Главная страница

гп. Основное положение теории правовой государственности гласит в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства


Скачать 40.71 Kb.
НазваниеОсновное положение теории правовой государственности гласит в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства
Дата03.12.2021
Размер40.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла01.12.19.21.09.25_Terehova.docx
ТипДокументы
#290530

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования

"Взаимодействие власти и институтов гражданского общества"

Вариант 4





Исполнитель: Терехова Екатерина Владимировна




Студент группы: ИДО ОЗБ ЮГП-19 ТД

































Екатеринбург

2019

4. Местное самоуправление как институт гражданского общества

Основное положение теории правовой государственности гласит: в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства. Человек, личность никогда не являются средством, даже ради достижения великой и благородной цели. Это - исходный принцип правовой государственности, принцип гуманизма.

Принцип правовой защищенности человека в правовом государстве носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие закона, проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности и др. Таким образом, одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества [1.С. 160] Теоретическая мысль долгое время не разделяла понятия "государство" и "общество", считая их тождественными. Подобный эклектизм был преодолен, как только актуализировалось исследование проблем гражданского общества как явления, отличного от государства. Многие ученые внесли свой посильный вклад в изучение этой важной теоретической категории, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь Гегелю - одному из родоначальников немецкой классической философии.

Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда, имеющая значение, как для личности, так и для государства. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность не знала ничего подобного. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него - ничто. Однако без соотношения с другими, считал Гегель, индивид не может достичь своих целей во всем их объеме. Общество - очень сложный, самоуправляющийся организм. Корпорации, объединения по интересам, отдельные личности преследуют свои экономические, политические, духовные интересы.

Таким образом, в обществе складываются самые различные социальные отношения, прежде всего - товарно-денежные, рыночные и влияние на них государства не является абсолютным.

Становление и развитие гражданского общества являются особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное государство и право [2.С.78]

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей стала предметом изучения в XVII-XX веках и обстоятельно разработана в "Философии права" Г. Гегеля, где отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных [З.С.227-228]. Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Генезис этой идеи уходит в далекое прошлое - к "Политике" Аристотеля, "Государству" Платона, другим древнегреческим учениям, Она получила продолжение в эпоху Возрождения в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а также в работах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.

Материалистическую характеристику анализируемого явления и категории дали К. Маркс и Ф, Энгельс. Они писали: "Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций... Выражение "гражданское общество" возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности..." [4.С.33].

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить "здоровье" социального организма, определить его возможность саморегулирования, взаимодействовать с государством и выделить необходимые направления его самосовершенствования. Это следующие признаки.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Другим признаком гражданского общества является идея народного суверенитета, это означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство.

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения и реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической силы.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства [5.С.48-49].

По мере суверенизации республик после распада СССР в силу авторитарных тенденций и неразвитости рыночной экономики многие черты и качества гражданского общества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур в некоторых республиках, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности, и различного рода катаклизмы, формирование гражданского общества в Кыргызстане идет в русле мирового развития с учетом позитивного опыта собственного прошлого и сохранением самобытных черт. С обретением независимости в республике конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии развития местного самоуправления.

Структура гражданского общества - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Темообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами. Элементами структуры выступают, различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. Структуру современного гражданского общества Кыргызстана можно представить в виде пяти систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем (семьи, группы, классы и т.д.).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Сущностью политической системы является власть и властные отношения. Помимо сугубо властных отношений, существует целая гамма политических отношений: выборы, свобода слова, гарантии избирательного права, развитие демократии и т.д.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом относительно духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов и учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом развития человеческой личности. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства, а именно:

1) объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек как совокупность общественных отношений и мера всех вещей;

2) при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции);

3) связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством; надо понимать, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей: политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму и насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев. Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, достаточности и предприимчивости. То есть государство должно выполнить в основном функции "по ведению общих дел" [4.С. 116] Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество - это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид является собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т. д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой являются граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там и тут действуют одни и те же субъекты. Тем не менее, структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом является основным препятствием развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан. государство общество правовой

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями ординации. Главная функция государства - управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам, Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующие на началах свободы и равенства. Деятельность государства построена на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм. Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Трактовка гражданского общества как негосударственной сферы не должна сводиться только к противопоставлению его государству. Неотъемлемыми принципами гражданского общества являются плюрализм, парламентаризм, права и свободы человека, разнообразие форм собственности, многопартийность, зрелость правовых отношений и, конечно же, местное самоуправление.

Трудно переоценить роль местного самоуправления в определении объема и формы зависимости гражданского общества от государства и в то же время в выработке механизмов обеспечения оптимального их соотношения, а также обратного влияния общества на государственную власть. Следует отметить единодушие в признании данного факта большинством исследователей и практиков на самых разных уровнях органов управления [6.С.86] Однако местное самоуправление является наименее развитым институтом гражданского общества в Кыргызстане. Не следует отождествлять местную исполнительную власть с местным самоуправлением. В Кыргызстане местные акиматы являются институтами местной исполнительной власти. Аким - прежде всего служащий, причем обладающий статусом политического служащего. Он призван возглавлять местную исполнительную власть и решать вопросы местного значения и в то же время быть представителем центральной власти.

Как отмечается в ст. 3 Конституции Кыргызской Республики, "Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

1) верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;

2) разделения государственной власти;

3) открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

4) разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления" [7.С.З].

Единство власти предполагает единую систему не только исполнительных, но и представительных органов. Местное самоуправление не входит в единую систему государственной власти, так как по Основному закону представляет собой форму самовыражения населения с целью разрешения вопросов местного значения, организационные и функциональные вопросы таких органов устанавливаются самими гражданами. Также статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что народ, объявляемый носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" [8.С. 160]. Как отмечают российские ученые, эта норма сформулирована вполне логично, так как подчеркивает двойственность природы самоуправления, которое выступает и как элемент государства, и как элемент гражданского общества. С одной стороны, он напрямую связан с различными государственными структурами, а с другой - является тем общественным институтом, который характеризует уровень развития социума в целом и демонстрирует возможности самоорганизации граждан страны, в частности.

Европейская хартия самоуправления определяет местное самоуправление как право и возможность местных органов власти определять состав и производить управление в интересах местного населения, но в рамках, установленных действующим законодательством [9]. В Кыргызской Республике местное самоуправление - гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения; местное самоуправление осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц; местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления: финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного, а также республиканского бюджета; формирование и исполнение местного бюджета осуществляются с соблюдением принципов прозрачности, участия общественности, подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом [7.С.З]

Российские ученые определяют местное самоуправление как разновидность и одну из возможных форм местного управления, инкорпорированного в систему государственного управления страной в целом. Но существуют и противоположные точки зрения, согласно которым местное самоуправление трактуется как одна из форм проявления общественной инициативы и сводится к необходимости минимизации роли государства в решении местных проблем. Подобное противоречие понятий является следствием стереотипа, рассматривающего государство и гражданское общество как две антагонистические формы жизнедеятельности людей, и в силу этого представляется весьма условным и искусственным, не отвечающим потребностям сегодняшнего дня. При реализации первого подхода наблюдаются такие негативные явления, как: занижение роли инициатив снизу, ущемление демократических принципов участия граждан в решении частных проблем, возможность общества к самоорганизации и самоуправлению. В случае реализации второго подхода (как формы общественного правления при традиции централизованного административного управления страной) местное самоуправление предстает скорее в форме благих, но пустых деклараций, чем реально существующим социальным феноменом.

Для существования местного самоуправления необходима экономическая основа, заключающаяся в наличии:

1) собственности местного самоуправляемого сообщества;

2) имущества, находившегося в государственной собственности и переданного в пользование органам местного самоуправления;

3) иной собственности, в соответствии с действующим законодательством способной удовлетворять потребности местного сообщества;

4) местных финансов.

В свое время в законодательство Республики Казахстан, регламентирующего вопросы местного самоуправления было внесено множество поправок для разграничения роли и функций, бюджета и материально-технической базы местного самоуправления и местной государственной или местной исполнительной власти. Главный вопрос был в том, как избежать дублирования в полномочиях. Но все спорные моменты вроде благополучно разрешились: результатом законопроекта является создание института местного самоуправления - кенеса, т.е., совета, возглавляемого торага, председателем. Определились пять источников финансирования кенесов; все проблемы, имеющие сугубо локальный, местный характер (благоустройство, озеленение, ремонт дорог, дошкольное воспитание и т.д.) стали прерогативой данных кенесов. Однако, законодательная база местного самоуправления требует дальнейшего совершенствования. И перспектива, и эффективность функционирования данного института зависят от многих факторов, как известных, так и неожиданных. Ведь местное самоуправление - это тоже власть, но власть совершенно особого вида - власть народа, которая имеет гораздо более широкие возможности для собственной самоорганизации, власть, в отношении которой нет жестких нормативов, определяющих ее организационные формы на государственном уровне, и которая должна ориентироваться на конкретные проблемы данного муниципального образования [10].

Само понятие гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием "гражданское общество" состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере. Иными словами, в гражданском обществе на первый план выходит публичная политика.

Публичная политика как постоянный атрибут гражданского общества предполагает работу граждан государства с гражданами государства, направленную на общественное благо. Она не совсем подпадает под общепринятое определение политики как действия, осуществляемого исключительно правительством - или политиками. Участники публичной политики, не отдавая себе в том отчета, не просто формируют добровольные ассоциации и союзы граждан, которые представляют собой институциональную основу гражданского общества, они изменяют" властную систему, привнося в само понятие политики новое содержание: политика - это то, что осуществляется гражданами.

Такое понимание политики рождает гражданское действие, направленное на достижение гражданами более глубокого контроля над своим будущим, от чего зависит судьба демократии как формы народовластия в целом, так как она напрямую зависит от активного и сознательного участия граждан в этом процессе народовластия. То есть можно смело утверждать, что в основе гражданского общества лежит демократия как форма правления, при которой не политики и бюрократы, а лишь наделенный властью народ использует силу закона ради того, чтобы воплотить в жизнь свои свободы.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в современном Кыргызстане, в стране, в которой гражданское общество только формируется. Становление гражданского общества в Кыргызстане и соответствующей национальной специфики его концепции требует разработки методологической основы для исследования указанных процессов, выделения разносторонних аспектов и общих критериев для обобщающей их характеристики. Такой подход будет позитивно способствовать дальнейшему продвижению Кыргызстана к гражданскому обществу, и от этого зависит успех политической модернизации и укоренения в системе политико-культурных ценностей института местного самоуправления.


Какие еще общественные и/или политические институты (укажите не менее пяти) способны формировать этические нормы поведения у госслужащих в Российской Федерации? Аргументируйте ответ.

Этические нормы играют главенствующую роль в поведении государственного служащего, поскольку в сфере его деятельности очень часто затрагиваются права и свободы граждан.

Соблюдение требований этических норм выражается в двух аспектах. «В первом случае в том, что служащие в процессе предоставления государственных услуг обязаны соблюдать этические требования, установленные Президентом России, а также установленные ведомственными правилами этические нормы. Во-вторых, потребность нормативных правовых актов непосредственно присутствует и в процессе исполнения государственных функций государственными служащими. Они устанавливаются как федеральными законами, так и ведомственными правовыми актами»1.

Гражданский служащий должен применять свои знания, способности, опыт в профессиональной деятельности и улучшать деятельность государственного органа. Уровень компетентности гражданского служащего определяется при сдаче квалификационного экзамена либо в ходе аттестации.

Гражданский служащий должен реализовывать полномочия государственного органа, служащим которого является, то есть он должен знать задачи, функции, структуру органа, а также должностные права и обязанности и исполнять последние в точном соответствии с их содержанием. При принятии решений гражданский служащий обязан не допускать столкновения государственных и личных интересов.

Гражданский служащий должен быть независимым от влияния религиозных, общественных, политических объединений. Политическая нейтральность гражданского служащего обусловливает его обязанность выражать публичные интересы.

Гражданский служащий не должен совершать действий, которые могут опорочить его достоинство и честь, так как он является представителем какого-либо органа и потому ответственен за его репутацию. Таким образом, поведение гражданского служащего должно способствовать повышению доверия со стороны народа к власти и государству.

Гражданский служащий должен быть беспристрастным, честным и порядочным, обладать тактичностью, корректностью, коммуникабельностью. При диалоге с коллегами, с подчинѐнными, с физическими лицами, с представителями юридических лиц служащему предписывается проявлять по отношению к ним уважение.

По нашему убеждению, в Российской Федерации остро стоит вопрос терпимости и толерантности, так как наше государство многонациональное и многоконфессиональное. Гражданский служащий должен беспристрастно относиться к представителям другой национальности, религии и т. д. Кроме того, ему необходимо пресекать любые проявления землячества и клановости, что в некоторых регионах представляется достаточно сложным ввиду сложившихся исторических особенностей. Способствование развитию межконфессионального и межнационального согласия выступает ещѐ одним требованием к служащему.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства. Необходимо отметить, что наличие кодексов, правил, и прочих формализованных документов еще не является гарантией цивилизованных профессиональных этических отношений. На плодотворное проявление этого субъективного (в контексте социальных, общественных отношений) фактора решающее воздействие оказывают социальная и духовная зрелость общества, уровень развитости демократии и демократических институтов общества, сформированность правового и нравственного сознания, эффективность функционирования ветвей власти.

Для того, чтобы государство было эффективным, чтобы в нем соблюдались права и свободы граждан, важно, чтобы оно предпринимало меры по разделению своей власти с гражданским обществом, с прессой, с общественной мыслью. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества.

Институты представляют собой нечто большее, чем отдельные нормы (конвенции, законы), – они являются культурно-социальными структурами, 1 имеющими целью длительно регулировать и нормировать определенные социальные и политические отношения, повторяющиеся в качестве основных процессов социальной жизни и требующие определенной стабилизации (институт брака и семьи, институт школы, институт партии). Институты выдвигают нормативные требования по отношению к отдельным лицам и группам, представляющим этот институт, устанавливают ориентацию действий и тем самым ограничивают индивидуальную свободу.

Задача институтов – улавливать и регулировать неправильное моральное поведение. В современном российском обществе разработка этики институтов имеет особый смысл. Глубочайший социальный раскол, усиливающиеся этнические и конфессиональные конфликты, неравномерность развития регионов страны – все это продуцирует напряженность, конфликтность и агрессивность, которые ярко проявляются и в культуре российских политиков. Общество особенно болезненно воспринимает нарушение этических норм чиновниками и политиками, девальвирующее значимость самих государственных и политических институтов.

Поведение политика должно определяться не его нравственными представлениями, оно должно соответствовать нравственным принципам и нормам тех политических институтов, который он представляет. Задача политической этики как этики политических институтов – разрабатывать нравственные основания деятельности того или института в соответствии с его целями и полномочиями. В этой связи имеет смысл говорить об этике института парламентаризма, этике института президентства, этике института губернаторства и т.д. Деятельность институтов должна быть оценена, исходя из показателей национального интереса как базового. В то же время в этику института входит и должностная этика, и профессиональный этикет.

Политическая этика призвана снять конфликтное противостояние между политической наукой, рассматривающей политику как область, где реализуются интересы государств, классов, партий, групп, партийных деятелей, и этикой, представляющей нравственные ценности как основание и цель политической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. НИ. Мату зова, А.В. Малько. - Саратов, 2015. С. 160.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Т.1. - М., 2017.

3. Гегель Г. Философия права. - М" 2014. С. 227-228.

4. МарксК, Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С 33,116.

5. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума. Гражданское общество: теория, история, современность. - М., 2016, с. 48-49.


1 Бережкова, Н. Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России / Н. Ф. Бережкова // Административное право и процесс. – 2013. – № 3. – С. 61–67.


написать администратору сайта