Особенности гендерных ценностей. КУРСОВАЯ 1 курс. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Скачать 91.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Институт социального инжиниринга Кафедра: психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Психология» Тема: «Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте» Руководитель И.В. Гудовский подпись, дата инициалы, фамилия Обучающийся БПТ 21-02, 401219010 А.И.Горишний и номер группы, зачётной книжки подпись, дата инициалы, фамилия Красноярск 2022 г. Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5 1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема 5 1.2. Подросток как субъект ценностных представлений 11 1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте 15 Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах. 23 2.1 База и методы исследования 23 2.2 Анализ результатов исследования. 26 Заключение 32 Список использованных источников 33 ВведениеАктуальность исследования. В современной образовательной среде одной из важных педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности. Яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности. В понятие «ценности» вкладывают очень многое. Ценностные ориентации человека выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Можно говорить о том, что процесс формирования ценностных ориентаций субъекта является неотъемлемой частью развития всей личности. Психологи относят подростковый возраст к критическому периоду психического развития. В этом возрасте устанавливается определённый круг интересов, который с течением времени приобретает устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. У подростков наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики и др. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы в данный период развития личности, будет определяться общее направление деятельности подростка. Проблему ценностных ориентаций рассматривали М.В. Богусловский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др. Об актуальности данной проблемы особенностей ценностных представлений в подростковом возрасте свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Цель исследования: выявление особенностей развития ценностных представлений в подростковом возрасте. Объект исследования: ценностные ориентации. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия между ценностными ориентациями юношей и девушек в сфере учёбы, семьи, ответственности, познания и культуры. Задачи: 1. Изучить ценностные представления подростков как социальную психологическую проблему. 2. Рассмотреть подростка как субъект ценностных представлений 3. Изучить особенности ценностных представлений в подростковом возрасте. 4. Провести эмпирическое исследование ценностных представлений и ориентаций подростков с последующим анализов результатов. Методы исследования: 1. «Ценностные ориентации» Рокича 2. «Ценностные ориентации» Шварца 3. «Опросник терминальных ценностей» И.С. Сенина База исследования: 20 подростков в возрасте от 15 до 16 лет, из них 10 девочек и 10 юношей. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (30 источников). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблемаСистема ценностей любого общества претерпевает изменения, обусловленные сменой эпох, информационным взрывом и др. Ценности представляют собой систему, функции которой чрезвычайно разнообразны. Развитие личности, как и система ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития субъекта [4]. Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру. Совокупность ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему сообщает само общество. В течение жизни человека одни ценности закрепляются, а другие видоизменяются, в результате чего создаётся индивидуальная структура личностных ценностей. Для каждого отдельного субъекта характерна своя структура личностных ценностей. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом более слабый» [11, с.484]. Активное повышение интереса к проблеме ценностей обусловлено современными реалиями. Определения дефиниции ценности рассматриваются достаточно разные и происходит это от больших различий в той, или иной научной направленности. М. Вебер рассматривал социологическую концепцию и которая представлена в его трактовке как норма, которая обладает конкретной социальной значимостью для определенного субъекта. Он всегда акцентировал внимание на роли религиозных и этических ценностей в общественном и индивидуальном развитии. В философии есть самые разнообразные точки зрения на природу ценностей, в том числе на их понимание и содержание. Ценность можно трактовать как определённый предмет, который приносит какую-либо пользу и удовлетворяет какие-либо потребности субъекта. В.Ф. Сержантов утверждал, что любая ценность характеризуется значением и личностным смыслом, прежде всего для самого субъекта. Значение ценностей непосредственно для субъекта – это прежде всего набор сформированных общественно значимых качеств. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым личность уже определилась. В педагогике ценности субъекта выступают аспектом аксиологического целенаправленного процесса воспитания нравственных взаимоотношений с социумом. Ценности субъекта начинают формироваться в раннем детстве. Противоречия между реальной жизнью и усвоенными ценностями нередко приводят к формированию многомерных ценностных систем, в которых декларируемые ценности могут расходиться с действительными ценностями. Источником ценностей субъекта являются окружающие люди. В первую очередь – это первичный социальный институт - семья. Представления о том, что правильно, а что нет, чаще всего проистекают от поведения и мнения родителей. Здесь очевидно, что основа ценностных ориентаций субъекта закладывается внутри семьи. До определенного возраста взгляды ребенка схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все чаще сталкивается с иными ценностными системами и это неизбежно изменяет многие из его уже как будто бы устоявшихся ценностей [2]. По мере развития, на подростка начинают оказывать большое влияние друзья, соседи, учителя, родственники, среда и др. Подросток воспринимает и подражает тем. чьё мнение ему понятно и близко, вырабатывая при этом для себя определенный образ и стиль поведения. Поскольку именно подростковый возраст является наиболее восприимчивым, подростки достаточно остро чувствуют правду и фальшь, примеряя при этом на себя самые разные социальные роли. Сами по себе основные ценности субъекта уже относительно стабильны и устойчивы. Одной из причин этого является процесс усвоения базовых ценностей в детстве и взяты они из той среды, в которой ребёнок вырос. В положительной семье детям всегда говорят, что определённый вид поведения и соответствующие результаты могут быть желательными, а могут и не быть. Детей с детства учат тому, что они должны быть честными и должны отвечать за все свои поступки. Дети воспитываются на примерах той среды, в которой они растут. В детском возрасте, в силу того, что у ребёнка нет иных примеров для подражания, все его устремления полностью соответствуют ценностям его семьи. По мере взросления ребёнка, у него перед глазами появляется много иных примеров из социума, которые не всегда можно назвать позитивными, но, если это находит понимание у подростка. Он будет поддерживать того, кто его хорошо понимает. В связи с этим очень важно, чтобы подросток хорошо понимал, что для него хорошо, а что может в дальнейшем вызвать определённого рода проблемы. Четкая проведённая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, во многом определяет устойчивость и стабильность человеческих ценностей [19]. Ценностная сфера субъекта тесно связана с его установками. Под установками здесь можно понимать оценочные суждения субъекта относительно людей и событий. Установки человека отражают те чувства, которые человек испытывает по отношению к чему-либо. Установки и ценности всегда тесно связаны между собой и всегда дополняют друг друга. По мнению психологов, любая установка субъекта ассоциируется с той или иной группой ценностей. Ценности людей могут объяснять их установки и соответственно, то поведение, которому они следуют. В подростковом возрасте для молодёжи особой привлекательностью обладают поведение, внешний облик и установки их кумиров. Подростки очень часто стремятся своим кумирам подражать и далеко не всегда и далеко не каждый пытаются анализировать, что именно их привлекает в том, или ином человеке. Подростки очень часто прислушиваются к мнению своих друзей и товарищей и далеко не всегда они готовы с пристрастием обсуждать то, что признают все остальные друзья и товарищи. К кумирам можно отнести популярных актёров и певцов, спортсменов и блогеров и др. Кумиры нередко выступают безусловным образцом для подражания им во всём. Каждый человек может иметь десятки установок. При этом, изменения системы ценностей может не попадать в поле зрения подростка и им не осознаваться. При этом не исключается влияние этих изменений на ценности подростка. Особенности формирования индивидуальной системы ценностей подростка происходит непосредственно в процессе его социализации. Взрослея, подросток становится полноправным членом общества и проявляется это во всей полноте его межличностных взаимоотношений. Ценностные ориентации рассматривали Б.С. Гершунский, В.В. Ильин, Н. Д. Никандров и др. Исследователи изучают их в рамках общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют психологические и педагогические теории деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Г. Юдина и др. Учёные отмечают, что при определении системы ценностей современных подростков необходимо учитывать изменения ценностной системы всего общества [20]. В общественном сознании общества современной России имеют место следующие тенденции: - стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей; - стремление сохранить моральные основы общества, такие как гуманизм, сострадание, справедливость и др. У современных подростков иногда можно наблюдать снижение значимости идеальных ценностей. Речь прежде всего идёт о тех ценностях, которые связаны с их саморазвитием и повышением общего культурного уровня. Речь может также идти о сформированности таких личностных ценностных качеств как исполнительность, добросовестность, дисциплинированность и др. При этом, новая эпоха и техническая революция вызывают к жизни новые универсальные схемы мышления, овладевать которыми вынужден каждый человек, поскольку ценности субъекта не могут быть независимы от типа его мышления. Отдельно можно говорить о влиянии школы на формирование ценностных ориентаций подростков. Можно также говорить о том, что влияние социокультурной среды на формирование системы ценностей подростка все в большей степени опосредуется средствами массовой информации. Средства массовой информации и различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок молодежи. К сожалению, достаточно часто в СМИ превалируют ценности потребления, а также сомнительные моральные и культурные ценности. Можно уверенно говорить о том, что в результате воздействия СМИ и социальных сетей, система ценностей подростков находится под их мощным воздействием и вместо общезначимых морально – нравственных ценностей, здесь на первый план выходят ценности индивидуального порядка и потребления. При этом многие подростки выстраивают свою систему ценностей, опираясь лишь на образцы, предоставляемые этими источниками [10]. Особая роль в этих вопросах, несомненно должна отводиться школе. Современная образовательная среда сегодня функционирует в условиях требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Становление ценностных ориентаций осуществляется сегодня в контексте предметного, метапредметного и личностного уровней образования. Можно говорить о том, что необходима специальная классификация ценностей. которая бы соответствовала именно этим заявленным результатам образования. Подобного рода классификация могла бы более эффективно и дифференцированно подойти к формированию ценностей субъекта. ФГОС при этом обозначает не просто некоторые отвлеченные цели, установки и ценности, а устанавливает вполне ясные позиции. В рамках урочной и внеурочной деятельности обеспечивается направленность подростков на общечеловеческие, демократические, гуманистические и другие ценности. При этом в рамках ФГОС и основной образовательной программы обеспечивается воспитание экологической, правовой, нравственной и других видов культур. Педагоги уверены, что в совокупности любые ценности можно рассматривать как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. При этом так же необходимо помнить, что сегодня школа помимо знаниевого образовательного результата формирует так называемые универсальные учебные действия (УУД), которые. в свою очередь классифицируются на: - регулятивные УУД; - познавательные УУД; - коммуникативные УУД. Всё это позволяет рассматривать формирование личностных качеств подростков в контексте требований современных ФГОС. В ФГОС заявлено достаточно большое количество различных ценностных ориентаций. Можно уверенно говорить о том, что развитие личности подростка составляет цель и результат образования. если говорить о личностном результате образования по ФГОС, это предусматривает обогащение и углубление индивидуальных ценностей за счет базовых и предметных ценностей в урочной и внеурочной деятельности. Подростки на различных уроках встречаются с одними и теми же ценностями, что несомненно способствует их устойчивому и стабильному усвоению. При этом предметный уровень подразумевает прежде всего освоение освоение предметных ценностей. ФГОС чётко оговаривает, что и как должны содержать различного рода программы, какие именно ориентиры должны быть чётко прописаны в содержании учебной дисциплины и др. К примеру, на уроке литературы ученики знакомятся с такими ценностями как нравственность, добро, сострадание и др. на уроках истории учеников знакомят с такими ценностными категориями как память. Отечество, патриотизм и др. и практически на всех уроках педагоги упоминают про такие ценности как красота, добро, истина. Постепенно происходит приближение к таким общечеловеческим национальным ценностям как человек, жизнь, знание, творчество и др. Приобщение к такого рода ценностям не может происходить без единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. ФГОС предполагает, что на всех мероприятиях и уроках присутствуют свои соответствующие цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Не исключено, что на некоторые моменты, касающиеся формированию личностных ценностных ориентаций подростков нужно на уроке выделять некоторое количество времени. Делать это можно самыми разными средствами и способами. Учителю необходимо обеспечивать проблематизацию тех знаний. которые детям предстоит освоить. Это хорошо способствует развитию интереса и мотивации детей непосредственно во время урочной деятельности. Для учителя важно выходить на ценностно-ориентированные ситуации органично и непринужденно. Особо стоит остановиться на внеурочной деятельности, поскольку она не так жёстко регламентирована, как урок. В конечном счёте, формирование ценностных ориентаций предполагает становление общей культуры ученика, и в особенности ученика – подростка. Для многих молодых людей сегодня неоправданно принижается значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики и др. нельзя говорить о том, что работа со стороны школы по этим направлениям не ведётся, но по всей видимости, этого пока не достаточно. Пока подростки пассивно и некритично принимают ценности массовой культуры. В выборе ценностей подростки часто ориентируются на мнение, выражаемое в среде тех сверстников, которые его окружают. При этом нельзя забывать о том, что общение со сверстниками даёт подростку незаменимый опыт социального общения. Современные подростки часто отказываются от значимых в прошлом ценностей, таких как патриотизм, гражданская ответственность, милосердие и др. При этом необходимо отметить, что сегодня школа и иные социальные институты сейчас усердно над этим работают. Подтверждением этому могут служить изменения, внесённые в основную образовательную программу, касаемо воспитания современных школьников. Ценностные предпочтения подростков можно также определить в результате анализа их идеальных образцов. Ими могут являться представители самых различных сфер жизни общества. Нельзя не отметить, что для многих современных подростков, предпочитающих активный образ жизни, наиболее значимыми сферами жизни общества являются политика, литература, кино и др. Нравственные ценности – это понятие не абстрактное. Они всегда обусловлены личностными свойствами и качествами самого человека. Чтобы подросток успешно усвоил общечеловеческие нравственные ценности, у него необходимо воспитать и развить соответствующие личностные качества, в частности доброжелательность, ответственность, совестливость, трудолюбие, уважение к людям, честность и справедливость. Ценности современных подростков, несомненно связаны с традиционными полоролевыми образцами. Для подростков мальчиков характерны такие ценности как личностное лидерство, стремление к достижению успехов в учёбе и жизни, волевая и эмоциональная саморегуляция и др. Для подростков девочек более значимыми являются наличие положительного эмоционального состояния, счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности. Это особенно важно, поскольку именно в подростковом возрасте происходит возникновение важного личностного новообразования, а именно – самоопределения и самоидентификации [7]. Суть самоидентификации подростка заключается в понимании им себя как целого с той или иной культурой, классической, массовой, конфессиональной и др. При этом культурная идентификация субъекта может достаточно часто менять свой характер. Это происходит от того, что при определении собственной идентичности подросток опирается не на окружающую его культурную среду, а на возникающие в его сознании новые психические механизмы. Иногда идентификация подростка может продолжать открываться в тех играх, в которые он играет. Для него ещё нет возможности открывать себя во взрослых видах деятельности. Педагоги хорошо осведомлены об этих особенностях подростков и очень часто, в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, педагоги активно приобщают подростков к науке, к искусству и др. Педагоги со стороны лучше замечают, что именно может глубоко заинтересовать подростка и чем он может увлечься достаточно серьёзно. Таким образом, можно говорить о том, что формирование и развитие ценностной системы подростков является актуальной задачей для всех общественных структур. Молодые люди стремятся разобраться в многообразии существующих стилей отношений и собственного поведения. Для них жизненно необходимо формировать свою собственную идентичность и собственную систему ценностей, которая бы не противоречила общепринятым ценностям современного российского общества. Жизнь показала, что в менталитете россиян сохраняется глубинная и неискоренимая приверженность к традиционным ценностям. Всё это можно объяснить осознаваемой связью россиян со своей многонациональной культурой и своеобразным способом мировосприятия. Именно многонациональная культура российского общества определённым образом детерминирует образ мыслей и действий современных российских граждан. Проанализировав ценностные представления как значимый феномен в жизни человека, рассмотрим подростка как субъект этих ценностных представлений. |