проект. проект готовый 2. Особенности и основные направления русской живописи xix века
Скачать 57.86 Kb.
|
Содержание Введение Особенности и основные направления русской живописи XIX века. Выдающиеся русские художники XIX века. Выявление уровня знаний учащихся 7-8 классов, в условиях внеурочной деятельности. Разработка и реализация занятия, с применением мультимедийных технологий, по формированию знаний, о русской живописи XIX века, в условиях внеурочной деятельности. Итоговый опрос и сравнительный анализ уровня знаний, учащихся 7-8 классов. Заключение. Список литературы. Приложения. Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощещениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры. Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века. Наследие, которое оставили после себя художники, поистине велико и многогранно. Именно 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства 19 века. Достижения и завоевания живописи 19 века, в котором себя проявили отечественные художники имеют огромное значение и уникальную ценность в изобразительном искусстве, живописные произведения, созданные русскими художниками, навсегда обогатили русскую культуру. Современная живопись берёт свои истоки в далёком прошлом, и её развитие базируется на работах великих мастеров – знатоков своего дела, ставших точкой отсчёта для многих поколений современных художников. Я считаю, что приобщённость к искусству, во все времена, является важным критерием интеллекта любого человека, а также неотъемлемой частью в современном образовании. Потребность в культурном и творческом развитии – естественное состояние человека и формируется оно еще с ранних лет. Именно в детстве, в школьные годы закладываются основы дальнейшего художественного развития человека. Вполне возможно, что кроме как в школе, основы художественного образования, человек больше нигде не получит.Можно отметить, что именно в сфере культуры и искусства ребенок может приобретать полноценный опыт творчества, опыт который незаменим для становления личности ребенка, самоощущения человека в мире и который как раз и поможет ему в будущем стать «креативным» в любой области человеческой деятельности. Занятия искусством, самым благотворным образом влияют на психическое и эмоциональное здоровье детей, формируют положительное отношение к школе, снижают утомляемость в процессе учебы.Ни для кого не секрет, что в современном российском обществе, большинство воспринимает художественную культуру, занятия изобразительным творчеством как некую необязательную часть нашего бытия. Сегодня область культуры и искусств воспринимается в обществе как некая частность, ей отводится второстепенная роль, которая не имеет серьезного значения в жизни.Я считаю, что в настоящее время, большинство школьников недостаточно хорошо знакомы с творчеством русских художников прошлых столетий. На мой взгляд, классическая живопись неотделима от эволюции искусства и человеческой цивилизации в целом, а шедевры русских живописцев ХIX века являются общепризнанной классикой и по сей день пользуются огромной популярностью. Актуальность данного исследования определяется возрастающим интересом к живописи и искусству, в целом. Развитие живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе, как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения, следующие поколения художников. К сожалению, в настоящее время, среди современной молодежи мало кто интересуется живописью и искусством в целом. Проблема низкой образованности, в области искусства России, а в частности – в живописи, очень актуальна в современном обществе. Решением проблемы может стать создание продукта, который ознакомил бы школьников с живописью, выдающимися художниками 19века и привлёк внимание к данной теме. Обьект: русская живопись XIX века. Предмет: знания учащихся, о русской живописи XIX века. Гипотеза: Проведение занятия с использованием мультимедийных технологий, в условиях внеурочной деятельности, вызовет у ребят интерес к творчеству русских живописцев ХIX века и приведет к достижению поставленной цели. Цели проекта: Популяризация русской живописи ХIX века, среди современных школьников. Задачи: Изучить особенности и основные направления русской живописи ХIX века. Познакомиться с творчеством наиболее популярных художников ХIX века. Выяснить: знакомы ли ученики Калманской средней общеобразовательной школы, посещающие изостудию, с творчеством русских художников ХIX века. Провести занятие по данной теме, с использованием мультимедийных технологий, в условиях внеурочной деятельности. Провести итоговый опрос и узнать, удалось ли достичь поставленной цели. Методы работы: 1. Изучение специальной литературы, материалов в сети интернет. 2. Обобщение и систематизация материала по данной теме. 3. Проведение первичного опроса среди учащихся, посещающих изостудию. 4. Проведение занятия, в условиях внеурочной деятельности, с использованием мультимедийных технологий. 5. Проведение итогового опроса аудитории. База исследования: учащиеся 7-8 кл, МБОУ Калманская СОШ им.Г.А Ударцева, посещающие изостудию «Зазеркалье». Практическая значимость состоит в возможности создания продукта, который бы привлек внимание школьников к данной темЕ и ознакомил их с живописью ХIX века. Особенности и основные направления русской живописи XIX века. В 19 веке произошла настоящая революция в русской живописи. Русская живопись 19 века отразила стремительное и уверенное укрепление жанрового разнообразия. Выдающимися достижениями в русском искусстве начала 19 века характеризуется портретная живопись . Русский портрет на протяжении всего века являлся жанром живописи ,который связывал художников с обществом . Господствовал стиль классицизма. Классицизм Классицизм-это художественное направление в живописи, архитектуре и литературе 17-19 веков. Одна из важнейших черт классицизма это возращение к античности ,которая понималась как воплощение золотого века культуры. Термин «классицизм» образован от латинского classicus, что переводится как «образцовый» или «достойный для изучения в классах». Так называли произведения античных авторов, которые изучали в учебных заведениях. Интерес к античному искусству в Европе появился в эпоху Возрождения, в XVII веке. Тогда художники начали копировать древнегреческих и древнеримских мастеров. Они заимствовали из старинного искусства сюжеты, композицию, принципы изображения фигур.Ориентируясь на античность как на образец умеренности и гармонии, живописцы стремились придать композиции четкое построение и однозначность смыслов. Людей всегда изображали в говорящих позах, которые выражали их эмоции. А еще все персонажи, как правило, были атлетично сложены. Академизм Академизм — направление в искусстве, основанное на строгом соблюдении канонов классицистической живописи. Приверженцы академизма уделяли большое внимание правильности рисунка, общей выверенности композиции и идеализированному изображению человеческого тела.Этот термин образован от греческого слова «академия» — так в IV веке до нашей эры называлась философская школа Платона. А уже в эпоху Возрождения этим же словом обозначали учреждения, в которых учили рисовать. Главными темами произведений были подвиги героев прошлого, которые жертвовали собой во имя государства и служили образцом верноподданических чувств. Вплоть до начала XX века академизм имел статус официального искусства Академии художеств: живописцы, работавшие в этом направлении, получали золотые медали, отправлялись в пенсионерские поездки и занимали высокие должности. Однако уже в 1830-х академическая живопись воспринималась представителями прогрессивных течений как кризисное явление, существующее в отрыве от актуальных художественных процессов. Желая уйти от стереотипности и консерватизма академической живописи, некоторые художники совмещали в своих работах черты академизма и новых направлений в искусстве. Романтизм Романтизм провозгласил независимость человеческой личности, ее индивидуальность, свободу проявления чувств. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Художников-романтиков интересовала, в первую очередь, яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств. Их персонажи задумчивы, мечтательны. В русскую живопись романтизм пришел в первой трети XIX века. Художники-романтики считали главным в работе над картиной интуицию и вдохновение, а процесс творчества для них был священным таинством. Важным жанром для живописцев-романтиков стал портрет. Мастера стремились познать и передать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир. Они изображали своих современников: военных, политиков, монархов и членов их семей, деятелей искусства.Образ одинокого, погруженного в собственные мысли творца занимает особое место в искусстве романтизма: не случайно именно в 1820–30-е приобрел популярность жанр автопортрета. Художники не подчеркивали внешние атрибуты статуса человека, а сосредоточились на передаче его внутреннего состояния с помощью различных приемов: например, изображения бурного неба, античных руин или играющего в волосах ветра. Реализм Реализм — это направление в европейском и русском искусстве XIX века. Он пришел на смену романтизму в живописи и литературе. В отличие от романтиков, художники-реалисты не искали красоту в повседневности, а стремились как можно точнее передать действительность. В русской живописи главным в реалистическом направлении стал бытовой жанр. Мастера изображали сцены из повседневной жизни человека, его маленькие радости и беды. Другим ведущим жанром этого времени была сатира: художники высмеивали нравы и пороки общества.Определяющим фактором в развитии реализма стали 1860-е — период Великих реформ Александра 2 и распространения народнических идей. Именно в это время в живописи усилилась критическая интонация и художники подвергали неприглядные стороны жизни серьезному анализу, превращая свои произведения в остросоциальные высказывания. Одна из основных задач живописи реализма — обличать несправедливость социального устройства и пороки современного общества. На знаменитой работе 1861 года Василий Перов изобразил деревенский крестный ход: на ступенях избы, шатаясь, стоит пьяный священник, перед ним по грязи бредет пьяная паства с перевернутой иконой и пустым окладом. Художник создал пессимистический образ не только духовенства, но и русского народа, находящегося на пороге глобальных реформ. Импрессионизм Русский импрессионизм-направление русской школы живописи в 19-20 веке в котором ощутимо присутствуют черты творчества французских импрессионистов ,однако не менее ярко выражена национальная специфика ,для которой характерны тяготение к углубленному смыслу и значению художественного образа ,материальность ,предметность ,культ этюда. Импрессионизм произвёл настоящую революцию в живописи на границе веков ,очень быстро получил признание отечественных художников в Европе и России. Русский импрессионизм сохранил внешние приём французских законодателей школы: письмо чистыми цветами ,особое внимание к передаче света ,высокая скорость работы, непременно на пленэре. Отечественная живопись тяготела к созданию картин ,наполненных смыслом. Непременно должен был раскрываться внутренний мир самого художника. Выдающиеся русские художники XIX века. Орест Адамович Кипенский Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей Ораниенбаумскому уезду. Мальчик оказался внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. Женщину с ребенком выдали замуж за крепостного Адама Швальбе, немца по национальности. Настоящий отец будущего художника заботился о нем, и в 1788-м, получив вольную, Орест покинул родителей и был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. По документам ученик проходил под фамилией Кипренский. В 1797 году юноша поступил в саму академию, где его наставниками выступили живописцы Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий. За годы учебы Кипренский неоднократно демонстрировал талант, получал золотые и серебряные награды за работы. В 1803 году Орест получил аттестат 1-й степени и шпагу, но с разрешения директора заведения остался там в качестве пансионера еще на 3 года. В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе (прил.1). В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов. Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле»( прил.2). Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи. Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м. Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора. В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину. Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов. На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств. В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения. В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести. Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина (прил.3). В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность. Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты. В середине октября 1836 года живописец заболел воспалением легких, что стало причиной смерти. Кипренского похоронили в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме. Карл Павлович Брюллов Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного. Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду»(прил.4). В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова. В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»(прил.5). На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году. В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами. Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербуг. Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера. В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи»(прил.6), Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть. В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой. По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте. В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото. Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции. Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер. Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном. К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями. Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком. В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы. При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович. Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин. В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя. В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены. В 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же. Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью. Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля»(прил.7). Иван Иванович Шишкин Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично. Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи. В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами. После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф. Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»(прил.8). Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика. Умер в 1898 году. Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру. Иван Николаевич Крамской Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина. Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир. В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург. Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы. В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга. На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь»(прил.9), кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии. В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался. Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры. В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам. Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко. Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет. Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства 19 столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены. Умер художник 5 апреля 1887 года от болезни сердца. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества. В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры. На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а также популяризации западноевропейского искусства. В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства. Выявление уровня знаний учащихся 7-8 классов, в условиях внеурочной деятельности. Находясь под впечатлением, после изучения литературы и знакомства с творчеством русских художников XIX века, мне стало интересно узнать: «Как ученики, моей школы, относятся русской живописи XIX века, и какому уровню соответствуют их знания, в этой области?» Для того, чтобы выяснить уровень знаний учащихся, посещающих изостудию, мною был составлен тест, содержащий вопросы по живописи и творчеству учащихся XIX века (прил.10). Результаты проведённого мной опроса изображены на диаграмме 1.(прил.11) Диаграмма 1. По результатам проведённого мной опроса, я определила, что большинство учеников моей школы недостаточно хорошо знакомы с живописью и творчеством художников XIX века. Разработка и реализация занятия, с применением мультимедийных технологий, по формированию знаний, о русской живописи XIX века, в условиях внеурочной деятельности. Завершив исследование, мною было составлено и реализовано занятие (прил.12), на котором я рассказала ребятам об основных направлениях живописи XIX века, и о творчестве наиболее знаменитых художников XIX века( прил.13). Свой рассказ, сопровождала слайдами, созданной мной, презентации (прил.14) с примерами репродукций картин. Итоговый опрос и сравнительный анализ уровня знаний, учащихся 7-8 классов. Сразу после проведения презентации я провела итоговый опрос, чтобы выяснить, удалось ли мне достичь поставленной цели – популяризировать русскую живопись среди учащихся. Результаты опроса (прил.15) представлены на диаграмме 2 ниже: Диаграмма 2. Из данных, представленных на диграмме выше, видно, что теперь большинство учащихся, посещающих изостудию, ориентируются в творчестве русских художников XIX веков и знакомы с основными тенденциями развития живописи в России. Заключение Мне хотелось донести до всех, что прекрасное можно увидеть не только в природе, которая тебя окружает, но и в картинах, оставленных нам в наследство художниками XIX века. Без воспитания со школьного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В процессе проведения исследований, подтвердилось предположение - большинство школьников были, действительно, недостаточно хорошо знакомы с творчеством английских художников XVII-XIX веков. Таким образом, подтвердилась моя гипотеза, а данные полученные по результатам проведенных исследований показали, что поступательное выполнение запланированных задач привело к достижению поставленной цели. Список литературы Белова Ю.И., Куклис М.С., Леоник О.Я. Музеи мира. 100 шедевров - Mосква: Эксмо, 2015. – 96 с. История России 8 класс -Просвещение 2017 г. История русского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. - М.,1878 г.16 4. Русские живописцы XIX века г. И.Н. Шувалова «Шишкин» 1993 5.Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г. 6. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков, - М. искусство, 1998г 7. Шишкин И.И. М.: Издательство "Искусство", 1971г. 8.https://studbooks.net/565979/kulturologiya/istoki_razvitiya_peyzazhnogo_zhanra_russkom_iskusstve 9. https://24smi.org/celebrity/hudozhniki/ 10.https://collectart.ru/posts/14-russkaya-zhivopis-19-veka-istoriya-razvitie-zhanry-i-mastera 11.https://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html |