Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: Особенности методики изучения лирического стихотворения на уроках литературного чтения.

  • -Как вы понимаете значение этого слова

  • -Как вы думаете, почему автор выбирает такое необычное слово Чем оно лучше всех подобранных нами синонимов

  • -Если бы вы были музыкантами, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению Какой бы она была по своему настроению, темпу

  • -Какое время года описывает автор Какой именно момент

  • -Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы -А теперь посмотрим, как автор описывает Весну. Какое у неё настроение

  • -Как вы представляете Весну Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали её портрет

  • -Понравилось ли вам стихотворение Чем Что хотел сказать автор Как вы поняли его настроение Конспект урока «Хитрые грибы»

  • - Разве грибы могут быть хитрыми Кого обычно называют хитрым - Предположите о каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотворении

  • -Понравилось ли вам стихотворение Какое настроение у вас вызвало это стихотворение -Много ли грибов нашёл автор

  • - Как вы думаете, прав ли автор в том, что он «большой корзиной все грибы перепугал» - Почему же он так и не нашёл грибов

  • - А грибы на самом деле хитрые

  • - Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба - Как же автор относится к «хитрым грибочкам» Что мы можем сказать о нём как о человеке

  • - Почему строки о «хитрых грибочках» вызывают у вас улыбку С какой интонацией будете читать эти строки

  • - В каком темпе следует читать произведение

  • Особенности методики изучения рассказа на уроках литературного чтения


    Скачать 18.84 Kb.
    НазваниеОсобенности методики изучения рассказа на уроках литературного чтения
    Дата10.03.2023
    Размер18.84 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаKhitrye_griby (2).odt
    ТипРассказ
    #979596

    Тема: Особенности методики изучения рассказа на уроках литературного чтения.

    ПЛАН

    1. Жанровые признаки рассказа

    2. Особенности методики изучения рассказа.

    1.

    Жанр рассказа относится к эпическому литературному роду. Рассказ – малая эпическая форма в отличие от таких объемных эпических форм, как повесть, роман, эпопея. В основе рассказа лежит повествование о каких–то (каком-то) событиях (событии) из жизни героев. В рассказе присутствует, как правило, одна сюжетная линия. Сюжет при этом развивается очень динамично и четко. Экспозиция обычно отсутствует, повествование начинается с завязки действия, затем идет его быстрое развитие, кульминация, развязка.

    В рассказе присутствует небольшое количество действующих лиц, при этом их характеры обрисовываются очень четко. Используются следующие средства создания образов персонажей: авторская характеристика, портрет, поступки, взаимодействие с другими персонажами, речевая характеристика и др. Язык рассказа отличается простотой, ясностью, особой выразительностью, емкостью.

    2.

    Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей изучения рассказа на уроках литературного чтения в начальных классах.

    1. При подготовке к чтению рассказа главное внимание учитель обращает на накопление информации, помогающей детям лучше понять содержание текста и эмоционально откликнуться на него. Во – первых, это информация об авторе произведения и его творчестве. Используются традиционные приёмы работы: иллюстрированный рассказ учителя, сообщения учащихся, презентации, работа с выставкой книг: например, упражнения на определение темы составленной заранее выставки книг автора, отыскание на выставке лишней книги, отыскание на выставке книги по заданным признакам и другие.

    2. Для накопления информации о времени и месте событий, описанных в рассказе, используются экскурсии (в том числе виртуальные) в музеи, на предприятия, на природу, в зоопарк и др. С этой же целью могут быть использованы просмотры эпизодов из фильмов, фотографий, картин известных художников. Это особенно важно при изучении исторических рассказов, требующих специальных комментариев, а также рассказов о природе, о животных.

    3. При подготовке к чтению рассказа очень важно актуализировать личный жизненный опыт детей по теме рассказа. Для этого учитель использует прием «Мозговой штурм»: предлагает детям тему для обсуждения, и они обмениваются своими знаниями и впечатлениями по этой теме. Во время беседы может быть объяснено или уточнено значение некоторых непонятных детям слов, которые затем встретятся в тексте.

    4. Для подготовки детей к восприятию смысла рассказа, его нравственной идеи целесообразно использовать приём «Глоссарий»: учитель заранее готовит список слов – нравственных понятий, актуальных для данного текста, а учащиеся рассуждают о значении этих слов, приводят примеры персонажей ранее прочитанных произведений, обладающих этими качествами.

    5. Для развития у детей умений ориентироваться в тексте до чтения используется приём антиципации – прогнозирования содержания рассказа по его заголовку, фамилии автора, ключевым словам, иллюстрациям. Очень интересно проходит также упражнение «Соревнование с автором», когда учитель предлагает детям попробовать составить свой рассказ по названию и иллюстрациям, а затем сравнить его с тем, что написал автор.

    6. При первом знакомстве учащихся с рассказом используются следующие приёмы работы: чтение текста учителем, комбинированное чтение. Если рассказ большой по объёму, учащиеся могу прочитать его накануне дома самостоятельно. При первом чтении рассказа может быть использован прием «Чтение с остановками», когда учитель останавливает чтение на самом интересном месте и предлагает детям предположить, что будет дальше.

    7. При проверке первых впечатлений учащиеся обсуждают правильность высказанных предположений о содержании рассказа, а также обмениваются своими мнениями о прочитанном.

    8. Перед повторным чтением рассказа проводятся упражнения на правильность и беглость чтения трудных или многосложных слов (если в этом есть необходимость).

    9. При повторном чтении рассказа используется чтение «цепочкой». Если рассказ большой по объёму, его следует читать по частям (и анализировать тоже по частям).

    10. На этапе анализа рассказа используются разнообразные приёмы работы:

    • определение темы текста;

    • выборочное чтение и выборочный пересказ с попутным комментированием, объяснением прочитанного;

    • постановка вопросов по содержанию рассказа учащимися. При этом учитель задаёт детям типы вопросов: практические, объясняющие, уточняющие, проблемные, исследовательские, оценочные, обобщающие и др. Хорошо использовать для этой работы прием «Ромашка Блума»: на доске прикрепляется ромашка, с оборотной стороны лепестков которой записан тип вопросов. Учащиеся делятся на группы, и каждая группа выбирает свой тип вопросов.

    • составление характеристики персонажей рассказа по плану: имя персонажа, его возраст, социальное положение, портрет, поступки, которые он совершает, как его это характеризует, как складываются его взаимоотношения с другими персонажами, впечатление о нем;

    • заполнение «Дневника двойных записей» о героях рассказа, когда указываются поступки персонажей и возможные причины этих поступков, делаются соответствующие выводы;

    • выполнение мини – исследовательских работ по тексту группами учащихся;

    • составление «палитры настроения» героев рассказа;

    • дискуссия, диспут по проблемам, поднятым в рассказе;

    • составление плана рассказа: повествовательного, вопросного, цитатного, картинного. Упражнения с деформированным планом: восстановление порядка следования частей, дополнение недостающих частей, переименование частей и др.

    1. Завершается анализ рассказа обобщающей беседой, в ходе которой уточняется главная мысль рассказа, позиция автора, а также высказываются мнения детей о прочитанном тексте и его значении для их жизненного и читательского опыта. Подбираются пословицы и поговорки, связанные с идеей рассказа, конкретизирующие его основную мысль.


    Тема: Особенности методики изучения лирического стихотворения на уроках литературного чтения.
    ПЛАН

    1.Жанровые признаки лирического стихотворения

    2.Особенности методики изучения лирического стихотворения.
    1.

    Лирическое стихотворение – один из основных жанров, представленных в хрестоматии по чтению для начальной школы. Оно имеет целый ряд особенностей. Само слово «лирика» произошло от названия старинного музыкального инструмента «лира», обладающего очень мягким и нежным звучанием. В центре лирического стихотворения не столько сюжетно

    –событийная линия, сколько чувства, переживания, настроение лирического героя по поводу описываемых явлений. Лирика очень эмоциональна. И воздействует она прежде всего на эмоциональную сферу читателя.

    По тематике лирические стихотворения могут быть нескольких видов: философские, пейзажные, гражданско-патриотические, любовные и др. В хрестоматии для начальных классов в основном присутствует пейзажная и патриотическая лирика.

    Образная система лирического стихотворения создается за счет широкого использования изобразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворения, перифразы, звукописи и др.

    2.

    Методика изучения лирического стихотворения на уроках литературного чтения имеет следующие особенности:

    При подготовке к чтению стихотворения учителю необходимо позаботиться о создании в классе особой эмоциональной атмосферы, усиливающей восприятие текста.

    Информацию об авторе произведения желательно сопроводить показом презентации, прочитать детям несколько стихотворений автора, обменяться впечатлениями с детьми.

    Необходимо привлечь внимание детей к теме будущего стихотворения, побеседовать с ними об этом времени года, об их наблюдениях за природой, впечатлениях.

    Желательно предложить детям прослушать музыкальные произведения на тему времени года (П.И.Чайковский, Вивальди, Шопен, Моцарт и др.) Возможные задания: Прослушайте музыкальное произведение. Какие картины вы представили? Как бы вы озаглавили это музыкальное произведение? Какие чувства у вас возникли , когда вы слушали музыку?

    Может быть использован и приём антиципации (по названию, по первой строке, по фамилии автора, ключевым словам, иллюстрации).

    При первом чтении стихотворения используются следующие приемы: выразительное чтение учителя, прослушивание исполнения в записи, самостоятельное чтение.

    При повторном чтении стихотворения используется исключительно приём чтения стихотворения «про себя».

    Анализ лирического стихотворения проводится методом эвристической беседы по тексту. Учитель задаёт разного рода вопросы: фактические, уточняющие, объясняющие, оценочные, творческие. При ответе на вопросы ученики опираются на текст стихотворения.

    В центре внимания учителя – анализ языка и образной системы текста. Учитель обращает внимание детей на то , какие образы создаёт автор в своем стихотворении и как, с помощью каких языковых средств он их создаёт.

    В ряде случаев используется приём стилистического эксперимента: в тексте выделяется особенно необычное слово – образ, объясняется его смысл, подбираются синонимы к этому слову и предпринимается попытка заменить авторское слово синонимом. В итоге все убеждаются в том, насколько авторское слово удачнее каждого их подобранных синонимов.

    Пример (анализ стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной»):

    -Как автор стихотворения описывает осенний день? Какой эпитет он подбирает? (Хрустальный).


    -Как вы понимаете значение этого слова?

    -Подберите синонимы к этому слову. ( Прозрачный, ясный, светлый).

    -Попробуйте каждое из этих слов вставить в стихотворную строку на место слова «хрустальный».


    -Как вы думаете, почему автор выбирает такое необычное слово? Чем оно лучше всех подобранных нами синонимов?

    При анализе лирического стихотворения для развития видения текста используется приём иллюстрирования: словесного, графического, музыкального. В частности, возможны следующие задания:


    -Как вы себе это представляете? Если бы вы были художниками, как бы вы это нарисовали?

    -Рассмотрите иллюстрацию художника к этому стихотворению. Что и как он изобразил на своём рисунке? Что бы вы нарисовали по – другому, иначе?


    -Если бы вы были музыкантами, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? Какой бы она была по своему настроению, темпу?


    -Прослушайте две музыкальные пьесы. Какая, по – вышему, больше подходит к нашему стихотворению?

    На этапе творческого воссоздания прочитанного в большинстве случаев используется прием выразительного чтения стихотворения: ставится задача, определяется тон чтения, обсуждается темп, проводится выборочная разметка текста, репетиции, а затем учащиеся читают стихотворение выразительно вслух. Может быть проведен конкурс на лучшее исполнение произведения. На дом дети получают задание выучить стихотворение наизусть.

    Приведем пример фрагмента урока: анализ стихотворения Ф Тютчева

    «Зима недаром злится»:

    -А сейчас, ребята, давайте поразмышляем над содержанием стихотворения Ф. Тютчева.


    -Какое время года описывает автор? Какой именно момент?

    -Какой проем использует автор при описании противостояния зимы и весны? Почему, по – вашему, слова «зима» и «весна» в стихотворении написаны с большой буквы?

    -Как автор описывает Зиму? Какое у неё настроение? Подтвердите это словами из текста.

    -Как автор называет Зиму? Почему? Как она «борется» с Весной? Подтвердите словами из текста.


    -Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы?


    -А теперь посмотрим, как автор описывает Весну. Какое у неё настроение?


    -Как она реагирует на Зиму? Как она ей отвечает?

    -Кто помогает ей сражаться с Зимой? Подтвердите по тексту.


    -Почему, как вы думаете, Весне «и горя мало» ?


    -Как вы представляете Весну? Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали её портрет?

    -Прослушайте две музыкальные пьесы. Какая из них подходит к образу Зимы, а какая – Весны? (Учитель предлагает послушать отрывки из цикла Вивальди «Времена года»: «Весна» и «Зима»).


    -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что хотел сказать автор? Как вы поняли его настроение?
    Конспект урока «Хитрые грибы»
    Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении.

    Тема – о том, как автор искал грибы в густом лесу

    Идея – это то, для чего написано произведение.

    Идея – Поделиться чувствами и впечатлениями от случившегося, нарисовать словами образ «хитрых грибочков»

    Иди в лес по грибы с хорошим грибознацем – с ним и лукошко будет полным.
    - Ребята, прочитайте название стихотворения на стр.76. Назовите автора стихотворения.

    - Подумайте, почему автор так назвал своё стихотворение.


    - Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?


    - Предположите о каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотворении?

    - А теперь давайте проверим ваши предположения.

    Включаю аудиозапись


    -Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?


    -Много ли грибов нашёл автор?


    - Понятно ли вам, что обозначает слово лукошко?

    (Следует показать картинку и растолковать значение слова.)


    - Как вы думаете, прав ли автор в том, что он «большой корзиной все грибы перепугал»?


    - Почему же он так и не нашёл грибов?

    - Как автор называет грибочки? Прочитайте.

    - С каким чувством он произносит слово хитрые? (Автор употребляет слово «хитрые», как бы укоряя грибы в том, что они спрятались.)


    - А грибы на самом деле хитрые?

    - Почему же автор их так называет? (Чтобы сказать нам о том, что они умеют прятаться и этим проявляют свою хитрость.)

    - Правильно, ребята. А ещё автор с помощью этого слова создаёт образ грибов, которые от нас то и дело прячутся. Поэты часто используют слова не в прямом, а в переносном значении, чтобы создать оригинальный образ.


    - Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба?


    - Как же автор относится к «хитрым грибочкам»? Что мы можем сказать о нём как о человеке?


    - Почему строки о «хитрых грибочках» вызывают у вас улыбку? С какой интонацией будете читать эти строки?

    - Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту историю? (Чтобы мы не сердились на грибы, когда они от нас прячутся, чтобы были более терпеливыми и внима-

    тельными, наблюдательными, подмечали те места, где могут прятаться грибочки, и, конечно, радовались, как и автор, процессу сбора грибов, наслаждались такими моментами жизни.)

    Чтение стихотворения учащимися про себя

    - Ребята, а сейчас мы будем учиться выразительно, читать стихотворение.


    - В каком темпе следует читать произведение?

    -Давайте обозначим паузы и логически ударные слова.

    Увела меня дорожка

    От крылечка в лес густой./

    Я не малое лукошко,/

    А корзину взял с собой.//

    Я заглядывал за кочки,/

    Под березовые пни./

    Ох и хитрые грибочки!

    Где же спрятались они?//

    Зря искал их под осиной

    И под елью зря искал./

    Видно, я большой корзиной

    Все грибы перепугал.//

    -А сейчас потренируемся, прочитайте первые 5 строк вслух.

    - А теперь прочитайте также до конца.

    -Прочитайте стихотворение вслух у доски. Кто готов.

    Чтение стихотворения учащимися в паре.

    - Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интонации чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Если с первого раза не получится, постарайтесь попробовать ещё раз. Затем оцените чтение друг друга с помощью «Лесенки достижений».


    написать администратору сайта