Главная страница

общество ответы. Основные взгляды мыслителей на общество в истории человеческой мысли


Скачать 490.22 Kb.
НазваниеОсновные взгляды мыслителей на общество в истории человеческой мысли
Дата09.06.2022
Размер490.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаобщество ответы.docx
ТипЗакон
#581870
страница1 из 3
  1   2   3

  1. Основные взгляды мыслителей на общество в истории человеческой мысли.


С давних пор люди пытались объяснить возникновение общества, движущие силы его развития.

Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, о героях. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, о законах мироздания , о смысле жизни людей так­же пытались найти религия и философия.

 Многие основные положения философии были сформулированы еще в древнем мире. Тогда общество стали рассматривать как специфическую форму бытия, которая имеет свои законы. Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.

· В средние .века все объяснения жизни общества давала религия. Наиболее выдающиеся философы- Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой был предопределен Богом и которое развивается в соответствии с волей Бога.

· В период Нового времени ряд мыслителей, не разде­лявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, который заключили люди для обеспечения общей справедливости.

Новым этапом в развитии знаний об обществе стала материалистическая теория марксизма.

Источник развития общества они нашли в самом обществе, а именно,- в развитии материального производства. Маркс утверждал, что общественное развитие связано прежде всего с экономической сферой.

По Марксу общество в своем развитии проходит 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В ХХ веке материалистическая теория общественной жизни была дополнена . Арон, Белл, Ростоу выдвинули новые теории. Арон создал теорию индустриального общества- по ней общество развивается от, аграрного, в котором господствуют натуральное сельское хозяйство и сословия/ к индустриальному/где основой является развитие промышленности.
2. Общество как сложная динамическая система.
Общество - круг людей, объединённых общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни

В широком смысле – человечество в целом

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов).

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы.

Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

экономическая(производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);

социальная(отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);

политическая(отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);

духовная(отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).
3. Многообразие путей и форм общественного развития.
Формы перемен :

1 эволюция - постепенный переход от одних стадий развития общества к более сложным. 

2 Революция означает коренное, качественное изменение основ общественного строя, способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, коренной качественный скачок, переворот во всей социально-экономической структуре общества, результат и высшее проявление классовых и политических конфликтов в форме борьбы. Революции, как правило, инициируются «снизу», сопряжены с революционными восстаниями и гражданскими войнами.

3 Реформа —  менее радикальное, постепенное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, порядков, институтов, учреждений. Реформа проводится по инициативе власти, «сверху» и не означает уничтожение основ существующей социальной структуры и является прогрессивным преобразованием.

Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.

Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией.
Формационный подход (марксизм)

Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.

Современный поход ( доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) ( процесс модернизации)

Глобализация –возросшая взаимозависимость стран, обусловленная следующими факторами:

· развитие экономических и финансовых связей между странами[1];

· переход средств коммуникации на качественно новый уровень, в частности, создание «Всемирной паутины» (сети Интернет);

· развитие транспорта, сделавшее современный мир «маленьким», доступным для передвижения;

· развитие техники, в том числе военной, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу самоуничтожения человечества;

· обострение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, невозможность их решения усилиями одного государства или даже группы государств.

Цивилизационный подход – развитие каждой цивилизации индивидуально из за разных культур и условий существования.

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, особенности более сложная структура, занятие сельским хозяйством и ремеслом, отделение общества от природы

4. Проблемы смысла и направленности исторического процесса.

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Одной из важнейших проблем философии истории является проблема смысла и направленности исторического процесса. Большинство античных мыслителей, в том числе Протагор и Демокрит, придерживались точки зрения, что общество развивается в основном по восходящей, от дикости к «золотому веку». Их можно считать родоначальниками прогрессивного направления. Другие мыслители (Тесиод, Сенека), напротив, утверждали, что развитие общества имеет регрессивную направленность — от «золотого» века к «железному», для которого характерна полная деградация общества, падение нравственности и т. д. Третьи философы (среди них Платон, Аристотель, Полибий) считали, что общество движется по восходящей, но по замкнутому кругу, с постоянным возвращением вспять, к исходному этапу. (можно про формации затирать)
5. Основные противоречия современного общественного развития.

Противоречие современного мира - между плотностью информации и возможностью ее проверки и оценки. По оптимистическому сценарию, в будущем следует ожидать появление некоего «коллективного разума планеты», регулирующего производство и потребление, со­циальные отношения и отношения с природой в глобальном мас­штабе. По пессимистическому сценарию следует ожидать инфор­мационных войн, использования потоков дезинформации, созда­ния тотального контроля над личностью. Общим показателем уровня развития общества становится ка­чество жизни человека, однако, высокий уровень жизни доступен далеко не всем. Согласно оптимистическому взгляду, передовые технологии сделают жизнь человека максимально безопасной и комфортной. Все больше внимания будет уделяться обеспечению здоровья и продолжительности жизни. Уменьшится занятость че­ловека в сфере производства и увеличится количество свободно­го времени. Пессимистические прогнозы отмечают усиление социального неравенства, в связи, с чем здоровье и долголетие, разно­образный и насыщенный досуг станут достоянием богатых, удел же бедных - быть придатком роботизированных систем и пи­таться суррогатными продуктами. Усиливается противоречие между человечеством и природной средой. С точки зрения оптимистов, оно разрешится внедрением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. По мнению же пессимистов, безудержный рост потребления, свойствен­ный современному обществу, приведет к глобальному экологи­ческому кризису.

6. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Глобальные проблемы человечества тесно взаимосвязаны друг с другом и не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

Проблемы: демографическая проблема, экологическая, загрязнение атмосферы, загрязнение почвы, загрязнение воды, потепление, озоновые дыры, проблема парникового эффекта, гибель и вырубка лесов, энергетическая проблема, сырьевая проблема, проблемы мирового океана, проблемы освоения космоса, проблема СПИДа и наркомании, проблема термоядерной войны.

7. Цель и смысл жизни человека.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, для чего человек живет?

альтруизм — смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу

Эпикурейцыутверждали что он – в свободе от телесных и душевных страданий;

Стоики– в спокойном и безропотном перенесении всего, что выпадает на долю человека;

Киники- в свободе от общественных норм и ценностей;

Скептики– в душевном спокойствии, обеспеченном уходом от суждений.

Смысл жизни служить богу

Смысл жизни стать единым с дао ( даосизм или конфуцианство)

Буддизм цель и смысл жизни осознание состояния неудовлетворенности и начало

избавления от всех желаний.
8. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Человек существо биосоциальное.

особенности человеческого организ­ма:

 прямая   походка

цепкие руки 

большой мозг и сложная нервная система

сложный механизм голосовых связок

отсутствие жестких механизмов инстинктов

членораздельной речью,

сознанием,

высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Антропогенез — часть биологической эволюции,  которая привела к появлению человека разумного

3 теории происхождения человека: космическая, биологическая и божественная.


9. Деятельность как способ существования человека и общества.

Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Структура: субъект, объект, цель

три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд, общение

Деятельность направлена на удовлетворение потребностей ( соц, первичных, духовных, безопасности

Во время деятельности человек социализируется.

10. Многообразие человеческой деятельности.

Виды деятельности

По направлению выделяют материальную и духовную виды деятельности. Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно - ориентировочная.

Материальная деятельность связана с производством материальных благ. Духовная деятельность связана с производством знаний, идей, принципов, ценностей и других нематериальных благ. Примеры: воспитание ребенка, сочинение рассказа.

Познавательная деятельность направлена на поиск и обработку информации и получение знаний. Примеры: исследования учёного, написание реферата.

Прогностическая деятельность связана с предвидением последствий каких-либо явлений. Примеры: деятельность астронома, прогнозирование последствий возможного землетрясения, урагана.

Ценностно – ориентировочная деятельность направляет человека на общечеловеческие ценности и идеалы (доброта, честность, справедливость, истина, красота, гуманность и т.д.). Данный вид деятельности проявляется в отношении человека к окружающей действительности: людям, природе, культуре. Ценностные ориентации человека формируются в процессе социализации, в беседе с матерью или другом, на уроке или классном часу. Человек раскрывает свой ценностно – ориентировочный потенциал в общении, познании, учёбе, труде, игре и других видах деятельности.

По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.

Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека.

Учебная деятельность направлена на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте.

Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Особым видом деятельности является общение. Оно строится по принципу «субъект – субъект», а другие виды деятельности по принципу «субъект – объект». Это процесс установления межличностных или межгрупповых контактов. Способ передачи информации от одного человека другому. Большинство видов деятельности невозможны без общения. Оно бывает вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики, жестов).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность. В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

11. Сознание, разум, самосознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

· Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

· Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

· Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

· Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).
Разум Философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и продолжается всю жизнь. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
12. Познание. Чувственное и рациональное.

Познание —целенаправленный и осмысленный процесс поиска истины, получение нового знания. 0

Человеческое познание идет от наблюдения ( чувственного восприятия) иначе живого созерцания к теоритическому раскрытию законов, затем к проверке и применению их на практике.



Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:


  • Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

  • Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.

  • Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом

Рациональное познание, присущее только человеку

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:


  • Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.

  • Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.

  • Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.


13. Философское учение о материи.

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов.

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи:она трактовалась ими как субстрат (лат.substratum – основа), то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее

В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, и что является источником наших ощущений

Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи.Под атрибутом (лат. attributum – данное, приписанное) в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта.Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение, пространство и время.

В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность.

5 видов движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

14. Диалектика как учение и метод

Диалектика материалистическая – учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира

Диалектика изучает качественные характеристики предметов и явлений





Диалектика (развитие, движение)

Почему совершается движение? Что служит источником развития?

Борьба противоположностей (противоречий)

Происходит ли новообразование в процессе развития?

Происходит уничтожение старого и возникновение нового

Имеется ли направленность в движении и развитии?

Развитие совершается поступательно, спиралеобразно

Закон материалстической диалектики .

Законы диалектики носят всеобщий, универсальный характер, т.е. действуют всегда и везде.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает Почему происходит развитие, движение или источник развития, движения

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает Как, каким образом происходит развитие, движение или «механизм» развития, движения.

Закон отрицания отрицания показывает Куда, в каком направлении идет развитие, Движение или тенденция развития, движения




В неживой природе

Закон единства и борьбы противоположностей

Магнит, притяжение и отталкивание, положительный и отрицательный электрические заряды







В неживой природе

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

При увеличении температуры (т.е. количества) изменяется состояние вещества (т.е. качество). Вода: твердое, жидкое, газообразное.







В неживой природе

Закон отрицания отрицания

День отрицает ночь, ночь отрицает день.


15. Научное познание и его формы.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным с жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Особенности научного познания:

Оно большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:

научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями.

Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам.

Доказательство — это подтверждение гипотезы. (косвенное или практическое)

Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. 

Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований.

Методы научного познания:

— Сравнение — установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);

— АНАЛИЗ   — мысленное расчленение предмета, как целого

(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);

— Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном — виртуальном);

— Абстрагирование — выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);

— Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге — к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);

— Дедукция — движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностейРАБОТЫ   двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);

— Моделирование — построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);

— Аналогия — вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);

— Обобщение — объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

16. Социальное познание и его особенности.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в динамики, а не в статичности.

Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.

Особенности социального познания:

· субъект и объект познания совпадают;

· социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

· сложность объекта познания – общества;

· установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

· ограниченность применения эксперимента как метода познания.

17. Истина и ложь. Критерии истины

Истина – достоверная информация, ложь – недостоверная информация.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

18. Понятие и содержание духовной жизни человека и общества.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовный мир личности — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества.

Духовный мир личности включает в себя:

  1. Знания

  2. Чувства

  3. Потребности

  4. Способности

  5. Ценности

  6. Веру

  7. Переживания

  8. Стремления

  9. Убеждения

  10. Цели

Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

  • Деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.).

  • Деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

  • - духовные потребности;

  • - духовная деятельность и производство;

  • - духовные ценности;

  • - духовное потребление;

  • - духовные отношения;

  • - проявления межличностного духовного общения.

19. Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации,знания, вера, потребности, способности, стремление, цели людей). Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.
Мировоззрение - совокупность всех взглядов на мир . Существуют разные виды мировоззрения:
обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Роль-от мировоззрения зависит, то как человек будет относиться к тем или иным события, то как он их будет воспринимать.

20. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры современной России.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как

культура,

наука,

религия,

мораль,

идеология,

искусство.

важнейшей функцией духовной сферы является определение ценностей общества, которая, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.



о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько «болевых точек».

Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема «отцов и детей»)

Вторая «болевая точка» - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей.
21. Средства массовой информации и их социальная роль.

Сми - совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

в современном демократическом обществе важнейшими гарантиями его стабильности, эффективности управления обществом является наличие развитых, демократически организованных средств массовой коммуникации, объективно освещающих политические события.

Роль сми:

1. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";
6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
22. Понятие и структура общественного сознания.

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума.

По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

Обыденное и теоретическое сознание.

Общественная психологи и идеология.

Формы общественного сознания.
  1   2   3


написать администратору сайта