восточных славян. история. Основные занятия восточных славян земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природноклиматических условий
Скачать 27.54 Kb.
|
Основные занятия восточных славян - земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельческим народом. Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах, широкое распространение получил плуг. Севернее чаше встречалась соха, которая лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке. Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь. Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово "скот" означаю также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров, - продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства. Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4-5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы, восточные славяне должны были выполнять объем обязательных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Долгие снежные зимы ограничивали хозяйственную деятельность жителей Восточно-Европейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличатся неритмичностью и большой напряженностью, когда "один день год кормит". По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов. Многие исследователи связывают с особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточнославянского этноса. Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связывали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушнину. По мере расширения контактов славян с окружающим миром эти продукты высоко ценились при обмене. Изобилие рек и озер способствовал) развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", который активно осваивали жители Скандинавии - варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные - Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двигаясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство булгар, попадали в могущественный Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий. Торговые пути легко превращаюсь в маршруты военных экспедиций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы общественной организации - союзы племен, которые стали возникать в VII-VIII вв. Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, важная функция которого - зашита сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание - вене и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель. Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная, или соседская, община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу. С вступлением восточнославянских племен в последнюю стадию родоплеменного строя - в период военной демократии - изменилось прежде всего положение племенного вождя (князя). Вожди возвышаются над сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники - воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, упрочивало его престиж не только как удачливого предводителя военных предприятий, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разрушающим традиционные отношения. Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя - своеобразная веха в возникновении неравенства. Однако появление дружины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собраний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплеменников. Еще одно проявление кризиса родового строя - создание крупных племенных образований. "Повесть временных лет" говорит о 13 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен численностью и задачами. Призванные защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы племен по сути решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений. Летописец Нестор так повествует о расселении восточнославянских племен: поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне (племенной центр - Искоростень). Вдоль Волхова, Шелон и, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне, между Припятью и Западной Двиной - дреговичи.. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Селения полочан раскинулись на берегах реки Полоты (племенной центр - Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радимичи осели в междуречье Днепра и Десны, вятичи - на Оке и ее притоках. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю, - тиверцы и уличи. Дулебы расположились на территории Западной Волыни. Симптоматичны названия славянских племенных союзов: большей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в "полях", древляне - в лесах, среди "древ". Считается, что по болотистой местности (от "дрягва" - болото) получили свое наименование дреговичи, по рекам - полочане и бужане и т. д. С собственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей - "потомков" Радима и Вятко, будто бы пришедших с запада, от ляхов (поляков); кривичей - потомков какого-то легендарного Крива или кривов (этим именем латыши до сих пор называют русских). Впрочем, существует и другое объяснение: кривичи от балтского kreio - отделяю, отрезаю, т. е. живущие на границе славянского мира, на окраине. Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные связи уже возобладали над родовыми. Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с государствами кочевников - тюркоязычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспийские степи Северного Предкавказья. На протяжении столетия хазары вели непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 630-х гг. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное государство - Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и булгары. Во главе объединения стоял правитель - каган. Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. Потерпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В первой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итиль, или Атиль (тюркское название Волги). На новых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть населения занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией. Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире - торговый обмен, культурное воздействие. Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VIII и IX столетий, чтобы противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внутренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавших силу соседей, включая освободившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к концу. В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных булгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами основала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько булгарских орд, входивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство волжских булгар - Волжская Булгария. Постепенно его территория расширялась, охватывая и волжское левобережье. Основным занятием булгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало распространяться земледелие. Появились ремесла. Первое время Волжская Булгария подчинялась Хазарскому каганату. Но правители страны мечтали о независимости. С этой целью булгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар - Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама. Тем самым правитель Волжской Булгарии противопоставил себя хазарскому кагану. Как самостоятельное государство Волжская Булгария упоминается в письменных источниках с конца X в. Просуществовало оно до начала XIII в., создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории. Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Болгарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Владимирской Руси с Волжской Болгарией простирается от активных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории. При расселении славян на Восточно-Европейской равнине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населением была отлична от той, которая возникала при столкновении с соседними государствами, пытавшимися чаше всего обложить данью славян. Историки отмечают преимущественно мирный характер контактов, говорят о взаимопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выстраивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва. В целом к концу VIII в. славяне занимали обширную территорию лесной и лесостепной части Восточной Европы. Будучи земледельческими племенами, славяне использовали две разные системы ведения сельского хозяйства. На севере, в зоне лесов, распространение получила подсечно-огневая система земледелия. Благодаря обилию золы здесь удавалось получить относительно высокие урожаи. Однако сама подготовка расчистки требовала огромных усилий. Кроме того, подсечно-огневая система была возможна лишь при наличии обширных слабозаселенных лесных пространств. В лесостепной полосе широко использовался перелог, сопряженный с менее трудоемкими затратами по распашке свободных от леса участков. Поля использовались до полного истощения почвы, после чего земледелец поднимал новь или возвращался на заброшенные участки пашни. Обе системы землепользования носили экстенсивный характер, что надолго определило тип хозяйствования и психологию земледельца. Из этого, однако, не следует, что агрокультура оставалась неизменной: источники, относящиеся к X в., позволяют говорить о постепенном переходе от перелога к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Тем не менее из-за низкого плодородия почв и неблагоприятных климатических условий урожайность оставалась невысокой, что в конечном итоге определяло крайне медленные темпы экономического и общественного развития. Нигде в ареале обитания славянских племен слою "жито", сопряженное с понятиями "хлеб" и "жизнь", не имело столь явного смысла, как на просторах Восточной Европы. Картина мира древних славян была пронизана языческими представлениями. Было бы, однако, неверно считать, что язычество, в отличие от ислама или христианства, представляет собой примитивную религию. Конечно, в язычестве нашло отражение детство всех народов, в том числе и славянских. Однако религиозные представления выстраивались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его самосознание. Для язычества характерен культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами. В зависимости от последствий тех или иных явлений природы осуществлялась своеобразная "оценка" богов и определялось их место в пантеоне: мир славянских божеств - это мир богов сильных и слабых, добрых и коварных, главных и второстепенных. Отсюда формировалась модель поведения: необходимо было заручиться поддержкой, привлечь на свою сторону могущественного бога, способного ослабить происки другого, враждебного или чужого. Славянский пантеон - это прежде всего пантеон земледельческих богов. Важное место в нем занимал Род - бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия - Рожаниц. Ярило - бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были "главные" славянские боги, хотя само это понятие достаточно условно - у каждого племени были, по-видимому, свои особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун - бог грома и молнии. Его идол, поставленный на киевском капище (место поклонения), был украшен золотом и серебром. Считают, что к этому времени Перун стал небесным покровителем князя и дружины. Соперником Перуна был Волос, или Велес, - покровитель домашних животных и богатства. Любопытно, что летописец, описывая киевское капище, о нем даже не упоминает. По-видимому, это связано с тем, что Велес был богом, которого почитал простой народ. Его место заняли боги, распределители богатств - Дажьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное женское божество - Мокошь. Она, судя по всему, была славянской богиней плодородия и являлась женой громовержца Перуна. Языческий культ отправлялся в капищах, где обычно устанавливались изображения богов - идолы. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Языческие представления и культы столь прочно вошли в культуру и быт славянских племен, что их отголоски и сегодня напоминают о себе. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. Кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская Держава распалась, и они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. В результате распада Болгарского царства возникла Волжская Булгария. Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в. Восточные славяне в VI-ГХ вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени Византии. Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Формировались племенные союзы. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягаа" болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанамн (от реки Полота притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финноугорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи занимали мадьяры (венгры) финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. Путь "из варяг в греки". Великий водный путь "из варяг в греки" связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической,', политической, а потом и культурной жизни восточного славянства". 1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2—3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. 2. Другие виды деятельности. Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский Мир через Днепр с Балтийским регионом. Община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. Предпосылки образования государства: Экономические: развитие земледелия, значимая роль промыслов, развитие внешней торговли, эволюция родовой общины (из родовой в соседскую), появляется частная собственность, развиваются торговые пути. Политические: усложнение внутреплеменных отношений, появляются межплеменные союзы, которые приобрели форму племенных княжений, военная демократия преобразовалась в дружинное государство Духовные: эволюция языческих представлений славян, рост престижа князя => создание укрепленного межплеменного центра, сакрализация княжеской власти. |