбрать для них два варианта музыки: один с сильным ритмом, а другой - с мелким ритмическим рисунком, подчеркивающим сильные и слабые удары. - Для движений, где акцентируется бросок ногой, рекомендуется выбирать музыку с акцентом на первый удар или акцентировать его самостоятельно во время игры. Это относится в основном к большому броску. - На начальных этапах обучения, при разучивании произведений в размере 2/4 с мелким ритмом, важно разбивать их на более крупные длительности, но следить за тем, чтобы характер музыки оставался неизменным. Часто темп ускоряют, исполняя сначала одно движение в течение одного такта, а затем только сильный такт. Таким образом, одно и то же произведение можно играть в более быстром или более медленном темпе. - Простые комбинации следует давать на простые мелодии с ясной мелодией, простым размером и несложным ритмическим рисунком. Если используются более сложные размеры, комбинации следует играть четвертями и в более быстром темпе, но характер музыки должен соответствовать движению (плавный, лирический, резкий). - Музыкальный материал постепенно усложняется с каждым годом обучения. - Если на последующих этапах для разучивания предлагаются более сложные комбинации, аккомпаниатор должен обратить внимание на возможные сочетания. Например, сочетание упражнений на движение ног и мелкие броски рук. Существует множество вариантов таких комбинаций, и задача концертмейстера - подобрать точные фрагменты так, чтобы изменения в движении были переданы музыкально. Для этого необходимо знать четвертные ноты, темп, размер, подложку и ритмический рисунок. При исполнении комбинаций решающее значение имеет тесная связь между музыкой и движением. Плавная, мелодичная музыка придает особую выразительность плавным, слитным движениям. Веселые, живые и четкие ритмы подчеркивают легкость, четкость и яркость движений в народном танце. Таким образом, основным принципом музыкального оформления уроков народного танца является соответствие музыки характеру движения, его национальному колориту, темпу, ритму и стилю. Выбор музыки осуществляется на основе должного учета характера движения и музыки. Руководствуясь вышесказанным, концертмейстер делает правильный выбор в музыкальном оформлении урока, и тогда народный танец становится самым интересным и увлекательным уроком, помогающим детям радоваться жизни и движению в ней. ГЛАВА II. ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УРОКОВ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА. 2.1 Методы и принципы подбора музыкального материала на уроках народно-сценического танца. Важную роль в процессе урока народного танца играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения на уроке народного танца является баян аккордеон. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Концертмейстер должен знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение помогает развивать у учащихся ритм, слух, а также воспитывает художественный вкус. Музыкальное оформление подбирается концертмейстером самостоятельно или с помощью педагога согласно определенным задачам, решаемым на одном или нескольких уроках. В работе по подбору музыкального материала необходимо учитывать ряд требований, без выполнения которых музыкальное воспитание в целом и грамотное звуковое оформление процесса обучение народному танцу не будет успешно. С одной стороны, музыка должна отвечать запросам высокого художественного и музыкального вкуса, с другой - быть в полном согласии с этническими и стилевыми особенностями хореографического материала. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро-ритмические, темпо-динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий. Музыкальное сопровождение урока - это реально звучащая музыка в учебном процессе. Концертмейстер всеми исполнительскими средствами призван создать звуковую атмосферу, благоприятную для учащимися технических и образно-эмоциональных элементов учебно-танцевального материала. Он должен добиться истинной этнической и стипевой манеры звучания _ и гармонической СВЯЗИ интонационных. метроритмических, темповых и динамических выразительных средств музыки и танца. Богатая педагогическая практика хореографического образования на современном этапе имеет четко выработанные принципы музыкального оформления урока, а также музыкальный репертуар для хореографических занятий. Концертмейстеру, подбирая музыкальный материал, необходимо стремиться к тому, чтобы собственный музыкальный фонд регулярно пополнялся эстетически привлекательными музыкальными фрагментами, по возможности наиболее художественными и содержательными. поскольку важнейшим моментом воспитательного воздействия оказывается содержание музыкального произведения В хореографической образовательной практике существует два способа музыкального оформления танцевальных уроков. Первый предусматривает подбор музыкальной литературы, второй - использование собственных импровизаций. Среди специалистов-концертмейстеров бытуют разные точки зрения на приоритет Того или иного способа хореографического аккомпанемента. Одни отстаивают исключительное право на использование сочинений различных композиторов, другие утверждают импровизацию основой сопровождения. Очевидно, что органичное сочетание этих двух методик и дает попожительный эффект работе концертмейстера. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Ему необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестноймузыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Специфика работы концертмейстера в классе народного танца предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. В обязанности концертмейстера хореографических классов ВХОДИТ: репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей. К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам: характеру; Temy; метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок); форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение). Музыкальные фрагменты для экзерсиса по народному танцу должны обладать следующими свойствами: 1.Квадратность. 2.Определенный ритмический рисунок и темп. 3.Наличие затактов. 4.Темповые особенности 5.Метро-ритмические особенности. Данная методическая разработка направлена на систематизацию музыкального материала, используемого на уроках народного танца от станка до упражнений на середине зала учащихся. Последовательность музыкального материала соответствует последовательности упражнениям у станка и на середине зала. Поклон (рисунок 1) Упражнения у станка (рисунок 2) Приседания в характере русского народного танца. Характер движения медленный, плавный, музыкальный размер 2/4, 4/4. Используется мелодия романса композитора А. Варламова. Играется вступление - 4 последних такта из припева. Упражнение на развитие подвижности стопы в характере русского народного танца. (рисунок 3) Характер движения четкий, энергичный, музыкальный размер 2/4. Используется мелодия рнп «Пойду ль я, выйдуль я». Играется вступление 4 последних такта песни. Маленькие броски в характере русского танца. (рисунок 4) Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4. Используется. мелодия рнт «Полянка».Играется вступление 4 последних такта танца. Каблучные упражнения в характере русского народного танца. (Рисунок 5) Ритм четкий, характер энергичный. Музыкальный размер 2/4. Используется мелодия рип «Как под яблонькой». Играется вступление 4 последних такта песни. 5. Подготовка к веревочке и веревочка в характере русского народного танца. (рисунок 6) Музыкальный размер 2/4. Играется вступление 4 последних такта мелодии. Используется мелодия рип «Чтой-то звон». Танцевальные движения и комбинации на середина Танцевальные ходы Простой шаг. (рисунок 7) Музыкальный размер 2/4. Используется мелодия из песни «Белолица, круглолица». Играется вступление 8 тактов. Переменный шаг. Музыкальный размер 2/4. Используется музыка Ю. Николаева «Хоровод». Играется вступление 4 такта: Маятниковые движения по типу моталочки. Музыкальный размер 2/4.Используется мелодия из кадрили. Играется вступление 4 такта. Дробные выстукивания в характере русского танца. Ритм четкий, акцентированный, синкопированный. Размер 2/4. Используется мелодия «Казачьей пляски». Играется вступление 4 такта мелодии: Вращения. Музакальный размер 2/4. Используется мелодия рип «Утушка луговая». Играется вступление 4 такта. Хореографы, работающие в народно-сценическом танце, как и концертмейстеры, всегда в поиске новых красивых и оригинальных мелодий. Великорусы создали свою интересную и самобытную народную музыку еще со времен Киевской Руси. Концертмейстеры и хореографы должны знать историю возникновения и становления музыкальной культуры нашей страны. Эта культура начиналась с развития «мусикии», «сопения», «гудения». «Мусикия»- музыка, «сопение»- пение. Гудением занимались, когда играли на народных инструментах. А таких инструментов было немало: гусли, гудок, свирель, кугиклы, жалейка, рожок и другие. Как показывает опыт работы в хореографии, балетмейстеру и особенно концертмейстеру нужны глубокие знания по теории и истории музыки, анализу музыкальных танцевальных форм русской народной хореографии. Как правило, сочинением танцевального клавира занимается концертмейстер вместе с хореографом. В этом случае концертмейстер становится в какой-то степени композитором. «Только полное понимание, творческие усилия композитора и балетмейстера способствуют созданию хореографического произведения, цельному по художественному замыслу, направленности, по- музыкально- пластическому, по слитности видимого и слышимого образов.» Хореографу, как и концертмейстеру необходимы согласованные методы работы над хореографическим произведением. От того насколько точно и наиболее близко к народной музыке будут задействованы в партитуре русские музыкальные инструменты, будут зависеть в немалой степени и достоверность материала, основанного на танцевальной лексики областей и регионов России. Безусловно, ведущая роль в сочинении хореографического произведения, в подборе музыкальных тем для сопровождения танца принадлежит балетмейстеру-постановщику. Но и перед концертмейстером стоит не менее важная задача. Когда выбраны музыкальные темы, надо представить себе исполнение и возможно будущую оркестровку танца. Главное в сопровождении русского народного танца не высочайшая техника бесконечных вариаций, а использование исполнительских народных приемов, характерных музыкальных оборотов, традиционных гармоний. Работа с музыкальным материалом. 1.Работа с готовым музыкальным материалом. Прослушивая музыкальный материал, нужно убедиться, что стиль оркестровки, темповая, ритмическая основа танца и музыки совпадает. Их сближает, например, повторность ритмов, акценты, динамические оттенки, квадратные структуры. Какие в музыке происходят изменения? Это может быть повтор фрагмента, вариация одной из тем, модуляция, разработка, подготовка кульминации, а может и не одной, повторение целой части в музыке. Очень важный момент - вступление и окончание произведения. Как они построены? Раскрывается ли задумка балетмейстера музыкой? Какова будет основная часть музыкального сопровождения? Как в музыке раскрывается музыкальный образ и подходит ли этот музыкальный фрагмент для раскрытия танцевального образа? Удовлетворяет ли характер музыки? Фактура изложения возможно тяжеловата или, наоборот, слишком светлая, легкая в аккомпанементе. Как раскрываются динамические оттенки в процессе звучания музыкального фрагмента? При анализе музыкального произведения у балетмейстера, как правило, работает слуховое восприятие музыки. Какова роль концертмейстера? Если балетмейстер глубоко не владеет познаниями в области народной музыки, то музыкант обязан подсказать некоторые моменты. Какие они? Помочь определиться с музыкальным размером всего произведения или его частей. Определить область или регион, музыка которого возможно имеет какие-то особенности. Определить в какой области или регионе характерны те или иные музыкальные инструменты. Например, если слышны в аккомпанементе цимбалы, то вполне возможно, эта музыка западных районов Смоленской области. Если нет уверенности в определении точной местности, области или региона, можно обратиться к книгам по фольклору, где даны характеристики народных музыкальных инструментов и район их бытования. Затем определить форму русского танца. Определение формы – дело балетмейстера-постановщика. 2. Второй вариант работы с музыкой. Самое главное - найти народную музыку, которая бы отвечала замыслу постановщику танца. Ведь именно музыка в большинстве случаев рождает хореографическую идею. В России выпущено много музыкальной литературы, различных сборников, где собраны русские песни, наигрыши плясовые, хороводные мелодии. Известные и популярные темы обычно называют «общерусскими», то есть те, которые исполняются по всей России. А можно обратить внимание на танцевальную музыку конкретной области или региона. Главная задача концертмейстера – отобрать варианты танцевальных мелодий. Они должны выбираться по принципу одинакового темпа и ритма. Это позволит прекрасно соединить темпы между собой, как бы создавая в музыке единое целое. Или же искать музыку конкретную, если таков замысел хореографа. Одни хореографы, сочиняя танцы, предпочитают в музыкальном сопровождении наличие известных плясовых, другие стремятся к поиску незаигранных мелодий. Музыкальное сопровождение русского танца лучше представить баянисту, так как инструмент баян более подвижен для быстрых наигрышей, плясовых. Взаимоотношения концертмейстера и хореографа выходят на новый уровень творческого содружества, если работа отвечает взаимностью и уважением. В этот период очень важен психологический климат между танцорами, балетмейстером-постановщиком и концертмейстером. Идет поиск синтеза музыки и танцевальных движений, одновременно включаются методы слухового восприятия музыки и визуального восприятия творческого процесса. Определяются акценты, намеченные репризы, цезуры, части произведения, тип изложения фактуры, точное количество тактов по эпизодам, штрихи, наличие и поиск кульминации и другое. Затем пишется клавир. |